Описание фильма

"Чужие письма"   

Название фильма: Чужие письма
Чужие письма
Страна-производитель: СССР
Английский: Чужие письма
Жанр: мелодрама
Режиссер: Илья Авербах
В ролях: Ирина Купченко, Светлана Смирнова, Сергей Коваленков, Зинаида Шарко, Олег Янковский, Майя Булгакова, Иван Бортник, Наталья Скворцова
Год выпуска: 1975
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

Зинка Бегункова, ученица девятого класса одной из школ небольшого среднерусского городка, девчонка с непростой судьбой — живет без отца и матери, вдвоем с братом... В 16 лет Зинка слепо следует стандартным понятиям о том, “как надо жить”, она лишена сострадания и человеколюбия; настырная и упрямая, она и жизнь близких ей людей пытается перекраивать по своему пониманию.

Во время своего появления на экранах в момент «расцвета застоя» этот фильм, а особенно его персонаж, девятиклассница Зина Бегункова (С.Смирнова), стали предметом для особых дискуссий. Казавшаяся внимательной, заботливой и душевно открытой (пусть и максималисткой в словах и поступках), юная Зиночка сумела втереться в доверие своей учительницы Веры Ивановны (И.Купченко), а потом почти сесть ей на шею и уже диктовать менторским тоном, как этой якобы неудачнице в жизни следует на самом деле жить. Кукушонок, покинувший собственное неустроенное гнездо, вторгается в чужую судьбу и начинает распоряжаться ею как своей личной. Интеллигентный удивленный возглас другой учительницы-пенсионерки по поводу того, что «нельзя читать чужие письма, просто нельзя и все» вряд ли когда-нибудь будет воспринят молодым созданием из новой исторической формации, которая сделала  доносительство  и манипулирование жизнями людей доминирующим принципом общественной политики. Зина Бегункова — не просто советский enfant terrible в девичьем виде (хотя нельзя было не заметить у нее тонко подчеркнутые черты мужского, подсознательного сексуально-агрессивного и даже диктаторского поведения, в том числе по отношению к Вере Ивановне, выглядящей слабой и беззащитной женщиной). Она именно чужой ребенок, бастард как раз нашего (и никакого иного) образа жизни, словно некий душевный монстр, порожденный мутациями в сознании нации, «социалистический Франкенштейн», восставший против своего создателя.   Представительница женского начала, склонная к жестокому навязыванию своей воли. Еще дитя, но уже с манией демиургова величия. 

   Фильм Ильи Авербаха по сценарию Натальи Рязанцевой («Крылья», «Долгие проводы») -  во-первых, социальное предупреждение в духе "Отцов и детей", - явление нового поколения и нового типа людей, принципиально не знающих, что читать чужие письма - нельзя. Во-вторых, психологическая драма с явным эротическим (чувственным) подтекстом. Но в удивительном детище Наталии Рязанцевой и Ильи Авербаха в полной мере явлено то, чего фатально не хватало в конце 80-х - интеллектуальная самокритика "шестидесятничества", конец эпохи. Когда вслед за отвергаемым советским тотальным наставничеством терпит крах интеллигентская моральная рефлексия, которой уже не только 50, но и, скажем, 150 лет.

   ... Авербах рассказал увлекательную историю психологической дуэли двух женских типов: кроткого и хищного. Прекрасна была синяя тишина ласковых глаз Ирины Купченко, но по-своему обворожительна оказалась и героиня Светланы Смирновой. Иная, неведомая еще реальность вставала за этой Зинкой, свидетельствуя о том, что «мир жесток и груб»; о том, что из земли помоек и новостроек с дикой настойчивостью лезут на свет дивно жизнестойкие, но и колючие растения, злые от мук своего рождения и с огромной яростной жаждой жить - здесь, сейчас, под этим солнцем. «Чужие письма» запечатлели первый энергетический жест нового поколения: готовность к бою, жажду жизни, способность многое на себе «перетащить». Зинка - простолюдинка, варварка, потому все это выражено у нее грубовато, прямолинейно. Но окультуренный тип «Зинки» вскоре стал приносить пользу.Однако дело не только в истории новостроек. Поместите лицо Смирновой в коричневый сумрак старых холстов, окружите белым испанским жабо - и на вас глянет надменная дама Возрождения. Зинка Бегункова - дитя истории, но, право, что-то и вечное есть в этом нервном упрямстве, в этом энергетическом таране, в этой силе желания прорваться сквозь любые условности - «юность - это возмездие».

   И.Купченко: «В то время Авербах очень выделялся на общем кинематографическом фоне. Как истинному петербуржцу, ему были присущи качества, составляющие такое понятие, как «петербургский интеллигент»: прекрасно образованный, культурный, изысканный, тонко чувствующий психологические нюансы и очень деликатный в общении. Сценарий к фильму написала его жена, Наташа Рязанцева. Эта супружеская пара олицетворяла собой старый Петербург, и в то же время они были молоды и в видении многих нравственных проблем, в умении решить их средствами кино опережали свое время. Это необычное сочетание чувствуется в картине. _  Мне кажется, в кино мало кому удавалось так умно, тонко и верно отразить суть взаимоотношений взрослых и подростков - без морализаторства, без ложного пафоса”.

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#