Франция, 9 августа 1978 г.
актер
Журнал "Entertainment Weekly" назвал ее имя в числе самых выдающихся молодых актрис мира.
Родилась в г.Бомон, Франция. Окончила университет в Сорбонне, факультет французского языка и литературы.
Ее жизнь и так слишком ярка, и так вмещает слишком много сюрпризов. Она вытаскивает очередной, как кролика из волшебной шляпы. Например, Одри играет на гобое в молодежном оркестре Оверна, и в этом качестве часто ездит на гастроли. Она ведет дневник, который никогда и никому не показывает. Она идеально говорит по-немецки и играет на фортепиано. И еще она защитила диссертацию на филологическом факультете Сорбонны на тему "Нарциссизм в творчестве Оскара Уайльда". А, кстати, всего-то ей 24 года.
Как известно, сценарий "Амели с Монмартра" писался под британскую актрису Эмили Уотсон. И, собственно, "Амели" - это французский вариант имени Эмили. Остается, правда, непонятным, как Жан-Пьер Жене собирался органично вписать англичанку в парижский пейзаж. Но, так или иначе, Уотсон отказалась. И Жене начал срочно искать молодых французских звезд (всего на эту роль пробовалось 20 актрис). Пока не увидел девушку с огромными глазами и черными косичками - на плакате к фильму "Салон красоты "Венера". Увидел - и влюбился.
Так Одри Тоту поменяла свое имя на Амели Пулен, именно такой ее знают и любят во всем мире. Журнал "Entertainment Weekly" назвал ее имя в числе самых выдающихся молодых актрис мира. Ее буквально завалили сценариями, в том числе и голливудскими, но Тоту, как истинная француженка, снисходительно относится к американцам. Она заявила: "Мне, конечно, было бы забавно сняться в Голливуде, но чтобы это не было фильмом вроде "Бла-бла-бла, часть третья", если вы понимаете, о чем я".
До "Амели" у Тоту было еще около десятка фильмов. Сниматься она начала, еще когда училась в Сорбонне. Просто провинциальная девушка из городка Бомон всегда мечтала покорить Париж - и начала воплощать свою мечту наверняка, во всех областях.
Актерские работы:
1. Салон красоты "Венера" - 1998 (Драма) ...Мари
2. Амели - 2001 (Мелодрама) ...Амели Пулен
3. Испанка - 2002 (Романтическая комедия)
4. Любит - не любит - 2002 ()
- вопрос: Цель вашей героини в "Бесценной" — сверхкрасивая жизнь. А что такое "красивая жизнь" в вашем понимании?
- ответ: Красивая жизнь — прежде всего свобода. А свобода для меня — это возможность выбора. Дальше одно тянет другое. Чтобы иметь возможность выбора, необходимо иметь достаточно средств. Только со средствами ты можешь позволить себе обучаться, путешествовать. И то, и другое я очень люблю. Я вовсе не утверждаю, будто красивая жизнь — это деньги, но без них красивая жизнь невозможна.
- в: Невероятные дизайнерские платья, в которых ходит ваша героиня, относятся к вашему представлению о красивой жизни?
- о: Нет, я одеваюсь проще. Даже не могу вообразить ситуацию, в которой могла бы надеть одно из этих платьев. Предпочитаю одежду комфортную.
- в: Героиня "Бесценной" способна ради красивой жизни на многое, если не на все. После "Амели" казалось, что вы обречены на роли милых положительных девушек. И кинематограф действительно поэксплуатировал этот ваш образ. Но сначала вы сыграли этакую Амели-маньячку, которая переделывает чужие жизни ради собственной корысти, в триллере "Любит — не любит". А теперь, в "Бесценной", — пусть не маньячку, но девушку, которая почти не видит для себя моральных препон. Каково вам в отрицательных ролях?
- о: Удобно. У меня ведь тоже есть отрицательные качества, правда, иные, нежели у моей героини. Кроме того, я не считаю, что она такая уж отрицательная. Считать женщин, которые пользуются деньгами мужчин и, что называется, раскручивают их на еще большие деньги, аморальными — это, на мой взгляд, сугубо мужской подход. Согласитесь, что в отношениях моего персонажа с мужчинами нет никакой лжи. Они все про нее прекрасно понимают. Скорее, мужчины из фильма используют ее, чем она их. С другой стороны, она тоже отдает себе ясный отчет в том, чем именно занимается. Она не наивная дурочка, а по-своему цельная натура. Я ее не осуждаю. Впрочем, я вообще никогда и принципиально не осуждаю героинь, которых изображаю.
- в: Вы владеете искусством обольщения, которое в совершенстве освоила ваша героиня?
- о: Не владею. И уж точно никогда им не пользуюсь.
- в: Вы сказали, что у вас тоже есть отрицательные качества. И какие?
- о: Воздержусь от ответа. В любом случае, я четко знаю, чего именно никогда не совершу. Если говорить о моей профессии, то я никогда не соглашусь сниматься в фильме исключительно из-за денег. Хотя они и дают свободу.
- в: То есть вы не лукавите, когда регулярно говорите, что не стремитесь в Голливуд? При том что уже несколько лет вы член "оскаровской" академии?
- о: Конечно, не лукавлю. В конце концов, после "Амели", имевшей большой успех в той же Америке, в том числе "оскаровский", я получила мало интересных предложений из Голливуда. Я не то чтобы слишком капризничала при приглашениях на роли — у меня широкие вкусы. Но мне все-таки нужно, чтобы фильм трогал душу и был как минимум неглупым. Например, я люблю комедии, но такие, как "Бесценная", — выбивающие из равновесия. Ведь оба главных героя фильма — ладно уж, соглашусь — отчасти аморальны. Еще для меня важна репутация режиссера. Я хочу сниматься лишь у тех, кто приоткрывает перед тобой незнакомые миры.
- в: Тогда так сформулирую вопрос: вы считаете себя французской актрисой или интернациональной?
- о: Безусловно, французской. Я никогда ничего не предпринимала для того, чтобы стать более интернациональной. Мне это не нужно.
- в: Для массовой публики Одри Тоту ассоциируется прежде всего с тремя лентами: "Амели", "Долгая помолвка" и "Код да Винчи". А какие свои картины вы сами считаете лучшими?
- о: Естественно, "Амели", "Грязные прелести" (шедший у нас фильм британского мэтра Стивена Фрирза о кошмарах, с которыми сталкиваются нелегальные иммигранты в Лондоне. Одри Тоту играла в нем турчанку. — "Известия"). Ну и "Бесценную", в связи с которой вы меня интервьюируете. "Код да Винчи", конечно, громкая картина, и я бы снова, будь возможность, снялась в такой. Но я упомянула те, которые вызвали у меня особые актерские переживания. И в которых меня устраивает результат: то, как я сыграла.
- в: Странно, но вы не назвали "Долгую помолвку" — ваш второй после "Амели" фильм с Жан-Пьером Жене, режиссером, обладающим невероятными и неповторимыми кинофантазиями. У вас есть новые совместные проекты с Жан-Пьером Жене?
- о: (неожиданно сурово) Пока нет! (Поссорились, что ли?).
- в: Среди актрис более старших поколений, французских или голливудских, есть ли такие, кто является вашим кумиром?
- о: У меня нет кумиров. Мне может понравиться какая-то актриса в определенном фильме или даже отдельной сцене, но это не значит, что я после этого стану гоняться за всеми ее фильмами и безудержно ее обожать. Если все же назвать любимых актрис, то это для меня, как, наверное, для всех, Мерил Стрип, Джоди Фостер... (Задумавшись, делает невероятный жест, проявляя изумительную гибкость узкой ладони и длинных пальцев, — полное ощущение, что она способна так выгнуть ладонь назад, что костяшки пальцев коснутся запястья.) Из французских — Фанни Ардан...
- в: Возвращаясь к "красивой жизни" в серьезном понимании: есть ли что-то невероятное, о чем бы вы для себя мечтали?
- о: Я бы хотела, чтобы сутки стали вдруг вдвое длиннее. Чтобы успевать одновременно быть здесь и где-то еще. Чтобы совершенствовать себя во всем, чем я занимаюсь: в фотографии, в игре на фортепиано (Вот почему у нее, оказывается, столь гибкая ладонь).
На прощание мы фотографируемся. Но не я прошу сфотографировать себя с Одри, а она фотографирует меня маленькой "лейкой" с ручной, как у серьезных фотомастеров, перемоткой пленки. Это у нее, оказывается, такое хобби — запечатлевать на память своих интервьюеров.
У Одри Тоту немного запинающийся, но храбрый английский. Тем не менее ее сопровождала переводчица, которая бросалась к своей подопечной на помощь при первом же подозрении на языковое недоразумение. Я слышала, что Одри изучала в школе русский, но сочла бестактным говорить с ней на языке, который явно не понимали стоящие поблизости Джоди Фостер и Гаспар Ульель.
-Известия: Говорят, что, когда Жан-Пьер Жене нашел вас для фильма «Амели», он уже знал, что нашел Матильду для «Долгой помолвки».
Тоту: Да, он вынашивал проект «Долгой помолвки» в течение 10 лет, наверное, с тех пор как прочел одноименный бестселлер Себастьяна Жапризо.
-Известия: Вас часто называют Амели?
Тоту: Я не могу изменить тот факт, что для многих людей я навсегда останусь Амели. Я могу играть разные роли, но они все равно будут думать, что я - Амели, которая попала в другую ситуацию.
-Известия: Близка ли вам по характеру Матильда?
Одри Тоту: Да. Играя ее, я практически играла саму себя. У Матильды очень сильный характер, она тоже вспыльчивая и упрямая, но гораздо более самоуверенная, чем я. Я не очень уверена в том, что я хочу делать, зато очень хорошо знаю, чего я не хочу.
-известия: Например, чего вы не хотите?
Тоту: Подолгу сидеть на одном месте. Поэтому я здесь, в Голливуде.
-известия: Во Франции несколько лет назад жили две великие актрисы - Жюльетт Бинош, которая оказалась на Бродвее, и Софи Марсо, которая стала подругой Джеймса Бонда. Какой вариант вам больше по душе?
Тоту: Я, пожалуй, найду что-то свое.
известия: У вас уже есть идеи?
-Тоту: Пока нет. Я окажусь слишком смелой, если стану думать о сцене в Англии, потому что я еще не играла во французских театрах. И я не думаю, что это произойдет в ближайшем будущем. Я также не могу представить себя в роли девушки Джеймса Бонда, потому что я не выгляжу как «настоящая женщина». (Смеется.)
«Ты должна выучить английский, Франция слишком мала для тебя»
-известия: Вы хорошо говорите по-английски. Трудно было овладевать этим языком?
Тоту: Режиссер Жан-Пьер Жене сказал мне однажды: «Ты должна поскорее выучить английский, потому что Франция слишком мала для тебя». (Смеется.)
-известия: Он прав. «Правильный» английский - мечта каждого актера, который стремится сниматься в Голливуде. А вы стремитесь?
Тоту: Обычно, когда меня спрашивают про голливудские фильмы, то я сразу представляю себе блокбастеры, в которых качество игры не самое главное, или картины в жанре экшн. Подобное меня точно не прельщает. Для меня главное - попасть в хорошие фильмы, чтобы люди, которые будут их смотреть, не расстраивались. Я вообще старюсь избегать любого давления. Меня не волнует, что люди хотят, чтобы я делала. Это не их жизнь. Моя работа состоит в том, чтобы играть в фильмах, получать от этого удовольствие и стремиться к тому, чтобы зрители получали не меньшее удовольствие. Но я не могу гарантировать свой успех или успех фильмов, в которых я снялась.
-известия: Как вы обычно готовитесь к роли?
Тоту: Я многократно читаю сценарий. Я считаю, что все, что мне нужно, спрятано в нем еще и между строк. Затем я читаю книгу, если сценарий основан на ней, или ищу информацию о моей героине в других источниках. Так я лучше представляю себе характер, который мне предстоит сыграть.
«Теперь у меня один шанс из десяти не быть узнанной»
-известия: Нравится ли вам что-то еще кроме актерства?
Тоту: Обожаю путешествовать - наблюдать за людьми в другой стране, а значит, в другой культуре. Это меня очень обогащает.
-известия: Знаю, что вы избегаете вопросов о личной жизни.
Тоту: Когда дело касается моей личной жизни, я - могила. Моя семья - самые близкие мне люди - им это нелегко, так как моя жизнь осложнилась известностью. Я стала более суеверной, а значит, более осторожной и предусмотрительной в отношении того, что я делаю и куда иду. На родине я не могу быть той, какой я была раньше, потому что раньше у меня был один шанс из десяти быть узнанной на улице. Теперь у меня только один шанс из десяти не быть узнанной.
-известия: Уважает ли французская пресса ваше право на частную жизнь?
Тоту: Да, потому что у нас есть закон, который не разрешает прессе публиковать фотографии без разрешения того, кто на них изображен. Многие папарацци снимают меня, но, если они опубликуют свои фотографии, я могу засудить газету или журнал, где они появятся.
-известия: Тебе нравится бывать в Лос-Анджелесе?
Тоту: Мне нравится местная энергия и погода. Нравится, что люди одеваются так, как будто никто им не судья. И они не рассматривают друг друга на улицах. В Париже все по-другому.
-известия: Ты, наверное, знаешь, что «Долгая помолвка» в числе фильмов, которые могут быть номинированы на «Оскара»?
Тоту: Говорить со мной об «Оскаре» все равно, что о полете на луну.
Что любит Одри Тоту
Музыка: Я схожу с ума по Арите Франклин. Мне никогда не бывает скучно слушать ее песни. Когда я путешествую, то беру с собой обычно дисков 50, и 10 из них - с песнями Ариты Франклин. У меня есть и другие любимчики - Нина Саймон, Эдит Пиаф, Шарль Азнавуp, Элла Фицджералд и Билли Холидей, которых я слушаю в промежутке между записями Ариты. «Think» - моя любимая песня. Я открыла ее для себя, когда мне было 14 лет, и слушала ее по нескольку часов в течение двух месяцев.
Фильмы: Я сыграла в фильме Стивена Фриэрса «Грязные прелести», но люблю и другие его картины, включая «Моя прекрасная прачечная». Я также влюблена в фильм режиссера Марселя Карне «Дети Райка», который воспринимаю как чудо.
В свое время я получила большое удовольствие от «Тутси», « М.Э.Ш.» и фильма «Криминальное чтиво», а также от работ братьев Коэн «Фарго» и «Большой Лебовски». Я могу смотреть комедии по многу раз, но я наслаждаюсь просмотром грустных фильмов, таких, как «Сирано де Бержерак», «Цвет лиловый» и «Девственницы-самоубийцы», намного больше. Я не уверена, что я захочу посмотреть их еще раз, так как еще не забыла душевную боль, которую они мне причинили.
Живопись: Когда я училась в университете, то брала «академку» на один год. Чтобы мой мозг не отвык работать, я стала часто ходить в Лувр, хотя и не как студент, то есть по настроению, а не в качестве обязаловки. Недавно я открыла для себя в Нью-Йорке Метрополитен-музей, где посмотрела экспозицию Поля Гогена. Когда я опять оказалась в этом городе, то открыла для себя художников XIX-XX веков, так что теперь моим любимчиком является Эдгар Дега. Последний раз я провела в музее пять часов, но так и не успела все посмотреть. А еще мне нравится бывать в Музее д'Орсэ в Париже, в Национальной галерее в Лондоне и в Национальной портретной галерее. Другое дело, что в музеях такого уровня недостаточно побывать однажды.
Книги: Мне нравятся современные новеллы и биографии, но я читаю книги и смотрю пьесы, а через две недели ничего не помню. Это ужасно. Я не знаю, почему это происходит, - у меня очень хорошая память на сценарии. Зато я не могу забыть новеллу «After You'd Gone»писательницы Maggie O'Farrel. Это очень мощная книга, и я не хотела, чтобы она кончалась. Помню, как плакала над ней в метро и как решила дочитать ее, когда окажусь в спокойном месте. Я ехала погостить к своей подруге, так что после обеда легла и стала читать, но не смогла сдержать рыданий и разбудила ее.
Мода: Когда я была маленькая, иногда представляла себе одежду, которую я не могла найти в магазинах, поэтому я шила ее сама с бабушкиной помощью. Сейчас у меня большой выбор мест, где я могу покупать одежду. Главное - найти что-то моего размера. Я предпочитаю Chanel («потому что это классическая одежда с характером»), Yves Saint Lauren («очень сексуальна») и летающие платья Alberta Ferretti («которые как вторая кожа»).
Город: Я влюбилась в Нью-Йорк, где я впервые испытала чувство свободы, которое раньше испытывала только в лесу. Ньюйоркцы такие свободные, какими хотят быть все. Там, как и в Лос-Анджелесе, никто не разглядывает друга друга, и все одеваются, как им заблагорассудится. Мне бы хотелось иметь возможность жить и в Париже, и в Нью-Йорке, но арендовать квартиру в Манхэттене так же дорого, как и в Лондоне.
Что Одри Тоту не любит
Когда фильмы, идущие по телевидению, прерываются рекламой. Чтение книги никто не прерывает рекламой через каждые десять страниц. Так почему же нужно из-за нее останавливать фильм?
Одри Тоту поборется за «Оскара» с Джоди Фостер
«Долгая помолвка» с бюджетом $47 миллионов стала одной из самых дорогих французских картин. Правда, режиссеру Жан-Пьеру Женэ так и не удалось доказать в суде, что эта картина действительно французская, так как съемки финансировала голливудская киностудия Warner Brothers, которая также является дистрибьютором картины.
Фильм «Долгая помолвка» мог стать одним из главных претендентов на «Оскар» в категории «Фильм на иностранном языке», но он не соответствует требованиям, предъявляемым к фильмам в этой категории: опоздал с показом во Франции. Тем не менее фильм может претендовать на «Оскара» по другим категориям: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучшая актриса - исполнительница главной роли» и «Лучшая актриса - исполнительница роли второго плана». В этой номинации на «Оскар» заявлена Джоди Фостер. Ее присутствие в картине символично: актриса говорит на безупречном французском и является «флагом» американского кинематографа. Так что - кто знает...
Что смотреть на фестивале французского кино
В программе фестиваля «Французское кино'>кино сегодня» 9 фильмов. Герои криминальной комедии Фредерика Обюртена «Профессионалы» - полицейские Жерар Ланвен и Жерар Депардье - попытаются спасти похищенного террористами президента Франции. Настасья Кински и Кристоф Ламбер все-таки родят ребенка в «Точной копии». Режиссеры Мари Перенну и Клод Нуридсани в фильме «Генезис» поведают свою версию рождения Вселенной. Заглавный персонаж ленты Зигфрида Санса будет блуждать по миру, а Поль (Фредерик Дифенталь) из «Квартиранта» - по чужим квартирам. Герои картины Аньес Жануй «Посмотри на меня» будут страдать от комплекса неполноценности, а персонажи ленты Марион Верну «Пей до дна» просто хорошо проведут время. И, наконец, Франсуа Озон расскажет пять историй о жизни вдвоем в фильме «5х2».
ЕЕ ПОТРЯСАЮЩЕ женственное сиреневое платье от Альберты Феретти легко обвивало тонкий стан, а туфли на каблуках с перемычкой на пятке из последней коллекции Марка Джейкобса совершенно закончили образ невесомого создания в дымке фиолетового (самого модного цвета последнего сезона). Ее волосы были причесаны на манер солистов группы Beatles, и во всем этом виде Тоту казалась снизошедшей с Олимпа богиней или, в крайнем случае, голливудской дивой.
Oдри Тоту чуть угловатым движением уселась в кресло, как это сделала бы любая девочка-сорванец, которая забыла, что решила изображать из себя пай-девочку, и в знак готовности к разговору кивнула головой.
— Ни для кого не секрет, что с момента выхода фильма Амели вы стали самой узнаваемой и популярной француженкой наших дней. Но до сих пор про вас мало что известно.
— (Лукаво.) А что вам известно?
— Ну, например, что вам 26 лет, что вы ведете дневник, который никогда и никому не показываете, что вы закончили университет в Сорбонне, факультет французского языка и литературы, играете на гобое и фортепиано, что режиссер Жене, прежде чем снять вас в Амели, увидел ваше изображение на плакате на улице и сказал, что просто влюбился в этого эльфа с большими глазами и черными косичками, что ваши родители — врачи и вы все детство лечили кукол папиными ланцетами и мечтали стать приматологом, чтобы возиться с обезьянами, что Жан-Поль Готье подарил вам платье для церемонии премии Сезар, которую вы и получили, а еще, что вас в детстве отец называл «олененком», когда вы хорошо себя вели, и соплей зеленой когда плохо…
— Да вы практически уже все обо мне знаете (смеется). Но все-таки есть одна новость — я должна сняться у актера и режиссера Седрика Клапиша в картине Русская куколка. Может быть, мне даже пригодится русский язык, который я учила в школе. У меня там маленькая роль. Больше я ничего про фильм и не знаю. А сейчас у меня перерыв, и единственное, что меня тревожит, — поиск дома в Бретани.
— А какой вы хотите дом?
— У воды. И даже уже представила, какую библиотеку я сама в нем построю. С тех пор как отец мне подарил дрель, я хочу стать мисс сделай сам. Ужасно люблю что-то делать руками.
— Почти все ваши героини верят в вечную любовь, а вы?
— Ой, не уверена. Но я точно знаю, что любовь — это главный повод для поступков и наших фантазий. На любви стоит вера. И еще я думаю, что любовь может изменить поведение и природу человека.
— Ваши героини пусть и разные, но все же все чудачки. Вам самой свойственно чудачество?
— Я бы сказала, что меня с моими героинями сближает не чудачество, не экстравагантность, а чувство одиночества. А еще замкнутость и самодостаточность. И это мне в них очень нравится.
— Вы могли бы нарисовать свой автопортрет?
-Если бы я его рисовала, то в нем не было бы ни одной четкой линии. И это меня совершенно не пугает. Но не нужно думать, что я всегда спокойна, как удав. Внутри меня все так запутано… Мне самой иногда кажется, что я в каком-то лабиринте. А во время съемок я вообще не могла ни с кем общаться, жила как отшельник и снова и снова перечитывала финал романа Долгая помолвка Жапризо.
— Очевидно, что съемки в этом фильме произвели на вас огромное впечатление. Как прийти в себя после такой работы?
— О, это очень просто! Нужно отвлечься на что-то легкое, несерьезное. После финального съемочного дня у нас была вечеринка, и я протанцевала всю ночь. Вдруг эта стена молчания и тишина, нависшая надо мной, исчезли. На следующий день я поняла, что несколько лет подряд очень много работала. Мне ужасно захотелось остаться в Париже и наслаждаться обычной, обыденной жизнью. Я получала громадное удовольствие от того, что перебирала фотографии, переделывала фотоальбомы, заполняла все эти налоговые декларации, квитанции…
— Простите, чем-чем вы занимались?
— У вас разве так не делают? Раз в год каждому человеку во Франции, как и в Америке, нужно заполнять всякие бумажки, касающиеся его налогов, проживания, собственности и т. п. Это очень сложно и муторно, бывает, что на все эти бумажки нужно потратить чуть ли не месяц. Но для меня это был отдых, которого очень не хватало. Я готовила еду, играла на пианино, накупила партитур Эрика Сати… Хотя постоянно возвращалась к Шопену, он все-таки радостнее и непостижимее, что ли.
— Почему-то мне кажется, что так же могла бы отдыхать ваша героиня Амели. А есть ли у вас с ней что-то общее?
— Надеюсь, что мне, как и ей, удается быть искренней. Я люблю шутить, фантазировать, и иногда на меня нападает романтическое настроение. Но я не такая смелая, как она… А еще я могу себя назвать интуитивной. Вот, например, когда мне было 10 (тогда я даже не мечтала об актерской карьере), у меня возникло такое чувство, что когда-нибудь непременно встречусь с режиссером Стивеном Фрирзом. И встретилась на съемках его фильма «Грязные прелести». Кто бы мог подумать…
— Когда вы получили сценарий Амели, вы поняли, что у вас в руках птица счастья?
— Конечно нет. Даже предположить не могла, что из этого получится. Но когда мне его дали, я не спала две ночи и 12 раз перечитала сценарий. Мне так понравилась роль девушки, которая, как маленькая фея, делает добро людям… Я была уверена, что это моя роль, несмотря на то что изначально Жене хотел снимать Эмели Ватсон (Рассекая волны Ларса фон Триера), но Эмели не смогла приехать во Францию на пять месяцев.
— Что вам тяжелее всего давалось на съемках Амели?
— Момент, когда мне приходилось в резиновых перчатках прокалывать иглой электрический шнур, — честно говоря, малоприятное удовольствие. И еще момент, где нужно было целоваться. Мне это не очень удается по заказу.
— Вы следите за судьбой французских актрис Жюльетт Бинош и Софи Марсо, которые постепенно стали голливудскими?
— Да, я знаю, что Жюльетт Бинош очутилась на Бродвее, играет там спектакли, а последняя роль Софи Марсо, по-моему, была девушка Джеймса Бонда.
— Американские кинокритики считают, что это их потолок. Как вы представляете свое будущее?
— Я не хочу думать о своей жизни как о карьерной прямой. Мне интересна работа только в том случае, если в ней есть какой-то смысл. Вообще не уверена, что у меня хватит смелости, чтобы играть на английской сцене, потому что я этого даже во Франции еще ни разу не делала. И сегодня я даже представить себя не могу в роли девушки Бонда, потому что я еще недостаточно созрела для этой роли. (Смеется.)
-Если серьезно, не могу сказать, что хочу работать только во Франции, но и карьера в Америке для меня не так уж важна. Я знаю, это скучный ответ, но это правда. Я просто хочу продолжать встречаться с интересными людьми, с режиссерами разных стран. И, конечно, если они позовут меня в свои проекты, я с радостью на них соглашусь. И не важно, большой у них бюджет или маленький. Меня это не волнует.
— Для вас гораздо важнее работать с интересными людьми, чем быть звездой?
— Да. Именно так.
— Многие считают, что нет честных дорог к успеху в кино и шоу-бизнесе.
— (Снисходительно улыбаясь.) Мне не пришлось ни с кем спать, если вы об этом, мне не попадались такие продюсеры и режиссеры.
— Скажите, а во Франции пресса посягает на личную жизнь звезд?
— У нас есть такой закон, который не позволяет прессе публиковать фото, которое ты не утвердил. То есть папарацци можно снимать все что угодно, но нельзя публиковать, потому что тогда газете грозит суд. Что касается меня — я с ними всегда сужусь.
— Одри, вы очень популярны, в каких вы отношениях со своей славой?
— Во-первых, я терпеть не могу читать о себе. Во-вторых, я стараюсь ни себе, ни другим не врать и не поощрять ложь обо мне, потому что знаю, что так можно умом тронуться. Вообще повышенное внимание очень отвлекает от настоящих дел, от работы. Просто так случилось, у меня такая судьба, хоть я о ней и не мечтала.
— Вас во всем мире называют Одри Хепберн нового поколения. Что вы об этом думаете?
— Я очень горжусь таким сравнением, оно мне льстит, хотя не думаю, что у меня есть ее элегантность. Помните Завтрак у Тиффани? А в Римских каникулах я ее вообще обожаю. Вы знаете, очень долгое время я не знала, что мои родители назвали меня в честь нее. Я два года говорила журналистам, что это не так. И однажды решила сама их спросить об этом. Каково же было мое удивление, когда они ответили: Ah, oui! Конечно, в честь Хепберн, в чью же еще?
— Вам никогда не хотелось стать лицом какой-нибудь марки (как, кстати, в свое время сделала Хепберн)?
— Раньше я не хотела использовать свою популярность для таких целей. Я думала, что я актриса, а не объявление на заборе и не ходячая реклама. Но сейчас я изменилась. Я знаю, что многие популярные актеры этим занимаются. Раньше во Франции, когда какая- нибудь знаменитость продавала парфюмерию, мы говорили: О, ей, наверное, очень нужны деньги, чтобы заплатить налоги. Но сейчас в этом для меня нет ничего стыдного. Может быть, когда-нибудь…
Полное хеппи
Удалось. Или, вернее, почти удалось. Одри Тоту снялась сразу в нескольких фильмах, отдаваясь работе круглосуточно. И хотя цель «стать известной всему миру актрисой» была уже достигнута, оставаться Амели ей вовсе не хотелось. В прошлом году на широкий экран вышли «Грязные прелести», где Одри играет эмигрантку-испанку. Последнее творение, которое в прокате сейчас, — это фильм «Хеппи-энд». Простецкий, предсказуемый сюжет, банальный сценарий, но получилось даже неплохо. Тоту, кстати, сама здесь касается своей следующей мечты (о которой, правда, она никому не говорит, отказываясь ее комментировать) — покорить Голливуд. В «Хеппи-энде», одно название которого уже с самого начала говорит о полном отсутствии интриги, молодая француженка приезжает в Голливуд с целью стать знаменитой актрисой. Ну или хотя бы просто актрисой. Селится напротив дома одного из известных сценаристов и старается всячески обратить на себя внимание, репетируя на его глазах. И наконец ей это удается. Сценарист влюбляется до ушей, пишет сценарий о жизни этой девушки с реальными мизансценками, по которому кто-то из режиссеров ставит фильм. Девушка счастлива. Потому что получила желаемое, да еще в придачу и любимого. Полное хеппи.
Странная любовь
Она другая. Не Амели. И если вначале ей нравилась полная идентификация с героиней, то теперь стала раздражать. Потому что уже надоело, что даже журналисты пишут о ней, словно им всем выдали одно клише: «Одри любит…», «Одри не любит…» И дальше все в таком духе: «любит цветочки, букашек, обезьянок…», «не любит шум, гам, дым, пыль…». В список перечислений «любит — не любит» можно вписывать все, что фантазия позволит. Это как игра. Из реального, кстати, — обезьяны. Одри действительно от них без ума (да ведь и она, скажем честно, иногда напоминает маленькую забавную обезьянку с торчащими ушками).
Эта любовь появилась в детстве. Из ниоткуда. Отец — стоматолог, мать — член Ассоциации борьбы с неграмотностью, то есть филолог, и по совместительству тоже врач, как и муж. Дома животных не держали. Все внимание — детям. Их, кроме Одри, родилось еще трое. Но самой необычной была, конечно, она, Одри. Чем? Держалась всегда одиночкой и всегда находила себе любопытные занятия. Ее поступки были непредсказуемы. Или пристрастия. Она играла медицинскими инструментами отца, лечила кукол и думала, что станет доктором. Потом воспылала любовью к обезьянам. Понравились они Одри, и все. Поэтому после школы она задумала поступать на биологический факультет, чтобы потом стать приматологом. Ее кумиром была женщина-ученый, которая жила в лесу и изучала жизнь обезьян. Но мать и отец решили направить внимание дочери на литературный факультет Парижского колледжа искусств. Вроде бы она даже поступала и на филфак Сорбонны, но что-то там не задалось. Впрочем, это неважно. Потому что Одри одновременно с учебой ходила на актерские курсы, попав туда случайно. И это сыграло свою судьбоносную роль.
Одиночка
И тогда в Париже, куда она переехала из родного Бомона, что в самом центре Франции, завертелась жизнь, которая была Одри по душе. Она была бесконечно занята и принадлежала самой себе. Пусть даже некоторые занятия были и не совсем по душе. Главное, они развивали. Одри училась, подрабатывала секретаршей, занималась на курсах, а потом, когда ее способности заметили на ТВ, то еще и снималась в телесериале.
Вздыхать о юношах у Одри не было времени. Или желания? Уж так она была скроена и воспитана. Несмотря на то что она росла в семье-коммуне, у нее была и есть ярко выраженная склонность к уединению. Это тип людей, кому хорошо наедине с самим собой, не скучно. А может, как раз и напротив, в таких семьях один из детей вырастает одиночкой именно потому, что ему этого самого одиночества не хватало в детстве. На счастье Одри, она выросла в семье, где был культ любви ко всем детям. Никто из детей Тоту не был обделен вниманием обоих родителей. Поэтому Одри выросла самодостаточной и самостоятельной. Повезло. Единственный минус — она была самой старшей, поэтому ответственности на ней было больше, чем на остальных детях в семье.
Так вот о любви. Для Одри оказалась на первом месте любовь к мечте. И одержимость ею. Она хотела стать актрисой. Известной и особенной. Кто-то «сверху» ее услышал и подбросил шанс. Правда, как это бывает в подобных случаях, через нелепую ситуацию. Но в нужном месте с нужными персонажами.
Большая женская надежда
Когда Одри еще училась на курсах, ее пригласили на какие-то кинопробы. Но она заблудилась в метро, а потом на улице и опоздала почти на час. Ее отказались смотреть из-за этого, и она тут же, на месте, разразилась водопадом отчаянных слез. Она очень хотела попробоваться на роль. «Мимо проходила» режиссер будущего фильма «Салон красоты «Венера» и заинтересовалась искренностью переживаний большеглазой девушки. «Утри слезы, детка, и прочти то, что ты приготовила», — сказала она и погладила ее по волосам. После первых же сказанных Одри слов, которые она произнесла с придыханием, не отойдя еще от рыданий, стало ясно, что кандидатка на главную роль в «Венере» найдена и более не обсуждается.
После премьеры Одри назвали «самой большой женской надеждой кино» и дали премию. И если большинство молодых актрис, лишь понюхав запах славы, опускаются на лавры и ждут, когда к их ногам упадет мир, то Одри не села у телефона в ожидании звонков от маститых режиссеров. Она стала выискивать те места и тех людей, где были нужны актеры. Поэтому и откликалась на любые предложения, и предлагала себя сама. В этот период дозвониться до нее было почти невозможно. Пробы, пробы, пробы, утверждения, отказы. Она бралась за любую и разную работу. Понятное дело, что при такой загрузке ни о какой личной жизни и даже об общении с подругами не было и речи. Она приходила домой, жевала бутерброд, зубрила почти до утра очередную роль и падала замертво в постель, чтобы поспать хотя бы несколько часов…
Мимо такой целеустремленности фортуна никогда не протопает мимо, гремя башмаками. Три фильма за один год — в 2000-м. И почти еще через год — точное попадание, к которому так стремилась. Это «Амели». И опять неслучайная случайность. Режиссер увидел ее лик с огромными глазами на афише. Лишнее напоминание всем лентяям мира: везение приходит не только к «дуракам», а еще и к тем, кто упорно и терпеливо стучится в эти двери и твердо знает, чего он хочет.
Ей постоянно нужно быть чем-то занятой. Например, она до сих пор играет в одном маленьком молодежном оркестрике — на гобое. И даже гастролирует с ними, когда есть время в перерывах между съемками.
В джунгли, к обезьянам
…И вновь о любви. Теперь уже о настоящей, к мужчине. О том, что у Одри «кто-то все-таки появился», заговорили после «Амели». Сначала как друг (ну как же иначе у Одри? Она же девушка «вне любви»). А потом (как будто бы!) их стали видеть все чаще и чаще вместе. С кем? С тем самым, еще более странным, чем она, парнем из фильма, которого Амели полюбила по сюжету. В миру — Мэтью Кассовиц. Он втрескался в Одри еще на съемочной площадке. Пытался пылко ухаживать, но она тогда была еще не готова поселить в своей душе и в своем внутреннем мире кого-то еще, кроме кино.
Мэтью оказался человеком чувствительным. Поэтому какое-то неосторожно оброненное слово однажды заставило его исчезнуть из жизни Одри. На время.
Пока они не общались, Одри съездила с сестрой в Индонезию, в заповедник в самых настоящих джунглях. Конечно же, там были обезьяны, с которыми она вволю наобщалась. После приезда Мэтью пришел к Одри со словами, что не может без нее… А она честно призналась, что не может без работы, но попробует находить время и для него, Мэтью. Потому что… он ей тоже небезразличен.
Пучина красивых романов, неистовый секс с поклонниками — все это мимо Одри. Она даже не смогла бы играть что-то «постельное», потому что в ее жизни такие страсти не кипели. Ей даже обычные поцелуи в кадре даются с трудом. Хотя она готова пойти на все, если скажет режиссер. Обнажиться, изобразить с кем-то сексуальный акт… Но режиссеры чувствуют актрису. Правда, может быть, когда-нибудь Одри и сыграет роковую соблазнительницу. Но это трудно даже представить. Впрочем, ей пока что только 25. И пока она называет себя идеалисткой.
Пессимистка
Ну уж после «Амели»-то точно все думали, что у Одри «включится звезда» и она станет иной. Но ничего подобного не произошло. Она по-прежнему и даже пуще прежнего включилась в деятельность. Пока Одри не считает себя звездой высокого калибра, поэтому соглашается играть даже в самых не слишком кассовых фильмах.
«Я всегда готова к худшему», — говорит она, как типичный представитель касты интровертов и пессимистов. Когда ей плохо, то ей проще всего лечь спать и ни с кем не общаться. А если ты всегда готов к провалу, то проще переносить неприятности. Кажется, она еще и мало доверяет людям. У нее и друзей-то особо близких нет.
Даже при приличных гонорарах она умудряется одеваться в мелких магазинах и на блошиных рынках. Если только предложит кто из великих мастеров свои услуги, как, например, Жан-Поль Готье, тогда она соглашается примерить какие-то модели на себя. На тусовки Одри (все-таки так и хочется назвать ее Амели. — Авт.) не ходит, телевизор не смотрит. Читает. Наигрывает на пианино.
Кстати, что касаемо Голливуда, то Одри — типично французская актриса. На «фабрике грез» при всех ее талантах она бы, пожалуй, не прижилась.
Фильмография (актер)
Название фильма | Наша оценка | Описание |