Описание фильма

"Бег"   

Название фильма: Бег
Бег
Страна-производитель: СССР
Английский: Бег
Жанр: экранизация
Режиссер: Александр Алов, Владимир Наумов
В ролях: Людмила Савельева, Александр Баталов, Михаил Ульянов, Татьяна Ткач, Владислав Дворжецкий, Евгений Евстигнеев, Николай Олялин, Владимир Осенев, Александр Январев, Владимир Басов, Тамара Логинова, Олег Ефремов, Роман Хомятов
Год выпуска: 1970
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
фразы
 

Сюжет и комментарий

Фильм «Бег» — первая отечественная экранизация по произведениям Михаила Булгакова. В основу сценария была положена не только одноименная пьеса, но также использованы фрагменты из романа «Белая гвардия» и либретто оперы «Черное море» (о М. В. Фрунзе). Литературным консультантом фильма была вдова писателя Е. С. Булгакова.
Сюжет картины связан с завершающим этапом гражданской войны, сражением в Крыму на Сиваше, закончившимся поражением белой армии. Тема крестного пути русской интеллигенции, одна из доминирующих в творчестве Булгакова, связавшей свою судьбу с «белой идеей», в «Беге» оборачивалась другой, не менее сильной и острой: вины и ответственности каждого за пролитую кровь. Изобразительно картина снята как мощное эпическое полотно (оператор Леван Пааташвили). В отдельных сценах было занято более пяти тысяч человек.
Центральная фигура «Бега» — белый генерал Хлудов (первая роль в кино Владимира Дворжецкого). Палач, вешатель. садист, драматически осознающий то, что происходит с Россией, народом, с ним самим. Судьба Хлудова — трагедия совести, которая не в силах переступить через кровь. Вокруг Хлудова сгруппированы другие герои фильма — петербургский интеллигент Голубков (Алексей Баталов), генерал Чарнота (Михаил Ульянов), столичный чиновник Корзухин (Евгений Евсегнеев) и его жена Серафима (Людмила Савельева). Дороги каждого из них по-своему варьируют мотив картины.
Изобразительно и композиционно фильм решен как свободный полет авторской фантазии, не стиснутой сценическими рамками. Постепенно открываются два основных аспекта: событийный, сюжетный — безостановочный бег героев поначалу в Крым, оттуда за рубеж, и снова путь в Россию Голубкова и Серафимы. Второй, глубинный слой — движение, поток истории с ее кошмарными катаклизмами, в которые ввергнуты виноватые и невинные. Люди вышвырнуты из своих домов, они несутся в непреходящем хаосе, беспорядочно перемещаясь, не в силах остановиться. Это движение толпы, вовлекающей в свое чрево человека и овладевающей его судьбой. Недаром один из самых впечатляющих эпизодов «Бега» — тараканьи бега, модель страшного существования людей. Для картины вообще характерны подобные узловые сцены (например, игра в карты Корзухина и Чарноты), в которых скрещиваются смысловые линии и эмоциональные кульминации судеб людей и страны. Фильм заканчивался развернутой метафорой — белой снежной дорогой, которая лежит перед вернувшимися в Россию Голубковым и Серафимой. История словно завершила свой очередной круг и начала новый, что созвучно идее Булгакова: жизнь впереди, всегда впереди.

Картина по мотивам произведений М. А. Булгакова рассказывает о судьбах нескольких людей, закрученных в вихре страшных лет революций, гражданской войны и эмиграции. В центр сюжета помещена любовь Серафимы Владимировны Корзухиной (Савельева), брошенной в минуту опасности мужем, негодяем и спекулянтом (прекрасная роль Евстигнеева), и Сергея Павловича Голубкова (Баталов). Очень хорош Михаил Ульянов в роли лихого генерала Чарноты. Когда картина вышла на экраны, билеты достать было почти невозможно. Я пересматривал ее несколько раз. Отдельно хочу выделить произведшего тогда на всех огромное впечатление Дворжецкого в роли генерала Хлудова. Фильм записан на двух кассетах.

(М. Иванов)

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#