Германия, 13 августа 1971 г.
актер
"Беги, Лола, беги" - самый знаменитый и модный немецкий фильм последнего десятилетия, ставший хитом по обе стороны Атлантики.
Родился 13 августа 1971 года. "Беги, Лола, беги" - самый знаменитый и модный немецкий фильм последнего десятилетия, ставший хитом по обе стороны Атлантики. Морис Бляйбтрой снялся в нем с молодой актрисой Франкой Потенте.
Последняя из его работ - фильм "Лунный папа". Кроме Морица Бляйбтроя в главной роли немецко-австрийско-русско-швейцарской ленты снялась юная звезда российского кино Чулпан Хаматова. Мориц Бляйбтрой приехал из Германии сниматься в странном фильме на русском языке. И сыграл при этом, наверное, лучшую свою роль.
Снялся в 20 фильмах, среди которых:
* 1999 г. "Лунный папа"
* 1999 г. "В июле"
* 1998 г. "Фанданго"
* 1998 г. "Желток яйца"
* 1997-98 г. "Любимый твой сосед"
* 1997 г. "Беги, Лола, беги!"
* 1997 г. "Достучаться до небес"
- Для вашего персонажа Бруно в "Элементарных частицах" секс - трагедия или комедия?
- В жизни все перемешивается, и в трагическом можно найти смешные моменты. Мой герой их находит, и он не одинок в этом. Мужчинам в сексуальных отношениях, думаю, особенно свойственно обратить дело в комедию, когда они чувствуют смятение. Сейчас в кино секс стал обычным объектом съемки. Свободы явно прибавилось, вы можете пробовать все, что угодно. Но и опасность возросла. Как и многие другие люди при потере интимности, эмоционального контакта, мой персонаж не может остановиться. Ему хочется получить все больше и больше. Это своего рода наркомания, когда человек уже не знает, кто он и что он на самом деле.
- Должно быть, вам тяжело далась эта работа.
- Я даже счастлив, что фильм закончен и мне больше не придется быть Бруно. Шучу: конечно, сыграть такую роль - большая удача. Пришлось потратить много сил, но зато благодаря этому образу появилась возможность изучить столько вещей.
- Когда вы согласились сниматься, то представляли себе режиссерскую концепцию Оскара Ролера или вас привлек первоисточник - роман Уэльбека?
- Я бы вряд ли включился в проект, если бы не был уверен, что в фильме будет больше романтики, юмора, приятностей по сравнению с романом. Для меня это было очень важно. Переносить книгу на экран один в один, со всем ее цинизмом и критицизмом, было бы неверным: в кино такое не проходит. Многие люди, которые пойдут смотреть фильм, ведь даже не знают, кто такой Мишель Уэльбек и что это за "Элементарные частицы". И если бы мы пытались быть такими же экстремальными, как Уэльбек, это было бы самоубийством. Одно дело - литература, где можно изложить любые интимные подробности, описать своего дружка и сексуальные контакты, и каждый читатель будет примерять это описание на себя. Но когда все то же самое наглядно демонстрируется на экране - зритель скажет: я не хочу на это смотреть. Человеческая натура все-таки довольно стыдливая. Я недавно читал новый роман Уэльбека, "Возможность острова", и помню, что вначале сильно возмущался: как же так, он пишет об одиноком клонированном человеке, который живет взаперти, и у него никогда не было женщины. А у самого-то - и вилла в Испании, и миллионные тиражи, деньги, девушки, словом, все. Но после я остыл, вернулся к книге. А с фильмом такое невозможно, если в первые 10 минут не зацепит - все, больше я на этот фильм не пойду.
- Это вы рассуждаете как зритель?
- И как актер, я не вижу смысла в том, чтобы сниматься в картинах, которые не оставляют зрителю никакой надежды. Моя работа, как мне представляется, - передавать публике те ценности, в которые я верю, давать надежду, и, по возможности, устраивать хеппи-энд. Для Бруно, правда, финал картины трудно назвать хеппи-эндом, но, по крайней мере, он счастливее, чем вначале. Может, это по-детски наивно, но я предпочитаю наивность пессимизму с цинизмом.
- Но для тех, кто прочел книгу, в частности для франкоговорящей публики, экранизация может показаться слишком сентиментальной.
- Пока что фильм принимают хорошо. Его уже продали в два десятка стран, и мне очень приятно, что столько людей вне Германии заинтересовались картиной. Я же знаю, как бывает с немецкими фильмами на фестивалях: иностранная пресса их норовит проигнорировать. А сейчас - посмотрите, какой интерес, сколько желающих взять интервью. Поразительно.
- Какие у вас ближайшие проекты?
- Я решил взять небольшой тайм-аут. Какое-то время ничего не буду делать. Только что отснялся во Франции, в фильме по сюжету Гранже, с Катрин Денев и Моникой Беллуччи. Это совсем другой проект, нежели "Элементарные частицы": мистический триллер с большим бюджетом, попкорновое кино, созданное для того, чтобы хорошо провести время.
- И только что мы вас видели в "Мюнхене" Стивена Спилберга.
- Да, действительно! Вы меня там увидели? Мне казалось, я так быстро там промелькнул.
- Как вы оцениваете нынешнее состояние немецкого кинематографа?
- Очень перспективно. Немецкое кино как раз сейчас ищет свое лицо, свой голос. Многие сетуют: где же новые Вимы Вендерсы, Фолькеры Шлендоры, как в 70-х? А я возражу: какие времена были тогда и какие сейчас? Практически ни одна страна в мире не пережила таких изменений, какие Германия за последние 15 лет. Это совершенно другая страна, чем та, в которой делали свои фильмы Вендерс и Шлендорф. Открываются возможности для молодых, моложе, чем мое поколение, - я все-таки вырос еще "за стеной". У нас, в Западной Германии, были американские идолы и идеалы, в Восточной - русские, и вся страна была как оккупированная. Теперь время национальной самоидентификации. И у нас еще столько историй, которые не рассказаны. Голливуд вот уже все поведал, и теперь сплошь ремейки снимает.
Уроженец Мюнхена покорил Берлин
Один из самых популярных актеров Германии, Мориц Бляйбтрой родился в 1971 году в Мюнхене, учился в Риме, Париже и Нью-Йорке. Актерскую карьеру начал в гамбургском театре, снимался на телевидении. Российские зрители знают Морица по ролям в фильмах "Беги, Лола, беги", "Достучаться до небес", "Эксперимент", "Лунный папа" и другим.
— Каковы были ваши первые впечатления от романа Уэльбека?
— Я прочитал его через год после того, как он вышел в Германии, и не могу разделить восторгов режиссера Оскара Роелера, который говорит, что для него он стал откровением, что те идеи, которые воплотил в “Элементарных частицах” Уэльбек, вертелись у него на языке, но он не мог их высказать. Мне же роман показался слишком циничным. Но я был восхищен прочитанным и по прошествии времени понял, что беспощадный ум Уэльбека открывает все закоулки человеческой души.
— Режиссер говорил, что изначально ему был более интересен характер Бруно, вашего персонажа. Как вы думаете, именно поэтому он получился столь привлекательным и отвратительным одновременно?
— Конечно. То, что Оскару нравился Бруно, дало мне огромную свободу: я мог как угодно поворачивать его характер в заданных рамках. И во время съемок мы решили: чтобы лучше показать его безумие, мне нужно быть как можно более разнообразным, мгновенно переходить от безумия к грусти, от грусти к веселью и так далее.
— Если верить фильму, то секс движет современным миром… Вы согласны с этим?
— Я думаю, что место секса в нашей жизни всегда было одинаковым — просто сейчас мы изменили свое мнение на этот счет. Сексуальность в идеале — неотъемлемая часть невинности. Опасность — в том, что мы в своих сексуальных фантазиях как можно дальше уходим от идеала, от связи сексуальности с невинностью и все дальше углубляемся в разврат, где нет места чувствам. Уэльбек как-то сказал, что сексуальность не может быть рядом с невинностью и нежностью, когда человек ведет насыщенную сексуальными удовольствиями жизнь. И мне кажется, что именно этот путь ведет человека в никуда.
— То есть мозг — главный сексуальный объект желания?
— Это отчасти правда. И если вы в своих фантазиях заходите слишком далеко, это может быть опасным, тогда уже нет пути назад. В мире есть вещи, которых просто не существует до тех пор, пока ты их не попробовал. И каждый, кто испробовал в жизни комбинацию “секс—любовь”, всегда увидит разницу.
— Но герои фильма никогда не говорят: “Я люблю тебя” — они говорят: “Мне кажется, что я люблю тебя”; это ли не подтверждение того, что любовь в современном мире заменил секс?
— Нет. Именно эти слова говорят о том, что человек обдумал их, он думает — это много значит. На своем опыте я знаю, что девушке нельзя говорить: “Я хочу, чтобы ты переехала ко мне”. Нужно сказать: “Не хочешь ли ты переехать ко мне?” Человеку всегда нужно дать свободу выбора.
Фильмография (актер)
Название фильма | Наша оценка | Описание |
Беги, Лола, беги!\Lola rennt | ||
Германикус\Germanikus | ||
Лунный папа\Luna Papa | ||
Повар-вор \C(r)ook | ||
Повар-вор\C(r)oo | ||
Элементарные частицы \Elementarteilchen |