Вуди Аллен \Woody Allen
США, 1 декабря 1935 г.
актер, режиссер
США, 1 декабря 1935 г.
актер, режиссер
Вот говорят: человек создан по образу Б-жьему. То есть вы на полном серьезе полагаете, что Б-г — рыжий, маленького роста и в очках? Эту фразу сказал как-то знаменитый режиссер Вуди Аллен. Как выглядит Всевышний, не знает никто. Но как выглядит бог кино, знают все: он рыжий, маленького роста и в очках. Фильмы Вуди Аллена можно не знать, не смотреть, не любить и не понимать. Но то, что он гений кинематографа, оспорить пока невозможно.
Сайт: sem40.ru
Статья: Фильмы и женщины
— Есть вещи, которые вы еще не успели сделать за 70 лет, но очень хочется?
— Мне бы очень хотелось сделать что-то агрессивное. Я всегда был, что называется, пассивным комиком. Всегда играл человека робкого, трусливого, над которым насмехались и которому не везло с женщинами. В общем, неудачника. А мне хотелось бы сыграть победителя. Просто так, для смеха. Возможно, эта роль у меня не получится, на меня посмотрят и скажут: Г-споди, что это? Он отвратителен! Но мне хочется попробовать.
— Бытует мнение, что комедии вы снимаете для евреев, а драмы — для всех остальных. Так и есть?
— Ха! Это очень смешно! Я никогда не думал об этом с такой стороны. Меня часто спрашивают, почему все комики — евреи. А я всегда говорю, что это заблуждение. Посмотрите на Боба Хоупа (Шпионы как мы.) или Бастера Китона (Огни рампы.). Они не были евреями, но были великими комедийными актерами. Что касается меня, то я рос в еврейском квартале и в еврейской семье. Так что мой юмор идет оттуда, где я вырос. Я не смогу убедительно написать про черную семью, я ее не знаю, но про еврейскую — могу, так как в курсе всех нюансов.
— Прежде чем стать сценаристом, вы были актером разговорного жанра. Вы скучаете по этой работе?
— Да, конечно. Но я слишком ленив, чтобы опять этим заниматься. Провести час на сцене и быть по-настоящему смешным — это огромная работа, на которую сейчас у меня нет ни энергии, ни терпения. Это гораздо сложнее, чем снять фильм. Но, разумеется, я скучаю, потому что разговорный жанр — великая вещь. Я могу его смотреть по телевизору в любое время дня и ночи.
— Что вам легче писать: комедию или трагедию?
— Для меня всегда интереснее писать тяжелый материал. Почти все мои фильмы — комедии, поэтому иногда хочется сделать что-то очень грустное, трагичное. Исключительно для разнообразия. Еще я думаю: а вдруг это меня чему-нибудь научит?
— И как? Чему-нибудь учит?
— В конечном счете — нет. Мне весело делать кино, но обычно в этом нет ничего познавательного. Я уже как-то говорил, что снимать фильмы — это развлечение. Для меня это терапия. Пациенты психбольницы плетут корзины, чтобы быть чем-то заняты. Я — снимаю кино. Занятые пальцы — счастливые пальцы. Я не переживаю из-за фильмов. Мне все равно, если их спустят в унитаз после моей смерти.
— Многим не все равно. Вы не удивляетесь, что актеры никогда не устают с вами работать?
— Я не удивляюсь, потому что они работают со мной, только когда у них перерыв между другими, желанными и прибыльными съемками. Например, если Мартин Скорсезе позвонит им и предложит солидную сумму, они потеряют ко мне всякий интерес. Ну а если они только что закончили где-то сниматься, получили свой гонорар в 10 миллионов долларов и им нечего делать, ну, скажем, до августа, а я звоню им в июне, и им нравится роль, то они рассуждают так: А почему бы и нет?
— Но про вас ходят демонические слухи, что вы можете выгнать актера из картины. Что же он такое должен сделать, чтобы вы его уволили?
— Ну, на самом деле это происходит не по их вине, а из-за моей ошибки во время кастинга.
Я приглашаю актера, и я уверен, что он может все. А потом во время съемок выясняется обратное. Тогда я пробую все мыслимые способы в попытках заставить его сделать то, что мне нужно. Иногда даже иду на обман, невзначай показываю ему, как надо сыграть ту или иную сцену.
— Это работает?
— Иногда — да, а иногда — нет. Я не такой великий режиссер, чтобы заставить играть актера, который не умеет играть. Поэтому после трех дней бесплодных попыток я увольняю актера. Я понимаю, что если мы его оставим, то вся картина умрет.
— И часто вы выгоняли людей?
— Нет, не часто. Но это было, и не раз. И это ужасно. Хотите верьте, хотите нет, у меня были похожие проблемы с Дайан Китон (Любовь по правилам и без, Крестный отец.). Я писал ей смешные острые реплики, но они у нее никогда не получались. Даже несмотря на то, что она одна из самых смешных людей, которых я когда-либо встречал. Но при этом она всегда воровала у меня фильмы.
— В смысле?
— Я всегда писал фильм под себя, а ей отводил роль второго плана. Но когда картина выходила на экраны, Дайан была ее звездой, а моя роль оказывалась второстепенной.
— А как обычно у вас происходит работа над проектом?
— Ну, в этом нет чего-то сложного и сверхъестественного: пишешь сценарий несколько месяцев, потом заканчиваешь его писать.
— Вы до сих пор пишете сценарии от руки?
— Да, я до сих пор предпочитаю писать в блокноте лежа на диване. Но потом я сам — исключительно сам — печатаю его на машинке.
— А почему сразу не печатаете на машинке?
— Во-первых, потому что от руки у меня получается быстрее. Чтобы просто перепечатать, мне нужно дня три, не меньше. А во-вторых, когда я пишу в блокноте, я слушаю свои мысли, проигрываю сценарий в голове. В общем, мне так удобнее, мне так нравится.
— Вы могли бы снять фильм по чужому сценарию?
— Я никогда не делал этого. На самом деле я стал режиссером только потому, что сам пишу сценарии и люблю их писать. Но я не исключаю такой возможности, тем более сейчас, когда я становлюсь старше. Всегда интересно попробовать что-то новое.
— Чем вы обычно занимаетесь в перерыве между съемками?
— Как я отдыхаю? Читаю, слушаю музыку, играю с детьми, провожу время со своей женой.
С того момента, как я вырос, у меня не было более счастливой семейной жизни, чем сейчас. И это для меня очень важно. Но на самом деле я человек низкой культуры: люблю смотреть бейсбол, пить пиво и есть фрикадельки. Любой человек состоит из души и тела. Душа выбирает возвышенные вещи — вроде поэзии и философии, а тело хочет веселья. Мне больше нравится второе.
— Если бы вы захотели сделать татуировку, что бы это было?
— Очень простое слово — Мама.
— Вы бы хотели иметь 100 миллионов долларов на съемку фильма? Или вы счастливы и так, снимая свои малобюджетные картины?
— Нет, я бы хотел, чтобы у меня было 100 миллионов долларов. Кто же этого не хочет?
Его жизнь
• Вуди Аллен родился 1 декабря 1935 года в Бруклине (Нью-Йорк) в семье ювелира Мартина Конигсберга и бухгалтера Нетти Черри.
• Его настоящее имя Аллен Стюарт Конигсберг, однако в 15 лет он придумал псевдоним Вуди Аллен. Учась в старших классах, Аллен за 20 долларов в неделю начал писать шутки в местные газеты и не хотел, чтобы его одноклассники знали об этом. К тому же фамилия Конигсберг казалась Аллену неподходящей для комика. В 1952 году он официально поменял свое имя на Вуди Аллен. Имя Вуди он позаимствовал у известного кларнетиста Вуди Хермана.
• Учиться играть на кларнете Аллен начал в подростковом возрасте, однако на протяжении лет двадцати занимался музыкой исключительно для себя.
В 70-х годах Вуди начал выступать вместе с джаз-бэндом Новый Орлеан в нью-йоркском Michael’s Pub. В 1997 году, после закрытия паба, Аллен вместе с джаз-бэндом переехал в Cafe Carlyle. Концерты проходят каждый понедельник в 21.00. При средней цене 25–45 долларов на любой другой концерт в Cafe Carlyle, билеты на Вуди Аллена стоят 75 долларов. Причем сам Аллен выступает совершенно бесплатно.
• У Аллена нет высшего образования. После школы Вуди поступил в Нью-Йоркский университет на кинематографический факультет. Однако, несмотря на всю свою любовь к кино, учился Вуди очень плохо и потому вскоре был отчислен из университета.
• Аллен редко уезжает из Нью-Йорка, потому что обожает этот город. Вуди живет на Пятой авеню, 930. Говорят, его часто можно увидеть гуляющим недалеко от своего дома.
• Аллен является поклонником Бастера Китона, Жан-Люка Годара и Сергея Эйзенштейна. А своими идолами Вуди называет Ингмара Бергмана, Федерико Феллини и Антона Чехова.
• Рост Вуди Аллена — 1 метр 65 сантиметров.
• Про себя Аллен говорит: “Единственное, о чем я жалею в жизни, — это то, что я не родился кем-то другим”.
Его фильмы
• Вуди влюбился в кино в три года, когда мама отвела его посмотреть фильм Белоснежка. С тех пор, по словам Аллена, кинотеатры стали его вторым домом.
• Первой работой Вуди Аллена в кино стал сценарий к фильму Что нового, кошечка? (1965). До этой картины Аллен уже 15 лет работал на телевидении, однако его имя в титрах не указывалось. Тем не менее свою первую награду — премию Эмми — Вуди получил в 1957 году.
• Как режиссер Аллен дебютировал год спустя. Это был фильм“В чем дело, тигрица Лили? (1966).
• Несмотря на 20 номинаций и три полученных Оскара, Аллен не ходил и не ходит на церемонии. Вуди их игнорирует, потому что, во-первых, не считает кинопремии чем-то выдающимся, а во-вторых, терпеть не может Лос-Анджелес. Единственным исключением стал 2002 год, когда Американская киноакадемия прислала Вуди специальное приглашение. На церемонии, проходившей через полгода после трагических событий в Нью-Йорке, Аллен призвал режиссеров и актеров не прекращать снимать кино в его любимом городе.
• Вокруг меня сложилось два мифа. Первый, что я — интеллектуал, потому что ношу очки. И второй, что я — большой художник, потому что мои фильмы не приносят денег, — говорит сам о себе Вуди Аллен. На самом деле из 36 фильмов, снятых Вуди Алленом, лишь десять картин окупили себя и только пять из них принесли неплохие сборы. Самые кассовые фильмы Аллена: Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить (1972), Спящий (1973) и Энни Холл (1977): их сборы превысили бюджет в девять раз.
• Самым провальным с точки зрения кассовых сборов можно считать фильм Сентябрь (1987): при бюджете в 10 млн долл. сборы составили лишь 500 тыс. долларов.
• Сборы одних из самых известных и любимых зрителями фильмов Вуди Аллена также не превысили стоимость их производства. Бюджет картины Дни радио — 16 млн долл., кассовые сборы — 14,7 млн долл. Разбирая Гарри (1997) обошелся в 20 млн долл., однако собрал лишь 10 млн. Фильм Знаменитость (1998) стоил Аллену 12 млн долл., а прибыль составила 5 млн. Бюджет Проклятия нефритового скорпиона (2001) был 26 млн долл., а сборы — всего 7,5 млн долл. А касса одного из последних шедевров Вуди, Голливудский финал (2002), была в три раза меньше, чем его бюджет: 4,8 млн долл. сборов против потраченных на производство 16 млн долл.
• Собственный фильм Пурпурная роза Каира (1985) Вуди Аллен называет своим самым любимым фильмом.
• Аллен никогда не пересматривает свои картины. Я боюсь, я их возненавижу, — объясняет режиссер.
Его женщины
• Впервые Аллен женился в 20-летнем возрасте: его избранницей стала студентка факультета философии Харлин Розен. Они развелись шесть лет спустя, в 1962 году.
• Второй раз Вуди связал себя узами брака в 1966 году. Женой режиссера стала актриса Луиза Лассер. Аллен снял Луизу в четырех фильмах. Они развелись через три года.
• Одна из любимых актрис Вуди Аллена, Дайан Китон, была не только его музой, но и возлюбленной. Их роман начался в 1970 году, после того как Аллен пригласил Китон сыграть в его спектакле Сыграй это снова, Сэм. Два года спустя Вуди и Дайан выпустили одноименный фильм. Всего же актриса снялась в восьми картинах Аллена, причем фильм Энни Холл (1977) принес Дайан не только мировую славу, но и премию Оскар.
• С актрисой Мией Фэрроу Аллен познакомился в конце 1979 года. Они были очень разными людьми с абсолютно противоположными пристрастиями в жизни, поэтому никогда не думали о свадьбе и даже не жили вместе: окна их квартир располагались напротив, и Миа с Вуди любили махать друг другу полотенцами, когда разговаривали по телефону. Тем не менее их отношения продолжались на протяжении 12 лет. В 1985 году они удочерили новорожденную девочку, которой дали имя Дилан. Через два года у них родился сын Сэтчел. Приемного сына Фэрроу Мозеса Вуди также усыновил.
• Аллен снял Миу Фэрроу в 13 картинах. Первой их совместной работой стал фильм Сексуальная комедия в летнюю ночь (1982), последней — Мужья и жены (1992). В том же году Вуди бросил Фэрроу ради ее приемной дочери Сун-И от второго брака с композитором и дирижером Андре Превином. Когда первый муж Мии — Фрэнк Синатра — узнал об этом, он предложил переломать Аллену ноги. Вместо этого Фэрроу лишила экс-возлюбленного родительских прав на Дилан и Мозеса. Родной сын Аллена также не желает видеться со своим отцом.
• Кореянка Сун-И Превин младше Вуди на 35 лет. Они поженились в 1997 году в Венеции и удочерили двух девочек: в 1998-м Беше и в 2000-м Мэнзи.
• Вуди Аллена неоднократно называли одним из самых сексуальных мужчин в мире, у самого же режиссера отношение к сексу философское: Разница между сексом и смертью в том, что умирать ты можешь один и никто не будет над тобой смеяться.
Сайт: Развлечения из Азербайджана
Статья: Вуди Аллен
Настоящее имя: Allen Stewart Konigsberg
Вуди Аллен родился в Бруклине (Нью-Йорк, США). До того, как стать одним из главных героев кинематографической Америки, Аллен с 15 лет поставлял короткие заметки о слухах и сплетнях в газетные колонки светской хроники, а потом некоторое время работал актером-комиком в бродвейских постановках. Его первая пьеса ("Что нового, киска?", 1965) была написана в соавторстве с будущей женой Аллена Луизой Лэссе и вполне успешно прошла испытание сценой. На следующий год Аллен снял свой первый фильм под названием "Как дела, Тигровая Лилия?", заработав на нем 66 тыс. долл. После этого практически каждый год Аллен выпускал по картине, и почти все его детища получали благосклонные отзывы критиков и зрительскую любовь. В большинстве своих картин Аллен един в трех лицах - он выступает в качестве режиссера, пишет сценарий и играет одну из ролей. Одним из фирменных знаков картин Аллена стало то, что часто в своих картинах герои Вуди обращаются непосредственно в камеру.
Город - главный персонаж большинства фильмов Вуди Аллена. Сюжеты его картин - дни и сумерки, дождливые вечера и жаркое лето городских жителей, их любови, проблемы и неврозы. Все это смешивается в иронический, неповторимый и интеллектуальный узор, в который вплетается и зритель с первых кадров любой картины мастера.
Всю жизнь борясь с самыми разнообразными комплексами, большинство которых он обсуждал, обдумывал и проживал в своих картинах, Аллен умудрялся жениться, разводиться и иметь столько романов, сколько порой не способна крутить самая сексуальная и привлекательная звезда мужского пола. Не менее, чем своими картинами и любовными приключениями, Аллен известен своей привязанностью к музыкальному инструменту под названием кларнет и постоянной потребностью в личном психоаналитике, с которым никогда не расстается надолго, несмотря на переходящие из фильма в фильм издевательства над фрейдизмом вообще и психоанализом в частности.
Разойдясь с первой женой Луизой, Аллен влюбляется в актрису Дайан Китон, которая становится на долгие годы его музой и которую Аллен снимает в каждой картине. В 1977-м за картину "Энни Холл" Вуди Аллен получил сразу три Оскара - за лучшую мужскую роль, которую сам же и сыграл, за лучшую женскую роль (Дайан Китон) и лучший сценарий. Главный герой "Энни Холл" - профессиональный комик Элви Зингер, находящийся в глубокой депрессии от того, что его бросила любимая девушка Энни Холл. К своему триумфу Вуди Аллен относится чересчур философски и тройную награду комментирует следующим образом: "В этом году я - звезда. Но чем я буду в следующем году - черной дырой?"
Когда карьера Аллена резко пошла в гору - причем популярность режиссера росла прямо пропорционально его неврозам, - он раз и навсегда установил жесткий и неизменный ритуал своей жизни. Теннис, занятия на кларнете, съемки новых картин и периоды одиночества, когда он прячется ото всех любопытных глаз в своем доме. Правда, и в обычные времена Аллен проявляет себя как режиссер, демонстративно отделяющий себя от голливудской тусовки и редко покидает свой любимый Манхэттен.
Кроме своих кинематографических занятий, Аллен хорошо в Америке не только как кинематографист, но и как писатель. С достаточной регулярностью он публиковал в "Нью-Йоркер" язвительные и остроумные фельетоны и даже выпустил несколько книг. Некоторые его заметки и рассказы переведены на русский - их можно найти в сборнике "Ничего смешного" (М., НЛО, 1999).
Трагикомедия, по которой режиссуру Вуди Аллена представляют себе зрители в большинстве стран мира, имеет длинное название "Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить". Несколько новелл, в которых с иронией и сочувствием рассматриваются проявления нетривиальных сексуальных влечений, объединены общей темой превратностей судьбы и человеческих желаний. Название Аллен позаимствовал у одного из самых известных американских учебников по сексологии.
После того, как его долгие отношения с любимой актрисой и женщиной Дайан Китон окончились разрывом, в 1980 г. Аллен влюбляется в другую актрису - Миа Фэрроу. Вместе с Миа Вуди усыновляет еще двух детей, кроме того, Миа рожает ему родного сына. С Миа Аллен делает 11 картин. Среди них очаровательно запутанная "Эротическая комедия в летнюю ночь " - картина о том, как на вечеринке у семейной пары в тугой клубок спутываются сложные интеллектуальные и сексуальные отношения их близких и дальних приятелей. Сюжеты фильмов Аллена легко переносятся на любую почву и в любую страну, где есть легко узнаваемый слой населения под названием "творческая интеллигенция". Трагикомедия "Ханна и ее сестры" рассказывает о сложных отношениях в большой, любящей, но взбалмошной еврейской семье с пылкими страстями и вполне земными проблемами. Еще один фильм Аллена "Мужья и жены" - о том, как в определенный момент близкие друзья начинают управлять чужими судьбами и считают себя вправе требовать от других исполнения собственных желаний. Изысканный и изящный фильм о праве на частную жизнь, которое приходится отстаивать даже в отношениях с друзьями и собственными супругами.
В середине 90-х Аллен дает повод для самых скандальных газетных заголовков. Его обвиняют в инцесте по отношению к его несовершеннолетней приемной дочери Сун-Йи (правда, Миа удочерила девочку еще во время предыдущего брака с дирижером Андре Превеном). Обвинения в сексуальных домогательствах были благополучно опровергнуты - что, правда, не помешало Аллену жениться на бывшей дочурке, разведясь с Миа, которая теперь не пускает экс-супруга на порог и не желает слышать его имени.
В 1994 г. Аллен снимает фильм "Пули над Бродвеем", главную мысль которого можно сформулировать следующим образом: в любви и в искусстве все позволено. Это одна из редких картин режиссера, в которой он не участвовал как актер. "Пули над Бродвеем" - блестящая и едкая сатира на нравы театральной элиты, о свойствах закулисной жизни и тяготах мученика, осмелившегося написать пьесу и желать, чтобы она была поставлена.
В 1995 г. выходит фильм "Могучая Афродита", темы которого усыновление и супружеская измена, несомненно близки и хорошо изучены режиссером лично.
В 96-м Вуди Аллен снял иронический мюзикл "Все говорят, что я тебя люблю" - как обычно, чуть взбалмошный и легкомысленный, но очень трогательный и честный фильм о любви. Интонация картины сильно отличалась от того печального ослика Иа-Иа, которого обычно больше всего напоминает Аллен. В фильме Аллена запели даже те актеры, у которых раньше отсутствие слуха и голоса не подвергалось никакому сомнению - а вышло забавно и мило. Кроме того, звездность состава фильма потрясала воображение публики: в нем сыграли Джулия Робертс, Натали Портман, Голди Хоун, Дрю Бэрримор, Алан Альда и, конечно же, сам Вуди Аллен.
Но на следующий год, в картине "Разбирая Гарри" Аллен вновь возвратился в привычное состояние нервической обреченности и безнадежного, хоть и иронического пессимизма. Здесь Аллен сыграл писателя, очередной бестселлер которого основан на реальных событиях жизни автора-горемыки и его ближайших знакомых. Теперь все его лучшие друзья перешли в стан злейших врагов, и выпутаться из ситуации без потерь не представляется возможным.
В 1998 г. Аллен озвучил мультипликационного персонажа муравья Антца, который был срисован с режиссера и очень напоминал прототипа интонациями и умонастроением. В том же году картину "Знаменитость" Аллен, как обычно, посвящает исследованию жизни нью-йоркской супружеской пары, разнообразно и сложно переживающей свой развод.
В фильме 1999 г. "Сладкий и гадкий" Аллен объединил две свои излюбленные стихии - музыку и ностальгию, где Шон Пенн сыграл джазового гитариста 30-х годов - всегда небритого и вечно чуть под хмельком.
Вуди Аллен свободно говорит по-французски, обожает Венецию и даже помог организовать фонд восстановления одного венецианского театра, разрушенного огнем. Философ Вуди Аллен "хочет добиться бессмертия не своими работами, а просто - вечно оставаясь в живых". Аллен замечает: "Я не боюсь смерти. Я просто боюсь попасться ей в лапы".
А знаменитый французский режиссер Луи Маль считает, что "Вуди Аллен - один из тех счастливчиков, которые делают именно то, чего им действительно хочется".
Фильмография Вуди Аллен
/Woody Allen/
Актерские работы:
Казино ''Ройяль'' [1967]
Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить [1972]
Нью Йоркские истории [1989]
Таинственное убийство в Манхеттене [1993]
Все говорят, что я люблю тебя [1996]
Муравей Антц [1998]
Проклятие Нефритового Скорпиона [2001]
Кое-что ещё [2003]
Матч пойнт [2005]
Режиссерские работы:
Бананы [1971]
Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить [1972]
Нью Йоркские истории [1989]
Таинственное убийство в Манхеттене [1993]
Все говорят, что я люблю тебя [1996]
Проклятие Нефритового Скорпиона [2001]
Кое-что ещё [2003]
Мелинда и Мелинда [2004]
Матч пойнт [2005]
Сенсация (2006)
Сайт: sem40.ru
Статья: Фильмы и женщины
— Есть вещи, которые вы еще не успели сделать за 70 лет, но очень хочется?
— Мне бы очень хотелось сделать что-то агрессивное. Я всегда был, что называется, пассивным комиком. Всегда играл человека робкого, трусливого, над которым насмехались и которому не везло с женщинами. В общем, неудачника. А мне хотелось бы сыграть победителя. Просто так, для смеха. Возможно, эта роль у меня не получится, на меня посмотрят и скажут: Г-споди, что это? Он отвратителен! Но мне хочется попробовать.
— Бытует мнение, что комедии вы снимаете для евреев, а драмы — для всех остальных. Так и есть?
— Ха! Это очень смешно! Я никогда не думал об этом с такой стороны. Меня часто спрашивают, почему все комики — евреи. А я всегда говорю, что это заблуждение. Посмотрите на Боба Хоупа (Шпионы как мы.) или Бастера Китона (Огни рампы.). Они не были евреями, но были великими комедийными актерами. Что касается меня, то я рос в еврейском квартале и в еврейской семье. Так что мой юмор идет оттуда, где я вырос. Я не смогу убедительно написать про черную семью, я ее не знаю, но про еврейскую — могу, так как в курсе всех нюансов.
— Прежде чем стать сценаристом, вы были актером разговорного жанра. Вы скучаете по этой работе?
— Да, конечно. Но я слишком ленив, чтобы опять этим заниматься. Провести час на сцене и быть по-настоящему смешным — это огромная работа, на которую сейчас у меня нет ни энергии, ни терпения. Это гораздо сложнее, чем снять фильм. Но, разумеется, я скучаю, потому что разговорный жанр — великая вещь. Я могу его смотреть по телевизору в любое время дня и ночи.
— Что вам легче писать: комедию или трагедию?
— Для меня всегда интереснее писать тяжелый материал. Почти все мои фильмы — комедии, поэтому иногда хочется сделать что-то очень грустное, трагичное. Исключительно для разнообразия. Еще я думаю: а вдруг это меня чему-нибудь научит?
— И как? Чему-нибудь учит?
— В конечном счете — нет. Мне весело делать кино, но обычно в этом нет ничего познавательного. Я уже как-то говорил, что снимать фильмы — это развлечение. Для меня это терапия. Пациенты психбольницы плетут корзины, чтобы быть чем-то заняты. Я — снимаю кино. Занятые пальцы — счастливые пальцы. Я не переживаю из-за фильмов. Мне все равно, если их спустят в унитаз после моей смерти.
— Многим не все равно. Вы не удивляетесь, что актеры никогда не устают с вами работать?
— Я не удивляюсь, потому что они работают со мной, только когда у них перерыв между другими, желанными и прибыльными съемками. Например, если Мартин Скорсезе позвонит им и предложит солидную сумму, они потеряют ко мне всякий интерес. Ну а если они только что закончили где-то сниматься, получили свой гонорар в 10 миллионов долларов и им нечего делать, ну, скажем, до августа, а я звоню им в июне, и им нравится роль, то они рассуждают так: А почему бы и нет?
— Но про вас ходят демонические слухи, что вы можете выгнать актера из картины. Что же он такое должен сделать, чтобы вы его уволили?
— Ну, на самом деле это происходит не по их вине, а из-за моей ошибки во время кастинга.
Я приглашаю актера, и я уверен, что он может все. А потом во время съемок выясняется обратное. Тогда я пробую все мыслимые способы в попытках заставить его сделать то, что мне нужно. Иногда даже иду на обман, невзначай показываю ему, как надо сыграть ту или иную сцену.
— Это работает?
— Иногда — да, а иногда — нет. Я не такой великий режиссер, чтобы заставить играть актера, который не умеет играть. Поэтому после трех дней бесплодных попыток я увольняю актера. Я понимаю, что если мы его оставим, то вся картина умрет.
— И часто вы выгоняли людей?
— Нет, не часто. Но это было, и не раз. И это ужасно. Хотите верьте, хотите нет, у меня были похожие проблемы с Дайан Китон (Любовь по правилам и без, Крестный отец.). Я писал ей смешные острые реплики, но они у нее никогда не получались. Даже несмотря на то, что она одна из самых смешных людей, которых я когда-либо встречал. Но при этом она всегда воровала у меня фильмы.
— В смысле?
— Я всегда писал фильм под себя, а ей отводил роль второго плана. Но когда картина выходила на экраны, Дайан была ее звездой, а моя роль оказывалась второстепенной.
— А как обычно у вас происходит работа над проектом?
— Ну, в этом нет чего-то сложного и сверхъестественного: пишешь сценарий несколько месяцев, потом заканчиваешь его писать.
— Вы до сих пор пишете сценарии от руки?
— Да, я до сих пор предпочитаю писать в блокноте лежа на диване. Но потом я сам — исключительно сам — печатаю его на машинке.
— А почему сразу не печатаете на машинке?
— Во-первых, потому что от руки у меня получается быстрее. Чтобы просто перепечатать, мне нужно дня три, не меньше. А во-вторых, когда я пишу в блокноте, я слушаю свои мысли, проигрываю сценарий в голове. В общем, мне так удобнее, мне так нравится.
— Вы могли бы снять фильм по чужому сценарию?
— Я никогда не делал этого. На самом деле я стал режиссером только потому, что сам пишу сценарии и люблю их писать. Но я не исключаю такой возможности, тем более сейчас, когда я становлюсь старше. Всегда интересно попробовать что-то новое.
— Чем вы обычно занимаетесь в перерыве между съемками?
— Как я отдыхаю? Читаю, слушаю музыку, играю с детьми, провожу время со своей женой.
С того момента, как я вырос, у меня не было более счастливой семейной жизни, чем сейчас. И это для меня очень важно. Но на самом деле я человек низкой культуры: люблю смотреть бейсбол, пить пиво и есть фрикадельки. Любой человек состоит из души и тела. Душа выбирает возвышенные вещи — вроде поэзии и философии, а тело хочет веселья. Мне больше нравится второе.
— Если бы вы захотели сделать татуировку, что бы это было?
— Очень простое слово — Мама.
— Вы бы хотели иметь 100 миллионов долларов на съемку фильма? Или вы счастливы и так, снимая свои малобюджетные картины?
— Нет, я бы хотел, чтобы у меня было 100 миллионов долларов. Кто же этого не хочет?
Его жизнь
• Вуди Аллен родился 1 декабря 1935 года в Бруклине (Нью-Йорк) в семье ювелира Мартина Конигсберга и бухгалтера Нетти Черри.
• Его настоящее имя Аллен Стюарт Конигсберг, однако в 15 лет он придумал псевдоним Вуди Аллен. Учась в старших классах, Аллен за 20 долларов в неделю начал писать шутки в местные газеты и не хотел, чтобы его одноклассники знали об этом. К тому же фамилия Конигсберг казалась Аллену неподходящей для комика. В 1952 году он официально поменял свое имя на Вуди Аллен. Имя Вуди он позаимствовал у известного кларнетиста Вуди Хермана.
• Учиться играть на кларнете Аллен начал в подростковом возрасте, однако на протяжении лет двадцати занимался музыкой исключительно для себя.
В 70-х годах Вуди начал выступать вместе с джаз-бэндом Новый Орлеан в нью-йоркском Michael’s Pub. В 1997 году, после закрытия паба, Аллен вместе с джаз-бэндом переехал в Cafe Carlyle. Концерты проходят каждый понедельник в 21.00. При средней цене 25–45 долларов на любой другой концерт в Cafe Carlyle, билеты на Вуди Аллена стоят 75 долларов. Причем сам Аллен выступает совершенно бесплатно.
• У Аллена нет высшего образования. После школы Вуди поступил в Нью-Йоркский университет на кинематографический факультет. Однако, несмотря на всю свою любовь к кино, учился Вуди очень плохо и потому вскоре был отчислен из университета.
• Аллен редко уезжает из Нью-Йорка, потому что обожает этот город. Вуди живет на Пятой авеню, 930. Говорят, его часто можно увидеть гуляющим недалеко от своего дома.
• Аллен является поклонником Бастера Китона, Жан-Люка Годара и Сергея Эйзенштейна. А своими идолами Вуди называет Ингмара Бергмана, Федерико Феллини и Антона Чехова.
• Рост Вуди Аллена — 1 метр 65 сантиметров.
• Про себя Аллен говорит: “Единственное, о чем я жалею в жизни, — это то, что я не родился кем-то другим”.
Его фильмы
• Вуди влюбился в кино в три года, когда мама отвела его посмотреть фильм Белоснежка. С тех пор, по словам Аллена, кинотеатры стали его вторым домом.
• Первой работой Вуди Аллена в кино стал сценарий к фильму Что нового, кошечка? (1965). До этой картины Аллен уже 15 лет работал на телевидении, однако его имя в титрах не указывалось. Тем не менее свою первую награду — премию Эмми — Вуди получил в 1957 году.
• Как режиссер Аллен дебютировал год спустя. Это был фильм“В чем дело, тигрица Лили? (1966).
• Несмотря на 20 номинаций и три полученных Оскара, Аллен не ходил и не ходит на церемонии. Вуди их игнорирует, потому что, во-первых, не считает кинопремии чем-то выдающимся, а во-вторых, терпеть не может Лос-Анджелес. Единственным исключением стал 2002 год, когда Американская киноакадемия прислала Вуди специальное приглашение. На церемонии, проходившей через полгода после трагических событий в Нью-Йорке, Аллен призвал режиссеров и актеров не прекращать снимать кино в его любимом городе.
• Вокруг меня сложилось два мифа. Первый, что я — интеллектуал, потому что ношу очки. И второй, что я — большой художник, потому что мои фильмы не приносят денег, — говорит сам о себе Вуди Аллен. На самом деле из 36 фильмов, снятых Вуди Алленом, лишь десять картин окупили себя и только пять из них принесли неплохие сборы. Самые кассовые фильмы Аллена: Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить (1972), Спящий (1973) и Энни Холл (1977): их сборы превысили бюджет в девять раз.
• Самым провальным с точки зрения кассовых сборов можно считать фильм Сентябрь (1987): при бюджете в 10 млн долл. сборы составили лишь 500 тыс. долларов.
• Сборы одних из самых известных и любимых зрителями фильмов Вуди Аллена также не превысили стоимость их производства. Бюджет картины Дни радио — 16 млн долл., кассовые сборы — 14,7 млн долл. Разбирая Гарри (1997) обошелся в 20 млн долл., однако собрал лишь 10 млн. Фильм Знаменитость (1998) стоил Аллену 12 млн долл., а прибыль составила 5 млн. Бюджет Проклятия нефритового скорпиона (2001) был 26 млн долл., а сборы — всего 7,5 млн долл. А касса одного из последних шедевров Вуди, Голливудский финал (2002), была в три раза меньше, чем его бюджет: 4,8 млн долл. сборов против потраченных на производство 16 млн долл.
• Собственный фильм Пурпурная роза Каира (1985) Вуди Аллен называет своим самым любимым фильмом.
• Аллен никогда не пересматривает свои картины. Я боюсь, я их возненавижу, — объясняет режиссер.
Его женщины
• Впервые Аллен женился в 20-летнем возрасте: его избранницей стала студентка факультета философии Харлин Розен. Они развелись шесть лет спустя, в 1962 году.
• Второй раз Вуди связал себя узами брака в 1966 году. Женой режиссера стала актриса Луиза Лассер. Аллен снял Луизу в четырех фильмах. Они развелись через три года.
• Одна из любимых актрис Вуди Аллена, Дайан Китон, была не только его музой, но и возлюбленной. Их роман начался в 1970 году, после того как Аллен пригласил Китон сыграть в его спектакле Сыграй это снова, Сэм. Два года спустя Вуди и Дайан выпустили одноименный фильм. Всего же актриса снялась в восьми картинах Аллена, причем фильм Энни Холл (1977) принес Дайан не только мировую славу, но и премию Оскар.
• С актрисой Мией Фэрроу Аллен познакомился в конце 1979 года. Они были очень разными людьми с абсолютно противоположными пристрастиями в жизни, поэтому никогда не думали о свадьбе и даже не жили вместе: окна их квартир располагались напротив, и Миа с Вуди любили махать друг другу полотенцами, когда разговаривали по телефону. Тем не менее их отношения продолжались на протяжении 12 лет. В 1985 году они удочерили новорожденную девочку, которой дали имя Дилан. Через два года у них родился сын Сэтчел. Приемного сына Фэрроу Мозеса Вуди также усыновил.
• Аллен снял Миу Фэрроу в 13 картинах. Первой их совместной работой стал фильм Сексуальная комедия в летнюю ночь (1982), последней — Мужья и жены (1992). В том же году Вуди бросил Фэрроу ради ее приемной дочери Сун-И от второго брака с композитором и дирижером Андре Превином. Когда первый муж Мии — Фрэнк Синатра — узнал об этом, он предложил переломать Аллену ноги. Вместо этого Фэрроу лишила экс-возлюбленного родительских прав на Дилан и Мозеса. Родной сын Аллена также не желает видеться со своим отцом.
• Кореянка Сун-И Превин младше Вуди на 35 лет. Они поженились в 1997 году в Венеции и удочерили двух девочек: в 1998-м Беше и в 2000-м Мэнзи.
• Вуди Аллена неоднократно называли одним из самых сексуальных мужчин в мире, у самого же режиссера отношение к сексу философское: Разница между сексом и смертью в том, что умирать ты можешь один и никто не будет над тобой смеяться.
Сайт: Развлечения из Азербайджана
Статья: Вуди Аллен
Настоящее имя: Allen Stewart Konigsberg
Вуди Аллен родился в Бруклине (Нью-Йорк, США). До того, как стать одним из главных героев кинематографической Америки, Аллен с 15 лет поставлял короткие заметки о слухах и сплетнях в газетные колонки светской хроники, а потом некоторое время работал актером-комиком в бродвейских постановках. Его первая пьеса ("Что нового, киска?", 1965) была написана в соавторстве с будущей женой Аллена Луизой Лэссе и вполне успешно прошла испытание сценой. На следующий год Аллен снял свой первый фильм под названием "Как дела, Тигровая Лилия?", заработав на нем 66 тыс. долл. После этого практически каждый год Аллен выпускал по картине, и почти все его детища получали благосклонные отзывы критиков и зрительскую любовь. В большинстве своих картин Аллен един в трех лицах - он выступает в качестве режиссера, пишет сценарий и играет одну из ролей. Одним из фирменных знаков картин Аллена стало то, что часто в своих картинах герои Вуди обращаются непосредственно в камеру.
Город - главный персонаж большинства фильмов Вуди Аллена. Сюжеты его картин - дни и сумерки, дождливые вечера и жаркое лето городских жителей, их любови, проблемы и неврозы. Все это смешивается в иронический, неповторимый и интеллектуальный узор, в который вплетается и зритель с первых кадров любой картины мастера.
Всю жизнь борясь с самыми разнообразными комплексами, большинство которых он обсуждал, обдумывал и проживал в своих картинах, Аллен умудрялся жениться, разводиться и иметь столько романов, сколько порой не способна крутить самая сексуальная и привлекательная звезда мужского пола. Не менее, чем своими картинами и любовными приключениями, Аллен известен своей привязанностью к музыкальному инструменту под названием кларнет и постоянной потребностью в личном психоаналитике, с которым никогда не расстается надолго, несмотря на переходящие из фильма в фильм издевательства над фрейдизмом вообще и психоанализом в частности.
Разойдясь с первой женой Луизой, Аллен влюбляется в актрису Дайан Китон, которая становится на долгие годы его музой и которую Аллен снимает в каждой картине. В 1977-м за картину "Энни Холл" Вуди Аллен получил сразу три Оскара - за лучшую мужскую роль, которую сам же и сыграл, за лучшую женскую роль (Дайан Китон) и лучший сценарий. Главный герой "Энни Холл" - профессиональный комик Элви Зингер, находящийся в глубокой депрессии от того, что его бросила любимая девушка Энни Холл. К своему триумфу Вуди Аллен относится чересчур философски и тройную награду комментирует следующим образом: "В этом году я - звезда. Но чем я буду в следующем году - черной дырой?"
Когда карьера Аллена резко пошла в гору - причем популярность режиссера росла прямо пропорционально его неврозам, - он раз и навсегда установил жесткий и неизменный ритуал своей жизни. Теннис, занятия на кларнете, съемки новых картин и периоды одиночества, когда он прячется ото всех любопытных глаз в своем доме. Правда, и в обычные времена Аллен проявляет себя как режиссер, демонстративно отделяющий себя от голливудской тусовки и редко покидает свой любимый Манхэттен.
Кроме своих кинематографических занятий, Аллен хорошо в Америке не только как кинематографист, но и как писатель. С достаточной регулярностью он публиковал в "Нью-Йоркер" язвительные и остроумные фельетоны и даже выпустил несколько книг. Некоторые его заметки и рассказы переведены на русский - их можно найти в сборнике "Ничего смешного" (М., НЛО, 1999).
Трагикомедия, по которой режиссуру Вуди Аллена представляют себе зрители в большинстве стран мира, имеет длинное название "Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить". Несколько новелл, в которых с иронией и сочувствием рассматриваются проявления нетривиальных сексуальных влечений, объединены общей темой превратностей судьбы и человеческих желаний. Название Аллен позаимствовал у одного из самых известных американских учебников по сексологии.
После того, как его долгие отношения с любимой актрисой и женщиной Дайан Китон окончились разрывом, в 1980 г. Аллен влюбляется в другую актрису - Миа Фэрроу. Вместе с Миа Вуди усыновляет еще двух детей, кроме того, Миа рожает ему родного сына. С Миа Аллен делает 11 картин. Среди них очаровательно запутанная "Эротическая комедия в летнюю ночь " - картина о том, как на вечеринке у семейной пары в тугой клубок спутываются сложные интеллектуальные и сексуальные отношения их близких и дальних приятелей. Сюжеты фильмов Аллена легко переносятся на любую почву и в любую страну, где есть легко узнаваемый слой населения под названием "творческая интеллигенция". Трагикомедия "Ханна и ее сестры" рассказывает о сложных отношениях в большой, любящей, но взбалмошной еврейской семье с пылкими страстями и вполне земными проблемами. Еще один фильм Аллена "Мужья и жены" - о том, как в определенный момент близкие друзья начинают управлять чужими судьбами и считают себя вправе требовать от других исполнения собственных желаний. Изысканный и изящный фильм о праве на частную жизнь, которое приходится отстаивать даже в отношениях с друзьями и собственными супругами.
В середине 90-х Аллен дает повод для самых скандальных газетных заголовков. Его обвиняют в инцесте по отношению к его несовершеннолетней приемной дочери Сун-Йи (правда, Миа удочерила девочку еще во время предыдущего брака с дирижером Андре Превеном). Обвинения в сексуальных домогательствах были благополучно опровергнуты - что, правда, не помешало Аллену жениться на бывшей дочурке, разведясь с Миа, которая теперь не пускает экс-супруга на порог и не желает слышать его имени.
В 1994 г. Аллен снимает фильм "Пули над Бродвеем", главную мысль которого можно сформулировать следующим образом: в любви и в искусстве все позволено. Это одна из редких картин режиссера, в которой он не участвовал как актер. "Пули над Бродвеем" - блестящая и едкая сатира на нравы театральной элиты, о свойствах закулисной жизни и тяготах мученика, осмелившегося написать пьесу и желать, чтобы она была поставлена.
В 1995 г. выходит фильм "Могучая Афродита", темы которого усыновление и супружеская измена, несомненно близки и хорошо изучены режиссером лично.
В 96-м Вуди Аллен снял иронический мюзикл "Все говорят, что я тебя люблю" - как обычно, чуть взбалмошный и легкомысленный, но очень трогательный и честный фильм о любви. Интонация картины сильно отличалась от того печального ослика Иа-Иа, которого обычно больше всего напоминает Аллен. В фильме Аллена запели даже те актеры, у которых раньше отсутствие слуха и голоса не подвергалось никакому сомнению - а вышло забавно и мило. Кроме того, звездность состава фильма потрясала воображение публики: в нем сыграли Джулия Робертс, Натали Портман, Голди Хоун, Дрю Бэрримор, Алан Альда и, конечно же, сам Вуди Аллен.
Но на следующий год, в картине "Разбирая Гарри" Аллен вновь возвратился в привычное состояние нервической обреченности и безнадежного, хоть и иронического пессимизма. Здесь Аллен сыграл писателя, очередной бестселлер которого основан на реальных событиях жизни автора-горемыки и его ближайших знакомых. Теперь все его лучшие друзья перешли в стан злейших врагов, и выпутаться из ситуации без потерь не представляется возможным.
В 1998 г. Аллен озвучил мультипликационного персонажа муравья Антца, который был срисован с режиссера и очень напоминал прототипа интонациями и умонастроением. В том же году картину "Знаменитость" Аллен, как обычно, посвящает исследованию жизни нью-йоркской супружеской пары, разнообразно и сложно переживающей свой развод.
В фильме 1999 г. "Сладкий и гадкий" Аллен объединил две свои излюбленные стихии - музыку и ностальгию, где Шон Пенн сыграл джазового гитариста 30-х годов - всегда небритого и вечно чуть под хмельком.
Вуди Аллен свободно говорит по-французски, обожает Венецию и даже помог организовать фонд восстановления одного венецианского театра, разрушенного огнем. Философ Вуди Аллен "хочет добиться бессмертия не своими работами, а просто - вечно оставаясь в живых". Аллен замечает: "Я не боюсь смерти. Я просто боюсь попасться ей в лапы".
А знаменитый французский режиссер Луи Маль считает, что "Вуди Аллен - один из тех счастливчиков, которые делают именно то, чего им действительно хочется".
Фильмография Вуди Аллен
/Woody Allen/
Актерские работы:
Казино ''Ройяль'' [1967]
Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить [1972]
Нью Йоркские истории [1989]
Таинственное убийство в Манхеттене [1993]
Все говорят, что я люблю тебя [1996]
Муравей Антц [1998]
Проклятие Нефритового Скорпиона [2001]
Кое-что ещё [2003]
Матч пойнт [2005]
Режиссерские работы:
Бананы [1971]
Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить [1972]
Нью Йоркские истории [1989]
Таинственное убийство в Манхеттене [1993]
Все говорят, что я люблю тебя [1996]
Проклятие Нефритового Скорпиона [2001]
Кое-что ещё [2003]
Мелинда и Мелинда [2004]
Матч пойнт [2005]
Сенсация (2006)