Описание фильма

"Дневники мертвецов"   

Название фильма: Дневники мертвецов
Дневники мертвецов
Страна-производитель: США
Английский: Diary of the Dead
Жанр: триллер / ужасы
Режиссер: Джордж Э. Ромеро
В ролях: Шон Робертс, Меган Парк, Алан Ван Спранг, Эми Сипак Лалонд, Татьяна Маслани, Мишель Морган, Крис Вайолетт, Джошуа Клоуз, Джо Диникол, Тино Монти
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Во время съемок фильма ужасов Джейсон Крид и его друзья, студенты колледжа, узнают невероятную новость: вымысел превратился в реальность, мертвецы восстали из мертвых! Испуганные и растерянные, ребята в страхе бегут домой, надеясь найти укрытие в родных стенах, но вскоре понимают, что возвращаться им больше некуда.

Все, что было дорого Джейсону и его друзьям, все их надежды и мечты были растерзаны молчаливой толпой живых мертвецов. У них осталась только одна причина жить: фильм, который станет последней кинохроникой умирающей цивилизации. Ради возможности добавить еще одну печальную запись в "Дневники мертвецов", Джейсон не остановит съемку, даже когда зомби начнут разрывать на части его друзей.

Зомби камеры не боятся
Газета

С 3 апреля в российский прокат выходит новый фильм Джорджа Ромеро «Дневники мертвецов». Американский режиссер считается родоначальником и классиком популярного ныне жанра - ужастика про зомби. Правда, слово "зомби" по отношению к персонажам его «Ночи живых мертвецов» употребляли поначалу в основном журналисты. Сам же Ромеро, среди предков которого были, между прочим, выходцы с Карибских островов, связывал этот термин лишь с гаитянской мистикой и культом вуду. Но словечко настолько подошло ходячим упырям, что сейчас зомби - это в первую очередь киногерои, кусачие ненасытные твари, которые хоть и передвигаются довольно медленно, но так и норовят сожрать побольше народа на единицу экранного времени и, соответственно, посеять хаос в отдельно взятой стране.
Казалось бы, раз функции этих специфических персонажей ограничены, то и сюжеты с зомби невозможно эксплуатировать бесконечно. Но нет: Ромеро уже в который раз не без успеха снимает ремейки собственных ранних работ, а его последователи и подражатели вовсю развивают и варьируют тему, делая на ее основе как копеечные ужастики вроде «Ведьмы из Блэр», так и блестящие социальные комедии вроде британской ленты «Зомби по имени Шон». Многие поклонники режиссера из числа его коллег-кинематографистов смогли даже по-дружески поучаствовать в создании «Дневников мертвецов» - в качестве телерепортеров, освещающих кровавые злодеяния оживших трупов.
Присутствие в кадре вездесущей прессы и обильное использование в картине съемок ручной камерой - новый опыт для Джорджа Ромеро. Классик на этот раз не просто увлекся возможностями современной съемочной техники, но словно взялся доказать: если событие, явление не заснято очевидцем, не показано по телевизору или не выложено в интернете, то его как бы и не существует. К слову, скоро на российских экранах должен появиться испанский ужастик «Репортаж», где зомби-эпопея целиком стилизована под прямое включение телекорреспондентов с места происшествия. У Ромеро же выпуски новостей - лишь фон к основному сюжету. Хроникерами происходящего становятся студенты киношколы. Группа друзей задумала сделать игровое кино об ожившей мумии. Взяли камеру, выехали на натуру - в ночной лес, забинтовали с ног до головы одного из товарищей, чтоб был похож на ходячего мертвеца, и стали снимать, как от него удирает между березками нежная девица в белом платье. Во время очередного дубля начинающие киношники, услышав вдалеке странный шум и крики, почтут за лучшее вернуться домой, но далеко не уедут: бледнолицая нежить настигнет киногруппу уже по дороге в ближайший город, так что кино у студентов выйдет уже не игровым, а документальным. И как всегда у Ромеро, тема мертвецов - это повод поговорить о живых. Переход некоей части социума, одного за другим, в категорию зомби показан вовсе не ради кровавого зрелища. Главное в его ужастиках - психология. Угроза быть укушенным или съеденным вслед за остальными не только воспламеняет межличностные конфликты, но и обнажает в симпатичных молодых людях весьма неприятную, звериную сторону их натур.
Екатерина Чен

Мертвые кадра не имут
Время новостей

До того, как в кинематограф пришел Джордж Ромеро, истории о живых мертвецах проходили по разряду диковинной экзотики. Трупы если и оживали, то чаще всего где-нибудь в далеких дикарских землях, например на Гаити, и являли собой послушных чернокожих гигантов, покорно повинующихся злобным жрецам. Не случайно, что в 1932 году появился и вызвал сенсацию фильм Виктора Гальперина «Белый зомби» с Белой Лугоши в главной роли - уже одно то, что зомби может стать белый человек, обеспечило этому (надо сказать, отменному) фильму скандальную славу. Но в 1968 году Ромеро снял дешевый черно-белый фильм «Ночь живых мертвецов» - и мир изменился. Выяснилось, что жертвой не то магического, не то экологического проклятия, а то и вовсе без всякого повода может стать кто угодно - голосующий на дороге студент, семейная пара на соседней скамейке, твоя собственная бабушка. Ритуалы, заклинания, вуду и прочая «мумба-юмба» оказались отброшены на периферию - отныне ужас оживших трупов стал абсолютно интернациональным и всеобъемлющим. За «Ночью» последовал «Рассвет мертвецов» (1979) - теперь уже цветное развитие темы, где супермаркет, в котором скрывались от нашествия ходячих трупов главные герои, был емкой метафорой всего общества потребления (находились даже специалисты-социологи, которые и в самом расположении отделов злополучного магазина находили скрытые смыслы). Тему продолжил «День мертвецов» (1985) - один из самых невыносимых (но при этом парадоксальным образом и сильнейших) фильмов серии, действие которого разворачивалось в подземном бункере, где вступали в конфликт представители военной и научной элиты - а зомби тем временем все отчетливее социализировались и умнели. И наконец, в 2005-м мир узрел «Землю мертвецов» - масштабную, но не во всем удавшуюся антиутопию, где живые и мертвые сражались практически на равных (во всяком случае, у кадавров появился свой собственный лидер, да и за оружие они брались все более уверенно).
Новый фильм "Дневники мертвецов" не продолжает сложившуюся мифологию линейно: скорее это случай этакого обнуляющего все и вся апгрейда. Идея осталась прежней, но дело происходит совсем в другом мире. Молодой режиссер по имени Джейсон (Джошуа Клоуз; соблазнительно было бы углядеть в выбранном для него имени параллель с неупокоенным маньяком из сериала «Пятница, 13», но, скорее всего, это просто совпадение - в излишней синефилии Ромеро никогда уличен вроде бы не был) вместе с компанией единомышленников отправляется на пленэр, чтобы снять любительский фильм ужасов про зомби. Съемки решительно не клеятся, группа собачится между собой, а вдобавок ко всему из сообщений СМИ становится ясно, что сюжет безнадежно устарел... или наоборот - приобрел невиданную доселе актуальность: по стране распространяется пандемия, в результате которой умершие обретают возможность передвигаться (в основном - в погонях за еще не ушедшими в мир иной) и впиваться полусгнившими резцами в мягкие ткани. Так что горе-кинематографистам не остается ничего, кроме как пытаться добраться до все еще теплящихся кое-где островков живой цивилизации. И резко сменить жанр своего фильма, съемки которого не прекращаются ни на секунду - вместо балаганного некрореализма в свои права вступает посконная документалистика. Собственно, «Дневники» и являют собой якобы сохранившуюся видеозапись невеселой хроники опасного путешествия, в которое был вынужден отправиться Джейсон со товарищи. Прием вроде бы знакомый и со времен «Ведьмы из Блэр» (и тем более недавнего «Монстро») не успевший подзабыться. Но у Ромеро не совсем про то (не зря он в большинстве интервью утверждает - а правда это или неправда, не так уж и важно, - что никакого «Монстро» и в глаза не видел, а придумал все давным-давно). Как и в прошлые разы, ему гораздо интереснее наблюдать не за мертвыми (хотя они здесь по обыкновению представлены во всем своем отвратительном великолепии), а за живыми. И главными героями остаются до самого конца члены съемочной группы, которые не в состоянии нажать на кнопку паузы в своих видеокамерах даже под угрозой смертельной опасности.
То есть перед нами не столько фильм ужасов, сколько публицистическое высказывание о пагубном влиянии на современный мир предельно доступной информации во всех видах - от Интернета как такового до домашнего видео, выкладываемого на личные блоги и способного при этом изменить мир (по мнению Ромеро, чаще всего в худшую сторону). Мысль не самая свежая и более чем спорная.
Но как же отрадно видеть, что, иллюстрируя этот тезис, один из наиболее выдающихся кинематографистов-мыслителей прошлого века использует всю ту же милую любому испорченному сердцу метафору. И вместо того, чтобы глубокомысленно монтировать настоящую хронику современных терактов и прочую публицистическую пошлость, он выпускает на экран существ, которым ничего не стоит оторвать потенциальному блогеру голову. Вне зависимости от идеологической направленности и избранному псевдодокументальному приему «Дневники мертвецов» остаются превосходным фильмом ужасов. Вот уж где действительно «неизъяснимы наслажденья».
P.S. На следующий год - если, как говорится, будем живы - запланирован выход продолжения «Дневников».
Станислав Ф. Ростоцкий

Из жизни покойников
Газета.ру

Джорджу Ромеро не повезло: его очередная картина о похождения восставших еще в 1968 году мертвецов вышла в России одновременно с комедийной пустышкой «Золото дураков». Теперь кинорецензенты сыплют налево и направо хохмами о «золоте мертвецов» и «дневниках дураков», не задумываясь о том, что перед нами явления совершенно разного порядка. И если «Золото» даже с учетом всех полуголых титек на минуту времени через неделю все заслуженно забудут, то картина Ромеро будет стоять на полочке у всех поклонников классического хоррора.
Для подобных утверждений есть все основания, потому что «Дневники мертвецов» выглядят на порядок приличнее ромеровской же «Земли мертвецов» трехлетней давности.
Впрочем, маэстро хитрым образом выкрутился из ловушки, в которую сам себя загнал. Если вспомнить, то события в эпопее развивались так: вначале мертвецы восстали и потренировались на отдельно стоящем провинциальном домике, куда загнали несколько человек («Ночь живых мертвецов»). Затем, в «Рассвете мертвецов», атаке подвергался уже крупный торговый центр. В «Дне мертвецов» подгнивших монстров учили пользоваться вилкой и ложкой и слушать классическую музыку (ничего не вышло, да кто бы и сомневался), а в «Земле мертвецов» беспокойные покойники наконец-то объединились перед лицом еще живой угрозы и даже обрели лидера в виде вполне пролетарского вида крупного негра. Далее фантазия зашкаливала: некий всепланетный заговор мертвых был бы слишком даже для Ромеро, да и «Земля» не стала тем хитом, который поправил бы положение режиссера.
Дело в том, что после провала «Дня мертвецов» в 1985 году Ромеро практически не снимал ничего внушительного – разве что «Темную половину» по Стивену Кингу.
Она была неплохой экранизацией (скажем так: лучше, чем большинство кинговских экранизаций, исключая разве фильмы Дарабонта и старое «Кладбище домашних животных» Мэри Ламберт). Но «Темная половина» осталась в памяти разве что кинговских фанатов, а звание культового режиссера чем-то следовало подкреплять, в том числе и финансово.
Так, судя по всему, и родилась идея истории группы студентов-кинематографистов, которые снимают документальный фильм о разгуле мертвечины в Соединенных Штатах. Причем вначале-то они снимали курсовую работу про ожившую мумию, гоняющуюся за красотками, с явным намеком на древний ужастик с Кристофером Ли; тут-то из кустов и полезли вовсе даже настоящие зомби, похождения которых и начинают фиксировать на камеру.
Ах оставьте, скажет щепетильный зритель, мы уже видели все это в «Монстро», а если на то пошло, то и еще раньше – в «Ведьме из Блэйр».
И будет прав, но Ромеро мало того что не видел «Монстро» Ривза (ну это он так говорит), так еще и подошел к вопросу правильно. В «Монстро» дерганой бытовой камерой всё снимает слегка дебиловатый молодой человек, а здесь работают профессионалы, все смонтировано и озвучено. В общем, субъективность весьма условна – это и с самого начала не задумывалось в неких показательных объемах.
Итак, компания студентов плюс симпатичный сильно пьющий профессор едут через кусок страны домой, к мамам и папам, попутно снимая то, что происходит вокруг. Надо сказать, что с мертвецами Ромеро на сей раз не переборщил: если в «Земле» их были пехотные дивизии, то здесь они появлялись исключительно оправданно. Не обошлось и без социальной сатиры: герои долго ждали материальной и моральной помощи от национальных гвардейцев, но получили ее от банды чернокожих типов самой неприятной наружности.
Да, национальных гвардейцев они тоже встретили – чуть позже, и те, что приятно, обчистили их до нитки.
Путешествие же киношников описывать особенного смысла нет, тем более что ни к чему хорошему они, в общем-то, не приезжают. А вот мертвецов бьют с выдумкой: и больничным дефибриллятором, и стойкой для капельницы, и каким-то особо едким бытовым «фэйри». Однако сценарий написан так грамотно, что понимаешь: так себя настоящие студенты, тем более кинематографисты, тем более американские, и вели бы. Профессор удачно дополняет группу философичными хохмами («утро и зеркало придуманы, чтобы пугать стариков») и мастерской стрельбой из лука, остальные персонажи тоже выполняют вполне конкретные функции, но без картонности.
Хуже всех получился разве что условный главный герой – оператор и режиссер снимаемого фильма Джейсон Крид, который уж больно монотонно и фанатично долдонит спутникам, что «мы будем снимать до конца, это кому-нибудь пригодится», тут же невпопад изрекая, что, мол, «в этом мире жить нам уже незачем». Ну да бог с ним, ибо для Крида Ромеро припас финальную фразу. Укушенный мертвецом, Крид просит подругу: «Пристрели меня». Вроде бы ничего, но по-английски «пристрели» и «сними» звучит одинаково: «Shoot me». Она-то снимает и стреляет, но хороший момент пропал.
Ромеро, говорят, очень расстроился, когда узнал…
А напоследок о том, что мы потеряли. Дубляж убил целую россыпь «приглашенных звезд»: телевизионные и радионовости в фильме озвучивали Стивен Кинг, Гильермо дель Торо, Квентин Тарантино, Уэс Крейвен и Саймон Пегг из «Зомби по имени Шон». Зато самого Ромеро можно увидеть в камео опять же по телевизору в виде высокого полицейского чина, который с трибуны врет согражданам, что все под контролем. Он бодр и крепок и уже задумывается о продолжении, которое будет называться несложно: «Дневники мертвецов: сиквел». Дело мертвых, таким образом, если и не побеждает, то живет вполне припеваючи.
Юрий Бурносов

Осень патриарха
 
— У триллера всегда есть зритель.
Фраза из фильма

— …и социальный подтекст.
Фраза из фильма 
Роман КОРНЕЕВ

Кащей Бессмертный зомбёвого трэша, икона ценителей бродячей мертвечины, живой патриарх Джордж А. Ромеро неплохо отпраздновал сорокалетие «Ночи живых мертвецов», принесшей ему славу и раз и навсегда определившей его коронное амплуа. Раз от раза постепенно седеющий триллермейстер все эти годы увеличивал масштабы действа, вроде бы завершив круг живописаний странных существ с характерной походкой на «Земле мёртвых», в которой мертвецы наконец взяли в руки ружжо и поганой метлой выкинули безумное человечество на свалку истории. Но неправы были те, кто посчитал, что караул устал, с юным задором и иронической искрой в глазах бородатый дядька в знакомых очках решил вернуться к истокам.

На место тысячной массовки пришли знакомые нам медлительные зомбаки, история снова сузилась до размеров камерной, не без чувства облегчения были выброшены из головы завиральные теории про вирус. Просто теперь каждый мёртвый, не удостоившийся выстрела в голову, встаёт и идёт, просто теперь с этим надо как-то жить. А заодно, как это водится, заново научиться снимать кино.
Небольшая группа учеников киношного колледжа под присмотром сильно пьющего профессора, в котором прозрачно просматривается фигура самого Ромеро, отправляются в лес с целью поснимать атаку куриных зомби, и режиссёр кричит «не верю», и настоящий режиссёр смеётся над этим в бороду, и звезда марлезонского балета изменившимся лицом бежит пруду, и «мёртвое не бывает быстрым». Одна проблема — новостной репортаж недвусмысленно объявляет, что мёртвые больше не мёртвые, и вовсе не в том смысле, в каком нам об этом вещают тексты о втором пришествии. А потому — надо куда-то бежать, по дороге же — почему не снять о наступлении конца света небольшой видеорепортаж с двух рук. Камера! Мотор! Начали!

В отличие от Джей-Джей Абрамса, Ромеро своей репортажной камерой не рвался за гордым званием новатора, у него присутствуют любительские монтажные склейки, два попеременно сменяющих друг друга оператора то и дело мелькают в кадре с камерой на плече, камеры же эти едва ли раз поднимутся от уровня глаз и дадут нам увидеть картину в целом, то фокусируясь на беспокойном больничном персонале числом три, то переключаясь на зыбкие серые тени, позирующие камерам слежения, но в основном переводя видоискатель с одного незадачливого кинематографиста на другого под речитатив про «ты не сможешь удержаться».
Несмотря на откровенное ёрничанье режиссёра о «социальном подтексте», «Дневники мертвецов» вовсе не про мертвецов и дневники, они всё больше о современных новостях (см. список персонажей, принявших в этом участие) и об интернете, где «70 тысяч просмотров за три минуты».

Западный человек пребывает в таком постоянном ужасе от новостных сводок, что давно уже в них подсознительно не верит. Случись сейчас очередное 9.11, никто даже не взрогнет, а тихо, сомнамбулически поползёт на ближайшее кладбище, завернувшись, согласно наказам, в белую простыню. При этом даже не создаст паники. Зато успеет закачать пару минут домашнего видео себе в блог или просмотреть аналогичное во френдленте.
В «Дневниках» пустые больницы и пустые просёлочные дороги — как символ того, к чему все подсознательно готовы. Были бы мертвецы, а уж лук на них всегда найдётся. Или марсиане, или террористы, или стрелки в очередной американской школе. За весь фильм никто из персонажей толком ничему не успел испугаться, зато все, кому надо, деловито занялись грабежом и мародёрством на дороге.

Персонажи же, напутствуемые монологами не желающего трезветь профессора, отправляются кто куда, заниматься своими делами, кто самострелом, кто видеосъёмкой. В этом смысле «Дневники» вовсе не отличаются традиционным нынче азартом — это такое вполне повествовательное рассудительное полотно о том, какие существуют способы ползти ну и далее по тексту. Собственно даже шуток у автора заготовлено всего две — в начале (см. эпиграф) и конце, причём последняя на русский язык едва ли переводима, поскольку снимать и стрелять (сиречь снять и пристрелить) это только в английском один и тот же глагол.
С другой стороны, автору нам ещё есть, что сказать, а потому и финал таков, и вторая часть намечена на следующий год. Неужели из современного бардака Ромеро нашёл для нас какой-то разумный выход? Вот и поглядим.
До встречи в кино.
С сайта Кинокадр Ру

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#