Жан Рено\Jean Reno
Франция, 30 июля 1948 г.
актер
Франция, 30 июля 1948 г.
актер
Впервые Жан Рено всерьез заявил о себе как о лучшем киллере голубого экрана ещё в бессоновской "Никите" (1990), где профессиональный убийца Виктор умирал так, что ком подкатывал к горлу и зрители утопали в слезах. Виктор и породил Леона, своей гибелью в сотни раз переплюнувшего прародителя.
Сайт: People's History
Настоящее имя: Хуан Морено
Французский актер испанского происхождения Жан Рено родился в Касабланке 30 июля 1948 г. и носил в то время имя Хуан Морено. В 1960 г. семья Морено вернулась в Европу (откуда ранее они бежали в Марокко, спасаясь от деспотического режима генерала Франко) и поселилась во Франции. Рено пришлось послужить во французской армии, чтобы получить гражданство. Позже, увлекшись театром, он брал уроки актерского мастерства, но, несмотря на активную театральную жизнь, кинокарьера Рено не складывалась. Так было до встречи с Люком Бессоном, который начиная с 1983 г. снимает его чуть ли не в каждом своем фильме.
В 1984 г. "Подземка", где Рено играл барабанщика, прославила Люка Бессона и Кристофера Ламберта. Через десять лет Бессон поставил "Леона", сделавшего Жана Рено звездой мирового кинематографа. Киллер Леон оказался живым человеком, весьма обаятельным в своей неграмотности и одиночестве. Слабость при безмерной убойной силе сделали Леона единственным другом маленькой девочки Матильды (Натали Портман), осиротевшей стараниями наркомана-полицейского (Гэри Олдмэн), а Жана Рено - лауреатом Французской академии киноискусства за лучшее исполнение мужской роли.
Впрочем, впервые Жан Рено всерьез заявил о себе как о лучшем киллере голубого экрана ещё в бессоновской "Никите" (1990), где профессиональный убийца Виктор умирал так, что ком подкатывал к горлу и зрители утопали в слезах. Виктор и породил Леона, своей гибелью в сотни раз переплюнувшего прародителя.
Герои Рено, особенно у Бессона, любят умирать красиво. Ныряльщик Энцо Молинари ("Голубая бездна", 1988) в погоне за потерянным титулом чемпиона мира по глубинному погружению без акваланга донырялся до смерти в синеве французской Ривьеры. Энцо, едва ли не единственный весельчак и балагур "Бездны", становится ее главным героем, с гибелью которого фильм лишается динамики, а зритель - интереса.
Самой серьезной из последних работ Рено в кино является роль Винсента в "Ронине". Этот герой максимально соответствует тому кинообразу, который Рено старательно создавал во всех своих фильмах: молчаливый профессионал на волоске от смерти. Скупость внешних средств выражения создает особый эмоциональный накал, неизбежно притягивающий зрительское внимание к Рено.
Романтичная небритость, лаконизм в проявлении чувств, спокойная уверенность в себе, твердость и мужественность, сила, скрывающая душевную слабость и одиночество - этот образ, созданный Рено, сменил героев Делона и Депардье, Бельмондо и Габена.
Леон, киллер Виктор, детектив, разыскивающий бриллиантовое колье во "Французском поцелуе" (с Кевином Клайном и Мэг Райан), французский контрразведчик Ларош, спасающий мир от разбушевавшихся монстров в "Годзилле" Роланда Эммериха, бывший агент французской разведки Винсент, входящий в международную команду суперагентов в "Ронине" (с Робертом Де Ниро, Наташей МакЭлхоун, Джонатаном Прайсом и Шоном Бином), даже ныряльщик Энцо Молинари из "Голубой бездны" - герой Рено всегда профессионал высшего класса. Именно профессионализм наполняет его экранную жизнь приключениями и позволяет выжить или достойно умереть в полном опасностей мире. Рено-обывателя в кино не встретишь. Зато в реальной жизни самый богатый француз Голливуда женился вторым браком на женщине с тремя детьми, живет на востоке Франции в маленьком тихом городке и счастлив там, огражденный от постоянных разговоров о кино.
Биография:
Жан Рено (настоящее имя - Хуан Морено) родился 30 Июля 1948 года в Касабланке Марокко). Когда мальчику было 12 лет, его родители переехали из Испании во Францию, из-за жесткого политического режима Франко, царившего в их стране. В Париже он посещал театральную школу, через которую прошли в свое время такие звезды, как Клод Брассер, Дидье Фламан и др.
Известность к Жану Рено пришла после того, как он начал работать с Люком Бессоном. Сначала Бессон снял Рено в "Подземке" /Subway, 1985/, потом дал ему одну из главных ролей в "Голубой Бездне" /Le Grand Blue, 1988/, затем была "Никита" /La Femme Nikita, 1990/, и пошло-поехало… Но мировую известность принес ему фильм "Леон" /в США - The Professional/. Эта трогательная история об отношениях профессионального убийцы и маленькой девочки, которую блестяще сыграла Натали Портман, не смогла оставить равнодушными даже американцев и открыла дорогу Жану Рено в Голливуд. Там ему удалось получить роли (не всегда главные, но какая разница) в таких фильмах как "Невыполнимое Задание" /Mission: Impossible, 1996/, "Годзилла" /Godzilla, 1998/, Ронин /Ronin, 1998/ , и это конечно не полный список его работ.
Однако для меня, как и для многих других его поклонников, я уверен, он всегда будет Леоном, добродушным убийцей-другом детей :)). Даже в его герое из Ронина я видел все того же Леона… Пусть со мной не согласятся, но мне он нравится именно таким.
(c) Alter-Ego
Специально для Kinomania.ru
Автор: Наталья Хвалина
Сайт: Новые Известия
Статья: Я верю в женщин, вино и любовь
– Фильм «Розовая пантера» о французском инспекторе полиции, нелепом и попадающем в дурацкие ситуации. Как вы чувствовали себя, когда пришлось вышучивать национальный характер?
– Соглашаясь на какую-то роль, ты практически соглашаешься со всем, что режиссер предлагает тебе делать. Иначе тебя просто не станут снимать (смеется). Если режиссер хочет смеяться над французами, то мне приходится смеяться вместе с ним. Мы не высмеиваем их, а по-доброму шутим. Я надеюсь.
– Что было наиболее сложным в работе над этим фильмом?
– Основная сложность была в том, чтобы не смеяться над Стивом, когда он работает на площадке. Если я испорчу дубль, то людям придется работать еще раз только потому, что я не в состоянии сдержать смех.
– В картине есть сцена, где вы со Стивом танцуете в облегающих трико, имитирующих рисунок обоев…
– (хохочет) …Эти костюмы будут «новинкой сезона моды» во Франции после показа фильма. Мы снимали эту сцену без репетиций, одним дублем, потому что танец был импровизацией, повторить такое второй раз просто невозможно. Я страшно нервничал. А режиссер в процессе еще и подначивал, крича «шлепни Стива по заду», «шлепни себя по заду», «покрути бедрами». Все внутри меня протестовало, но я подчинялся (хохочет).
– У вас есть любимый комедийный актер?
– Конечно, Стив Мартин (смеется). Еще мне нравится Роберто Бениньи. Разумеется, французские комики Бурвиль и Луи де Фюнес. Каждый комедийный актер имеет свой особый, только ему присущий стиль. На самом деле я думаю, что комики обычно очень грустные и часто одинокие люди.
– Можете ли вы назвать лучшую из своих работ?
– Не могу дать конкретного названия. Мне важно, чтобы зритель верил моему герою, видел его жизнь, его характер, его страдания, не вспоминая при этом обо мне, тогда я знаю, что роль удалась. Кроме того, я никогда не оглядываюсь назад и не восхищаюсь собой – ах, как у меня получилась эта роль! В тот период моей жизни я был другим человеком, та часть меня, которая вжилась в характер моего героя, уже отмерла, я не храню этих воспоминаний. Мне нужен свежий взгляд на новую работу, без груза эмоций, которые принадлежали другому герою.
– Говорят, что вы самый голливудский из французских актеров. Как вы относитесь к такой репутации и не скучаете ли по работе во Франции?
– Сплетни! (хохочет) Я принимаю далеко не все предложения, но не пропускаю самые интересные из них, как, например, в интеллектуальном триллере «Код да Винчи». Кто в здравом уме откажется играть с Томом Хэнксом?! Однако я не забываю и о Франции. Сейчас я работаю над ролью в спектакле, который выйдет в сентябре в Париже. Я давно не работал в театре. Это совсем другое актерское мастерство, чем в кино, требует больше энергии, больше физической отдачи. Мне хочется остановиться на какое-то время, отвлечься от кино, иметь какую-то постоянную роль в моей жизни, пусть на время. Мне нравится идея работы каждый вечер, возвращаться домой после спектакля пешком, в компании друзей или моей невесты, посидеть в кафе, лучше на улице, глядя на ночные огни Парижа, наслаждаясь бокалом вина и неспешной беседой, хорошей шутко, или просто помолчать, перебирая пальцы моей подруги, ощущая тепло ее прикосновения.
– Можете ли вы себя назвать человеком мира?
– Я легко адаптируюсь к новым местам, к другой культуре, эмигрант по призванию, ну что тут добавить. Наверное, потому, что я эмигрант от рождения (смеется). Родился в Марокко, родители андалузцы, бежавшие из Испании от режима Франко, с юных лет живу во Франции и чувствую себя стопроцентным французом, имею французское гражданство, много путешествую. У меня есть мечта – написать пьесу об эмигрантах, которая расскажет о том, что нет ничего плохого в эмиграции, люди должны уметь приспосабливаться к другим условиям жизни, принимать другую культуру и вносить что-то из своей. Таким образом, мы учимся жить одной семьей на земле. Я бы хотел включить в спектакль песни на разных языках, которые бы иллюстрировали способность людей к адаптации и несли в себе надежду на возможность жить в мире друг с другом. Такая вот мечта.
– Если бы вы представили себя каким-нибудь животным, кто бы это был?
– Я очень медленный (смеется), как верблюд... да... верблюд... абсолютно точно (хохочет)... У верблюдов свой собственный запас еды при себе, они пьют что попадется, хоть из лужи, они противно пахнут и у них скверный характер, зато они могут идти очень-очень долго...
– Я знаю, что вы не религиозны, но говорят, что человеку нельзя жить без веры...
– Я –андалузец по крови. Я верю в женщин, вино и любовь.
Автор: Ольга Ларионова
Сайт: Собеседник
Статья: Бык Брауна списан с меня
Факт же в том, что истерия вокруг «Кода да Винчи» приводит в кинозалы все новых людей. И хорошо бы, чтобы они поверили словам Жана Рено, с которым мы поговорили под конец Каннского кинофестиваля: есть только интересная история – и ничего больше.
С Шираком мы только посмеялись
– Жан, вас, как человека, воспитанного на католической религии, не смущает столь негативная реакция церкви на фильм?
– Нисколько. Более того, она мне непонятна. Этот фильм – сплошная фикция. Ни разу за время съемок мы не говорили на религиозные темы. Вопреки полемике, которая развернулась после выхода книги, в картине религия не ставится под вопрос. Есть просто интересная история, и именно ее я вижу в первую очередь. Для меня это хороший триллер. И прекрасная роль, с которой я, по-моему, неплохо справился.
– Вы переиграли много полицейских. Этот отличался от предыдущих?
– Вначале я не совсем представлял свою роль, потому что давно, в молодости, читал о деятельности «Opus Dei». Я понимал, что это должен быть человек, который свято верил в то, что делал. В его характере большое место занимают кодекс чести и моральная этика. Церковь прямо говорит: это делай, а это – ни в коем случае. На этом я и строил образ своего героя. И, по-моему, он совершенно не походит на старого полицейского, которого я играл в «Империи волков», или стража порядка из «Багровых рек».
– В этот раз он у вас получился еще мрачнее.
– Каким и должен быть капитан полиции – скучный и угрюмый! (Смеется.) Он расследовал дело и строил свои рассуждения на вере, а не на уверенности. И когда был предан, испытал сильнейший психологический шок, который я попробовал показать, несмотря на то, что это нетипично для голливудских фильмов. Больше всего удивило, когда Дэн Браун признался мне, что писал капитана Фаша по кличке Бык с меня. Наверное, поэтому меня так быстро пригласили на роль. И это был единственно правильный выбор (смеется).
– А говорят, за вас президент Франции Ширак просил.
– Мы с Шираком над этим долго смеялись. Я хорошо знаком с его семьей, не раз был у них в гостях. Представить, чтобы он просил продюсеров взять меня на роль – это смешно. Знаю, что, когда режиссер приезжал в Париж для подготовки к съемкам, президент встречался с ним и говорил обо мне, – но не больше чем как об актере. Тем более на тот момент я уже был утвержден на роль и даже подписал контракт.
Никакого послания в «Коде да Винчи» нет
– Что больше всего запомнилось во время съемок?
– Ночной Лувр, хотя и подозреваю, что это звучит банально. Находиться в нем ночью, когда он пуст, – это было волшебно. Мы могли слышать собственные шаги, отдающиеся эхом в длинных коридорах. Днем Лувр кипит, словно муравейник. Все снуют. Сколько раз там был, а вот забыл, что «Мона Лиза» совсем маленькая. Ее нельзя было бы счесть красавицей сегодня, но она все еще очень привлекательна. Ее взгляд следует за тобой повсюду – это поразительно! Мы с Томом часто задерживались у картин, пока нас оттуда не оттягивали продолжать съемки.
– Вы быстро вошли в контакт с Томом Хэнксом?
– Том принадлежит к той редкой категории актеров, одно только присутствие которых потрясает. Скажу правду: я был восхищен им. Он удивительно простой и умный человек. А с какой скоростью перевоплощается. В считаные минуты. Ра-а-аз – и нет больше Тома Хэнкса, а есть профессор Роберт Лэнгдон, которому удалось меня надуть. С ним было легко работать: Хэнкс прекрасно знает, где он, кто он и что должен делать.
– Многие рассматривают «Код да Винчи» как очередное послание человечеству, подобно «Матрице».
– Никакого послания в нем нет. Сегодня в кинематографе мало таких фильмов, какие делали Чарли Чаплин и Стенли Кубрик. Если ко мне приходит кто-то и говорит: «У меня есть фильм, несущий важное сообщение зрителю», – я смеюсь над этой претенциозностью. Если у человека не возникает желания выйти из зала до окончания фильма – уже хорошо. Такие фильмы я хочу видеть и рад сниматься в них.
На нервной почве подхватил герпес
– Сегодня вы самый востребованный французский актер в Голливуде.
Обошли даже Катрин Денев и Жерара Депардье. Вы к этому осознанно шли?
– Нет, но я люблю сниматься с американцами. Впрочем, так же, как с французами или актерами других стран. Полагаю, у актера не должно быть границ в выборе, где играть и делать свою карьеру. Мне повезло, что я говорю на многих языках и провел свое детство в разных странах. Это научило меня не бояться неизвестного или быть иностранцем. В Париже, Лондоне или Нью-Йорке – везде чувствую себя в своей тарелке. В нашей профессии есть одна издержка – ты не можешь быть обычным человеком. Рядом с тобой всегда есть люди, которые открывают тебе дверь машины, заказывают для тебя столики, бронируют номера, покупают билеты и много что еще. Ты больше не ходишь к любимому пекарю и не покупаешь газеты в местной лавке. И мне вот таких мелочей не хватает.
– Может, стоит тогда забыть о суетливом Голливуде? Ведь денег вы уже достаточно заработали.
– Дело не в них. Конечно, я достаточно заработал, но не стоит измерять все деньгами. Просто я хорошо делаю свою работу – и она сообразно этому вознаграждается. И зачем мне бросать то, что люблю? Гораздо интереснее попробовать нечто новое. Например, осенью собираюсь играть на сцене одного из парижских театров. Удалось же мне поставить оперу во время Олимпийских игр в Турине. Руководить шестьюдесятью людьми в хоре было для меня большим стрессом, который обернулся тем, что вылез герпес, которым с детства не болел, а тут на нервной почве он дал о себе знать. Все обошлось, и даже вылилось в желание снова попробовать себя на сцене. Надеюсь, получится.
Автор: Стас Тыркин
Сайт: Комсомольская правда
Статья: 'Код да Винчи' веру не затрагивает никак!
- Вы сразу согласились участвовать в этом скандальном проекте?
- Я старался не думать, что снимаюсь в экранизации "Кода да Винчи", и таким образом избежал стресса. Если бы я постоянно рефлексировал на тему своего участия в картине по противоречивому роману, против которого выступил Ватикан, что она наделает много шуму, когда выйдет в прокат, я бы просто не смог делать свою работу. Слава Богу, я всего лишь актер. Пускай студия думает обо всем этом и платит по всем счетам! К тому же я и до "Кода да Винчи" снимался в больших голливудских блокбастерах: "Миссия: невыполнима", "Розовая пантера"... Впрочем, когда режиссер кричит "Мотор!", становится все равно, в фильме с каким бюджетом ты снимаешься. Все, что действительно важно, - это реплики, партнеры, коллектив...
- Вы были знакомы с Томом Хэнксом и до съемок в этой картине?
- Когда-то он отмечал свой день рождения в Париже, и я был на него приглашен. Я подарил ему дорогой подарок из области французской истории. Что именно, не скажу. Таким образом я выразил свое уважение к нему как актеру. А потом и как человека его открыл, и вот что я вам скажу: Хэнкс - сама элегантность! Открытый, щедрый, милый, любопытный, умный парень, отличный актер, прекрасный гражданин своей страны! - Говоря о Хэнксе, Рено легко впадает в пафос. - С Томом легко установить добрые отношения. С хорошими актерами и людьми это вообще очень просто. Потому что они знают, как играть. Знают, как вести себя в обществе. И знают, как есть, выпивать и вести приятную беседу о красивых женщинах!
- Вы показывали ему Париж?
- Да, отвез их с Роном Хауардом поужинать в один отличный ресторан, разные другие шикарные места. Ну и вообще помогал чем только мог.
- И актеров выбирать помогали?
- Из "местных" меня первого утвердили на роль, и потом режиссер часто советовался со мной по поводу моих коллег. Но я не решался брать на себя такую ответственность. Какой, например, должна была быть Софи? Высокой блондинкой или толстой брюнеткой? Я не мог ответить на этот вопрос. Актрису на главную роль Рон Хауард не мог найти очень долго. Я полагал, что он выберет кого-нибудь типа Софи Марсо. И когда он мне сказал, что отдал роль Одри Тоту, я просто прыснул: "Кому? Этой пигалице?" - Рено протягивает руку чуть повыше стола, намекая на рост актрисы. - А потом подумал и решил, что это правильный выбор. Я не считаю Одри такой уж сексуальной, но смотреть на нее приятно. Она - очень женственна, но при этом за ней чувствуется характер. Она, как Эдит Пиаф. Все держит в себе, наружу открывается редко. Жаль, что у нас в картине мало совместных сцен.
"Дэн Браун написал роль Фаша специально для меня!"
- А с Дэном Брауном вы встречались?
- Да, он был на съемках в Лувре каждую ночь. Тихий, стеснительный парень, он был счастлив, что мы снимаем картину именно здесь. Однажды мы общались с ним на воздухе, у Пирамиды, и он сказал мне: "Знаешь, Жан, а ведь капитана Фаша я написал специально для тебя!" И жена его подтвердила: "Да! Я свидетель!" Признаюсь, меня это очень тронуло. Представьте себе: кто-то где-то очень-очень далеко, за океаном, в Бостоне, пишет книгу и думает о тебе! Это потрясающе, разве нет?!
- Вы не разделяете антицерковный пафос романа?
- Для меня "Код да Винчи" - важный, интересный фильм, классно придуманный, увлекательный триллер. Но всего лишь триллер! Никаких святынь он, по-моему, не затрагивает. Религия, вера здесь вообще ни при чем. Я считаю, что, если человек верит, эту веру не поколеблет ничто. Это глубоко интимное чувство. Если я увижу Бога - моя жизнь, безусловно, изменится. А если кто-то скажет мне, что сын или близкий родственник Бога живет сейчас в Берлине, это не изменит моих отношений с Господом! Признаться, меня ужасно удивляет тот факт, что люди верят в существование потомков Иисуса. Наверное, им нужно постоянно чем-то себя удивлять. Я никого не сужу, но для меня это просто странно.
- Вас самого интересуют загадки, тайны и прочие "игры разума"?
- Честно сказать, нисколько. Я вообще не верю в "мрак". Только в "свет".
"Готов работать бесплатно!"
- Говорят, сам президент Франции Жак Ширак выбивал у продюсеров "Кода да Винчи" вам гонорар побольше.
- А еще он добивался того, чтобы роль Софи Неве сыграла подруга его дочери! Все это было напечатано не где-нибудь, а в журнале "Ньюсуик". Когда я прочитал это, я был изумлен подобным идиотизмом. Неужели кто-то поверит, что президенту больше нечем заняться, кроме как договариваться о гонораре артиста? Даже если он меня любит!
- Вы недавно поставили "Манон Леско" Пуччини в опере Турина. С чего это вдруг?
- Меня попросил об этом Роберто Аланья, фантастический тенор. Сначала я ответил ему, что он спятил. А потом решил дать ему себя убедить. Бросить вызов самому себе, ведь я никогда ничего подобного в жизни не делал. И поставил условие: я работаю над этим спектаклем совершенно бесплатно. Это ведь не моя работа! Она оказалась ужасно трудной: управиться с шестьюдесятью певцами хора, тремя тенорами и двумя дивами ох как непросто. Но мне понравилось. Музыка - экстраординэр. Я бы еще одну оперу поставил. Потому что понравилось. Тре, тре бон, - срывается вдруг на французский язык Рено.
- Продолжению "Леона" не бывать?
- Не-е-ет! Этот фильм был снят столько лет назад! Дважды в одну реку войти нельзя.
Фильмография Жан Рено
/Jean Reno/
Актерские работы:
• Последний бой / Последняя битва [1983]
• Ее звали Никита [1990]
• Никита [1990]
• Пришельцы (Коридоры времени) [1992]
• Леон [1994]
• Леон (переводом Гоблина) [1994]
• Французский поцелуй [1995]
• Миссия невыполнима [1996]
• Колдовская любовь [1996]
• Коридоры Времени 2 [1998]
• Пришельцы 2 / Коридоры времени 2 [1998]
• Годзила [1998]
• Багровые реки [2000]
• Васаби [2001]
• Пришельцы в Америке [2001]
• Роллербол [2002]
• Корсиканец [2004]
• Багровые реки 2. Ангелы апокалипсиса [2004]
• Код Да Винчи [2006]
• Эскадрилья Лафайет [2006]
Еще один вариант фильмографии:
2004 Багровые Реки 2
/Crimson Rivers 2: Angels of the Apocalypse/
2003 Tais-toi (Ruby & Quentin)
2002 Васаби /Wasabi/
2002 Роллербол /Rollerball/
2002 Jet Lag
2001 Пришельцы В Америке /Just Visiting/
2000 Багровые Реки /Les Rivieres pourpres/
.... или "The Crimson Rivers"
1999 Tripwire
1998 Ронин /Ronin/
1998 Годзилла /Godzilla/
1998 Пришельцы 2: Коридоры времени
/Les Couloirs du temps: Les visiteurs 2/
... или The Corridors of Time: The Visitors II
1997 Ради Любви к Розанне /For the Love of Roseanna/
... или Место На Кладбище /Roseanna's Grave/
1997 Колдовская Любовь /Un amour de sorciere/
... или Witch Way Love
1996 Ягуар /Le Jaguar/
1996 Невыполнимое Задание /Mission: Impossible/
... или Миссия Невыполнима
1995 За Облаками /Par-dela les nuages/
... или Beyond the Clouds
1995 Французский Поцелуй /French Kiss/
1995 Les Truffes
1994 Леон /Leon/
... или "Профессионал" /The Professional/
1993 Пришельцы /Les visiteurs/
1993 Flight from Justice
1993 La Vis
... или The Screw
1991 Операция `Тушенка` /L'Operation Corned-Beef/
1991 Loulou Graffiti
1990 Никита /Nikita/
... или Ее звали Никита /La Femme Nikita/
1990 Человек В Золотой Маске
/The Man in the Golden Mask/
... или L' Homme au masque d'or
1990 Zone rouge
1988 Голубая Бездна /Le Grand bleu/
... или The Big Blue
1986 Я Люблю Тебя /I Love You/
1985 Strictement personnel
1985 Подземка /Subway/
1984 Наша История /Out Story/
... или Notre histoire
1983 Последняя Битва /The Last Battle/
... или Le Dernier combat
1983 Signes exterieurs de richesse
1982 Les Bidasses grandes manoeuvres
1982 Passante du Sans-Souci, La
1981 On n'est pas des anges... elles non plus
1980 Voulez-vous un bebe Nobel?
1979 Clair de femme
1978 L'Hypothese du tableau vole
... или The Hypothesis of the St olen Painting
Сайт: People's History
Настоящее имя: Хуан Морено
Французский актер испанского происхождения Жан Рено родился в Касабланке 30 июля 1948 г. и носил в то время имя Хуан Морено. В 1960 г. семья Морено вернулась в Европу (откуда ранее они бежали в Марокко, спасаясь от деспотического режима генерала Франко) и поселилась во Франции. Рено пришлось послужить во французской армии, чтобы получить гражданство. Позже, увлекшись театром, он брал уроки актерского мастерства, но, несмотря на активную театральную жизнь, кинокарьера Рено не складывалась. Так было до встречи с Люком Бессоном, который начиная с 1983 г. снимает его чуть ли не в каждом своем фильме.
В 1984 г. "Подземка", где Рено играл барабанщика, прославила Люка Бессона и Кристофера Ламберта. Через десять лет Бессон поставил "Леона", сделавшего Жана Рено звездой мирового кинематографа. Киллер Леон оказался живым человеком, весьма обаятельным в своей неграмотности и одиночестве. Слабость при безмерной убойной силе сделали Леона единственным другом маленькой девочки Матильды (Натали Портман), осиротевшей стараниями наркомана-полицейского (Гэри Олдмэн), а Жана Рено - лауреатом Французской академии киноискусства за лучшее исполнение мужской роли.
Впрочем, впервые Жан Рено всерьез заявил о себе как о лучшем киллере голубого экрана ещё в бессоновской "Никите" (1990), где профессиональный убийца Виктор умирал так, что ком подкатывал к горлу и зрители утопали в слезах. Виктор и породил Леона, своей гибелью в сотни раз переплюнувшего прародителя.
Герои Рено, особенно у Бессона, любят умирать красиво. Ныряльщик Энцо Молинари ("Голубая бездна", 1988) в погоне за потерянным титулом чемпиона мира по глубинному погружению без акваланга донырялся до смерти в синеве французской Ривьеры. Энцо, едва ли не единственный весельчак и балагур "Бездны", становится ее главным героем, с гибелью которого фильм лишается динамики, а зритель - интереса.
Самой серьезной из последних работ Рено в кино является роль Винсента в "Ронине". Этот герой максимально соответствует тому кинообразу, который Рено старательно создавал во всех своих фильмах: молчаливый профессионал на волоске от смерти. Скупость внешних средств выражения создает особый эмоциональный накал, неизбежно притягивающий зрительское внимание к Рено.
Романтичная небритость, лаконизм в проявлении чувств, спокойная уверенность в себе, твердость и мужественность, сила, скрывающая душевную слабость и одиночество - этот образ, созданный Рено, сменил героев Делона и Депардье, Бельмондо и Габена.
Леон, киллер Виктор, детектив, разыскивающий бриллиантовое колье во "Французском поцелуе" (с Кевином Клайном и Мэг Райан), французский контрразведчик Ларош, спасающий мир от разбушевавшихся монстров в "Годзилле" Роланда Эммериха, бывший агент французской разведки Винсент, входящий в международную команду суперагентов в "Ронине" (с Робертом Де Ниро, Наташей МакЭлхоун, Джонатаном Прайсом и Шоном Бином), даже ныряльщик Энцо Молинари из "Голубой бездны" - герой Рено всегда профессионал высшего класса. Именно профессионализм наполняет его экранную жизнь приключениями и позволяет выжить или достойно умереть в полном опасностей мире. Рено-обывателя в кино не встретишь. Зато в реальной жизни самый богатый француз Голливуда женился вторым браком на женщине с тремя детьми, живет на востоке Франции в маленьком тихом городке и счастлив там, огражденный от постоянных разговоров о кино.
Биография:
Жан Рено (настоящее имя - Хуан Морено) родился 30 Июля 1948 года в Касабланке Марокко). Когда мальчику было 12 лет, его родители переехали из Испании во Францию, из-за жесткого политического режима Франко, царившего в их стране. В Париже он посещал театральную школу, через которую прошли в свое время такие звезды, как Клод Брассер, Дидье Фламан и др.
Известность к Жану Рено пришла после того, как он начал работать с Люком Бессоном. Сначала Бессон снял Рено в "Подземке" /Subway, 1985/, потом дал ему одну из главных ролей в "Голубой Бездне" /Le Grand Blue, 1988/, затем была "Никита" /La Femme Nikita, 1990/, и пошло-поехало… Но мировую известность принес ему фильм "Леон" /в США - The Professional/. Эта трогательная история об отношениях профессионального убийцы и маленькой девочки, которую блестяще сыграла Натали Портман, не смогла оставить равнодушными даже американцев и открыла дорогу Жану Рено в Голливуд. Там ему удалось получить роли (не всегда главные, но какая разница) в таких фильмах как "Невыполнимое Задание" /Mission: Impossible, 1996/, "Годзилла" /Godzilla, 1998/, Ронин /Ronin, 1998/ , и это конечно не полный список его работ.
Однако для меня, как и для многих других его поклонников, я уверен, он всегда будет Леоном, добродушным убийцей-другом детей :)). Даже в его герое из Ронина я видел все того же Леона… Пусть со мной не согласятся, но мне он нравится именно таким.
(c) Alter-Ego
Специально для Kinomania.ru
Автор: Наталья Хвалина
Сайт: Новые Известия
Статья: Я верю в женщин, вино и любовь
– Фильм «Розовая пантера» о французском инспекторе полиции, нелепом и попадающем в дурацкие ситуации. Как вы чувствовали себя, когда пришлось вышучивать национальный характер?
– Соглашаясь на какую-то роль, ты практически соглашаешься со всем, что режиссер предлагает тебе делать. Иначе тебя просто не станут снимать (смеется). Если режиссер хочет смеяться над французами, то мне приходится смеяться вместе с ним. Мы не высмеиваем их, а по-доброму шутим. Я надеюсь.
– Что было наиболее сложным в работе над этим фильмом?
– Основная сложность была в том, чтобы не смеяться над Стивом, когда он работает на площадке. Если я испорчу дубль, то людям придется работать еще раз только потому, что я не в состоянии сдержать смех.
– В картине есть сцена, где вы со Стивом танцуете в облегающих трико, имитирующих рисунок обоев…
– (хохочет) …Эти костюмы будут «новинкой сезона моды» во Франции после показа фильма. Мы снимали эту сцену без репетиций, одним дублем, потому что танец был импровизацией, повторить такое второй раз просто невозможно. Я страшно нервничал. А режиссер в процессе еще и подначивал, крича «шлепни Стива по заду», «шлепни себя по заду», «покрути бедрами». Все внутри меня протестовало, но я подчинялся (хохочет).
– У вас есть любимый комедийный актер?
– Конечно, Стив Мартин (смеется). Еще мне нравится Роберто Бениньи. Разумеется, французские комики Бурвиль и Луи де Фюнес. Каждый комедийный актер имеет свой особый, только ему присущий стиль. На самом деле я думаю, что комики обычно очень грустные и часто одинокие люди.
– Можете ли вы назвать лучшую из своих работ?
– Не могу дать конкретного названия. Мне важно, чтобы зритель верил моему герою, видел его жизнь, его характер, его страдания, не вспоминая при этом обо мне, тогда я знаю, что роль удалась. Кроме того, я никогда не оглядываюсь назад и не восхищаюсь собой – ах, как у меня получилась эта роль! В тот период моей жизни я был другим человеком, та часть меня, которая вжилась в характер моего героя, уже отмерла, я не храню этих воспоминаний. Мне нужен свежий взгляд на новую работу, без груза эмоций, которые принадлежали другому герою.
– Говорят, что вы самый голливудский из французских актеров. Как вы относитесь к такой репутации и не скучаете ли по работе во Франции?
– Сплетни! (хохочет) Я принимаю далеко не все предложения, но не пропускаю самые интересные из них, как, например, в интеллектуальном триллере «Код да Винчи». Кто в здравом уме откажется играть с Томом Хэнксом?! Однако я не забываю и о Франции. Сейчас я работаю над ролью в спектакле, который выйдет в сентябре в Париже. Я давно не работал в театре. Это совсем другое актерское мастерство, чем в кино, требует больше энергии, больше физической отдачи. Мне хочется остановиться на какое-то время, отвлечься от кино, иметь какую-то постоянную роль в моей жизни, пусть на время. Мне нравится идея работы каждый вечер, возвращаться домой после спектакля пешком, в компании друзей или моей невесты, посидеть в кафе, лучше на улице, глядя на ночные огни Парижа, наслаждаясь бокалом вина и неспешной беседой, хорошей шутко, или просто помолчать, перебирая пальцы моей подруги, ощущая тепло ее прикосновения.
– Можете ли вы себя назвать человеком мира?
– Я легко адаптируюсь к новым местам, к другой культуре, эмигрант по призванию, ну что тут добавить. Наверное, потому, что я эмигрант от рождения (смеется). Родился в Марокко, родители андалузцы, бежавшие из Испании от режима Франко, с юных лет живу во Франции и чувствую себя стопроцентным французом, имею французское гражданство, много путешествую. У меня есть мечта – написать пьесу об эмигрантах, которая расскажет о том, что нет ничего плохого в эмиграции, люди должны уметь приспосабливаться к другим условиям жизни, принимать другую культуру и вносить что-то из своей. Таким образом, мы учимся жить одной семьей на земле. Я бы хотел включить в спектакль песни на разных языках, которые бы иллюстрировали способность людей к адаптации и несли в себе надежду на возможность жить в мире друг с другом. Такая вот мечта.
– Если бы вы представили себя каким-нибудь животным, кто бы это был?
– Я очень медленный (смеется), как верблюд... да... верблюд... абсолютно точно (хохочет)... У верблюдов свой собственный запас еды при себе, они пьют что попадется, хоть из лужи, они противно пахнут и у них скверный характер, зато они могут идти очень-очень долго...
– Я знаю, что вы не религиозны, но говорят, что человеку нельзя жить без веры...
– Я –андалузец по крови. Я верю в женщин, вино и любовь.
Автор: Ольга Ларионова
Сайт: Собеседник
Статья: Бык Брауна списан с меня
Факт же в том, что истерия вокруг «Кода да Винчи» приводит в кинозалы все новых людей. И хорошо бы, чтобы они поверили словам Жана Рено, с которым мы поговорили под конец Каннского кинофестиваля: есть только интересная история – и ничего больше.
С Шираком мы только посмеялись
– Жан, вас, как человека, воспитанного на католической религии, не смущает столь негативная реакция церкви на фильм?
– Нисколько. Более того, она мне непонятна. Этот фильм – сплошная фикция. Ни разу за время съемок мы не говорили на религиозные темы. Вопреки полемике, которая развернулась после выхода книги, в картине религия не ставится под вопрос. Есть просто интересная история, и именно ее я вижу в первую очередь. Для меня это хороший триллер. И прекрасная роль, с которой я, по-моему, неплохо справился.
– Вы переиграли много полицейских. Этот отличался от предыдущих?
– Вначале я не совсем представлял свою роль, потому что давно, в молодости, читал о деятельности «Opus Dei». Я понимал, что это должен быть человек, который свято верил в то, что делал. В его характере большое место занимают кодекс чести и моральная этика. Церковь прямо говорит: это делай, а это – ни в коем случае. На этом я и строил образ своего героя. И, по-моему, он совершенно не походит на старого полицейского, которого я играл в «Империи волков», или стража порядка из «Багровых рек».
– В этот раз он у вас получился еще мрачнее.
– Каким и должен быть капитан полиции – скучный и угрюмый! (Смеется.) Он расследовал дело и строил свои рассуждения на вере, а не на уверенности. И когда был предан, испытал сильнейший психологический шок, который я попробовал показать, несмотря на то, что это нетипично для голливудских фильмов. Больше всего удивило, когда Дэн Браун признался мне, что писал капитана Фаша по кличке Бык с меня. Наверное, поэтому меня так быстро пригласили на роль. И это был единственно правильный выбор (смеется).
– А говорят, за вас президент Франции Ширак просил.
– Мы с Шираком над этим долго смеялись. Я хорошо знаком с его семьей, не раз был у них в гостях. Представить, чтобы он просил продюсеров взять меня на роль – это смешно. Знаю, что, когда режиссер приезжал в Париж для подготовки к съемкам, президент встречался с ним и говорил обо мне, – но не больше чем как об актере. Тем более на тот момент я уже был утвержден на роль и даже подписал контракт.
Никакого послания в «Коде да Винчи» нет
– Что больше всего запомнилось во время съемок?
– Ночной Лувр, хотя и подозреваю, что это звучит банально. Находиться в нем ночью, когда он пуст, – это было волшебно. Мы могли слышать собственные шаги, отдающиеся эхом в длинных коридорах. Днем Лувр кипит, словно муравейник. Все снуют. Сколько раз там был, а вот забыл, что «Мона Лиза» совсем маленькая. Ее нельзя было бы счесть красавицей сегодня, но она все еще очень привлекательна. Ее взгляд следует за тобой повсюду – это поразительно! Мы с Томом часто задерживались у картин, пока нас оттуда не оттягивали продолжать съемки.
– Вы быстро вошли в контакт с Томом Хэнксом?
– Том принадлежит к той редкой категории актеров, одно только присутствие которых потрясает. Скажу правду: я был восхищен им. Он удивительно простой и умный человек. А с какой скоростью перевоплощается. В считаные минуты. Ра-а-аз – и нет больше Тома Хэнкса, а есть профессор Роберт Лэнгдон, которому удалось меня надуть. С ним было легко работать: Хэнкс прекрасно знает, где он, кто он и что должен делать.
– Многие рассматривают «Код да Винчи» как очередное послание человечеству, подобно «Матрице».
– Никакого послания в нем нет. Сегодня в кинематографе мало таких фильмов, какие делали Чарли Чаплин и Стенли Кубрик. Если ко мне приходит кто-то и говорит: «У меня есть фильм, несущий важное сообщение зрителю», – я смеюсь над этой претенциозностью. Если у человека не возникает желания выйти из зала до окончания фильма – уже хорошо. Такие фильмы я хочу видеть и рад сниматься в них.
На нервной почве подхватил герпес
– Сегодня вы самый востребованный французский актер в Голливуде.
Обошли даже Катрин Денев и Жерара Депардье. Вы к этому осознанно шли?
– Нет, но я люблю сниматься с американцами. Впрочем, так же, как с французами или актерами других стран. Полагаю, у актера не должно быть границ в выборе, где играть и делать свою карьеру. Мне повезло, что я говорю на многих языках и провел свое детство в разных странах. Это научило меня не бояться неизвестного или быть иностранцем. В Париже, Лондоне или Нью-Йорке – везде чувствую себя в своей тарелке. В нашей профессии есть одна издержка – ты не можешь быть обычным человеком. Рядом с тобой всегда есть люди, которые открывают тебе дверь машины, заказывают для тебя столики, бронируют номера, покупают билеты и много что еще. Ты больше не ходишь к любимому пекарю и не покупаешь газеты в местной лавке. И мне вот таких мелочей не хватает.
– Может, стоит тогда забыть о суетливом Голливуде? Ведь денег вы уже достаточно заработали.
– Дело не в них. Конечно, я достаточно заработал, но не стоит измерять все деньгами. Просто я хорошо делаю свою работу – и она сообразно этому вознаграждается. И зачем мне бросать то, что люблю? Гораздо интереснее попробовать нечто новое. Например, осенью собираюсь играть на сцене одного из парижских театров. Удалось же мне поставить оперу во время Олимпийских игр в Турине. Руководить шестьюдесятью людьми в хоре было для меня большим стрессом, который обернулся тем, что вылез герпес, которым с детства не болел, а тут на нервной почве он дал о себе знать. Все обошлось, и даже вылилось в желание снова попробовать себя на сцене. Надеюсь, получится.
Автор: Стас Тыркин
Сайт: Комсомольская правда
Статья: 'Код да Винчи' веру не затрагивает никак!
- Вы сразу согласились участвовать в этом скандальном проекте?
- Я старался не думать, что снимаюсь в экранизации "Кода да Винчи", и таким образом избежал стресса. Если бы я постоянно рефлексировал на тему своего участия в картине по противоречивому роману, против которого выступил Ватикан, что она наделает много шуму, когда выйдет в прокат, я бы просто не смог делать свою работу. Слава Богу, я всего лишь актер. Пускай студия думает обо всем этом и платит по всем счетам! К тому же я и до "Кода да Винчи" снимался в больших голливудских блокбастерах: "Миссия: невыполнима", "Розовая пантера"... Впрочем, когда режиссер кричит "Мотор!", становится все равно, в фильме с каким бюджетом ты снимаешься. Все, что действительно важно, - это реплики, партнеры, коллектив...
- Вы были знакомы с Томом Хэнксом и до съемок в этой картине?
- Когда-то он отмечал свой день рождения в Париже, и я был на него приглашен. Я подарил ему дорогой подарок из области французской истории. Что именно, не скажу. Таким образом я выразил свое уважение к нему как актеру. А потом и как человека его открыл, и вот что я вам скажу: Хэнкс - сама элегантность! Открытый, щедрый, милый, любопытный, умный парень, отличный актер, прекрасный гражданин своей страны! - Говоря о Хэнксе, Рено легко впадает в пафос. - С Томом легко установить добрые отношения. С хорошими актерами и людьми это вообще очень просто. Потому что они знают, как играть. Знают, как вести себя в обществе. И знают, как есть, выпивать и вести приятную беседу о красивых женщинах!
- Вы показывали ему Париж?
- Да, отвез их с Роном Хауардом поужинать в один отличный ресторан, разные другие шикарные места. Ну и вообще помогал чем только мог.
- И актеров выбирать помогали?
- Из "местных" меня первого утвердили на роль, и потом режиссер часто советовался со мной по поводу моих коллег. Но я не решался брать на себя такую ответственность. Какой, например, должна была быть Софи? Высокой блондинкой или толстой брюнеткой? Я не мог ответить на этот вопрос. Актрису на главную роль Рон Хауард не мог найти очень долго. Я полагал, что он выберет кого-нибудь типа Софи Марсо. И когда он мне сказал, что отдал роль Одри Тоту, я просто прыснул: "Кому? Этой пигалице?" - Рено протягивает руку чуть повыше стола, намекая на рост актрисы. - А потом подумал и решил, что это правильный выбор. Я не считаю Одри такой уж сексуальной, но смотреть на нее приятно. Она - очень женственна, но при этом за ней чувствуется характер. Она, как Эдит Пиаф. Все держит в себе, наружу открывается редко. Жаль, что у нас в картине мало совместных сцен.
"Дэн Браун написал роль Фаша специально для меня!"
- А с Дэном Брауном вы встречались?
- Да, он был на съемках в Лувре каждую ночь. Тихий, стеснительный парень, он был счастлив, что мы снимаем картину именно здесь. Однажды мы общались с ним на воздухе, у Пирамиды, и он сказал мне: "Знаешь, Жан, а ведь капитана Фаша я написал специально для тебя!" И жена его подтвердила: "Да! Я свидетель!" Признаюсь, меня это очень тронуло. Представьте себе: кто-то где-то очень-очень далеко, за океаном, в Бостоне, пишет книгу и думает о тебе! Это потрясающе, разве нет?!
- Вы не разделяете антицерковный пафос романа?
- Для меня "Код да Винчи" - важный, интересный фильм, классно придуманный, увлекательный триллер. Но всего лишь триллер! Никаких святынь он, по-моему, не затрагивает. Религия, вера здесь вообще ни при чем. Я считаю, что, если человек верит, эту веру не поколеблет ничто. Это глубоко интимное чувство. Если я увижу Бога - моя жизнь, безусловно, изменится. А если кто-то скажет мне, что сын или близкий родственник Бога живет сейчас в Берлине, это не изменит моих отношений с Господом! Признаться, меня ужасно удивляет тот факт, что люди верят в существование потомков Иисуса. Наверное, им нужно постоянно чем-то себя удивлять. Я никого не сужу, но для меня это просто странно.
- Вас самого интересуют загадки, тайны и прочие "игры разума"?
- Честно сказать, нисколько. Я вообще не верю в "мрак". Только в "свет".
"Готов работать бесплатно!"
- Говорят, сам президент Франции Жак Ширак выбивал у продюсеров "Кода да Винчи" вам гонорар побольше.
- А еще он добивался того, чтобы роль Софи Неве сыграла подруга его дочери! Все это было напечатано не где-нибудь, а в журнале "Ньюсуик". Когда я прочитал это, я был изумлен подобным идиотизмом. Неужели кто-то поверит, что президенту больше нечем заняться, кроме как договариваться о гонораре артиста? Даже если он меня любит!
- Вы недавно поставили "Манон Леско" Пуччини в опере Турина. С чего это вдруг?
- Меня попросил об этом Роберто Аланья, фантастический тенор. Сначала я ответил ему, что он спятил. А потом решил дать ему себя убедить. Бросить вызов самому себе, ведь я никогда ничего подобного в жизни не делал. И поставил условие: я работаю над этим спектаклем совершенно бесплатно. Это ведь не моя работа! Она оказалась ужасно трудной: управиться с шестьюдесятью певцами хора, тремя тенорами и двумя дивами ох как непросто. Но мне понравилось. Музыка - экстраординэр. Я бы еще одну оперу поставил. Потому что понравилось. Тре, тре бон, - срывается вдруг на французский язык Рено.
- Продолжению "Леона" не бывать?
- Не-е-ет! Этот фильм был снят столько лет назад! Дважды в одну реку войти нельзя.
Фильмография Жан Рено
/Jean Reno/
Актерские работы:
• Последний бой / Последняя битва [1983]
• Ее звали Никита [1990]
• Никита [1990]
• Пришельцы (Коридоры времени) [1992]
• Леон [1994]
• Леон (переводом Гоблина) [1994]
• Французский поцелуй [1995]
• Миссия невыполнима [1996]
• Колдовская любовь [1996]
• Коридоры Времени 2 [1998]
• Пришельцы 2 / Коридоры времени 2 [1998]
• Годзила [1998]
• Багровые реки [2000]
• Васаби [2001]
• Пришельцы в Америке [2001]
• Роллербол [2002]
• Корсиканец [2004]
• Багровые реки 2. Ангелы апокалипсиса [2004]
• Код Да Винчи [2006]
• Эскадрилья Лафайет [2006]
Еще один вариант фильмографии:
2004 Багровые Реки 2
/Crimson Rivers 2: Angels of the Apocalypse/
2003 Tais-toi (Ruby & Quentin)
2002 Васаби /Wasabi/
2002 Роллербол /Rollerball/
2002 Jet Lag
2001 Пришельцы В Америке /Just Visiting/
2000 Багровые Реки /Les Rivieres pourpres/
.... или "The Crimson Rivers"
1999 Tripwire
1998 Ронин /Ronin/
1998 Годзилла /Godzilla/
1998 Пришельцы 2: Коридоры времени
/Les Couloirs du temps: Les visiteurs 2/
... или The Corridors of Time: The Visitors II
1997 Ради Любви к Розанне /For the Love of Roseanna/
... или Место На Кладбище /Roseanna's Grave/
1997 Колдовская Любовь /Un amour de sorciere/
... или Witch Way Love
1996 Ягуар /Le Jaguar/
1996 Невыполнимое Задание /Mission: Impossible/
... или Миссия Невыполнима
1995 За Облаками /Par-dela les nuages/
... или Beyond the Clouds
1995 Французский Поцелуй /French Kiss/
1995 Les Truffes
1994 Леон /Leon/
... или "Профессионал" /The Professional/
1993 Пришельцы /Les visiteurs/
1993 Flight from Justice
1993 La Vis
... или The Screw
1991 Операция `Тушенка` /L'Operation Corned-Beef/
1991 Loulou Graffiti
1990 Никита /Nikita/
... или Ее звали Никита /La Femme Nikita/
1990 Человек В Золотой Маске
/The Man in the Golden Mask/
... или L' Homme au masque d'or
1990 Zone rouge
1988 Голубая Бездна /Le Grand bleu/
... или The Big Blue
1986 Я Люблю Тебя /I Love You/
1985 Strictement personnel
1985 Подземка /Subway/
1984 Наша История /Out Story/
... или Notre histoire
1983 Последняя Битва /The Last Battle/
... или Le Dernier combat
1983 Signes exterieurs de richesse
1982 Les Bidasses grandes manoeuvres
1982 Passante du Sans-Souci, La
1981 On n'est pas des anges... elles non plus
1980 Voulez-vous un bebe Nobel?
1979 Clair de femme
1978 L'Hypothese du tableau vole
... или The Hypothesis of the St olen Painting