Актеры

Ирина Алферова\Irina Alferova 
Россия, 13 марта 1951 г.
актер

Когда-то один из известнейших театральных педагогов на очередном прослушивании горько воскликнул: «Где красивые, умные, одухотворенные лица?! Дайте мне такую девушку, и я сделаю из нее актрису!»

Автор: Ксения Ларина
Сайт: Новые Известия
Статья: Тайфун по имени Ирина

Фото: Михаил Гутерман
Сочетание красоты и ума – это про Алферову. Плюс волшебное чувство юмора, которое не позволяет ей впадать в уныние или предаваться любимому актерскому занятию – зависти. Что такое зависть с большой буквы «З», она знает как никто. Зависть – родная сестра народного признания. Никому не известная студентка ГИТИСа всенародную славу снискала после выхода на экраны ТВ сериала «Хождение по мукам», где она сыграла свою первую и, пожалуй, самую большую роль – Даши. В ее Даше было все то, о чем мечтал тот самый театральный педагог, – красота, свежесть и неискушенность юности, одухотворенность и ум. Казалось, она сама с трудом привыкала к своему лицу, отражающемуся во множестве зеркал, и каждый раз словно спрашивала себя, как и ее героиня: «Кто ты?»
Так странно складывается судьба! Попав в самый лучший, в самый популярный театр Советского Союза – в театр имени Ленинского Комсомола, она в течение 10 (!) лет так и не заинтересовала главного режиссера. Ее лица среди множества других лиц – артисток – статисток из массовки – он не увидел. И напрасно придумывала она новые прически и новые детали для каждого выхода, напрасно придумывала биографии своим бессловесным героиням – ее светящиеся глаза в темноте сцены замечали только близкие и друзья. Это сейчас все молодые знают – Марк Захаров не любит красивых актрис. Он просто не знает, что с ними делать. Тогда, в середине 80-х, такое откровение и в голову никому не могло прийти! Будучи женой главного красавца страны Александра Абдулова, никаких дивидендов от этого союза артистка Алферова не получила. За исключением права называться «самой красивой супружеской парой в советском кино». Они вместе играли очень мало. Но один фильм от того звездного времени стал по-настоящему открытием, хотя в ту пору и он ничего не изменил в творческой судьбе Алферовой. Это фильм «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Александра Володина. Оказалось, что красивая девушка с хорошей фигурой и умными глазами умеет то, что доступно немногим, – она умеет играть любовь, она умеет играть настоящее страдание. Тот, кто хоть раз видел этот фильм, вряд ли забудет финальную сцену в больнице – когда Катя – Алферова мечется по растерзанной постели, повторяя и повторяя одну-единственную фразу: «Митя! Я скучаю по тебе! Я скучаю по тебе, Митя!»
10-летнее таскание табуреток по сцене Ленкома, как ни странно, не отвратило ее от театра. Но как человек гордый и знающий себе цену, она ни у кого ничего не просила – довольствуясь тем, что есть. Уже осталась в прошлом история самой красивой пары в советском кино, уже выросла дочь, уже рядом красивый любимый человек – казалось бы, актерские амбиции должны потихоньку угаснуть. И вдруг… О, это волшебное «и вдруг!». Иосиф Райхельгауз, главный режиссер театра «Школа современной пьесы», приглашая Алферову к себе в спектакль, представить себе не мог, какого «джинна» он запускает в свои стены. Он сам потом не раз скажет, что Алферова – это тайфун, это какое-то бесконечное «бешенство риска». Она оказалась на редкость театральной актрисой – эмоционально подвижной, азартной, смешливой и выносливой. В трех «Чайках» – Чехова, Акунина и оперетке Журбина – она, как и остальные артисты, играет одну и ту же роль – конечно, Аркадиной. Все три Аркадины – абсолютно разные и по характеру, и по жанру, и даже внешне. Первая – статная насмешливая и при этом совершенно одинокая страдающая женщина. Вторая – в пародии Бориса Акунина – женщина-вамп с кровавыми чувственными губами и изломанной пластикой. Третья – самая неожиданная – веселая хулиганка, премьерша провинциальной музыкальной оперетки, которая лихо отплясывает канкан и старательно выводит грудным голосом незатейливые мелодии. Такое может себе позволить только очень азартный, склонный к авантюрам человек. Человек, умеющий относиться к себе с иронией. Человек, для которого каждый выход на сцену – счастье. Человек, который никогда не скажет в интервью – «Мое творчество».
А в интервью Ирина Алферова подкупающе откровенна и естественна. Она любит жалеть других и никогда не жалуется про себя. Только очень ждет новых ролей, которых так мало было в ее театральной жизни!

Сайт: Актеры советского кино

Детство
Ирина Алферова родилась в Новосибирске не в актерской семье (родители ее - Иван Кузьмич и Ксения Архиповна - прошли войну от начала до конца и, выучившись потом, оба стали юристами-адвокатами), но без "игры" жизни своей она не мыслила. В этот мир можно было окунуться в Новосибирском академгородке, где физики дружили с лириками, где постоянно проводили какие-то фестивали, куда приглашали самых талантливых людей страны. Ирина играла там в самодеятельном театре…
Еще школьницей Ирина поняла, что нравится мальчикам. Особенно когда раскрепостится, раскроется, да еще начнет танцевать. И рано почувствовала зависть подруг. Поэтому на школьных, а потом и институтских вечеринках устраивалась где-нибудь в уголочке и наблюдала за всеми со стороны...
"У меня даже комплекс тихони выработался. - Рассказывает актриса. - А подруги все чаще стали говорить: "Ты у нас такая хорошая, вся из себя этакая скромница... Да разве ты пойдешь с тем парнем!.." Я помалкивала и знала про себя, что нужен мне один-единственный... И ждала, когда судьба подарит мне эту встречу".
ГИТИС
После окончания школы Ирина Алферова улетела в Москву, в Институт театрального искусства.
На первых порах в столице ей пришлось туго: после первого курса чуть было не отчислили за профнепригодность. Руководитель курса Дудин сказал даже, что она очень хороша собой и, пока не поздно, ей стоит поискать себя в какой-нибудь другой профессии. А все из-за того, что Ирина не могла изображать в этюдах то, чего не чувствовала. Любовь, например.
Однако институт Ирина Алферова окончила, по общему признанию, как самая талантливая и перспективная. Вспоминая те годы, Ирина сетует, что театральная педагогика вообще слишком поспешна и поверхностна, всех причесывают под ранжир. Преподавателям хотелось, чтобы у всех все получалось, и обязательно быстро...
Начало карьеры
В 1972 году Алферова окончила ГИТИС.
Когда Ирина оканчивала ГИТИС, ее пригласили в свои труппы сразу несколько московских театров. И тогда же ей выпал удивительно счастливый билетик - роль Даши в телеэпопее "Хождение по мукам". Но режиссер Василий Ордынский поставил условие: параллельно играть в театре она не будет. Ирина согласилась. И в течение пяти лет жила только своей Дашей. Фильм удался. До сих пор эту ее работу критики и публика называют чуть ли не самой лучшей.
Ленком
В 1976 году Алферова была приглашена в Московский театр им. Ленинского комсомола (с 1991 - "Ленком").
И.Алферова: "Я очень хорошо помню свой первый приход в театр. Шел спектакль "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Ни с кем в театре я еще не была знакома, но буквально с первого вздоха ощутила какое-то внутреннее покалывание и безумную влюбленность в спектакль и его атмосферу. А потом увидела на сцене главного героя, его огромную руку, скользящую по партнерше, и будто растворилась в этом образе... В энергии, исходящей от этой руки, было все: и страсть, и надежность, и что-то такое, что мне было нужно в этой жизни. Так что в своего будущего мужа я влюбилась в первую же секунду. Мне вообще нравятся мужчины, подобные Грею в "Алых парусах", способные удивлять, дарить мечту, предвосхищать желания. Как раз таким человеком был Саша Абдулов...
Золотой осенью они оба - Алферова и Абдулов - гастролировали с театром в Ереване. Однажды, гуляя по огромному парку, он спросил в упор, возьмет ли она его в мужья. Пошутила: "Пронесешь меня через весь парк на руках - отвечу!" Он нес Ирину на руках, не обращая внимания на взгляды и реплики прохожих. Она чувствовала себя самой счастливой на свете.
Поженившись, они несколько лет прожили в общежитии. Квартиру помог получить Евгений Павлович Леонов. Вокруг все только и говорили, что они - самая красивая актерская пара. А в театре этого будто не замечали, и все звездные роли доставались исключительно Абдулову. Алферову же использовали лишь в небольших эпизодах, хотя все было при ней: и молодость, и красота, и ум, и индивидуальность, и уже популярность в кино. Но ей даже шанса не дали. Она так и осталась в тени своего бесспорно талантливого мужа и в глухом кордебалете...
Кино
Следующая большая роль в кино Ирины Алферовой - Констанция в музыкальном приключенческом сериале "Д'Артаньян и три мушкетера". На эту роль режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич хотел взять Евгению Симонову. Но руководство Госкино заставило его снимать Алферову. Режиссеру пришлось подчиниться, хотя как он считал, актрисе для этого фильма не хватало музыкальности. Однако озвучивать роль он поручил знаменитой Анастасии Вертинской. "Ира Алферова - глубоко славянский тип. И французская легкость ей не свойственна. Я не дал Ире озвучить свою героиню, потому что у Алферовой грубоватый голос", - объяснил режиссер.
Фильм имел оглушительный успех, и вполне естественно участие в нем принесло Алферовой еще большую популярность в зрительской среде.
Совместно с А.Абдуловым Алферова снялась в мелодрамах "С любимыми не расставайтесь" (1979) и "Предчувствие любви" (1982).
В "Предчувствии любви" молодой изобретатель Сергей (Абдулов) мечтает найти единственную и самую красивую. Приходит время и герой начинает понимать, что та, которую он ищет, существует сама по себе и независимо от его желаний. И тогда скромная, но обаятельная Леночка (Алферова) становится объектом его внимания и любви… Зрители восхищались этой красивой парой, казалось, что они просто созданы друг для друга.
Затем были роли в сказе "Василий Буслаев" (1982), политическом детективе "ТАСС уполномочен заявить" (1984), комедии с элементами мелодрамы "Ночные забавы" (1991).
Героиням Алферовой были свойственны цельность, женственность, искренность. Популярность Алферовой росла, но критики достаточно прохладно относились к ее работам.
В 90-е годы единственной заметной работой Ирины Алферовой в кино была роль в российско-германском фильме "Ермак" (1996).
Развод
В 1993 году брак самой красивой актерской пары Алферовой и Абдулова с треском развалился. В этом году Ирина познакомилась со своим будущим мужем актером Сергеем Мартыновым. На съемках фильма "Звездный шериф" закрутился их бурный роман, и Ирина упорхнула из семейного гнездышка.
Разводу сопутствовало огромное количество слухов. Говорили о многочисленных амурных похождениях неисправимого ловеласа Абдулова, а Ирине до замужества с Мартыновым приписывали любовную связь с певцом Александром Серовым.
Как бы то ни было, но бывшие супруги поддерживают нормальные отношения, а Александр Абдулов в одном их своих интервью признался, что хоть женщин у него в жизни было "столько, сколько хотел", единственной любимой из них была и остается экс-супруга Ирина Алферова.
Последние работы в кино
В 2000 году Ирина Алферова после долгого перерыва снялась в украинском фильме "Потерянный рай".
В 2002 году она сыграла жену французского дипломата в приключенческом российско-французском фильме "Лиса Алиса".
Работа в театре сегодня
Многие годы в обожаемом Ленкоме Ирине Алферовой, уже прославившейся на всю страну в "Хождении по мукам", доставались лишь второстепенные небольшие роли и массовка. Всю жизнь Ирина Алферова пытается доказать, что она не просто привлекательная женщина - Констанция Бонасье, но и талантливая актриса, которую по непонятной причине долгие годы никто не замечал. Доказывает на киноэкране, доказывает, играя спектакли на сцене театра Современной пьесы и в антрепризе.
Александр Збруев: "Ира начала свою актерскую карьеру просто блестяще - с популярнейшего фильма "Хождение по мукам". Потом ей катастрофически не хватало работы в театре. Но, к счастью, ей хватило внутренних сил не утонуть в его рутине. Она как та лягушка, упавшая в кувшин с молоком: барахталась, барахталась, взбила масло и выбралась наружу. Она набила уйму шишек и синяков, но все это только благоприятно отозвалось на ее нынешней творческой потенции. Она очень серьезно выросла. И, мне кажется, в последние годы у нее начался новый творческий этап уже совершенно на другом, более высоком уровне. Она очень поверила в себя, в то, что она делает. А поскольку Ира еще и удовольствие получает от этого, ее искренность переходит через рампу в зрительный зал, завораживая публику".
В настоящее время Алферова по-прежнему в штате "Ленкома", но основным местом работы считает "Школу современной пьесы". Как она признается: "Это - замечательный театр, там есть потрясающие спектакли, великолепные партнеры, и режиссер очень хороший. Он всегда придумывает какой-то свой мир и привлекает людей из других сфер. В "Школе современной пьесы", а это репертуарный театр, взаимоотношения у всех самые дружеские. Там стараются уважать личность каждого. И если роль не нравится, то тебя на нее никогда не назначат".
В спектаклях театра играет журналист Гордон, балерина Семеняка из Большого театра, а также актеры Альберт Филозов, Лев Дуров и другие. Алферова играет там несколько спектаклей: "Пришел мужчина к женщине", "Чайка".
Алферова: "У нас очень смешная "Чайка", не похожая ни на какую другую. Я в ней играю Аркадину. Критики нашу "Чайку" очень любят, потому что это на самом деле интересное, яркое, необычное решение. В спектакле очень много неординарных поворотов".
Кроме того Алферова играет в антрепризах. "Мне чуть ли не каждый день предлагают по пьесе, но я отказываюсь. Даже деньги не заставят меня играть то, что я не хочу. Я считаю, что в антрепризе можно играть исключительно такие роли, о которых мечтаешь. Поэтому я играю только в московском театре "Игроки", в спектакле по пьесе Жан-Поля Сартра "За закрытой дверью".
В 2002 году Ирина Алферова и Александр Абдулов все же стали партнерами на ленкомовских подмостках, когда одно из театральных фойе преобразовали в небольшой уютный зрительный зал с открытой сценой. Там стали играть камерные, малочисленные по составу пьесы. Петр Штейн пригласил в спектакль "Карманный театр" четырех замечательных актеров: Ирину Алферову и Александра Абдулова, Елену Шанину и Александра Збруева.
Дочь Ирины Алферовой и Александра Абдулова - Ксения Алферова закончила юридический факультет Московского университета. Некоторое время работала юристом. В настоящее время - популярная молодая актриса ("Московские окна").

Автор: Игорь Изгаршев
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: "Молодею от любви"

- Ирина Ивановна, спасибо вам за спектакль. Знаете, после занавеса народ никак не хотел расходиться.
- Неужели правда? Когда мне говорят что-то хорошее, я не верю. Если было за что ругать, то ругали. А хвалить актеров у нас не принято. Хотя это так важно!
- Последний раз я видел вас в "Ленкоме" в "Дорогой Памеле". Но когда это было...
- Лучше бы вы этого не видели. Я как-то попросила своего... близкого человека (не люблю слово "муж") посмотреть этот спектакль и сказать свое мнение. Мне ведь никто ничего не говорит. А ему я очень доверяю. Он сам бывший актер. "Ну что?" - спрашиваю дома. А он говорит: "Это катастрофа. Надо уходить".
- Думаете, он прав - надо уходить?
- Это грустная история. Я ведь в "Ленкоме" так ничего и не сыграла. Все годы простояла в массовке. Но нас так учили: массовка - лучшая школа. Сейчас-то я понимаю, что это были потраченные зря годы. Учиться надо на ролях. Причем для меня важны роли большие. Утверждение, будто нет маленьких ролей, а есть маленькие актеры, - не для меня. Меня надо смотреть долго и снимать крупным планом. В отличие от театра, в кино мне повезло. Сразу после ГИТИСа предложили роль Даши в трилогии "Хождение по мукам". Так что зритель меня рано узнал и, смею надеяться, полюбил. Правда, в театре мне эта популярность только мешала.
- Вы как-то сказали, что не можете общаться с людьми, которые вам не нравятся. А если не нравится режиссер?
- Это катастрофа. Мне с этим приходилось часто сталкиваться. Но я сразу говорила ему о своем отношении, и обычно мы расставались. Когда же мирно разойтись не получалось, я дотягивала работу до конца. Так, например, случилось с фильмом "Д,Артаньян и три мушкетера". Меня изначально не любили - на меня не шили костюмы, не ставили свет, не репетировали. Когда надо было снимать мою сцену, на площадку не пускали никого из партнеров. Говорили: вот, мол, стул, на котором сидела Фрейндлих, обращайся мысленно к нему.
Сегодня я мечтаю встретить великого режиссера, который воспринимал бы меня не только как актрису с милым лицом. Но многие, увы, обращают внимание только на внешность.
- Вы недовольны своей внешностью?
- Недовольна и хотела бы многое в себе изменить.
- Но вы потрясающе выглядите!
- Я для этого специально ничего не делаю. Правда, в это никто не верит. Вот сейчас приеду домой, умоюсь холодной водой с мылом. Но от возраста все равно никуда не деться. Молодеешь только от любви.
- А может быть много любви?
- Мужчин, что ли? У всех по-разному. Я, например, идеалистка и всегда думала, что любовь может быть только одна. В школе у меня были, естественно, мальчики, они толпами за мной ходили. Я принимала приглашения на свидания, но дотронуться не разрешала. Была очень правильной девочкой. Меня даже в компании с собой не брали. Потому что вокруг все пили, курили, а я нет. И они думали, что я буду их за это осуждать. Я из-за этого сильно страдала.
Одной-единственной любви, к сожалению, не получилось. То, что так часто бывает, я поняла, лишь перемучившись и перестрадав. Хотя, знаете, я люблю страдать. Через страдания понимаешь свои ошибки и становишься лучше.
Раньше мне никто не был нужен. Я была настолько загружена своими проблемами! Сходила с ума от непонимания. А сейчас научилась понимать людей, ценить их.
- Для вас важно, что о вас думают?
- Я хочу, чтобы мне доверяли и меня уважали. Мне стыдиться нечего. Ничего плохого я в жизни не сделала. А если иногда грешу, то потом мучаюсь и сторицей искупаю.
- Друзья вашему успеху завидовали?
- Не думаю. Да и чему завидовать? Когда мне давали какую-то роль и кто-то из подруг просил ее себе, говоря, что мне дадут еще, я уступала. И не жалею об этом. Когда в моей жизни произошли перемены - я говорю о своем разводе, первом этапе моего идеального существования, - меня предупредили, что у меня есть недоброжелатели. И мне стало так не по себе! Оказывается, после моего возвращения из загранкомандировки (я снималась в Югославии) наши актрисы ходили в бухгалтерию и узнавали, сколько денег я получала.
- Хозяйка из вас хорошая?
- Я ненавижу быт! Нет, я очень хорошо готовлю, и все домашние обожают мою стряпню. Но я не придаю этому большого значения. Прихожу домой после спектакля, раз-раз, вода закипела - и все готово. "А кто это сделал?" - спрашивают у меня. Я говорю, что сама не знаю. Такая у нас игра. Я и убираюсь дома быстро. Для меня вообще самое главное - чтобы везде было чисто. На время уборки я как бы перестаю быть собой. "Где Ира?" - спрашивает муж. А я отвечаю, что Ира придет через час. Все это помогает мне не зацикливаться на быте, не переживать и не жалеть себя. Плакать из-за того, что надо стирать, - глупо. Будут деньги - найму помощницу. Пока же все делаю сама. И ничего страшного в этом нет. Надо жить, видя перед собой цель. И обязательно любить.
- Вы любите цветы?
- Честно? Я их ненавижу! Они напоминают мне похороны сестры. У нее весь гроб был завален цветами.
- А плачете часто?
- Очень. Могу заплакать, когда спектакль нравится. В таких случаях радуюсь успеху коллег.
- Смотрите программу "Взгляд"? Успехами дочери на поприще телеведущей довольны?
- Об этом говорить пока рано. Вообще Ксюша работает в юридической фирме. И пробует себя в качестве ведущей. Идея пойти на телевидение принадлежит ей. Сама звонила, договаривалась.
- Ирина Ивановна, последний вопрос...
- ...Да-да. А то уже половина одиннадцатого. Меня дома муж убьет. Он ведь знает, когда заканчивается спектакль.
- Ревнивый такой?
- Нет. Мы сразу договорились, что ревности у нас не будет. К тому же он так красив и умен, что в него самого постоянно влюбляются. Он все умеет. Абсолютно. Сделал такой ремонт, что никто из друзей не верит, что своими руками возможно такое сделать. Сейчас мы с ним ищем деньги, чтобы вместе осуществить один проект. Чем я еще занимаюсь? Пишу кое-что. Недавно мне заказали книгу. Я перечитала все актерские воспоминания и поняла, что это неприлично. И отказала издательству. Решила подождать, пока состарюсь.
- Вы думаете о старости?
- Думаю. И о смерти тоже. Надеюсь на чудо... Умереть бы на сцене... Для моей профессии это было бы идеально. Но, к сожалению, я буду жить долго. Согнусь и буду ходить с палочкой, пережив все страдания и тяготы.

Автор: Людмила Николаева
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Я нежусь в кипятке!

Одной из наиболее запомнившихся ролей Ирины Алферовой стала Даша в многосерийном телефильме «Хождение по мукам» (1977), снятом по роману Алексея Толстого. В 1979 году актриса вместе со своим бывшим мужем Александром Абдуловым снялась в главных ролях в фильме Павла Арсенова «С любимыми не расставайтесь». Однако, пожалуй, именно телевизионные постановки и позволили зрителям ближе познакомиться с актрисой: в телефильме «Д’Артаньян и три мушкетера» Алферова сыграла Констанцию Бонасье, составив с Михаилом Боярским один из самых романтичных дуэтов на советском экране; в политическом детективе «ТАСС уполномочен заявить…» (по одноименному роману Юлиана Семенова) актриса исполнила одну из основных ролей. Ирина снималась и в исторических фильмах (в роли Ксении в ленте «Василий Буслаев»), и в фантастическом кино («Семь стихий»), и в детективно-приключенческих картинах («Звезда шерифа»), и в драматических ролях («Ночные забавы»).
— Ирина, при взгляде на вас возникает ассоциация — «женщина редкой красоты». Это матушка-природа так постаралась?
— Ой, неудобно как-то себя расхваливать! Просто у меня хорошие гены, в смысле внешности. Родители были очень красивыми людьми. Я взяла лучшие черты и у мамы, и у папы. Моя мама и сейчас — прекрасная дама, в которую «пачками» влюбляются мужчины, назначают ей свидания. Помимо ее привлекательной внешности, она еще и человек необыкновенный. Ее лицо излучает свет, потому что у мамы очень добрая душа, и она большая оптимистка! Не случайно к ней все тянутся. Ну и мой отец тоже красавец мужчина!
— В детстве вы чувствовали себя особенной и неповторимой?
— Я никогда не фиксировала внимание на своей внешности. У некоторых людей просто культ красоты. Я же всегда жила другим. Мне хотелось больше узнать мир, постичь что-то новое, почитать… Когда в школе меня называли «красивой девочкой», я была просто в шоке. Сразу же бежала к зеркалу, но в своем отражении не видела ничего особенного. Я росла робкой и очень скромной. Комплименты в мой адрес у меня не вызывали ничего, кроме удивления и недоумения.
— Наверно, самое главное для женщины — излучать доброе свечение?
— Конечно! А еще очень важно — выбирать свой путь. Я убедилась в том, что если говорить о технической стороне красоты, то рецептов просто нет. Точнее, они есть, но их можно назвать «духовными рецептами». Мне кажется, надо принимать мир, его красоту, радоваться жизни, заниматься своим самоусовершенствованием. Когда человек начинает это делать, это означает, что он начинает вести здоровый образ жизни. Полезно больше ходить пешком, дышать свежим воздухом, бегать. Желательно, конечно, на природе. Не курить, не увлекаться алкоголем. Я стараюсь вести подобный образ жизни.
А еще очень важно не таить в себе обиды, не злиться, не осуждать, потому что все эти негативные эмоции влияют на внешний облик. Если же вы искоренили эти ненужные качества, то несете особый свет и от этого становитесь действительно очень привлекательными. Ведь правильные черты лица — не самое главное.
— Ирина, а вы смогли бы когда-нибудь отважиться на пластическую операцию? Ведь это сейчас модно! Некоторые актрисы так перекроили себя, что их трудно узнать. Видно, с Запада это увлечение к нам занесло…
— Что касается косметологии… Когда я вижу женщин, которые что-то с собой сделали, — это катастрофа! Любые вмешательства в природу — это ужасно! Я не знаю, что происходит с человеком. Вы знаете, у него просто душа теряется! В женщине пропадает свет и самое главное, что ее украшает — обаяние. Вот это исчезает бесследно, теряется неповторимый шарм! Природа дает каждой женщине уникальную внешность, и, простите, «искусственный» нос ее не украсит.
Раньше я тоже думала, что в пластической хирургии женщина может найти спасение, как оставаться молодой. Но со временем поняла, что выход вовсе не в этом.
— А в чем же, на ваш взгляд, выход-то? Ведь неплохо быть похожей, к примеру, на вечно молодую и прекрасную Элизабет Тэйлор! Или на нашу Элину Быстрицкую. Недаром они были признаны лучшими красавицами ХХ века! Да и в новый век свою красоту благополучно перетащили… Кстати, вы могли бы достойно пополнить этот почетный список!
— Не вгоняйте меня в смущение! Просто уже с юности следует подумать о том, что когда живешь по Божьим законам, то подходишь ко всем возрастным этапам с мудростью. И возраст не так страшен. Ведь у нас растут дети. Нельзя же завидовать собственным детям! Ты желаешь добра им и их юным друзьям. А со своим возрастом просто смиряешься. Если женщина чистоплотна и ухожена, ей нет необходимости обманывать свои годы. Часто зрелые женщины «без возраста» действительно выглядят более ярко и колоритно, чем некоторые молодые вульгарные особы. А есть женщины, которых и полнота только украшает!
— Но вам, по-моему, полнота не грозит?
— Кажется, нет! Конечно, следует искать свой «гигиенический» путь. Если заниматься спортом, то только тем, в котором чувствуешь себя органично. Мне, например, нравится много ходить пешком и бегать. Всю жизнь я танцую. Я люблю движение, очень легка на подъем. Для стройной фигуры это выгодно! А в силу своей актерской профессии, мне приходится много двигаться. Я рада, что от нагрузок только стройнею, поэтому не ленюсь. Не боюсь и физической работы, это только на пользу!
— Ирина, а правда ли то, что вы любите нежиться в кипятке?!
— Это верно, я изобрела свой собственный рецепт красоты и молодости. Действительно, люблю купаться в кипятке! Но я не рекомендую это делать всем, можно ошпарить руки-ноги. А я чувствую себя очень хорошо в горячей ванне! Где-то прочла, что эта процедура, оказывается, энергетику подпитывает. Но я не слушаю ничьих советов, а все изобретаю сама путем долгих размышлений. Правда, потом оказывается, что это уже кто-то придумал до меня.
Главное, я никогда не насилую себя, ищу свой собственный рецепт красоты, молодости и кайфую от него! Делаю только то, что приятно и органично для моего организма. Например, в горячей воде я лежу ровно столько, сколько мне хочется. При этом мне даже не нужны ароматические масла и травы.
— У вас очаровательная дочка Ксения Алферова. Я видела ее на дефиле в качестве модели. От нее исходит необыкновенный шарм. Теперь она стала актрисой, ею даже заинтересовались американские продюсеры, и она снялась в фильме аж в самом Голливуде! Да и в личной жизни Ксюше повезло. Ее супруг — обаятельный и талантливый актер Егор Бероев. Одним словом, не случайно ваши фамилии начинаются на «А»! Вы сами, как строгая мама, высоко оцениваете успехи дочери?
— Скажу вам честно, что мне в моей дочери нравится все! Ксения очень сильный и целеустремленный человек. Всего в жизни она добилась сама, без нашей поддержки. Сообщает только о своих положительных результатах. Ксюша человек очень глубокий. Если она чем-то увлекается, то изучает все досконально. С утра до ночи может сидеть над книгами. Сейчас она круглые сутки напролет занимается своей любимой актерской профессией. Я иногда даже боюсь ей звонить, чтобы не отвлечь. Ведь она приходит домой только в час ночи. А рано утром опять убегает на работу. На сон времени остается совсем мало. Мне жалко Ксюшу, а ей нравится такой образ жизни!
— Ирина, это вы ее воспитали такой серьезной и вдумчивой?
— Нет, что вы! Ксюша такой родилась. Не каждый, конечно, может выдержать такую нагрузку, как она. Никто Ксению не заставляет так трудиться. Просто в ней есть очень сильный жизненный потенциал. Как только Ксюшка начала говорить, она твердила: «Я буду! Я сделаю!» Она с детства мужественная и отважная девочка.
Повезло мне с дочкой! Конечно, я ею горжусь…

Автор: Полина Лимперт
Сайт: MigNews.COM
Статья: Земная звезда Ирина Алферова

Природа не терпит пустоты, а еще, все в мире находится в равновесии - и после всех перенесенных бед в жизни Ирины Алферовой наступила белая полоса: она наконец нашла свой театр и своего режиссера, а также и своего мужчину…
- У меня есть тысяча и один вопрос, которые хочется вам задать. Вот, например, есть расхожее мнение, что сцена - ревнива, что не прощает измены, что служить сцене - это приносить себя в жертву… Что для вас - служение сцене?
- На самом деле служить сцене - это жизнь, которую я выбрала для себя. У меня не было другого выбора, сколько я помню себя, я всегда играла. И я своим близким, своей семье, своим детям объяснила, что для меня это - главное, и для них это стало главным. Я зарабатываю, поэтому я должна отдыхать, я должна читать, я должна развиваться, - вам от этого будет только лучше. Когда человек занят делом, всем от этого только хорошо. И если актриса не сварит суп, то никто от этого не пострадает.
- Вы 10 лет простояли в массовке театра "Ленком". Стоило ли оно того?
- Но я в это время играла в главных ролях в кино, и, вероятно, это меня спасало. Хотя и тогда, и теперь мне предлагают только роли "холодных красавиц". Я просто удивляюсь - почему?
Посмотрите мне в глаза! Вы видите, что я не красавица, что я не холодная, что я живой человек, нормальный! Мне нравятся другие женщины - матери, любящие всех. Я - такая, и мне про это интересно. А мне предлагают каких-то...
- …женщин-вамп?
- Да. А я вообще не вамп. Я эту позицию не разделяю. Я никогда никому не причиню специально зла, даже мужчине, которому можно и даже нужно ответить, который меня обидел!.. Я всю жизнь от этого страдала. И только теперь поняла - нельзя жалеть убогих, надо жалеть сильных.
- Но такие роли играла Марлен Дитрих, и я не вижу в этом ничего зазорного. Наоборот, эти роли прославили ее…
- Но она мне не нравится, эта роковая женщина. Она никогда не была моим кумиром, никогда! Я читала про ее жизнь, как она обращалась с мужчинами, с женщинами - я этого не понимаю! Мне интересно даже в интервью как-то раскрыться, хотя все равно раскрыться до конца невозможно, как и познать истину, как и познать жизнь…
- Любое общение для вас - это отдача энергии. Если вы на сцене, то из зала идет хотя бы какой-то отклик. На экране же и этого нет. Как вы восстанавливаетесь?
- В полном одиночестве. Спать. Уехать отдыхать. По-разному люди отдыхают, для меня отдых - уехать на море, плавать, лежать... Я так хочу в Италию, умираю как хочу! Но я не могу поехать туда, потому что я должна отдохнуть для последующей работы, а в Италии надо ходить, смотреть, тратить силы. Поэтому, например, мне нравится приезжать на гастроли в Израиль - это и отдых, и работа. Вообще все там мне нравится - сам воздух, цветочки, которые везде насажены, деревья... И все время ощущение, что ты в другом, нереальном мире, лучшем. Это незабываемо, это остается навсегда.
- Чем занимаются ваши дети?
- У меня четверо детей, в том числе трое приемных, они в институтах учатся.
- Чем занимается муж?
- Тоже актер, к сожалению.
- Я смотрела репортаж со съемочной площадки, где вас воссоединили в буквальном смысле с бывшим мужем Александром Абдуловым и дочкой Ксенией. Вы все вместе играете чуть ли не историю собственной семьи…
- Нет-нет, совсем нет. В фильме мы муж и жена по названию, а по ситуации - совершенно нет. Там все другое, и отношения у нас совсем другие. В жизни я с ним так не умею общаться, как в кино. Я молчу, я вообще ничего не выясняю, я ухожу - и все. Я ругаться не буду, ничего отстаивать и отвоевывать не буду, не хотите со мной - и не надо. Вот героиня моя... она поступает совершенно иначе, она все выясняет, она мстит... А я в жизни совсем другая, и Саша в жизни совсем другой. Поэтому мы играем не себя.
- Но у вас отношения на съемочной площадке лучше, чем у ваших героев?
- Нормальные. У Саши вообще очень сложный характер. Но я все равно его уважаю и считаю потрясающим артистом, и я не могу отказаться от роли, когда мне говорят, что будет сниматься Абдулов... Я знаю, что это будет хорошо, он хороший актер.
- А как ваша дочка стала актрисой, ведь она училась на юридическом?
- Она потом закончила театральное училище при МХАТе.
- А вы ее не пытались отговаривать - мол, не денежное это дело, дочка?
- Пыталась. И она пошла в юридический, поработала юристом, а потом сказала: "Мама, я не хочу свою жизнь потратить на эту мерзкую профессию, на этих мерзких людей, для которых только деньги что-то значат. Пусть я ничего не буду зарабатывать, но я буду делать только то, что хочу". И вот актерство - это уже ее выбор. Она могла бы сейчас быть в полном порядке, она и была года два в полном порядке... Но решила быть артисткой.
- Можно сказать, что вы театр любите больше, чем кино?
- Все зависит от режиссера, с которым приходится работать. Мой нынешний режиссер, например… С ним хорошо, но он все время характерность ищет, ему не нужна моя лирика. А мне бы хотелось, чтобы режиссер это почувствовал и это захотел показать, без суеты, без каких-то актерских штучек. Просто покой крупным планом.
- Вы - красивая актриса, и вам это говорили, наверное, не раз. Вам это мешает в актерской жизни?
- Во-первых, я не считаю, что я такая уж красивая. И дело даже не в красоте, потому что на сцене другие каноны. Вот маленькие женские губки - они не держатся на сцене больше 10 минут, потом уже все, надоело. У нас вот если ты - красивый актер, это уже как бы нарицательное, ты ограничен.
- Но может, красивая актриса способна полней выразить себя в драме?
- Конечно, конечно, в драме. Но не обязательно в качестве злодейки, стервы.
- Вы позволяете себе отказываться от таких ролей?
- Я отказываюсь все время, потому что, даже чуть-чуть сыграв отрицательное, мне становится некомфортно, мне жить нехорошо. Моя главная тема неисчерпаема - нельзя исчерпаться в лирическом качестве, ведь и у красивых людей тоже разные судьбы, и они еще больше бывают несчастны...
- А вот у меня сразу выстраивается ряд ролей, которые вы бы смогли потрясающе сыграть. Вот, допустим, леди Макбет…
- Там есть своя драма, и она объяснима. Это не злодейство... Или, вот, например, я играю в "Чайке" чеховской Аркадину. Ее играла до меня не одна актриса, но мне не нравится это решение, холодное такое. Я прочитала пьесу и поняла, что она совсем другая. Она привезла мужчину, своего любимого мужчину - это такой момент, в ее возрасте... привезла к своим родным людям, а они все над ней издеваются, все вмешиваются, а должны бы помогать ей, не должны ее предавать. Она несчастнейшая женщина, и я вот играю ее так, как вижу.
- Но это же сейчас никому неинтересно. Людям нужен экшен.
- Я вижу, на что реагирует публика. Есть замечательные спектакли без экшена, например "Все будет хорошо, как вы хотели" по пьесе Злотникова. Его сняли с репертуара, но сейчас мы играем его как антрепризу, и я очень его люблю. Там сюжет очень светлый, там настоящие человеческие истории, и у нас люди не хотят расходиться после этого спектакля! Вот я там грею весь зал, стараюсь все тепло отдать, зрители сопереживают, и им хорошо.
- Вы так переживаете за зрителя, а ведь считается, что в первую очередь надо любить себя, и тогда тебя будут любить остальные. Вы не согласны?
- Я не могу себя любить, я родилась не такая... ну, не умею я. Рядом со мной много людей, которым я должна помочь, - больницы, уход, одежда, санаторий для мамы, обучение, - и мне нужно зарабатывать деньги на все это. Маме я не рассказываю, она не должна этого знать, она всю жизнь страдала, вкалывала и заслуживает хорошего ухода. Вот я положила ее как-то в обычную больницу, ее там чуть не угробили. А положила в хорошую, заплатила деньги - и она у меня уже третий год обходит пол-Москвы каждое утро. Понимаете разницу?
- А вы сами ездите отдыхать?
- Я стараюсь. Не так, как бы я хотела. Скромненько. Мне главное, чтобы было море, плавать, дышать. Скромненько, потому что я во многом себе отказываю. Я не ношу то, что хотела бы носить, я купила кофточку на распродаже - и счастлива. Никто не верит, что у меня такие вещи, и я не разубеждаю. Я знаю, что в своих дешевых вещах я выгляжу совсем недешево.
- А ваш муж?..
- Он не может много зарабатывать, ну что же делать? Зато он много других вещей делает… Вот он своими руками сделал ремонт, все сконструировал, что только мог, всю нашу квартиру. Он может все, и делает это на высочайшем профессиональном уровне, как не сделает специалист. И вообще, он гордый и красивый человек, очень красивый. Но у нас такая система, что большие деньги нельзя заработать. Я работаю в театре на ставку, на которую невозможно жить, невозможно. Вообще выгодней не работать в театре, а антрепризы играть, сниматься. Но я никогда не соглашусь на антрепризу, если она мне не нравится. Когда нет хороших партнеров, когда нет хорошей режиссуры, когда нет очень хорошего сценария - я никогда не соглашусь, ни за какие деньги. Дело в том, что если хоть раз сыграл плохо в антрепризе, то потом уже не соберешь зал. И в кино то же самое.
Но все равно у меня работы очень много - я каждый день выхожу на сцену, сейчас еще снимаюсь в двух картинах. Теперь в кино не восьмичасовой, а двенадцатичасовый рабочий день. Поэтому надо иметь лошадиное здоровье...
- Можно было бы открыть какой-то ресторанчик - ведь некоторые актеры сделали это. Даже ваш бывший муж не без успеха занимается бизнесом…
- Уверяю вас, что это не так. Там другая ситуация, там за него все делают друзья, которые его любят. Просто повезло. У меня нет таких друзей, никто не дает таких денег.
- А на телевидении можно реально заработать?
- На телевидении вообще у нас не платят. Я в ток-шоу не хочу участвовать, просто не хочу, считаю, что это непотребство, но если бы они за это хотя бы платили! Они даже спасибо не говорят. Зачем я буду тратить свой свободный вечер? Пойти, краситься, сидеть.... Или вот обложка журнала шикарного - это же адский труд, это два дня тебя мучают, это же так тяжело физически, хуже, чем в театре. Я недавно снималась - сказали спасибо. Я им в ответ - почему не платите? Вы же платите моделям? У вас богатый журнал. Говорят: у нас так не принято…
- Можете ли вы о себе сказать, что вам легко идти по жизни, потому что вы занимаетесь своим делом, вас любит ваша семья и поклонники?
- Мне это достается тяжело. Кому-то Бог так дал, а мне сказал - работай, вот и все. Я работаю…

Фильмография Ирина Ивановна Алферова
/Irina Alferova/
Актерские работы:
•  Серебряные трубы [1970]
•  Алексеич [1971]
•  Учитель пения [1972]
•  Черная береза [1977]
•  Хождение по мукам [1977]
•  Д'артаньян и три мушкетера [Дартаньян и три мушкетера] [1978]
•  Осенние колокола [1978]
•  С любимыми не расставайтесь [1979]
•  Ссыльный № 011 [1979]
•  Незванный друг [1981]
•  Без видимых причин [1982]
•  Василий Буслаев [1982]
•  Предчувствие любви (сказка для взрослых) [1982]
•  Суббота и воскресенье [1982]
•  Поцелуй [1983]
•  Семь стихий [1984]
•  ТАСС уполномочен заявить... [1984]
•  Багратион [1985]
•  Грубая посадка [1985]
•  Пароль знали двое [1985]
•  Человек с аккордеоном [1985]
•  Вот такая история... [1987]
•  Снегурочку вызывали? [1987]
•  И повторится все [1989]
•  Высший класс [1991]
•  Звезда шерифа [1991]
•  Кровь за кровь [1991]
•  Ночные забавы [1992]
•  Ермак [1996]
•  Лиса Алиса [2002]
•  Да не судимы будете... [2007]
 
Ссылки:
http://www.irinaalferova.narod.ru/ - офиц сайт
• Ирина Алеферова. Неофициальный сайт
• Московский театр "Школа современной пьесы"  http://www.neglinka29.ru/ru/theatre/
• "Автомобили", #3, 1998

Ирина Алферова Ирина Алферова Ирина Алферова
Ирина Алферова Ирина Алферова Ирина Алферова
Ирина Алферова Ирина Алферова Ирина Алферова
Ирина Алферова Ирина Алферова Ирина Алферова

Фильмография (актер)

Название фильма Наша оценка Описание
Багратион\Багратион подробнее
Без видимых причин\Без видимых причин подробнее
Василий Буслаев\Василий Буслаев подробнее
Волшебник Лала\Harom szabolegenyek подробнее
Высший класс\Высший класс подробнее
Герой нашего времени\Герой нашего времени подробнее
Д'Артаньян и три мушкетера\Д'Артаньян и три мушкетера подробнее
Ермак\Ермак подробнее
Капкан\Капкан подробнее
Княжна Мери\Княжна Мери подробнее
Лиса Алиса\Лиса Алиса подробнее
Ночные забавы\Ночные забавы подробнее
С любимыми не расставайтесь\С любимыми не расставайтесь подробнее
Снегурочку вызывали?\Снегурочку вызывали? подробнее
ТАСС уполномочен заявить\ТАСС уполномочен заявить подробнее
Учитель пения\Учитель пения подробнее
Хождение по мукам\Хождение по мукам подробнее
Человек с аккордеоном\Человек с аккордеоном подробнее
Черная береза\Черная береза подробнее
Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#