Актеры

Николай Бурляев \Nikolay Byrlyaev 
Россия, 3 августа 1946 г.
актер
Народный артист РФ



Сайт: KinoX.ru - Энциклопедия кино
Статья: Краткая биография

В 1968 окончил актерский ф-т театрального училища им. Б. Щукина. В 1961-64 в Московском академическом театре им. Моссовета. В 1967-68 в Московском театре им. Ленинского комсомола. В 1975 окончил режиссерский ф-т ВГИКа (мастерская М. Ромма, Л. Кулиджанова). С 1992 -генеральный директор киноцентра "Русский фильм". Президент МКФ славянских и православных народов "Золотой Витязь". Заслуженный артист РСФСР (1984). Народный артист РФ (1996). Лауреат Гос. премии СССР (1984), премии Ленинского комсомола (1976).
Актерские работы:
1. Мальчик и голубь - 1960 (Новелла)
2. Иваново детство - 1962 (Исторический / Биографический)
3. Мишка, Серега и я - 1962 (Киноповесть)
4. Суд сумасшедших - 1962 ()
5. Без страха и упрека - 1963 (Киноповесть)
6. Вступление - 1963 ()
7. Строгая игра - 1964 ()
8. Метель - 1964 () ...Улан
9. Герой нашего времени - 1965 (Исторический / Биографический) ...Слепой
10. Мальчик и девочка - 1966 (Мелодрама) ...мальчик
11. Андрей Рублев - 1966 (Исторический / Биографический) ...Бориска
12. Служили два товарища - 1968 (Драма) ...Лукашевич
13. Мама вышла замуж - 1969 (Социальная драма) ...Боря
14. Семейное счастье - 1969 () ...Щупальцев
15. Риск - 1970 (Приключения)
16. Кража - 1970 (Детектив) ...Ребров
17. Легенда - 1971 (Киноповесть) ...Сашка
18. Игрок - 1972 ()
19. На углу Арбата и улицы Бабулинас - 1972 (Мелодрама) ...Костас
20. Комитет 19-ти - 1972 (Триллер)
21. Под каменным небом - 1974 (Киноповесть) ...Васильев
22. Иван да Марья - 1974 (Мультфильм / Сказка) ...Маркизет, заморский королевич
23. Выбор цели - 1975 () ...Федя
24. Трын-трава - 1976 (Комедия) ...Вадим
25. Всегда со мною... - 1976 (Военный)
26. Пошехонская старина - 1977 ()
27. Отпуск в сентябре - 1979 (Трагикомедия)
28. Бабушки надвое сказали... - 1979 (Комедия)
29. Маленькие трагедии - 1979 (Драма)
30. Камила - 1981 (Мелодрама)
31. Печники - 1982 ()
32. Живая радуга - 1982 (Киноповесть)
33. Военно-полевой роман - 1983 (Мелодрама)
34. Чужая жена и муж под кроватью - 1984 (Комедия)
35. Детство Бемби - 1985 ()
36. Проверка на дорогах - 1985 (Драма)
37. Контрудар - 1985 ()
38. Лермонтов - 1986 (Исторический / Биографический)
39. Юность Бемби - 1986 ()
40. Сувенир для прокурора - 1989 (Детектив)
41. Высокая кровь - 1989 (Драма)
42. Птицам крылья не в тягость - 1989 ()
43. Все впереди - 1990 ()
44. Русская рулетка - 1990 (Мелодрама)
45. Господи, услышь молитву мою - 1991 ()
46. Уик-энд с убийцей - 1992 (Детектив)
47. Паутина - 1992 ()
48. Мастер и Маргарита - 1994 ()
49. Какая чудная игра - 1995 (Трагикомедия)


Автор: Нина КАТАЕВА
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Классический персонаж

Фото: Сергей ИВАНОВ
— НИКОЛАЙ Петрович, вы расстались со своей первой профессией?
— Годам к сорока, когда уже был снят фильм «Лермонтов», у меня появилось ощущение, что нет, как в прежние годы, желания быть актером. Нет желания играть вообще. Конечно, если буду как режиссер снимать фильм о Пушкине или Гоголе (мои давние замыслы), буду играть главную роль. И если мне предложат что-то Никита Михалков или Сокуров, то отнесусь к этому с уважением и, конечно, возьмусь за работу, если буду уверен, что это поднимет мой актерский потенциал. Но пока таких предложений нет. И эта пауза — после фильмов «Мастер и Маргарита» Юрия Кары и «Какая чудная игра» Петра Тодоровского — длилась почти десять лет. Говорю «длилась», потому что играю сейчас роль Тютчева в телевизионном фильме Натальи Бондарчук, который она снимает к 200-летию поэта.
— Как же вам везет на роли классиков!
— Имеете в виду мой фильм о Лермонтове? Делал пробы я и на роль Пушкина, и на роль Гоголя, а Гоголя даже сыграл в фильме «Лермонтов», но потом вырезал этот эпизод.
— Скажите, а ваши роли в «Ивановом детстве» и «Военно-полевом романе» внутренне связаны?
— Никак не связаны, это совершенно разные образы, мало того что один — ребенок, а второй — взрослый человек. Они и по натуре совершенно разные: Иван — резкий, ожесточенный на врага, мститель-разведчик, и Александр Нетужилин, душа которого принимает этот жестокий мир и любит его. Кроме того, если говорить о роли Ивана, а также литейщика колоколов Бориски, которого я сыграл в «Андрее Рублеве», они «сделаны», конечно, Андреем Тарковским. Глядя сегодня на экран, вижу, что это он во мне говорит — его пластика, речь, напор, энергетика.
— Создание образа человека на войне — насколько это вам близко?
— Никогда не рвался играть роли военных, но у меня есть ряд таких персонажей. Мой самый высокий «чин» — генерал армии Москаленко в фильме «Контрудар», который снимали на студии им. Довженко. В фильме «Кража» я играл польского партизана Юзефа, в советско-норвежском фильме «Под каменным небом» — разведчика, но фильм этот пропал, я его и не видел. Это все было, но как-то я больше люблю XIX век, классику, такие фильмы, как «Игрок», новеллу «Ванька Каин» из «Пошехонской старины» Салтыкова-Щедрина. Люблю роль бедного Евгения в телефильме «Медный всадник». Роль Лермонтова. Роль Иешуа Га-Ноцри.
— Еще один исчезнувший фильм?
— Стараюсь не говорить на эту тему, потому что у меня очень сложное отношение к этой роли. Сегодня считаю так — есть образы, в частности образ Иешуа, которых не стоит касаться людям грешным. Образ Христа не раз пытались воплотить на мировом экране, и ни один артист, игравший эту роль, не убедил меня. И я, не скрою, много лет внутренне готовился к исполнению этого образа. Общался со многими священнослужителями, спрашивал, имеем ли мы, люди грешные, право касаться образа Христа в кино? Ответ, как правило, был отрицательный, но один священник сказал мне так: «Поскольку вам Господь дал вот этот окопчик борьбы за душу человека, вы артист, режиссер, то не только можете — должны это делать, потому что экран — оружие, он воздействует на миллионы людей. Не займете вы место в окопчике — займут другие».
— У вас было благословение на съемки в фильме «Мастер и Маргарита»?
— Было. У Гроба Господня, в полночь, на литургии я был благословлен и причащен. И работалось мне без ощущения, что делаю что-то недостойное, запретное. Помню, что пережил состояние поразительного духовного полета, испытал чувство какой-то огромной любви, покоя. Все, что я делал на съемках «Мастера и Маргариты», было попыткой приблизиться к тому идеалу, который над всеми нами.


Автор: Нина КАТАЕВА
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Воспоминания об Иешуа

Фото: Сергей ИВАНОВ
— НИКОЛАЙ Петрович, вы помните первое впечатление от прочтения «Мастера и Маргариты»?
— Роман ошеломил меня, как и всех, кто читал его в конце 60-х, когда он появился в печати. Жили мы в атеистическом государстве, и появление образа Христа в литературе было невероятным открытием. И именно сцены с Иешуа поразили мое воображение. И я как актер все время пытался подступиться к образу Христа. На пробах к разным ролям просил гримеров, не раскрывая, разумеется, своих планов, приблизить мой облик к иконописному. Хотел понять, насколько могу приблизиться к Главному образу. В то время у меня не было критического отношения к роману, я проглотил его, как и все, особо не раздумывая. По прошествии времени появились работы специалистов, занимающихся духовным образованием, в частности профессора Духовной академии Михаила Дунаева, который проанализировал роман и показал, что написан он с позиций Воланда, который вершит судьбами героев. Помню, читал эту статью как раз в то время, когда решал для себя вопрос, соглашаться ли на участие в фильме «Мастер и Маргарита», — мне предлагали роль Ивана Бездомного. Когда пришел на пробы, то объявил Юрию Каре, что эту роль играть не буду, она мне неинтересна, что есть лишь один образ, который попытался бы воплотить, — Иешуа Га-Ноцри. Кара сделал пробу, получилось убедительно. Мне близка точка зрения профессора Дунаева. И, несмотря на то что роль Иешуа — лучшее, что я сделал в кино, сегодня не взялся бы за эту работу, потому что понимаю — правы те, кто считает, что прикасаться к этому образу грешные люди не должны.
Но работалось над образом Иешуа празднично, спокойно, состояние души было молитвенно-возвышенное, я испытал то, что называется ощущением гармонии. Все сцены с Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом снимались на Святой земле. Мы жили в гостинице в одном номере с Львом Дуровым, он играл Левия Матвея. Cоглашаясь на участие в фильме, поставил условие, что изменю антиевангельские фразы в булгаковском тексте, там, где Иешуа рассказывает, что за ним повсюду ходит Левий Матвей и записывает все, что он говорит. Режиссер со мной согласился, и работалось мне поразительно легко, как ни над одной ролью. Конечно, приходилось преодолевать себя, я постился, молился, жил уединенно от группы, стараясь, чтобы суетный мир не вторгался в мою жизнь во время съемок. Трижды был у Гроба Господня, там же в одно из посещений был причащен и благословлен на этот труд. И сейчас, глядя на экран, не ощущаю, что это я, мне трудно даже осознать, кто передо мной, у меня не было такого отношения ни к одной роли.
— Вы сказали, что не взялись бы сегодня за роль Иешуа — отрицаете возможность создания образа Христа кинематографическими средствами?
— Зачем? Есть икона, есть храм, есть распятие, а Христос, показанный на экране, в любом случае есть актер, играющий Его, а не Он. Так зачем же пытаться сыграть Истину, пытаться воплотить Идеал? Вот я попытался, и это тоже мой грех. И хотя я слышал немало одобрительных отзывов от наших священников и сербских монахов, вспоминаю все чаще слова отца Иннокентия о том, что не надо было делать этого.
— Выходит, только художник может воплощать образ Спасителя?
— Иконы пишут, как правило, монахи, соблюдая канон. Они молятся, находясь в духовном потоке, в котором работают, поэтому икона свободна от самости автора, поэтому через нее всегда можно выйти в горний мир. И я, берясь за роль, грешным делом думал, что поборюсь с Князем тьмы на его территории, но, увы, это был всего лишь голос моей гордыни, не более того.


Николай Бурляев Николай Бурляев Николай Бурляев
Николай Бурляев

Фильмография (актер)

Название фильма Наша оценка Описание
Андрей Рублев \Андрей Рублев подробнее
Военно-полевой роман\Военно-полевой роман подробнее
Всегда со мной\Всегда со мной подробнее
Вступление\Вступление подробнее
Выбор цели \Выбор цели подробнее
Герой нашего времени\Герой нашего времени подробнее
Детство Бэмби \Детство Бэмби подробнее
Иваново детство\Иваново детство подробнее
Игрок\Игрок подробнее
Какая чудная игра\Какая чудная игра подробнее
Каток и скрипка. Первые фильмы ч.1 \Каток и скрипка. Первые фильмы ч.1 подробнее
Лермонтов\Лермонтов подробнее
Маленькие трагедии\Маленькие трагедии подробнее
Мальчик и девочка\Мальчик и девочка подробнее
Мама вышла замуж\Мама вышла замуж подробнее
Метель\Метель подробнее
Отпуск в сентябре\Отпуск в сентябре подробнее
Под каменным небом\Под каменным небом подробнее
Под каменным небом \Под каменным небом подробнее
Проверка на дорогах \Проверка на дорогах подробнее
Русская рулетка\Русская рулетка подробнее
Служили два товарища\Служили два товарища подробнее
Телеграмма\Телеграмма подробнее
Чужая жена и муж под кроватью\Чужая жена и муж под кроватью подробнее
Юность Бемби\Юность Бемби подробнее
Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#