"Вторжение"
Название фильма: | Вторжение |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Invasion, The | ||
Жанр: | драма / психологический | ||
Режиссер: | Оливер Хиршбигель | ||
В ролях: | Николь Кидман, Дэниэл Крэйг, Джереми Нортэм, Джексон Бонд, Джеффри Райт, Вероника Картрайт, Малин Акерман, Q-Tip, Алексис Рэйбен, Сьюзан Флойд, Дэвид Фостер, Джон М. Джексон, Мисти Келли, Кит Мойер, Шон Прэтт, Дэниэл Росс, Джеки Соуайрис, Джозеф Соммер, Р | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
История о таинственной эпидемии, которую насылают на жителей маленького городка внедрившиеся на планету инопланетяне. Психиатру из Вашингтона удается найти причину непонятных изменений в поведении людей этого города. Главное — защитить сына, который может предотвратить разворачивающуюся эпидемию.
Не спа-а-ать!!!
Знаменитое «Вторжение похитителей тел» (роман 1955 года и две экранизации – в 1956-м и 1978-м) потеряло две трети названия, а взамен приобрело пугающую актуальность, убедительный психологизм и визуальный ряд, местами настойчиво отсылающий к первой «Матрице».
Название сократили неслучайно, разом переведя фильм в более солидную категорию. «Вторжение похитителей тел» - звучит сродни какому-нибудь «Нападению помидоров-убийц», а просто «Вторжение» - куда более мрачно и глобально. Сюжет, однако, изменился не слишком сильно. Самое страшное зло по-прежнему кроется в нас самих, в наших животных инстинктах и способности быстро и с удовольствием поддаваться панике и стадному чувству.
Обломки космического корабля с издевательским в данном контексте названием «Патриот» осыпали Вашингтон и окрестности. Живая разумная субстанция, покрывавшая оболочку шаттла толстым слоем, не погибла ни в холоде космоса, ни в раскаленной атмосфере Земли, и в полном здравии прибыла на нашу планету. С целью, естественно, захватить и подчинить. Инопланетная дрянь начинает вселяться во всех людей подряд, превращая их в подобие растений: без чувств, без эмоций, но зато с оригинальными представлениями о всеобщем благе и об устройстве мирозданья. Основные изменения личности происходят во сне, следовательно, у зараженного человека есть шанс оттянуть момент превращения, сидя на кофе, таблетках и уколах.
Психолог Кэрол Беннелл (Николь Кидман), работающая в Вашингтоне, по долгу службы и вследствие профессиональной наблюдательности замечает, как единичные случаи легкого умопомешательства на глазах перерастают в массовый психоз. Одна пациентка заявляет, что ее мужа подменили; на детей, вымогающих в Хэллоуин леденцы, бросаются нервные собаки; полицейские, на глазах которых умышленно сбивают женщину, реагируют вяло. Муж же Кэрол, Такер (Джереми Нортам), работающий кем-то вроде главного эпидемиолога страны, одним из первых получает доступ к упавшему шаттлу. После чего, сладко поспав, вдруг загорается желанием увидеть малютку-сына, к которому не проявлял интереса последние четыре года.
К счастью для Кэрол и для зрителей, неподалеку страдает влюбленный в героиню доктор Бен Дрисколл (Дэниэл Крейг). Актер, незаурядную фигуру и внешность которого все могли оценить в последнем «Бонде», составляет прекрасную пару красавице Кидман. И вот, этот эстетически совершенный дуэт начинает самостоятельно изучать причины и последствия заражения. Но инфицированных все больше, и притворяться, что ты один из них, делая грустное и отрешенное лицо, все сложнее. Сын Кэрол попадает к отцу, и она, пытаясь отбить ребенка, заражается сама. И теперь вынуждена сомнамбулой передвигаться из аптеки в аптеку в поисках чего-нибудь с кофеином.
Не ждите обилия натуралистичных кадров, наглядно демонстрирующих превращение зараженного человека в нечто иное. Они ушли вместе с сокращенным названием. Пару раз покажут, как вирус передается с рвотой, пару раз – как спящих обволакивает клейкая гадость. Атмосфера ужаса нагнетается за счет отчаянной игры Кидман. Ее героиня безумно хочет спать. Она выведена из себя необходимостью постоянно притворяться, она не понимает, кому еще можно доверять, кому уже нет. Она ищет маленького сына среди лабиринта холодных улиц и наталкивается на толпы безразличных перепрограммированных существ. Неудивительно, что ближе к концу фильм, не теряя драматизма, разгоняется до хорошего боевика. Ибо доведенная до ручки Кэрол хватается за пистолет, а на помощь спешат уцелевшие спецназовцы.
А полностью оценить «Вторжение» можно, обращая внимание на некоторые занятные детали. Вслушайтесь, например, в телевизионные новости, вполсилы звучащие с экрана. Первое, что сделали инопланетные захватчики, проникнув во властные структуры США, - вывели войска из Ирака. Как заметил одни из героев картины, «для меня представить мир, где (…) каждая заметка в газете не содержала бы информации о войнах и неимоверной жестокости, означает представить мир, где люди перестают быть людьми».
Маша Вильямс, afisha.mail.ru
Держи вора!..
Итоги
Картина немецкого режиссера Оливера Хиршбигеля - уже третья экранизация романа Джека Финни "Вторжение похитителей тел". Первая, снятая Доном Сигелом, появилась в 1956 году, вторая (ее автор - Филипп Кауфман) - в 1978-м. Всякий раз космическая зараза в воображении режиссеров распространялась все шире и шире. У Сигела в маленьком американском городке, у Кауфмана - в Лос-Анджелесе, а у Хиршбигеля она и вовсе приняла масштабы пандемии, начавшись в сердце Америки, в Вашингтоне.
Именно тот факт, что странный неземной вирус, который лишает людей каких-либо чувств, поразил Вашингтон, и есть в понимании Хиршбигеля и продюсера картины, знаменитого Джоэла Сильвера (трилогия "Матрица"), начало вселенской катастрофы. Если под удар в первую очередь попадают люди, ответственные за принятие самых важных для мира решений, трагедии не миновать. Один из героев "Вторжения", некто Такер Кауфман (Джереми Нортэм), глава Центра контроля заболеваний, случайно подхватив вирус, решает заразить Америку. И вот уже во всех крупных городах действуют центры "вакцинации против гриппа", а люди перестают узнавать своих близких: после укола и глубокого сна человек превращается в холодное животное. Толпы эмоциональных калек шастают по улицам и отлавливают тех, кто "не привился"... Маленький сын главной героини Кэрол Беннел (ее играет Николь Кидман), у которого на заразу иммунитет, оказывается в плену у того самого Такера Кауфмана. Вызволить ребенка героине помогают бойфренд Бен Дрисколл (Дэниел Крейг) и горстка нормальных людей (военных и ученых ), запершихся в хорошо охраняемом форте...
"Вторжение" с грохотом провалилось в американском прокате. Фильм, обошедшийся в 80 миллионов долларов, собрал в Штатах чуть больше пятнадцати миллионов. И вот почему. Представьте себе радостного американского тинейджера со скейтбордом под мышкой, купившего за пять баксов билет на фантастический триллер, а попавшего на кино, в котором, например, русский посол по имени Юрий Каганович произносит пространную речь о гибели цивилизации и о природе человека. Неудивительно, что, отсмотрев предварительный материал, продюсер Сильвер в панике отстранил Хиршбигеля от проекта, вызвал своих приятелей Ларри и Энди Вачовски ("Матрица") перемонтировать фильм и переснять многие сцены. Но даже несмотря на это, если вы где-нибудь прочтете, что "Вторжение" - это фантастика про заразу из космоса, не верьте. "Вторжение" - большая идеологическая бомба, заложенная под сладкоголосый голливудский кинематограф. Тенденция, однако: приглашенный на "фабрику грез" мастер из Европы, получивший доступ к голливудским бюджетам и мощностям, тут же начинает подрывную деятельность. Как, к примеру, француз Питоф, несколько лет назад поставивший "Женщину-кошку" с Халли Берри и Шарон Стоун, - фильм-то на самом деле о том, что все зло от баб. А сейчас Хиршбигель добрых час тридцать шесть минут тешит зрителя противостоянием красавицы Кидман с зомби лишь для того, чтобы в самом конце сделать совершенно неприемлемое для политкорректного голливудского кино заявление. Мир, в котором никто не воюет, не убивает и не совершает терактов, - это мир, где люди перестают быть людьми. Ужас, а не фэнтези!
Стас Лобастов
Кукловоды
Роман КОРНЕЕВ
Настолько эклектичного кинопроекта Голливуд не порождал давно. Судите сами — изначально базировавшееся на уже трижды за полвека экранизированном романе, «Вторжение» первым делом поменяло дочку на сына, папу на маму, а идею о замене ключевых лиц их безэмоциональными клонами — на вирус внеземного происхождения, в одну ночь превращающий людей в нелюдей. Продюсером проекта стал главный специалист по «Матрице» Джоел Сильвер, он же продвинул для досъёмок спецэффектов скромно умалчиваемого в титрах Джеймса Мактига, известного по той же «Матрице» и воспоследовавшему кинокомиксу «V значит Вендетта». В режиссёрское же кресло в итоге был приглашён давно ожидавший хорошего контракта в Голливуде Оливер Хиршбигель, чей «Бункер» был по достоинству оценён мировым кинобизнесом, однако оргвыводы из этого признания спешить не желали. За режиссёром последовали и другие давние члены его команды.
Если же прибавить сюда словно нарочно на пару выписанных со съёмок «Золотого компаса» Николь Кидман и Дэниела Крейга в модной в последнее время роли «хорошего друга-возлюбленного-врача», то картина окончательно становится ясная, что дело тёмное. Каждый всю дорогу снимает что-то своё, и на этом история далеко не закончивается, ведь доснимать фильм пришлось чуть ли не без основного режиссёра, которому окончательно разонравился сценарий, а продюсерам разонравился сам реджи, и дописывать скрипт для Мактига в итоге вроде бы пришлось чуть не самим великим и ужасным братьям Вачовски.
Продюсер на голубом глазу экранизирует НФ-классику, режиссёр с оператором снимают психологическую драму, актёры разрываются между догонятельно-убегательным боевиком и душевной антрепризой, мальчик с его страхами в анамнезе взят откуда-то из чрезвычайно популярных пару лет назад триллеросюжетов, второй режиссёр с иронической искоркой в глазах снимает натуральное зомби-муви со всеми атрибутами жанра: бессмысленным напрыгиванием толпы на машину с главными героями, брызгами заражённых биологических жидкостей в лицо противнику, а также повышенной смертности главных героев и традиционного перевёртыша — когда один и тот же герой прямо в кадре вот сейчас свой, а потом раз — и сразу чужой.
Разобраться в этих стилистических сплетениях про «не спи, не ходи домой, я найду тебя, мама» не сложно, ибо в итоге они увязаны друг на друга в итоге довольно успешно и со знанием дела, но по мере просмотра всё равно возникают вопросы к авторам и эдакое мельтешение, что заметно мешает этому самому просмотру. То есть, например, так уж было не обойтись без этих трэшачных вставок, когда ещё только что сдержанные истинно-арийские заражённые — вдруг начинают сломя голову носиться за героями, осыпая окрестности своими генномодифицированными плёнками, или нырять в окрестные подвалы за бывшими жёнами с криками «так не доставайся же ты никому».
И эти сомнения в невербальной форме в частности вылились в невысокие сборы восьмидесятимиллионного фильма (большая часть денег ушла, надеюсь, на гонорары Кидман и Крейгу), пока не дождавшегося даже намёка на окупаемость, а также в столь же невысокие зрительские рейтинги, в основном споткнувшиеся о самое простое — о базовое несоответствие сюжета оригинала и фильма.
Если же вы действительно хотите получить от фильма заметное удовольствие, но одного полуторачасового наблюдения за красивой парой Кидман-Крейг в кадре вам недостаточно, стоит обратиться за советом к классику зомбёвого трэша Джорджу Ромеро. Мастер всегда настаивал на том, чтобы зритель интерпретировал его работы как антиутопические политагитки, то есть следует повернуться к фильму глазами Хиршбигеля, и в этом свете «Вторжение» приобретает поистине апокалиптический масштаб.
Вот смотрите. Хладнокровные заражённые успокоительно внушают здоровым — вам нужно поспать, всё хорошо, не беспокойтесь. Радеют за мир без войн, предпочитая под это дело тихо придушить всех тех, «кто не все, того накажем», телевизор, продолжающий с упоением втирать про «вывод последних войск из Ирака», в то время как война в самом разгаре — здесь и сейчас, в голове у обычных людей. И спасение у них одно — «инопланетяне» не умеют опознавать свой-чужой, и не имеют по сути никакой цели, кроме формального «мирового господства». Тем же, кто вылечится, всё потом покажется всего лишь мозговой болезнью, о которой они напрочь забудут.
Нет, конечно, даже такая интерпретация не объясняет стремительного хеппи-энда и слишком произвольной привязки злосчастного вируса к новой аварии американского шаттла, и не до конца оправдывает столь уж нарочитого смешения жанров в самой постановке сюжета. Однако степень накала страстей и даже параноидальные размышления главной героини вкупе с её пациентами обретают куда более серьёзный оттенок, что всячески способствует интересу при просмотре.
В остальном же, увы, несмотря на моё персональное благожелательное настроение, а также во всех отношениях приятную игру Кидман, большинство потенциальных хороших сторон этой постановки неминуемо уходит, по мере разворачивания действия, в сторону сослагательного наклонения. К превеликому сожалению.
Любите кино.