Франция, 15 февраля 2007 г.
актер
В воскресенье вечером спецпремьерой фильма "Каллас навсегда" (он тут же выйдет в прокат) завершился XXV Московский кинофестиваль. Днем президент России Владимир Путин принял в Кремле гостей фестиваля. На момент подписания номера "Известий" официальная церемония закрытия фестиваля еще не началась. Но об одной из деталей церемонии стало известно заранее: на ней в третий раз вручается приз имени Станиславского, присуждаемый за особые актерские заслуги. Его обладательницей стала француженка Фанни Ардан - до нее этой чести удостаивались Джек Николсон и Харви Кейтель. Увидев Ардан на сцене, обладатели билетов на вечер закрытия смогли затем лицезреть ее и на экране: именно она сыграла главную роль в "Каллас навсегда". Перед церемонией с Фанни АРДАН встретился обозреватель "Известий" Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ.
- Вы уже играли оперную диву Марию Каллас на сцене, теперь сыграли в кино: в то тяжелое для нее время начала 70-х, когда ее ради Жаклин Кеннеди оставил любовник - греческий мультимиллионер Аристотель Онассис, когда она потеряла голос и, в возрасте около пятидесяти, уединилась в своей парижской квартире. Что вас так к ней притягивает: ее судьба как женщины, ее творческая энергия?
- Дважды сыграть Каллас не было моим специальным выбором. Так получилось случайно. Но тем не менее я действительно очень люблю эту женщину. Жизнь обычно дает только один шанс, а мне дала два - чтобы еще раз прочувствовать жизнь вместе с Марией Каллас. И я ухватилась за него. Меня не опера интересует. Меня интересует, как эта женщина была создана, ее характер. Она никогда не опускала руки. Она всегда превыше всего в жизни ставила свое искусство. Ее жизнь - образец. Она дает надежду многим людям. Не только людям творческим. Случай Каллас - это случай девочки, которая еще в 14-15 лет сказала себе, что станет великой дивой оперной сцены. Начало - это всегда самое трудное, но она никогда не сомневалась, что будет звездой. И самой большой трагедией для нее оказалось не то, что она потеряла Онассиса, не то, что у нее потом не было личной жизни, а то, что она утратила свой голос.
- Вы на нее внутренне похожи или совсем нет?
- Я даже не могу об этом судить. Для меня она икона! Но тем не менее она со мной внутренне разговаривает. Именно она дала мне кураж и силы ее сыграть. Каждый раз, когда у меня проблемы, она мне говорит: "Не уступай, иди дальше".
- А вы себя совсем-совсем не ощущаете иконой?
- (Смеется). Нет!
- Это неправильно с вашей стороны!
- Нет-нет! (Заметно, что, отвечая, чуточку играет.) Я не могу быть иконой! Я всего лишь актриса. Я ничего больше не сделала! У меня такое ощущение, что я постоянно все начинаю с нуля. Я регулярно начинаю с нуля и всегда говорю себе, что завтра будет лучше.
- Вы третий раз снимались с Джереми Айронсом: до этого были "Любовь Свана" и "Австралия". (В "Каллас навсегда" Айронс - давний друг-продюсер героини, который уговаривает ее сыграть в фильме по опере "Кармен". - "Известия"). Как с ним работается?
- Если третий раз соглашаешься сниматься с тем же человеком, то уже знаешь, что вы подходите друг другу, любите друг друга. Быстрее входишь в роль, выигрываешь время. Все чувствуешь по жестам. Нет необходимости устраивать скандалы на съемочной площадке. Мы работали как друзья. В фильме "Любовь Свана" ему пришлось играть на неродном французском, и он чувствовал себя уязвимым, был очень раним. Ситуация "Каллас навсегда" оказалась обратной: теперь уже я должна была говорить на неродном английском и чувствовала себя уязвимой. Он меня периодически подначивал: "Какой у тебя плохой английский!" А я ему отвечала: "Вспомни Пруста и "Любовь Свана"!
- Есть ли у вас любимый экранный партнер?
- (Уверенно и с любовью) Жерар! (Депардье, понятно). У нас с ним очень крепкие связи.
- Вы ведь опять с ним сейчас снимаетесь?
- Фильм уже готов, называется "Натали", но во Франции еще не вышел. Это история троих (третья роль у Эммануэль Беар. - "Известия"). Жерар изображает моего мужа.
- Вы были актрисой Трюффо, потом Алена Рене, но уже больше десяти лет снимаетесь у самых разных режиссеров. Это значит, что у вас нет сейчас своего режиссера - самого любимого?
- Этот вопрос (смеется) мне, наверное, нужно будет задать на смертном одре. Может быть, вы будете при этом присутствовать. Как я сказала, мое жизненное кредо: завтра будет лучше. Я постоянно повторяю себе, что завтра найду человека, который меня возродит. И это как раз будет любимый и наилучший режиссер. Но могу сказать: я любила всех своих режиссеров. Любовь, кстати, темная сторона жизни...
Справка
Фанни Ардан прославилась у нас в начале 80-х, сыграв в двух последних фильмах классика (и своего тогдашнего друга жизни, от которого у нее дочь) Франсуа Трюффо "Соседка" и "Веселенькое воскресенье", где ее партнерами были соответственно Депардье и Трентиньян. Потом она много снималась у Алена Рене, а также Шлендорфа, Этторе Сколы, Антониони, Леконта, Озона и других старых и новых мэтров в таких знаменитых фильмах, как "Любовь Свана", "Семья", "Полковник Шабер", "За облаками", "Ридикюль", "Елизавета", "Либертин", "Нет вестей от Бога" и "8 женщин". Фильм "Каллас навсегда" основан на вымышленной истории. Перенося ее на экран, режиссер Франко Дзеффирелли, знаменитый как своими оперными постановками, так и давней экранизацией "Ромео и Джульетты", хотел отдать дань памяти великой Каллас, которую когда-то знал лично.
Автор: Юрий Коваленко, Екатерина Бирюкова
Сайт: Известия
Статья: Я НАДЕЛЕНА ДАРОМ ПРЕДВИДЕНИЯ - ОСОБЕННО ГРЯДУЩИХ БЕД И КАТАСТРОФ
- В России у вас репутация женщины фатальной...
- А что вы понимаете под словом фатальный?
- Фатальная - это та, сопротивляться которой нет никаких сил...
- Мне трудно взглянуть на себя со стороны. Думаю, что на самом деле я гораздо проще. Может быть, у меня трудный характер и со мной трудно жить, но я не считаю себя фатальной женщиной.
- Вы человек ревнивый?
- Нет, но я наделена даром предвидения - особенно грядущих бед и катастроф. Ревнивые - это оптимисты, убежденные в том, что им принадлежит мир или тот или иной человек.
- Кого бы вы хотели сыграть из героев русской литературы - скажем, Анну Каренину?
- Нет, Настасью Филипповну, которая одновременно чиста и порочна, сильна и слаба... Первый раз я прочитала Идиота в 15 лет, а потом перечитывала в 30 и в 40. И каждый раз меня больше всего потрясали одни и те же сцены.
- В чем, на ваш взгляд, отличие французской литературы от русской?
- Французы руководствуются прежде всего разумом. Если вы проследите за любовной историей Фабрицио дель Донго в Пармской обители, вы увидите, что он во всем последователен. Вы понимаете логику его поведения, даже если он кого-то убивает. У русских же все инстинктивно, они всегда движимы эмоциями. Я часто не в состоянии постичь мотивации их поступков. Русских писателей нужно чувствовать.
- Для вас жизнь - это роман, кино, театр?
- Поскольку к жизни у меня романтическое отношение, значит, это роман. Любое горе, боль, поражение я могла соотнести с прочитанным. В какой-то степени это относится и к кино, но кино для меня - это лишь прихожая, которая ведет к настоящей литературе. Быть может, потому, что жизнь я познавала через книги. Для меня великий писатель тот, который наделен даром предвидения. Такими во французской литературе были Бальзак, Флобер, Мопассан.
- Как вы боретесь с приступами меланхолии?
- Открываю книгу, и если она меня увлекает, то отказываюсь от всего. Скажем, мне звонит друг и предлагает поужинать. Я ему отвечаю: Извини, сегодня вечером я занята!
- И часто вам чутье подсказывает отказаться от того или иного предложения?
- Так легко сказать д и так трудно - нет. Особенно мне, которая бессильна причинять страдания. Я всегда хорошо знаю, почему мне не нравится та или иная роль, и отвечаю режиссерам, что ее не чувствую. Сейчас у меня такой период, когда я всем и всему говорю нет. Трудно на что-то соглашаться после того, как вы сыграли роли, которые резко повышают адреналин в крови.
- Насколько мне известно, вас тяготит женское общество, и вы предпочитаете поужинать в компании с глупым мужчиной, нежели с умной женщиной...
- В моих словах много провокационного. Я всегда проявляла щедрость по отношению к мужчинам. Мне всегда нравилось их общество. Они другие, загадочные, неведомая планета.
- Вам случается в минуты одиночества беседовать с Богом?
- Мы общаемся с Ним скорее знаками. Раньше я вступала с Господом Богом в беседу, чтобы о чем-то попросить, но с некоторых пор этого не делаю, потому что никогда не получала того, о чем просила. И чтобы не испытывать чувство горечи, я предпочитаю Его благодарить и просить прощения. Я никогда не превращала Бога в нечто недоступное, мне порой казалось, что Он мой двойник.
Владимир Спиваков дождался гостей
В Доме музыки открылся третий по счету фестиваль Владимир Спиваков приглашает..., где в качестве первого гостя выступит молодой, но уже увенчанный всевозможными наградами французский скрипач Лоран Корсиа. Также в числе придирчиво подобранных приглашенных - итальянский бас Феруччо Фурланетто, темнокожая американская сопрано Индра Томас, молодой британский дирижер Даниэль Хардинг и целая компания отечественных балетных звезд, ради которых маэстро Спиваков впервые в жизни станет балетным дирижером. Центральное событие фестиваля - сценическая версия оратории Артюра Онеггера Жанна д'Арк на костре в постановке Кирилла Серебренникова с Фанни Ардан в главной роли. На прошедшей пресс-конференции Спиваков отметил удивительную актуальность и общечеловечность оратории, написанной в 1938 году и повествующей о событиях многовековой давности. Костры горят не только на улицах Парижа, но и в душах людей, - объяснил он.
Автор: Юрий Коваленко, Екатерина Бирюкова
Сайт: Известия
Статья: Я НАДЕЛЕНА ДАРОМ ПРЕДВИДЕНИЯ - ОСОБЕННО ГРЯДУЩИХ БЕД И КАТАСТРОФ
- В России у вас репутация женщины фатальной...
- А что вы понимаете под словом фатальный?
- Фатальная - это та, сопротивляться которой нет никаких сил...
- Мне трудно взглянуть на себя со стороны. Думаю, что на самом деле я гораздо проще. Может быть, у меня трудный характер и со мной трудно жить, но я не считаю себя фатальной женщиной.
- Вы человек ревнивый?
- Нет, но я наделена даром предвидения - особенно грядущих бед и катастроф. Ревнивые - это оптимисты, убежденные в том, что им принадлежит мир или тот или иной человек.
- Кого бы вы хотели сыграть из героев русской литературы - скажем, Анну Каренину?
- Нет, Настасью Филипповну, которая одновременно чиста и порочна, сильна и слаба... Первый раз я прочитала Идиота в 15 лет, а потом перечитывала в 30 и в 40. И каждый раз меня больше всего потрясали одни и те же сцены.
- В чем, на ваш взгляд, отличие французской литературы от русской?
- Французы руководствуются прежде всего разумом. Если вы проследите за любовной историей Фабрицио дель Донго в Пармской обители, вы увидите, что он во всем последователен. Вы понимаете логику его поведения, даже если он кого-то убивает. У русских же все инстинктивно, они всегда движимы эмоциями. Я часто не в состоянии постичь мотивации их поступков. Русских писателей нужно чувствовать.
- Для вас жизнь - это роман, кино, театр?
- Поскольку к жизни у меня романтическое отношение, значит, это роман. Любое горе, боль, поражение я могла соотнести с прочитанным. В какой-то степени это относится и к кино, но кино для меня - это лишь прихожая, которая ведет к настоящей литературе. Быть может, потому, что жизнь я познавала через книги. Для меня великий писатель тот, который наделен даром предвидения. Такими во французской литературе были Бальзак, Флобер, Мопассан.
- Как вы боретесь с приступами меланхолии?
- Открываю книгу, и если она меня увлекает, то отказываюсь от всего. Скажем, мне звонит друг и предлагает поужинать. Я ему отвечаю: Извини, сегодня вечером я занята!
- И часто вам чутье подсказывает отказаться от того или иного предложения?
- Так легко сказать д и так трудно - нет. Особенно мне, которая бессильна причинять страдания. Я всегда хорошо знаю, почему мне не нравится та или иная роль, и отвечаю режиссерам, что ее не чувствую. Сейчас у меня такой период, когда я всем и всему говорю нет. Трудно на что-то соглашаться после того, как вы сыграли роли, которые резко повышают адреналин в крови.
- Насколько мне известно, вас тяготит женское общество, и вы предпочитаете поужинать в компании с глупым мужчиной, нежели с умной женщиной...
- В моих словах много провокационного. Я всегда проявляла щедрость по отношению к мужчинам. Мне всегда нравилось их общество. Они другие, загадочные, неведомая планета.
- Вам случается в минуты одиночества беседовать с Богом?
- Мы общаемся с Ним скорее знаками. Раньше я вступала с Господом Богом в беседу, чтобы о чем-то попросить, но с некоторых пор этого не делаю, потому что никогда не получала того, о чем просила. И чтобы не испытывать чувство горечи, я предпочитаю Его благодарить и просить прощения. Я никогда не превращала Бога в нечто недоступное, мне порой казалось, что Он мой двойник.
Владимир Спиваков дождался гостей
В Доме музыки открылся третий по счету фестиваль Владимир Спиваков приглашает..., где в качестве первого гостя выступит молодой, но уже увенчанный всевозможными наградами французский скрипач Лоран Корсиа. Также в числе придирчиво подобранных приглашенных - итальянский бас Феруччо Фурланетто, темнокожая американская сопрано Индра Томас, молодой британский дирижер Даниэль Хардинг и целая компания отечественных балетных звезд, ради которых маэстро Спиваков впервые в жизни станет балетным дирижером. Центральное событие фестиваля - сценическая версия оратории Артюра Онеггера Жанна д'Арк на костре в постановке Кирилла Серебренникова с Фанни Ардан в главной роли. На прошедшей пресс-конференции Спиваков отметил удивительную актуальность и общечеловечность оратории, написанной в 1938 году и повествующей о событиях многовековой давности. Костры горят не только на улицах Парижа, но и в душах людей, - объяснил он.