Актеры

Александр Баширов \Александр Баширов  
Россия, 24 сентября 1955 г.
актер
Актер и режиссер Александр Николаевич Баширов родился 24 сентября 1955 года в деревне Согом Тюменской области.


Сайт: Киномаг.ru

В 1990 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа, где первые два года учился у Игоря Таланкина, а оканчивал мастерскую художественного кино ителефильма Анатолия Васильева. Затем Баширов занимался в "Бергхоф-студии" в Нью-Йорке. Участвовал в театральных представлениях Сергея Курехина, играл в спектакле "Колобок", поставленном Курехиным, снимался в клипах. Вел концерты ведущих рок-групп. В 1996году Баширов основал "киностудию "Дебошир Фильм". Художественный руководитель, преподаватель режиссерско-актерской мастерской студии. Учредитель и президент ежегодного международного фестиваля независимого кино с музыкой "Дебошир Фильм фестиваль". В кино он дебютировал как актер в 1986 году - ролью Чудика в фильме Сергея Соловьева "Чужая белая и Рябой", затем играл в фильмах "АССА", "Игла", "Прибытие поезда", "Мама, не горюй!", "Хрусталев, машину!". Как режиссер снимал видеоклипы групп "Колибри" и"Остров Крым". В 1998 году Баширов поставил фильм "Железная Пята Олигархии", удостоенного нескольких кинематографических призов. В 1999 году Александр Баширов снял художественно-документальный фильм "Белград, Белград!".

Автор: Виктор Матизен
Сайт: Новые Известия
Статья: Жить в палатке с оленеводами стало тяжело

– Как получилось, что вы стали снимать картину вместе?
– Мы с Томашем знакомы еще со ВГИКа. В прошлом году я позвал его в председатели жюри «Чистых грез». И показал в ретроспективе «Железную пяту олигархии», которая в свое время обошлась мне в 25 тысяч долларов. Томашу понравилось, он нашел 30 тысяч евро и предложил мне совместную постановку. Мы набрали пива и сели у меня в студии писать сценарий. Времени было два дня, но мы, не знаю как, управились. Пили, спали и писали, спали, писали и пили...
На третий день мы проснулись и обнаружили, что в сценарии север, олени и вертолеты. И все это безумие нужно уложить в 30 тысяч.
– Вы северный человек?
– Самый что ни на есть. Родился в Тюменской области, в Ханты-Мансийском автономном округе. Я не только татарин и русский, но к тому же еще и хант.
– Про что кино?
– История, я бы сказал, этномистическая. Один нувориш купил на севере оленье стадо, а оно все тает. Ему говорят, что виноваты волки, но он не верит и посылает человека, которого играю я, разобраться, кто виноват – волки или оленеводы. Этот парень приехал, напился и напудрил оленеводам мозги, что он человек метафизический. Надебоширил, а потом куда-то исчез. То ли его убил муж соблазненной им женщины, то ли просто свалил куда-то. Но и волки исчезли.
– Много вы сняли?
– Процентов сорок. Мы бы сняли больше, но было зверски холодно, и жить в палатке рядом с оленеводами стало очень тяжело.
– А если бы снимали в более теплом климате, успели бы?
– Думаю, что да. На морозе почему-то креативность снижается. Выжить можно, а творческая жилка очень слаба. Как мы ни помогали себе спиртом, котелки не варили. Почему немцы летом выигрывали, а зимой проигрывали? Причина называется «генерал Мороз». Но не в том только дело, что смазка у их танков застывала и шестеренки не крутились, а еще и в том, что немецкие мозги в такую зиму шевелились еще хуже, чем русские.
– Зимой холодно и в Питере. Сказывается ли это на творческих жилках участников вашего ноябрьского кинофестиваля, где вы собираете странные фильмы, не вписывающиеся в мейнстрим?
– Это фестиваль для авторов, а им у нас очень жарко. Ведь мы занимаемся их перевоспитанием.
– Да ну?
– Ну да. Выясняем их позицию, насколько она искренняя, и открываем новые перспективы в борьбе за гармоничную личность.
– Борьба с правилами или без?
– Рукоприкладство и мордобой допускаются. Задача состоит в том, чтобы с помощью разного рода воздействий вернуть автору истинное лицо. Ради такой чистой цели все средства хороши.
– Чистая цель оправдывает только моющие средства. И что же, все участники наваливаются на одного и бьют его, пока он не обретет собственное лицо?
– Пафос фестиваля именно в том и заключается, что человек должен выглядеть как можно более естественно. То есть отвечать своему проекту. Главная проблема – понять, для чего человек рожден. Это массовая психотерапия.
– А если в человеке никакой проект не заложен?
– Когда копнешь поглубже, у людей обнаруживаются естественные позывы к творчеству. И все люди в некоем состоянии поэтически организованы. Даже критики. Ведь столько критиков пытаются снимать кино. Просто поветрие какое-то. Жажда совершенствования.
– Каким же образом коллектив или группа людей может помочь человеку обрести соответствие своему внутреннему проекту? Разве они лучше об этом знают, чем он сам?
– А это чудо. Чудо коллективного бессознательного.
– «Природный» человек мало чем отличается от животного. Может, надо, наоборот, приближать человека к цивилизации и культуре?
– Цивилизация и культура – разные вещи. Символ фестиваля – обнаженный человек под зонтиком, укрывающийся от дождя.
Зонтик – культура, дождь – цивилизация. Культура является прикрытием от цивилизации. А вопрос о том, насколько человек является животным, зависит от его личного выбора. Без зонтика культуры он будет уничтожен дождем цивилизации.
– А где же на вашем рисунке место природе? Может быть, дождь – это природа, а зонтик – цивилизация?
– В любом случае человек, если рассмотреть его проект, создан по образу и подобию божьему. То есть он тоже созидатель. Всемогущество человека может быть невероятным, просто мы об этом не подозреваем. Поэтически чувствующий человек, как Икар, сознающий в себе огромные силы. Но, чтобы привести человека в творческое состояние, требуется атака на стереотипы, на коросту, которой покрыт этот несчастный.
– Что же чувствуют люди, прошедшие через горнило фестиваля и хлебнувшие чистых грез?
– Как правило, глубокую благодарность ко мне. На самом деле я думаю, что у них появляется знание, что не все в мире продается и покупается. Я имею в виду за большие деньги. Есть и то, что можно купить и продать за небольшие суммы. Например, малобюджетные фильмы.
– Какова, по-вашему, роль дебоша в искусстве?
– Искусство – это преображенное поэтическое размышление о реальности. Дебош и в искусстве, и в реальности преследует одну цель – начать говорить. Через провокацию начинается разговор. Дебош – это незамутненная реакция, как нецензурная брань. Она, в свою очередь, тоже вызывает реакцию, и люди, которые используют дебош в искусстве, планируют вызвать эту реакцию. Дебош – проявление кризиса человеческих отношений. Это акт отчаяния, крик страждущего в пустыне. Действие человека, который действительно хочет пить.
– Дебош в искусстве отличается от дебоша в жизни?
– Дебош в искусстве прикрывается индульгенцией, заработанной теми жертвами, которые понесли художники предыдущих поколений, особенно XIX века. После этого возникло представление, что художник имеет право на дебош, и в данное время это беззастенчиво используется. Дебош хорошо продается в виде перформансов. Дебош в искусстве безнаказан. А в действительности дебошир сталкивается с правоохранительными органами, которые часто путают искусство с действительностью. Помните рассказ Шукшина «Обида», где мужика не пустили в больницу к матери, и он задебоширил? У него был срыв. Дебош – это русская национальная тема. Она сакральная, как юродство. Я к дебошу отношусь с уважением, потому что это очень рискованное занятие.
– Проза Шукшина сыграла какую-то роль в вашей жизни?
– Она многое во мне объясняет. И не только во мне.
– Можно ли определить ваше амплуа шукшинским словом «чудик»?
– Да, если говорить об абсолютной жажде справедливости. За этим многое стоит. Общенациональное. И абсолютно бессмысленное. Единственная страна, которая занимается бессмысленными делами – Россия. Ведь если взять, например, постройку Советского Союза или жажду мировой революции, – все это вполне бескорыстно и вполне бессмысленно.
– Иными словами, революция – дебош в масштабах страны, а мировая революция – дебош в мировом масштабе?
– Да, естественно. Это нужно признать и с этим жить, причем жить счастливо.
– Я впервые увидел вас в фильме «АССА» и с тех пор запомнил. Это была ваша вторая роль в кино?
– Да. Первым был «чудик» из более раннего фильма Соловьева «Чужая белая и рябой». Кстати, он меня заметил во ВГИКе в этюде, который мы делали по Шукшину. Так что Шукшин действительно сыграл роль в моей жизни.
– Но слава пришла к вам после «АССЫ»?
– Я бы сказал, прогнозируемая слава. Она не открыла мне глаза на себя. В сущности, я сыграл юродивого. Это было попроще, чем играть Шукшина. Мне казалось, что трагедия моего героя в том, что он действительно хотел быть космонавтом, но ему не дали. И он придумал себе легенду и поверил в нее.
– Когда вас принимают за ваших героев, а это, наверно, случается часто, вы поддерживаете эту иллюзию?
– Зрители редко общаются со мной как с человеком, больше как с персонажем. И это общение обычно недолгое. Поэтому мне проще на это время вернуться в прошлое, когда я не был персонажем, а просто жил.
– Почему вы, будучи культурным человеком, обычно играете нечто противоположное?
– Это не мой выбор. Это такой режиссерский штамп. Но вот Хотиненко недавно случайно взял меня на роль генерала Корнилова. По-моему, достойное соответствие...
СПРАВКА
Александр БАШИРОВ родился 24 сентября 1955 года в деревне Согом Ханты-Мансийского автономного округа. В 1972 году приехал в Ленинград, где в ПТУ овладел специальностью плиточника-облицовщика. В 1989 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. Известность получил благодаря участию в фильмах «Асса» (1987), «Игла» (1988), «Кома» (1989), «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1989), «Дом под звездным небом» (1991). После института уехал вместе с женой-американкой в США, где занимался повышением актерского мастерства в Нью-Йорке. Через несколько лет вернулся в Россию. В 1996 году в Петербурге организовал студию «Дебошир-фильм», где в качестве режиссера снял фильм «Железная пята олигархии» по мотивам романа Джека Лондона. Участвовал в проектах Сергея Курехина. Вместе с лидером группы Tequilajazzz Евгением Федоровым работает с финской авангардистской рок-группой Сleaning Women.
Первый сексуальный опыт
Маленький Саша Баширов, как и многие его сверстники, в детстве был отъявленным шалопаем. Рос он в северной деревеньке Согом. Однажды пытливый ум деревенского мальчика подвиг его на уникальный эксперимент по проверке сексуального возбуждения лошади. В качестве инструмента малолетний "зоофил" выбрал прутик, которым манипулировал, подобравшись к лошади сбоку. Достаточно возбудившись, лошадь лягнула Баширова в лоб. К счастью для поклонников творчества актера юный "любитель животных" отделался банальной шишкой, но первый сексуальный опыт был получен.
________________________________________
Изнасилование в Нью-Йорке
Александр Баширов несколько лет прожил в Америке. Видимо, американские впечатления навеяли экстравагантное предложение, с которым он обратился к режиссеры Соловьеву по прочтении сценария к фильму "Дом под звездным небом". Баширов придумал эпизод в Нью-Йорке, где его герой, русский политэмигрант-бисексуал, переодетый в женское платье, насилует академика Баширцева. Саму идею с Нью-Йорком режиссер принял, но от изнасилования отказался: в то время Михаил Ульянов был депутатом Верховного Совета - предложение Баширова казалось слишком радикальным. А он до сих пор жалеет, что эпизод лишился такого мощного эмоционального потрясения.
________________________________________
Брежнев-танкист.
Александр Баширов попал на службу в Советскую Армию в довольно "приклонном" возрасте - в 26 лет. В танковой дивизии, куда попал служить Александр, "старичка" перегружать не стали, и определили художником. Вскоре ему выпала честь выполнить особо важное государственное задание нарисовать портрет "лично" Генерального секретаря ЦК КПСС, председателя президиума Верховного Совета СССР, Верховного главнокомандующего, четырежды героя Советского Союза, героя Социалистического труда, маршала Леонида Ильича Брежнева. Вождь прогрессивного человечества должен был быть размером три на четыре метра - в танкистском шлеме и соответствующих очках на лбу. Дело в том, что дивизия билась не на жизнь, а на смерть за право носить имя дорогого Леонида Ильича. Но как только она этого права добилась, генсек приказал долго жить и все радужные перспективы обломились. Так что с фасада клуба напрасно взирал, постоянно сдуваемый ветром, огромный Брежнев-танкист кисти Баширова.
________________________________________
Мефистофель
Александр Баширов учился во ВГИКе в режиссерской мастерской Игоря Таланкина. Однажды там был назначен показ. Студенты должны были представить этюды, где они срежиссировали какую-либо ремарку из драматического произведения. Шведка Мария Ценскен выбрала отрывок из "Фауста", предшествующий первому появлению Мефистофеля, которое и обозначено ремаркой. На роль Фауста был приглашен Бахтик Худойназаров - тогда еще не известный режиссер Бахтияр Худойназаров, автор "Братана" и "Кош ба кош". На роль Мефистофеля, соответственно, был зван Баширов.
По замыслу режиссера, после появления Мефистофеля ученый должен по-актерски отыграть ремарку и произнести сокраментальное: "Вот, значит, чем был пудель начинен!" В зале - Бондарчук, Скобцева, Макарова и все, кому положено строго и справедливо судить незрелые студенческие экзерсисы. На сцене - глубокомысленный Худойназаров, которому совершенно нечего делать: чтобы его занять, выдали реквизит - хлеб, брынзу и луковицу. Не предупредили Фауста только об одном: согласно смелой режиссерской концепции, Мефистофель обнажен.
Дальнейшее происходило так. Сначала Худойназаров долго и настойчиво ел брынзу. Потом появился облаченный в халат Баширов: "Что вам угодно? Честь представиться имею". На этих словах Фауст оборачивается к Мефистофелю, тот легким движением руки скидывает с плеч халат - и у Фауста отваливается челюсть: дьявол мало того что обнажен, так еще и возбужден. Худойназарову стоило нечеловеческих усилий выдавить из себя положенный текст, Таланкин забился в истерике, срочно дали занавес, из-за которого Баширов слышал взрывы педагогического негодования. Но этюдом он остался доволен, потому что главное состоялось: актер сыграл гамму чувств, пережив подлинное потрясение.


Фильмография Александр Николаевич Баширов
/Alexandr Bashirov/
Актерские работы:

Чужая белая и рябой [1986]
Игла [1988]
Кома [1989]
Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви [1989]
Сообщница [1990]
Дом под звездным небом [1991]
Самостоятельная жизнь [1991]
Фиктивный брак [1992]
Американский дедушка [1993]
Над темной водой [Июньский дождь] [1993]
Экзерсис N5 [1995]
Ермак [1996]
Чужое время [1996]
Мама не горюй [1997]
Железная пята олигархии [1998]
Жесткое время [1998]
Мама, не горюй [1998]
Менты. Часть 7. Отсутствие доказательств, Блюз осеннего вечера [1998]
Хрусталев, машину! [1998]
Даун Хаус [2000]
Граница. Таежный роман [2000]
Яды или всемирная история отравлений [2001]
Смеситель [2002]
Чеховские мотивы [2002]
Штрафбат [2004]
Королева бензоколонки 2 [2005]
Гибель империи [2005]
Груз 200 [2006]
Антидурь [2006]
Тупой жирный заяц [2007]
Режиссерские работы:

Железная пята олигархии [1998]
Сценарист:

Железная пята олигархии [1998]
Александр Баширов Александр Баширов Александр Баширов
Александр Баширов Александр Баширов Александр Баширов
Александр Баширов Александр Баширов Александр Баширов
Александр Баширов

Фильмография (актер)

Название фильма Наша оценка Описание
2-АССА-2\2-АССА-2 подробнее
Антидурь\Antidope подробнее
Апостол\Апостол подробнее
Волк / Люди-волки \Farkas подробнее
Даун Хаус\Down House подробнее
Два в одном\Dva v odnom подробнее
День денег\День денег подробнее
Дом под звездным небом\Дом под звездным небом подробнее
Железная пята олигархии\Железная пята олигархии подробнее
Жестокое время \Жестокое время подробнее
Золотой век\Золотой век подробнее
Игла\Игла подробнее
Мама, не горюй\Мама, не горюй подробнее
Мама, не горюй 2\Мама, не горюй 2 подробнее
Мастер и Маргарита\Мастер и Маргарита подробнее
Механическая сюита\Механическая сюита подробнее
Никто не знает про секс\Никто не знает про секс подробнее
Никто не знает про секс 2: No Sex\Никто не знает про секс 2: No Sex подробнее
О, счастливчик!\Ось Ординат подробнее
Отец / Война Иванова\Отец / Война Иванова подробнее
Охота на асфальте\Hunting on Asphalt подробнее
Питер FM / Питер ФМ \Питер FM подробнее
Полное дыхание\Полное дыхание подробнее
Рататуй\Рататуй подробнее
Смеситель\Смеситель подробнее
Старшая жена\Старшая жена подробнее
Туда никогда не вернуться\Туда никогда не вернуться подробнее
Тупой жирный заяц\Тупой жирный заяц подробнее
Удачи тебе, сыщик\Удачи тебе, сыщик подробнее
Фиктивный брак\Фиктивный брак подробнее
Хрусталев, машину! \Хрусталев, машину! подробнее
Хэппи пипл\Happy people подробнее
Челябумбия\Челябумбия подробнее
Чеховские мотивы \Чеховские мотивы подробнее
Чужая белая и рябой\Чужая белая и рябой подробнее
Штрафбат\Штрафбат подробнее
Яды, или всемирная история отравлений\Яды или всемирная история отравлений подробнее
Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#