Кристиан Морган Бейл \Christian Bale
Великобритания, 30 января 1974 г.
актер
Великобритания, 30 января 1974 г.
актер
В один из последних дней Берлинского кинофестиваля вне конкурса показали параноидальный испано-американский триллер "Машинист" (он выйдет у нас в прокат). Главную роль - человека, который уже год страдает бессонницей и везде находит подтверждения того, что все в заговоре против него и пытаются свести его с ума, сыграл Кристиан БЕЙЛ. С одной из самых многообещающих звезд современного кинематографа, новым Бэтменом (съемки "Бэтмена-5" вот-вот начнутся) пообщался кинообозреватель "Известий" Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ.
Автор: Юрий Гладильщиков
Сайт: Известия
Статья: КРИСТИАН БЕЙЛ: "Я ТОЧНО БУДУ БЭТМЕНОМ, НО ВОТ БОНДОМ - ПОГЛЯДИМ"
- Глядя на вас сейчас, понимаю, что вы потеряли ради роли в фильме "Машинист" не много, а очень много килограммов. Ваш Машинист по имени Тревор выглядит как узник концлагеря. Как вам удалось сбросить вес и затем набрать его снова?
- Должен заметить, что набрать вес обратно намного легче (смеется). Но мне действительно удалось сбросить шестьдесят фунтов (примерно двадцать пять килограммов. - "Известия"). Оказалось, что труднее всего начало. Ты ведь не можешь на время голодания, а оно продолжалось четыре месяца, спрятаться от внешнего мира. Твое тело требует привычной еды, и ты находишься при этом в привычной домашней обстановке, зная, где стоит холодильник, ты продолжаешь вести социальную жизнь, которая всегда связана с едой, питьем, выпивкой, и должен каким-то образом от них отказываться. Ощущая при этом ресторанные запахи... А тут еще начинаешь постоянно взвешиваться, а вес почему-то не уходит, и ты нервничаешь: "Боже, ну давай же наконец!" А иногда, наоборот, утром подходишь к зеркалу и думаешь: неужели я еще способен дышать? В этой ситуации ни в коем случае нельзя злиться и проявлять нетерпение. Я очень-очень подумаю, прежде чем повторять подобный опыт. Только сверхособый сценарий, фильм, который достоин жертвы с твоей стороны, заставит меня сделать столь же экстремальный шаг. Зато знаете, до какой степени моя жена восхищается теперь мной как мужественной личностью?
- Ваш страдающий от бессонницы Машинист выглядит на экране смертельно уставшим. Как вы играли усталость?
- Я сам пытался не спать - недолго, разумеется, пару ночей, больше выдержать не мог. Либо же спал всего пару часов, а остальное время ночи просто сидел на кровати, уставившись в стену. Удивительно, но когда чувствуешь себя очень уставшим, в мозгах что-то происходит - и усталость даже доставляет удовольствие. Хотя бы потому, что в состоянии усталости легче ощущать себя другим, то есть собственно играть.
- Машинист Тревор читает ночами "Идиота" Достоевского. Вы вкладывали в это особый смысл?
- Я сам не читал "Идиота", но читал "Преступление и наказание" и вижу много общего между моим персонажем и Раскольниковым. Это общее в чувстве вины, которое их потаенно гложет. Кроме того, я читал "Двойника" и понимаю, что тема двойников в "Машинисте" тоже во многом навеяна Достоевским. Кстати, в сценарии двойник моего Тревора по имени Иван (Бейл, разумеется, произносит "Айвен") был внешне похож на него. Идея сделать его совсем другим, абсурдно не похожим и вообще чернокожим, кажется мне очень удачной, потому что запутывает зрителя и усиливает в фильме элемент триллера. А возвращаясь к Достоевскому, я вижу в фильме еще две отсылки к нему. Во-первых, явно не случайно, что многие персонажи носят русские имена: Мариа, Айвен, Николас. А во-вторых, мой персонаж обитает в воображаемом мире, который кажется ему единственно реальным. А Николас вдобавок страдает эпилепсией, как герой "Идиота"... видите, как много пересечений!
- Вы не опасались, что после "Американского психопата" вас начнут путать с вашим персонажем - яппи в кровавом угаре (фильм про то, что правильные яппи звереют от правильности, желают потреблять мир без ограничений, обладают внутренней тягой к насилию)? И что в современном мире это может вам реально повредить?
- Меня действительно часто спрашивали в интервью: "А много ли общего между вами и вашим психопатом?" Некоторые люди путали персонаж с фильмом, говоря, что фильм безнравственный, опасный, поскольку вокруг и без того много насилия. А фильм ведь сатирический, направленный против общества крайнего потребления. Но я не боюсь обвинений.
- Фамилия вашего "американского психопата" была Bateman, что означает "Бешеный" и пародирует имя Batman. Теперь вы будете именно Batman'ом, станете четвертым современным Бэтменом после Майкла Китона, снявшегося в двух первых фильмах Тима Бёртона, Вэла Килмера и Джорджа Клуни. Какой из предыдущих фильмов - ваш любимый?
- Я не могу сказать, что выделяю какой-то из фильмов. Но мне нравится сам по себе визуальный стиль "Бэтмена", даже его артистическая графичность, и нравится персонаж. Он не тупо позитивный, у него есть тайны и темная сторона, которую ему приходится преодолевать. Это герой, страдающий от раздвоенности. В новом фильме одним из мотивов станет душевная травма, которую он пережил в детстве, когда его родители-миллионеры были убиты на его глазах.
- Другие исполнители главных ролей в "Бэтмене-5" уже известны?
- Во всяком случае, будут играть Майкл Кейн и Кэтти Холмс.
- Вас не смущает, что после ролей в арт-фильмах (и в том "Машинисте", который хоть и ужастик, но авторский) вы теперь вроде бы переходите в ряд коммерческих звезд?
- А я не считаю "Бэтменов" исключительно коммерческими фильмами. Я всегда ощущал, что про этого персонажа можно снять по-настоящему хорошее кино. А когда узнал, что режиссером станет Кристофер Нолан (создатель знаменитого арт-триллера "Помни" с Гаем Пирсом и почти не менее модной среди киноманов "Бессонницы" с Аль Пачино и Робином Уильямсом. - "Известия"), то у меня пропали последние сомнения. Нолан - из тех режиссеров, кто абсолютно непредсказуем. Я испытываю к нему большое уважение. Насколько мне известно, он собирается использовать стиль самых ранних комиксов о Бэтмене, тем более что сам фильм будет о более молодых, чем обычно, годах героя.
- Известно также, что после новой серии бондианы будет в очередной раз (как всегда, с целью омоложения героя) сменен актер, исполняющий главную роль, то есть Пирс Броснан. И что вы первый среди тех, кого прочат в новейшие Джеймсы Бонды. Вас привлекает такая перспектива?
- Я не совсем понимаю, почему вообще ведутся разговоры о том, что на роль Бонда надо взять актера моего поколения, кому тридцать или около того. Для такого комического киносериала, как бондиана, гораздо больше подходит актер постарше, разве не так? Бонду должно быть сорок с чем-то. Он и по своему сознанию, и по идеологии фильма немножко папик, что и придает ему забавность.
- Вы знамениты тем, что в разных фильмах используете разные акценты. Есть ли некий актерский метод, который вы используете? Может, вы играете по Станиславскому?
- Я не понимаю, что такое "метод". Я просто люблю перевоплощаться, становиться другим. А изображать акценты - американские, английские, греческие - не слишком сложно. Акцент - всего лишь манипуляция мускулами рта, и часто он рождается сам собой, когда ты понимаешь, какое лицо у твоего персонажа, каков его характер, как он физически выглядит.
- Мы много говорили о раздвоенности ваших героев, о том, что они люди с темной стороной в душе. Сами вы светлая или темная личность?
- Я человек со склонностью к черному юмору.
Не ест мяса и не снимается в плохих фильмах
Кристиан Бейл разом прославился в мире и отделенном от него СССР в тринадцатилетнем возрасте в 1987 году: в мире - сыграв главную роль в "Империи солнца" Стивена Спилберга (английского мальчика, оказавшегося в Китае во время японской оккупации), у нас - благодаря роли в "Мио, мой Мио" Владимира Грамматикова. Ведущий мировой шоу-журнал Entertainment Weekly признал его одним из восьми главных культовых творцов 90-х годов: за высочайшую репутацию в Интернете (фанаты считают Бейла редким наряду с Джонни Деппом и почему-то Шоном Пенном актером, который не снимается - дословно - в дерьмовых фильмах) и за роль яппи-маньяка в "Американском психопате" по роману другого культового творца Брета Истона Эллиса (на нее пробовался и Леонардо Ди Каприо, но испугался, что роль повредит его позитивной репутации). Среди хитов Бейла последних лет, шедших у нас, "Детектив Шафт", "Выбор капитана Корели", "Власть огня" и "Эквилибриум", который продвинутые киноманы оценивают выше "Матрицы". Ради роли в "Машинисте" достаточно плотный по телосложению, хотя и высокий - за метр восемьдесят, Бейл дичайшим образом похудел.
Бейл родился 30 января 1974 года в Уэльсе. Его дед был каскадером и даже дублировал в двух фильмах великого Джона Уэйна. Известен как великолепный наездник, сноубордист, серфингист, а также любитель животных (они с женой держат дома двух собак и трех кошек). Для двух фильмов ранних 90-х, которые сделали его кумиром западных подростков ("Продавцы газет" и "Дети свинга"), специально обучился танцам и боевым искусствам. Подвержен многим прогрессивным модам (например, не ест красного мяса). Активист ряда общественных организаций и благотворительных фондов от "Гринписа" до Школы для уличных детей в Рио-де-Жанейро. Не любит рассказывать о личной жизни и подчеркивает, что ничего не хочет знать о личной жизни других актеров, поскольку лишь в этом случае верит в реальность изображаемых ими персонажей. В его творческой биографии действительно только качественные и иногда весьма неожиданные работы. Из того, о чем мы еще не говорили: он начинал в детстве в спектаклях на Вест-Энде в Лондоне, был партнером будущего мистера Бина - Роуэна Аткинсона, в 12-летнем возрасте сыграл царевича Алексея в популярном среди наших первых видеоманов мини-сериале "Анастасия: тайна Анны" (о якобы выжившей дочери Николая II), "Гамлета", точнее, Амледа в фильме 1994 года "Принц Ютланда" (поставленном по источникам, которые использовал Шекспир; короля с королевой там сыграли Гэбриел Бирн и Хелен Миррен, а Этель, то есть Офелию, Кейт Бекинсейл), а в конце 90-х отличился вместе с Эваном Макгрегором в культовом фильме о рождении глэм-рока "Бархатная золотая жила".
Автор: Галя Галкина
Сайт: Известия
Статья: Я ДУМАЮ, ЧТО БЭТМЕН - ШИЗОФРЕНИК ИЛИ СТРАДАЕТ РАЗДВОЕНИЕМ ЛИЧНОСТИ
Картина "Бэтмен: начало" вышла в июне в 45 странах, включая Россию. За первые 5 дней показа в Северной Америке она уже собрала $71,1 миллиона, вернув легендарного персонажа комиксов в разряд суперкассовых. С новым исполнителем культовой роли Человека - летучей мыши Кристианом Бэйлом удалось встретиться нашему корреспонденту.
"Было бы интересно сделать еще одну версию с рейтингом R и показать в ней личную жизнь Бэтмена"
- Как вы думаете, почему люди до сих пор зачарованы Бэтменом?
- Он тот, кем мы хотим быть. В детстве я зачитывался мифами Древней Греции. А когда открыл для себя графические новеллы, то их герои напомнили мне детских идолов, с которыми я себя ассоциировал. Бэтмен оказался самым человечным из них. Он не обладал магической сверхсилой Супермена или Человека-паука и расправлялся с врагами с помощью собственного интеллекта и богатого набора высокотехнологичных уловок.
- В фильме "Бэтмен: начало" впервые показано, как формировался характер Брюса Уэйна, как он боролся с чувством страха и как жаждал мести. Трудно ли было притереться к своему герою?
- Все знают о жемчужных бусах и темном переулке, после которого Брюс стал Бэтменом. Но раньше никогда не объяснялось, что же случилось на самом деле. Как он перешел из одного состояния в другое? Что происходило у него в голове? Оказывается, обозленный молодой человек Брюс Уэйн обнаружил, что он не в состоянии отомстить своим врагам, его богатство и связи ничего не значат для авторитетов криминального мира, которые правят городом. И он отправился в путешествие по миру в поисках средств борьбы с несправедливостью. В моих глазах он - фанатик, который гонится за своей целью, теряет контроль над негативными эмоциями, но в конце концов утоляет жажду мести. Тем не менее я его понимаю.
- Можно ли назвать Бэтмена душевнобольным?
- Уверен, что некоторые психотерапевты ответят на этот вопрос положительно. Я бы сказал, что он шизофреник или страдает раздвоением личности. (Переход от одного типа личности к другому осуществляется у таких людей внезапно, причем в остальном их психическое состояние остается совершенно нормальным. Считается, что данное состояние является результатом насилия над человеком, которое произошло когда-либо в детском возрасте. - "Известия"). Если вы хотите чего-то экстремального, то можете поставить ему подобный диагноз. Для меня же главным было то, чтобы мой Бэтмен не производил впечатление вездесущей "пустой души".
- А вы сами боитесь чего-то или кого-то?
- У меня нет каких-то особенных фобий, как у Брюса Уэйна. И это факт, что я люблю летучих мышей. По крайней мере, члены нашей съемочной группы могут подтвердить, что я спокойно входил в клетки с летучими мышами.
- В фильме нет сцен любви, и Брюс выглядит очень одиноким. Он случайно не импотент?
- (Смеется.) Да, в результате пребывания в азиатской тюрьме? (Смеется.) В фильме действительно нет любовных сцен, и это значит, что его можно смотреть с детьми. Вернее, дети могут смотреть этот фильм, которому присвоен рейтинг PG, в сопровождении взрослых. Было бы, конечно, интересно сделать еще одну версию с рейтингом R и показать в ней личную жизнь Брюса. Я просто не верю в то, что костюм Бэтмена сделал его импотентом.
"Бэтмобиль стал главным героем фильма, а его шофер-каскадер вызывал благоговение у всей съемочной группы"
- Какая ваша любимая игрушка в фильме?
- Машина. Дизайнер Натан Кроули и режиссер Крис Нолан придумали концепцию бэтмобиля. Это чудовище и чудо техники было сделано за полгода "с нуля". Инженерное решение - потрясающее! Я не очень хорошо разбираюсь в машинах, но запомнил: он весит 2,5 тонны, за 6 секунд разгоняется до 100 км в час и берет высоту 1,5 метра. Бэтмобиль стал главным героем фильма, а его шофер-каскадер вызывал благоговение у всей съемочной группы. На меня обращали внимание только тогда, когда я надевал костюм Бэтмена, да и то в первые дни съемок.
- Достался ли вам хоть один бэтмобиль из дюжины?
- Первый вопрос, который я задал при виде этой машины: могу ли я ее приобрести? На меня посмотрели, как будто я не в своем уме, и спросили: "Ты шутишь?" Так что "на память" мне бэтмобиль никто не подарил, а также не продал (его оценили в миллион долларов. - "Известия"). Но я ездил на нем, и это фантастика! Мое сердце выпрыгивало из груди каждый раз, как я садился за руль.
- Говорят, что он чуть не свел с ума дорожную полицию?
- Автомобильные пробки возникали всюду, где появлялся бэтмобиль. Дело в том, что перевозить эту махину с одной съемочной площадки на другую было слишком накладно, и он перемещался по улицам Чикаго своим ходом. Не удалось избежать небольшой аварии: подвыпивший водитель подумал, что это инопланетный корабль, и в панике ударил по газу вместо тормоза.
- Вы можете сравнить ваш бэтмобиль с другими?
- Раньше считалось, что лучшая машина Бэтмена та, которую зрители увидели в 1966 году в первой экранизации комиксов о Человеке - летучей мыши. Но я уверен, что после картины "Бэтмен: начало" лучшей будет признана "моя".
"В костюме Бэтмена вне площадки я чувствовал себя как подвыпивший гость после Хеллоуина"
- Существуют наследие Бэтмена и актеры, которые играли эту роль. Как вы пытались отличиться от них?
- Мне нравится версия Тима Бартона, но я не видел всех фильмов о Бэтмене. Лично я старался быть реалистичным и показать реакцию ребенка на травму, которую он перенес. Без понимания истоков душевной боли человек в костюме летучей мыши выглядит слишком театрально. И если бы я встретил его на улице, то посмеялся бы над ним. Когда в перерывах между съемками я разговаривал с кем-то или пил кофе, то чувствовал себя как подвыпивший гость после вечеринки на Хеллоуине.
- Что для вас было главным в костюме Бэтмена?
- У моих предшественников были довольно навороченные костюмы, ограничивающие их движения. Создатели нашего фильма стремились к тому, чтобы костюм Бэтмена был более мобильным, чтобы я и каскадеры могли выполнять в нем все положенные трюки. Крис попросил дизайнера Линди Хемминг ("Гарри Поттер и Тайная комната", "Лара Крофт - расхитительница гробниц". - "Известия") сделать все возможное, чтобы я мог свободно поворачивать голову, а не копировать супергероев, у которых голова как будто приросла к плечам. А также свободно двигать конечностями. В результате я получил костюм из водонепроницаемого материала, состоящий из семи частей, каждая из которых надевалась отдельно.
- Другие Бэтмены признавались, что испытывали неудобства во время съемок в костюме. А какие взаимоотношения с костюмом сложились у вас?
- Они, видимо, имели в виду физическую выносливость, и чем она больше, тем легче переносить дискомфорт. Он связан со страхом закрытого пространства и с ощущением, что ты - чудовище. Но мне костюм помогал поддерживать в себе определенный уровень агрессии, необходимый для исполнения этой роли. Я хотел, чтобы появление Бэтмена происходило не на бытовом уровне: "Привет, я мистер Бэтмен. Как дела?" Наоборот, я желал, чтобы встреча с Человеком - летучей мышью ошарашивала не меньше, чем, например, встреча с инопланетянином. Когда я надел костюм впервые и посмотрел в зеркало, то поверил, что вижу опасную тварь. И вы знаете, это были долгие съемки, которые продолжались семь месяцев. За это время можно пресытиться всем на свете. Но имидж костюма действовал на меня отрезвляюще до последней минуты, напоминая, что в нем я - Бэтмен. Ни в коем случае не Брюс Уэйн, и тем более не Кристиан Бэйл.
"Мои герои выбрасывают правила в окно"
- Зрители знают вас по фильмам "Империя солнца", "Американский психопат", "Машинист", но "Бэтмен: начало" оказался для вас первым блокбастером, на рекламу которого было затрачено даже больше, чем на его производство. Вам нравится слава?
- Я никогда не мечтал стать известным, так как у меня никогда не было больших амбиций. Некоторые зрители могут подумать, что на роль Бэтмена пригласили какого-то нового актера. Но я в кинобизнесе уже 20 лет.
- В отличие от массового зрителя коллеги знают, что вы были ребенком-звездой. Еще до кинопробы в спилбергской "Империи солнца", где вы обошли 4 тысячи мальчиков, вы играли на сцене и снимались в кино и на телевидении. Что вы больше всего помните из того времени?
- Помню, что я ненавидел паблисити (рекламирование средствами массовой информации. - "Известия"). Я говорил: "Мне нравится играть, но я действительно не хочу иметь ничего общего со всем остальным".
- Вы сделали безболезненный переход от детских ролей к взрослым. И, таким образом, обошли проблемы и несчастья большинства детей-актеров, которые, став взрослыми, не нашли своего места в кинобизнесе. Как вам это удалось?
- Мне повезло. Я начал с того, что играл характерные роли. Например, роль Джима в "Империи солнца" - это нетипичная роль в школьной комедии. Обычно успех большинства детей-актеров зиждется на том, что они "маленькие, хорошенькие и фотогеничные".
- Хотите вы этого или нет, но роль Бэтмена принесла вам известность. На что вы собираетесь ее потратить?
- Теперь имя Кристиан Бэйл значит больше, чем раньше. До Бэтмена меня хотели только режиссеры, а теперь с ними заодно продюсеры. Так что слава Бэтмена позволит мне лишний раз сыграть в независимом фильме. Я не понимаю, что люди находят в блокбастерах. Они выглядят такими упрощенными, что граничат с глупостью. И мне невдомек, почему я должен платить 9 или 13 долларов, чтобы увидеть сколоченный из блоков примитив?
- Режиссер Крис Нолан сказал, что вас отличают железная дисциплина, самоотверженность, преданность своему делу и неистощимая энергия, и все эти достоинства можно разглядеть в ваших глазах. Вы узнаете свой портрет?
- Я одержим актерством, мне нравится играть одержимых людей - как серийного киллера Патрика Бэйтмана из "Американского психопата", мученика Тревора Резника из "Машиниста" и мятущегося Бэтмена. Вам необязательно заводить с ними знакомство, но признайтесь: вам интересно узнавать о таких людях и видеть их на экране. Они не соблюдают общественные правила, которые предполагают хождение по стрелочкам, чтобы не расстраивать окружающих. Мои герои выбрасывают эти правила в окно и творят свои собственные. И я получаю большое удовольствие, показывая, как они это делают.
- Вы сказали: когда вы худели для "Машиниста", были очень тихим и спокойным. А как только вы начали поправляться для Бэтмена, то стали более антагонистичным и раздражительным. Что вы ели чаще всего, чтобы набрать вес?
- Мороженое. Я поправился на 100 фунтов (60 килограммов) за пять месяцев. Я испытывал сильные перепады настроения, которые мне пригодились для перевоплощения в Бэтмена.
- Говорят, что для вас роль Бэтмена - это своего рода начало, так как за первой подобной ролью могут последовать вторая и третья.
- Я подписался еще на два фильма о Бэтмене, но их съемки состоятся в том случае, если зрителям понравится нынешний.
- Многие актеры в фильме - британцы, а Бэтмен - американская икона. Видите ли вы какой-либо подтекст в этом?
- Да, мы вступили во владения американской культуры. (Смеется.) Я живу здесь и считаю, что Америка "усыновила" меня. Крис - наполовину американец, и он тоже живет здесь.
- Вы избавились от вашего акцента?
- Я недавно снялся в фильме "Суровые времена" и чувствовал: когда не думаю о том, как я говорю, то родная британщина дает о себе знать. Но Бэтмен - американский герой, и, давая интервью от "его имени", я не хочу звучать как англичанин. Я не хочу, чтобы окружающие судачили: "Что ж такое! Почему у нас английский Бэтмен?"
- Как поживает ваша дочка?
- Очень хорошо. Ей три месяца, и у нее все впереди.
Автор: Юрий Гладильщиков
Сайт: Известия
Статья: КРИСТИАН БЕЙЛ: "Я ТОЧНО БУДУ БЭТМЕНОМ, НО ВОТ БОНДОМ - ПОГЛЯДИМ"
- Глядя на вас сейчас, понимаю, что вы потеряли ради роли в фильме "Машинист" не много, а очень много килограммов. Ваш Машинист по имени Тревор выглядит как узник концлагеря. Как вам удалось сбросить вес и затем набрать его снова?
- Должен заметить, что набрать вес обратно намного легче (смеется). Но мне действительно удалось сбросить шестьдесят фунтов (примерно двадцать пять килограммов. - "Известия"). Оказалось, что труднее всего начало. Ты ведь не можешь на время голодания, а оно продолжалось четыре месяца, спрятаться от внешнего мира. Твое тело требует привычной еды, и ты находишься при этом в привычной домашней обстановке, зная, где стоит холодильник, ты продолжаешь вести социальную жизнь, которая всегда связана с едой, питьем, выпивкой, и должен каким-то образом от них отказываться. Ощущая при этом ресторанные запахи... А тут еще начинаешь постоянно взвешиваться, а вес почему-то не уходит, и ты нервничаешь: "Боже, ну давай же наконец!" А иногда, наоборот, утром подходишь к зеркалу и думаешь: неужели я еще способен дышать? В этой ситуации ни в коем случае нельзя злиться и проявлять нетерпение. Я очень-очень подумаю, прежде чем повторять подобный опыт. Только сверхособый сценарий, фильм, который достоин жертвы с твоей стороны, заставит меня сделать столь же экстремальный шаг. Зато знаете, до какой степени моя жена восхищается теперь мной как мужественной личностью?
- Ваш страдающий от бессонницы Машинист выглядит на экране смертельно уставшим. Как вы играли усталость?
- Я сам пытался не спать - недолго, разумеется, пару ночей, больше выдержать не мог. Либо же спал всего пару часов, а остальное время ночи просто сидел на кровати, уставившись в стену. Удивительно, но когда чувствуешь себя очень уставшим, в мозгах что-то происходит - и усталость даже доставляет удовольствие. Хотя бы потому, что в состоянии усталости легче ощущать себя другим, то есть собственно играть.
- Машинист Тревор читает ночами "Идиота" Достоевского. Вы вкладывали в это особый смысл?
- Я сам не читал "Идиота", но читал "Преступление и наказание" и вижу много общего между моим персонажем и Раскольниковым. Это общее в чувстве вины, которое их потаенно гложет. Кроме того, я читал "Двойника" и понимаю, что тема двойников в "Машинисте" тоже во многом навеяна Достоевским. Кстати, в сценарии двойник моего Тревора по имени Иван (Бейл, разумеется, произносит "Айвен") был внешне похож на него. Идея сделать его совсем другим, абсурдно не похожим и вообще чернокожим, кажется мне очень удачной, потому что запутывает зрителя и усиливает в фильме элемент триллера. А возвращаясь к Достоевскому, я вижу в фильме еще две отсылки к нему. Во-первых, явно не случайно, что многие персонажи носят русские имена: Мариа, Айвен, Николас. А во-вторых, мой персонаж обитает в воображаемом мире, который кажется ему единственно реальным. А Николас вдобавок страдает эпилепсией, как герой "Идиота"... видите, как много пересечений!
- Вы не опасались, что после "Американского психопата" вас начнут путать с вашим персонажем - яппи в кровавом угаре (фильм про то, что правильные яппи звереют от правильности, желают потреблять мир без ограничений, обладают внутренней тягой к насилию)? И что в современном мире это может вам реально повредить?
- Меня действительно часто спрашивали в интервью: "А много ли общего между вами и вашим психопатом?" Некоторые люди путали персонаж с фильмом, говоря, что фильм безнравственный, опасный, поскольку вокруг и без того много насилия. А фильм ведь сатирический, направленный против общества крайнего потребления. Но я не боюсь обвинений.
- Фамилия вашего "американского психопата" была Bateman, что означает "Бешеный" и пародирует имя Batman. Теперь вы будете именно Batman'ом, станете четвертым современным Бэтменом после Майкла Китона, снявшегося в двух первых фильмах Тима Бёртона, Вэла Килмера и Джорджа Клуни. Какой из предыдущих фильмов - ваш любимый?
- Я не могу сказать, что выделяю какой-то из фильмов. Но мне нравится сам по себе визуальный стиль "Бэтмена", даже его артистическая графичность, и нравится персонаж. Он не тупо позитивный, у него есть тайны и темная сторона, которую ему приходится преодолевать. Это герой, страдающий от раздвоенности. В новом фильме одним из мотивов станет душевная травма, которую он пережил в детстве, когда его родители-миллионеры были убиты на его глазах.
- Другие исполнители главных ролей в "Бэтмене-5" уже известны?
- Во всяком случае, будут играть Майкл Кейн и Кэтти Холмс.
- Вас не смущает, что после ролей в арт-фильмах (и в том "Машинисте", который хоть и ужастик, но авторский) вы теперь вроде бы переходите в ряд коммерческих звезд?
- А я не считаю "Бэтменов" исключительно коммерческими фильмами. Я всегда ощущал, что про этого персонажа можно снять по-настоящему хорошее кино. А когда узнал, что режиссером станет Кристофер Нолан (создатель знаменитого арт-триллера "Помни" с Гаем Пирсом и почти не менее модной среди киноманов "Бессонницы" с Аль Пачино и Робином Уильямсом. - "Известия"), то у меня пропали последние сомнения. Нолан - из тех режиссеров, кто абсолютно непредсказуем. Я испытываю к нему большое уважение. Насколько мне известно, он собирается использовать стиль самых ранних комиксов о Бэтмене, тем более что сам фильм будет о более молодых, чем обычно, годах героя.
- Известно также, что после новой серии бондианы будет в очередной раз (как всегда, с целью омоложения героя) сменен актер, исполняющий главную роль, то есть Пирс Броснан. И что вы первый среди тех, кого прочат в новейшие Джеймсы Бонды. Вас привлекает такая перспектива?
- Я не совсем понимаю, почему вообще ведутся разговоры о том, что на роль Бонда надо взять актера моего поколения, кому тридцать или около того. Для такого комического киносериала, как бондиана, гораздо больше подходит актер постарше, разве не так? Бонду должно быть сорок с чем-то. Он и по своему сознанию, и по идеологии фильма немножко папик, что и придает ему забавность.
- Вы знамениты тем, что в разных фильмах используете разные акценты. Есть ли некий актерский метод, который вы используете? Может, вы играете по Станиславскому?
- Я не понимаю, что такое "метод". Я просто люблю перевоплощаться, становиться другим. А изображать акценты - американские, английские, греческие - не слишком сложно. Акцент - всего лишь манипуляция мускулами рта, и часто он рождается сам собой, когда ты понимаешь, какое лицо у твоего персонажа, каков его характер, как он физически выглядит.
- Мы много говорили о раздвоенности ваших героев, о том, что они люди с темной стороной в душе. Сами вы светлая или темная личность?
- Я человек со склонностью к черному юмору.
Не ест мяса и не снимается в плохих фильмах
Кристиан Бейл разом прославился в мире и отделенном от него СССР в тринадцатилетнем возрасте в 1987 году: в мире - сыграв главную роль в "Империи солнца" Стивена Спилберга (английского мальчика, оказавшегося в Китае во время японской оккупации), у нас - благодаря роли в "Мио, мой Мио" Владимира Грамматикова. Ведущий мировой шоу-журнал Entertainment Weekly признал его одним из восьми главных культовых творцов 90-х годов: за высочайшую репутацию в Интернете (фанаты считают Бейла редким наряду с Джонни Деппом и почему-то Шоном Пенном актером, который не снимается - дословно - в дерьмовых фильмах) и за роль яппи-маньяка в "Американском психопате" по роману другого культового творца Брета Истона Эллиса (на нее пробовался и Леонардо Ди Каприо, но испугался, что роль повредит его позитивной репутации). Среди хитов Бейла последних лет, шедших у нас, "Детектив Шафт", "Выбор капитана Корели", "Власть огня" и "Эквилибриум", который продвинутые киноманы оценивают выше "Матрицы". Ради роли в "Машинисте" достаточно плотный по телосложению, хотя и высокий - за метр восемьдесят, Бейл дичайшим образом похудел.
Бейл родился 30 января 1974 года в Уэльсе. Его дед был каскадером и даже дублировал в двух фильмах великого Джона Уэйна. Известен как великолепный наездник, сноубордист, серфингист, а также любитель животных (они с женой держат дома двух собак и трех кошек). Для двух фильмов ранних 90-х, которые сделали его кумиром западных подростков ("Продавцы газет" и "Дети свинга"), специально обучился танцам и боевым искусствам. Подвержен многим прогрессивным модам (например, не ест красного мяса). Активист ряда общественных организаций и благотворительных фондов от "Гринписа" до Школы для уличных детей в Рио-де-Жанейро. Не любит рассказывать о личной жизни и подчеркивает, что ничего не хочет знать о личной жизни других актеров, поскольку лишь в этом случае верит в реальность изображаемых ими персонажей. В его творческой биографии действительно только качественные и иногда весьма неожиданные работы. Из того, о чем мы еще не говорили: он начинал в детстве в спектаклях на Вест-Энде в Лондоне, был партнером будущего мистера Бина - Роуэна Аткинсона, в 12-летнем возрасте сыграл царевича Алексея в популярном среди наших первых видеоманов мини-сериале "Анастасия: тайна Анны" (о якобы выжившей дочери Николая II), "Гамлета", точнее, Амледа в фильме 1994 года "Принц Ютланда" (поставленном по источникам, которые использовал Шекспир; короля с королевой там сыграли Гэбриел Бирн и Хелен Миррен, а Этель, то есть Офелию, Кейт Бекинсейл), а в конце 90-х отличился вместе с Эваном Макгрегором в культовом фильме о рождении глэм-рока "Бархатная золотая жила".
Автор: Галя Галкина
Сайт: Известия
Статья: Я ДУМАЮ, ЧТО БЭТМЕН - ШИЗОФРЕНИК ИЛИ СТРАДАЕТ РАЗДВОЕНИЕМ ЛИЧНОСТИ
Картина "Бэтмен: начало" вышла в июне в 45 странах, включая Россию. За первые 5 дней показа в Северной Америке она уже собрала $71,1 миллиона, вернув легендарного персонажа комиксов в разряд суперкассовых. С новым исполнителем культовой роли Человека - летучей мыши Кристианом Бэйлом удалось встретиться нашему корреспонденту.
"Было бы интересно сделать еще одну версию с рейтингом R и показать в ней личную жизнь Бэтмена"
- Как вы думаете, почему люди до сих пор зачарованы Бэтменом?
- Он тот, кем мы хотим быть. В детстве я зачитывался мифами Древней Греции. А когда открыл для себя графические новеллы, то их герои напомнили мне детских идолов, с которыми я себя ассоциировал. Бэтмен оказался самым человечным из них. Он не обладал магической сверхсилой Супермена или Человека-паука и расправлялся с врагами с помощью собственного интеллекта и богатого набора высокотехнологичных уловок.
- В фильме "Бэтмен: начало" впервые показано, как формировался характер Брюса Уэйна, как он боролся с чувством страха и как жаждал мести. Трудно ли было притереться к своему герою?
- Все знают о жемчужных бусах и темном переулке, после которого Брюс стал Бэтменом. Но раньше никогда не объяснялось, что же случилось на самом деле. Как он перешел из одного состояния в другое? Что происходило у него в голове? Оказывается, обозленный молодой человек Брюс Уэйн обнаружил, что он не в состоянии отомстить своим врагам, его богатство и связи ничего не значат для авторитетов криминального мира, которые правят городом. И он отправился в путешествие по миру в поисках средств борьбы с несправедливостью. В моих глазах он - фанатик, который гонится за своей целью, теряет контроль над негативными эмоциями, но в конце концов утоляет жажду мести. Тем не менее я его понимаю.
- Можно ли назвать Бэтмена душевнобольным?
- Уверен, что некоторые психотерапевты ответят на этот вопрос положительно. Я бы сказал, что он шизофреник или страдает раздвоением личности. (Переход от одного типа личности к другому осуществляется у таких людей внезапно, причем в остальном их психическое состояние остается совершенно нормальным. Считается, что данное состояние является результатом насилия над человеком, которое произошло когда-либо в детском возрасте. - "Известия"). Если вы хотите чего-то экстремального, то можете поставить ему подобный диагноз. Для меня же главным было то, чтобы мой Бэтмен не производил впечатление вездесущей "пустой души".
- А вы сами боитесь чего-то или кого-то?
- У меня нет каких-то особенных фобий, как у Брюса Уэйна. И это факт, что я люблю летучих мышей. По крайней мере, члены нашей съемочной группы могут подтвердить, что я спокойно входил в клетки с летучими мышами.
- В фильме нет сцен любви, и Брюс выглядит очень одиноким. Он случайно не импотент?
- (Смеется.) Да, в результате пребывания в азиатской тюрьме? (Смеется.) В фильме действительно нет любовных сцен, и это значит, что его можно смотреть с детьми. Вернее, дети могут смотреть этот фильм, которому присвоен рейтинг PG, в сопровождении взрослых. Было бы, конечно, интересно сделать еще одну версию с рейтингом R и показать в ней личную жизнь Брюса. Я просто не верю в то, что костюм Бэтмена сделал его импотентом.
"Бэтмобиль стал главным героем фильма, а его шофер-каскадер вызывал благоговение у всей съемочной группы"
- Какая ваша любимая игрушка в фильме?
- Машина. Дизайнер Натан Кроули и режиссер Крис Нолан придумали концепцию бэтмобиля. Это чудовище и чудо техники было сделано за полгода "с нуля". Инженерное решение - потрясающее! Я не очень хорошо разбираюсь в машинах, но запомнил: он весит 2,5 тонны, за 6 секунд разгоняется до 100 км в час и берет высоту 1,5 метра. Бэтмобиль стал главным героем фильма, а его шофер-каскадер вызывал благоговение у всей съемочной группы. На меня обращали внимание только тогда, когда я надевал костюм Бэтмена, да и то в первые дни съемок.
- Достался ли вам хоть один бэтмобиль из дюжины?
- Первый вопрос, который я задал при виде этой машины: могу ли я ее приобрести? На меня посмотрели, как будто я не в своем уме, и спросили: "Ты шутишь?" Так что "на память" мне бэтмобиль никто не подарил, а также не продал (его оценили в миллион долларов. - "Известия"). Но я ездил на нем, и это фантастика! Мое сердце выпрыгивало из груди каждый раз, как я садился за руль.
- Говорят, что он чуть не свел с ума дорожную полицию?
- Автомобильные пробки возникали всюду, где появлялся бэтмобиль. Дело в том, что перевозить эту махину с одной съемочной площадки на другую было слишком накладно, и он перемещался по улицам Чикаго своим ходом. Не удалось избежать небольшой аварии: подвыпивший водитель подумал, что это инопланетный корабль, и в панике ударил по газу вместо тормоза.
- Вы можете сравнить ваш бэтмобиль с другими?
- Раньше считалось, что лучшая машина Бэтмена та, которую зрители увидели в 1966 году в первой экранизации комиксов о Человеке - летучей мыши. Но я уверен, что после картины "Бэтмен: начало" лучшей будет признана "моя".
"В костюме Бэтмена вне площадки я чувствовал себя как подвыпивший гость после Хеллоуина"
- Существуют наследие Бэтмена и актеры, которые играли эту роль. Как вы пытались отличиться от них?
- Мне нравится версия Тима Бартона, но я не видел всех фильмов о Бэтмене. Лично я старался быть реалистичным и показать реакцию ребенка на травму, которую он перенес. Без понимания истоков душевной боли человек в костюме летучей мыши выглядит слишком театрально. И если бы я встретил его на улице, то посмеялся бы над ним. Когда в перерывах между съемками я разговаривал с кем-то или пил кофе, то чувствовал себя как подвыпивший гость после вечеринки на Хеллоуине.
- Что для вас было главным в костюме Бэтмена?
- У моих предшественников были довольно навороченные костюмы, ограничивающие их движения. Создатели нашего фильма стремились к тому, чтобы костюм Бэтмена был более мобильным, чтобы я и каскадеры могли выполнять в нем все положенные трюки. Крис попросил дизайнера Линди Хемминг ("Гарри Поттер и Тайная комната", "Лара Крофт - расхитительница гробниц". - "Известия") сделать все возможное, чтобы я мог свободно поворачивать голову, а не копировать супергероев, у которых голова как будто приросла к плечам. А также свободно двигать конечностями. В результате я получил костюм из водонепроницаемого материала, состоящий из семи частей, каждая из которых надевалась отдельно.
- Другие Бэтмены признавались, что испытывали неудобства во время съемок в костюме. А какие взаимоотношения с костюмом сложились у вас?
- Они, видимо, имели в виду физическую выносливость, и чем она больше, тем легче переносить дискомфорт. Он связан со страхом закрытого пространства и с ощущением, что ты - чудовище. Но мне костюм помогал поддерживать в себе определенный уровень агрессии, необходимый для исполнения этой роли. Я хотел, чтобы появление Бэтмена происходило не на бытовом уровне: "Привет, я мистер Бэтмен. Как дела?" Наоборот, я желал, чтобы встреча с Человеком - летучей мышью ошарашивала не меньше, чем, например, встреча с инопланетянином. Когда я надел костюм впервые и посмотрел в зеркало, то поверил, что вижу опасную тварь. И вы знаете, это были долгие съемки, которые продолжались семь месяцев. За это время можно пресытиться всем на свете. Но имидж костюма действовал на меня отрезвляюще до последней минуты, напоминая, что в нем я - Бэтмен. Ни в коем случае не Брюс Уэйн, и тем более не Кристиан Бэйл.
"Мои герои выбрасывают правила в окно"
- Зрители знают вас по фильмам "Империя солнца", "Американский психопат", "Машинист", но "Бэтмен: начало" оказался для вас первым блокбастером, на рекламу которого было затрачено даже больше, чем на его производство. Вам нравится слава?
- Я никогда не мечтал стать известным, так как у меня никогда не было больших амбиций. Некоторые зрители могут подумать, что на роль Бэтмена пригласили какого-то нового актера. Но я в кинобизнесе уже 20 лет.
- В отличие от массового зрителя коллеги знают, что вы были ребенком-звездой. Еще до кинопробы в спилбергской "Империи солнца", где вы обошли 4 тысячи мальчиков, вы играли на сцене и снимались в кино и на телевидении. Что вы больше всего помните из того времени?
- Помню, что я ненавидел паблисити (рекламирование средствами массовой информации. - "Известия"). Я говорил: "Мне нравится играть, но я действительно не хочу иметь ничего общего со всем остальным".
- Вы сделали безболезненный переход от детских ролей к взрослым. И, таким образом, обошли проблемы и несчастья большинства детей-актеров, которые, став взрослыми, не нашли своего места в кинобизнесе. Как вам это удалось?
- Мне повезло. Я начал с того, что играл характерные роли. Например, роль Джима в "Империи солнца" - это нетипичная роль в школьной комедии. Обычно успех большинства детей-актеров зиждется на том, что они "маленькие, хорошенькие и фотогеничные".
- Хотите вы этого или нет, но роль Бэтмена принесла вам известность. На что вы собираетесь ее потратить?
- Теперь имя Кристиан Бэйл значит больше, чем раньше. До Бэтмена меня хотели только режиссеры, а теперь с ними заодно продюсеры. Так что слава Бэтмена позволит мне лишний раз сыграть в независимом фильме. Я не понимаю, что люди находят в блокбастерах. Они выглядят такими упрощенными, что граничат с глупостью. И мне невдомек, почему я должен платить 9 или 13 долларов, чтобы увидеть сколоченный из блоков примитив?
- Режиссер Крис Нолан сказал, что вас отличают железная дисциплина, самоотверженность, преданность своему делу и неистощимая энергия, и все эти достоинства можно разглядеть в ваших глазах. Вы узнаете свой портрет?
- Я одержим актерством, мне нравится играть одержимых людей - как серийного киллера Патрика Бэйтмана из "Американского психопата", мученика Тревора Резника из "Машиниста" и мятущегося Бэтмена. Вам необязательно заводить с ними знакомство, но признайтесь: вам интересно узнавать о таких людях и видеть их на экране. Они не соблюдают общественные правила, которые предполагают хождение по стрелочкам, чтобы не расстраивать окружающих. Мои герои выбрасывают эти правила в окно и творят свои собственные. И я получаю большое удовольствие, показывая, как они это делают.
- Вы сказали: когда вы худели для "Машиниста", были очень тихим и спокойным. А как только вы начали поправляться для Бэтмена, то стали более антагонистичным и раздражительным. Что вы ели чаще всего, чтобы набрать вес?
- Мороженое. Я поправился на 100 фунтов (60 килограммов) за пять месяцев. Я испытывал сильные перепады настроения, которые мне пригодились для перевоплощения в Бэтмена.
- Говорят, что для вас роль Бэтмена - это своего рода начало, так как за первой подобной ролью могут последовать вторая и третья.
- Я подписался еще на два фильма о Бэтмене, но их съемки состоятся в том случае, если зрителям понравится нынешний.
- Многие актеры в фильме - британцы, а Бэтмен - американская икона. Видите ли вы какой-либо подтекст в этом?
- Да, мы вступили во владения американской культуры. (Смеется.) Я живу здесь и считаю, что Америка "усыновила" меня. Крис - наполовину американец, и он тоже живет здесь.
- Вы избавились от вашего акцента?
- Я недавно снялся в фильме "Суровые времена" и чувствовал: когда не думаю о том, как я говорю, то родная британщина дает о себе знать. Но Бэтмен - американский герой, и, давая интервью от "его имени", я не хочу звучать как англичанин. Я не хочу, чтобы окружающие судачили: "Что ж такое! Почему у нас английский Бэтмен?"
- Как поживает ваша дочка?
- Очень хорошо. Ей три месяца, и у нее все впереди.
Фильмография (актер)
Название фильма | Наша оценка | Описание |