Описание фильма

"Гангстер"   

Название фильма: Гангстер
Гангстер
Страна-производитель: США
Английский: American Gangster
Жанр: драма / детектив
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Дэнзел Вашингтон, Расселл Кроу, Кьюба Гудинг-мл., Джош Бролин, RZA, Карла Гуджино, Джон Ортис, Джон Хоукс, Чиветел Иджиофор, Идрис Эльба, Тед Ливайн, Юл Васкес, Кэтлин Гарретт, Роджер Барт, Джек Фиц, Анджела Фрай, Роберт С. Керк, Джон Полито, Норман Ридус
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

1970-е годы. Наркобарон Фрэнк Лукас ввозит в Гарлем наркотики, пряча их в гробах американских солдат, погибших во Вьетнаме...

Режиссёр Ридли Скотт и продюсер Брайан Грейзер представляет основанный на реальных событиях гангстерский детектив о наркобароне, который переправлял героин в США в мешках с телами американских солдат, убитых во Вьетнаме, а также о двух детективах, которые расследовали это дело.

Self-made на 70 лет тюрьмы
Газета.ру

Гарлем, 70-е годы, вьетнамская война. Один из криминальных боссов умирает, а его чернокожий шофер Фрэнк Лукас (Дэнзел Вашингтон) начинает свой блестящий путь восхождения на вершину мафиозного олимпа. Он закупает чистый героин прямо во Вьетнаме и, минуя посредников, везет его в Штаты. Дело спорится, он женится на красавице пуэрториканке, покупает дом для мамочки, втягивает в бизнес всю свою семью и ходит на боксерские матчи в шубе за пару сотен тысяч долларов. Между тем, простой нью-йоркский полицейский Ричи Робертс (Рассел Кроу) честно сдает в полицию найденный случайно миллион долларов (после чего подвергается всеобщей обструкции), втихаря учится на адвоката, разводится с женой и спит с кем попало. В один прекрасный день он возглавляет специальный отдел по борьбе с наркотиками и берется вычислить главного наркобарона страны.
Конец «Гангстера» не является спойлером хотя бы потому, что фильм основан на реальных событиях (и, кстати, оба непосредственных участника – Робертс и Лукас – присутствовали на съемках в качестве консультантов).
Робертсу удается подловить и арестовать Лукаса, за свои злодеяния тот получает по полной программе – 70 лет тюрьмы, но взамен на показания против коррумпированной части полиции, покрывающей наркобизнес, срок Лукасу сокращают. И через 15 лет, в начале 90-х годов бывший гангстер выходит на свободу.
Фильм Ридли Скотта – масштабная гангстерская драма с оглядкой на Копполу и Скорцезе и массой цитат. И в духе классиков Скотт также романтизирует мафию. Как ни старается режиссер честно показать гибнущих от героина невинных людей и жестокость Лукаса, когда ему нужно расправиться с конкурентами, симпатия Скотта на стороне гангстера: Лукас изображен прекрасным семьянином, он обожает маму, ходит в церковь, скромен и обходителен – приятный, в общем, человек и настоящий джентльмен.
Но, кроме того, Лукас в фильме Скотта – по большому счету не преступник, он просто отличный бизнесмен, волей случая попавший в криминальную среду.
И в этом, судя по всему, есть доля истины: Дэнзел Вашингтон, познакомившись с Лукасом, сказал, что это человек, «который был бы успешен в любом деле». Сам фильм тому доказательство: Лукас получил за него солидные дивиденды (в свое время в Нью-Йорке действовал «закон сына Сэма» по имени известного американского маньяка, согласно которому преступник не может наживаться на рассказах о своих злодеяниях, но в 90-х годах закон был отменен), он уже строит планы на сиквелл, а также собирается запустить гангстерскую видеоигру и линию одежды.
Визуально «Гангстер» – апофеоз перфекционизма: Скотт выстраивает идеальную картинку, где каждый кадр – отельное произведение искусства, актеры безупречны, и золотой дискотечный шик 70-х годов сказочно переплетается с мрачными гарлемскими зарисовками.
«Гангстер» завораживает, от него впадаешь в медитативный транс, хотя он длится два с половиной часа и практически лишен экшена и напряжения.
Фильм Скотта – вовсе не «Схватка», в которой интрига строится на противостоянии пары полицейский–преступник – и здесь, по большому счету, неважно, кто кого. В сущности, это фильм не про гангстеров, а про Америку. И то, что наши прокатчики выкинули из названия национальную принадлежность гангстера – в оригинале фильм называется «Американский гангстер», – выглядит грубой ошибкой, потому что ключевым является именно первое, а не второе слово.
«Гангстер» – фильм про страну, в которой принципы демократии и конкуренции как основы экономики давно уже въелись в сознания населения настолько, что по ним живет не только мир законопослушный, но и мир криминальный.
Это страна равных возможностей, в которой тот самый классический self-made mad может с одинаковой вероятностью вырасти из менеджера Макдоналдса или шофера криминального авторитета. Да, Америка далека от идеала, в ней тоже процветает коррупция, но именно здесь обычный коп может взять героинового барона, а по его показаниям выгнать из полиции три четверти полицейских. Скотт поет не столько во славу Лукаса, но и во славу Америки, и Лукас для него – типичный американский герой, но сделавший себя с нуля по другую сторону закона.
Впрочем, для тех, кого не привлекает панегирик Америке, «Гангстер» приберег пафос помельче и попроще: никогда не зови в свой бизнес родственников. Это была главная ошибка Лукаса, после которой все пошло наперекосяк. Родственники, они, конечно, родные, но глазом не успеешь моргнуть, как они напортачат, а ты уже на скамье подсудимых и получаешь 70 лет тюрьмы.
Дарья Горячева

Плановое хозяйство
Русский Newsweek

Новая картина «Гангстер» классика больших кинозрелищ Ридли Скотта, в оригинале именующаяся «Американским гангстером», выходит у нас 13 декабря. Есть вероятность, что фильм не останется без «Оскаров». По крайней мере, признание киноманов он уже завоевал - как рейтинговое (сверхвысокие оценки на киносайтах), так и финансовое. Почти $120 млн, заработанные в одних лишь Штатах, для драмы длиной в два с половиной часа - достижение более чем. Голливудским академикам наверняка покажется важным и то, что фильм Скотта наводит на сравнения с такой - в том числе «оскаровской» - классикой, как «Крестный отец», «Схватка» и «Траффик». Притом что все три упомянутых фильма не слишком похожи по стилю и идеям, а сравнение со всеми тремя «Гангстер» выдерживает.
К концу 1960-х чернокожее население Америки наконец стало уравниваться в правах с некогда господствующим бледнолицым. Это привело к тому, что негры, тогда еще политкорректно не именовавшиеся афроамериканцами, начали завоевывать сферы, прежде им неподвластные. Одни из них стали наикрупнейшими крупье спорта - как Мохаммед Али. Другие заиграли серьезную политическую роль - как Мартин Лютер Кинг и Малколм Икс. (Впрочем, Али в итоге едва не посадили за отказ служить во Вьетнаме и лишили двух чемпионских титулов, а двух других и вовсе пристрелили.) Тогда-то итальянская мафия, издавна контролировавшая наркоторговлю в США, вдруг с негодованием и изумлением обнаружила, что золотую героиновую жилу бесповоротно оприходовал ниггер - ученик и помощник экс-крестного отца Гарлема, не просто унаследовавший дела патрона после его смерти, а сумевший преодолеть границы гетто и распространить влияние «семьи» на весь Нью-Йорк.
В то, что героиновые потоки Нью-Йорка контролирует не кто-нибудь, а негр, долго не могли поверить и полицейские. Он был хитер - он не светился. Подозревали кого угодно, только не его. Какое там подозревали? Его в упор не видели. И не увидели бы, если бы дура-жена не сделала ему презент на щедро отстегиваемые ей сотни тысяч - несуразно дорогую шубу с несуразно дорогой шапкой. И не заставила надеть его этот клоунский наряд, столь мало соответствующий его скромному деловому стилю, на бой века Али–Фрейзер. Тут-то неизвестного негра по имени - это выяснили быстро - Фрэнк Лукас, которого в фильме изображает Дензел Вашингтон, нагло торчащего в своей хамской шубе в самом лучшем и дорогостоящем ряду перед рингом, наконец-то приметили. И полицейские коррумпированные, которые составляли тогда половину нью-йоркского коп-населения, ужаснувшиеся тому, сколько же бабок они упустили, вовремя не установив крышу над столь наглым субъектом. И полицейские честные, каким место не в Нью-Йорке, а разве что в Нью-Джерси. В этом провинциальном, несмотря на смехотворную удаленность от Большого яблока, городе-сателлите и обосновалось тогда главное подразделение по борьбе с наркоторговлей, возглавляемое (как его именуют в фильме) Ричи Робертсом с лицом Рассела Кроу. Парень был идиот еще какой. Как-то нашел в багажнике автомобиля миллион зеленых. И честно сдал их государству, что сразу сделало его ненавистной белой вороной для всей полиции.
Серьезная криминальная драма всегда отчасти драма производственная. Еще всякая гангстерская драма непременно мелодрама, в которой главный нравственный герой терпит от куда более аморальных. Уже это ставит любой гангстерский фильм в странноватую идейную позицию. Живописуя проблемы преступников на производстве, заставляющие публику сопереживать, гангстерские фильмы так или иначе оправдывают своих вроде бы отрицательных персонажей. Особенно в глазах массовой публики, которая не отказалась бы стать гангстером, поскольку это и романтично, и денежно. Оправдывать наркобарона вроде бы нелепо. Это почти как оправдывать педофила. Но режиссер Ридли Скотт и актер Дензел Вашингтон явно оправдывают своего Фрэнка Лукаса. Самое интересное - делают они это не только потому, что преступником его сделали социальные обстоятельства (хотя и поэтому - этот резон уже не раз пародировался в кино и даже вызывал яростные полемические реакции: см. «Забавные игры» Михаэля Ханеке, ремейк которых он сейчас делает в Голливуде). И не только потому, что он любит маму, верен братьям-семье и искренне ходит в церковь. И даже не только потому, что в итоге он помог полиции разоблачить всех коррумпированных нью-йоркских псевдозаконников. Тут - парадоксы американского сознания (даром что Ридли Скотт - англичанин). Главный персонаж оправдан фильмом уже потому, что он хороший и честный производственник. Потому что позитивно считает Америку страной равных возможностей, а себя - тем, кто лучше других использовал свой шанс.
Знаете, чем негр Фрэнк Лукас одолел итальянскую героиновую мафию? Не тем, что наладил прямые поставки героина из Юго-Восточной Азии - кстати, в «грузе 200» - в гробах солдат, убитых во Вьетнаме. А тем, что предоставлял клиентам честный героин - не разбадяженный до химической неузнаваемости, а чуть ли не стопроцентный, причем по сниженной цене. Герой фильма приятен уже тем, что он нормальный представитель рыночной экономики. Его героин расфасован в пакетики с фирменным логотипом BlueMagic, который вскоре становится брэндом. Когда он выясняет, что один из субподрядчиков разбавляет продукт, то устраивает ему выволочку: сволочь, ты портишь брэнд, который уже значим, как брэнд кока-колы! Он зарабатывает сотни миллионов, но он не жлоб. Примитивных жлобов, нарушающих потребительские права клиентов-наркоманов, он ненавидит. В итоге, сидя в зрительском кресле, начинаешь безумно сочувствовать главному герою.
Периодически Ридли Скотт сам прифигевает от того, до какой степени оправдывает героинового наркобарона. Тогда он, как средневековый монах-фанатик, сходивший к проститутке и наказывающий себя за прелюбодеяние, начинает самобичеваться - вставляет кадры про страшные смерти героинщиков-наркоманов. А в самое начало фильма вклинивает убийство: главный персонаж уничтожает одного из своих соперников-врагов, причем наижесточайшим способом - сжигая. Вот каков наш неоднозначный персонаж - оправдывается Ридли Скотт.
Но основную свою идею он припрятать не в состоянии. Герой ему мил. Он ему гораздо милее, чем коррумпированные полицейские. Тут-то и главная идея фильма, сближающая его прежде всего не с «Крестным отцом» (хотя мы видим противоречивые подробности быта семьи) и не с «Траффиком» (хотя получаем детальную информацию о героиновом тракте), а именно со «Схваткой». Полицейский и мафиозо более родственны друг другу, чем мафиозо - своим мафиозо, а полицейский - своим коллегам-копам. Потому что у обоих есть представления о чести. Потому что предательство для них - самый смертный из грехов. Потому что - как ни странно (и это про наркобарона?) - они не желают людям зла. Просто так получилось, что они такие, какие есть. При ином социальном раскладе они бы не противоборствовали, а дружили семьями и вместе исправно голосовали на выборах за одну и ту же партию.
Юрий Гладильщиков

Бизнес, ничего личного
Независимая газета

В российский прокат вышла гангстерская история оскароносца Ридли Скотта «Гангстер». В главных ролях – Рассел Кроу и Дэнзел Вашингтон.
Назвать «Гангстера» эпосом было бы не совсем верно, хотя дыхание у картины определенно эпическое. 1968 год. В Гарлеме умирает крестный отец чернокожей мафии. Его телохранитель и близкий друг Фрэнк Лукас (Дэнзел Вашингтон) решает взять всю власть в свои руки. Пользуясь семейными связями в армии, он организует поставки чистейшего героина «Голубое волшебство» напрямую из Вьетнама, в гробах с телами погибших американских солдат. Коррупция охватывает все слои власти, а чистейший наркотик заполоняет улицы. Чтобы взять ситуацию под контроль, создается специальное управление по борьбе с наркотиками, которое поручено возглавить детективу Ричи Робертсу (Рассел Кроу).
Крепко сбитый сценарий обещает микс из всевозможных жанровых структур. Но в картине начисто отсутствует пресловутая гангстерская эстетика. Проще говоря – у гангстеров в фильме Скотта нет лоска, шика и крутизны. Фрэнк Лукас в исполнении Дэнзела Вашингтона – это совсем не Тони Монтана из «Лица со шрамом», не дикарь в гавайской рубашке. Он умный семейный мужик со стальной челюстью, нелюдимый и консервативный американский бизнесмен. И для Ридли Скотта предприимчивый Фрэнк не герой, а персонаж, симпатичный постольку, поскольку он похож на Дэнзела Вашингтона – не более, но и никак не менее.
«Гангстер» по своей сути заходит за границы своего жанра, отказываясь от структуры «истории с моралью», где утопающее в роскоши зло непременно должно быть наказано в финале по всей строгости высшей справедливости, а обязательная тема накопления капитала занимает довольно незначительную часть экранного времени. Фрэнк Лукас, конечно, решает свои бандитские проблемы, но предпочитает действовать методом деловых переговоров. «Восхождение» Фрэнка Лукаса будет быстрым и незаметным, а «низвержение» – не столь уж поучительным. Ридли Скотт намеренно лишает картину вызывающей гангстерской зрелищности. За два с половиной часа экранного времени на долю Фрэнка Лукаса вышла только одна бандитская разборка, а его сложные взаимоотношения с персонажами Кьюбы Гудинга и Армана Ассанте, видимо, полетели в монтажную корзину. Зато Ридли Скотт подолгу держит в кадре одного Вашингтона, на которого можно смотреть, наверное, бесконечно, гадая – о чем он думает. То ли о рождественских подарках многочисленной родне, то ли о партии наркотиков из Вьетнама. Такая актерская амбивалентность определенно заслуживает «Оскара».
Героическая харизма – это крест, который Рассел Кроу несет с уже привычным блеском. Его роль по сути – функция, разросшаяся до размеров основной партии. Его персонаж, честный полицейский Робертс, вовсе не антагонист гангстера Вашингтона. Он тоже делает свою работу, он тоже только профессионал. Последние пять минут расставят все на свои места или все смешают – как угодно. Робертс, охотящийся за Лукасом весь фильм, улыбнется гангстеру и поблагодарит за содействие расследованию, в результате которого было доказано участие в наркобизнесе половины полицейских города Нью-Йорк. Гангстер улыбнется в ответ. А титры сообщат: Ричи Робертс покинул пост руководителя отдела по борьбе с наркотиками ради адвокатской деятельности. Его первым клиентом стал Фрэнк Лукас. Основано на реальных событиях.
«Гангстер» в каком-то смысле – это пародия на гангстерские ленты Копполы, Скорсезе и Де Пальма. Фрэнк Лукас по сути обычный бизнесмен, живущий по правилам своего мира на обочине закона. Когда Тони Монтана в «Лице со шрамом» говорил, что он делает бизнес, – это звучало как шутка. Когда делает бизнес Фрэнк Лукас, он не просто приторговывает наркотиками тоннами – заботится о качестве героина и об имидже своей торговой марки. «Понимаешь, – говорит он герою Кьюбы Гудинга, оптовику, привыкшему бодяжить, – «Голубое волшебство» – это бренд. Как Coca-Cola.
Ридли Скотт не ищет оправданий Фрэнку Лукасу, не пытается сделать его исчадием ада. И хотя то, что вытворяет Лукас, ужасно, это остается за скобками картины. И, отказав гангстерскому фильму в морализаторстве, Ридли Скотт закрыл тему притягательности насилия и особой необратимости зла: торговля наркотиками – это просто такой бизнес. А наркотики – только товар. Как Coca-cola, только без колы.
Андрей Щиголев

Еще рецензия

В кои-то веки отечественные прокатчики, берущие на себя смелость менять оригинальное название фильма на что-нибудь совершенно иное, попали в самую точку. В оригинале криминальный эпос Ридли Скотт гордо именовался «Американским гангстером», и в этом названии были и мощь, и размах, и претензия на некоторое художественное обобщение. Наши же понизили фильм до просто «Гангстера» – чего-то проходного, очередного, совершенно непритязательного. И такая постановка вопроса фильму, по правде говоря, подходит гораздо больше.
В теории казалось, что эта реальная история и режиссер Ридли Скотт были попросту созданы друг для друга. Нью-Йорк, 70-е годы, бывший шофер умершего чернокожего гангстера постепенно становится ключевой фигурой наркоторговли страны, а патологически честный полицейский пытается его накрыть – прямо представляешь, как на такой фактуре Скотт даёт своего фирменного замедленного движения под аккомпанемент какой-нибудь поп-классики соответствующего периода. Скотт ровно это и делает – фильм движется уверенно и плавно, оператор Харрис Савидес, совсем недавно отснявший блестящий «Зодиак» примерно о том же временном периоде, насыщает каждый кадр невероятно богатым, тёплым цветом, и вообще весь «Гангстер» выглядит, как растянутое на два с половиной часа вступление к «Отступникам» Мартина Скорсезе. Ну, помните, эту открывающую сцену, где Джек Николсон ходил гоголем под звуки The Rolling Stones – вот ровно так Скотт и снимает всю эту историю.
И, казалось бы, всё отлично – фильм роскошно выглядит, лёгко идёт и при своей внушительной продолжительности совсем не наскучивает. Вашингтон и Кроу демонстрируют привычное мастерство, актёры второго плана живописны и надёжны, костюмчики филигранно подобраны, и все должны быть счастливы. Вот только по окончанию фильма хочется не столько аплодировать, сколько пожать плечами. За внешне безукоризненным фасадом «Гангстера» не скрывается ничего, никакой глубинной начинки, никакой другой истории, помимо фактической.
Если, скажем, Финчер в том же «Зодиаке», даже дотошно следуя полицейским протоколам, нашёл в реальной истории множество интереснейших тем (о человеческой одержимости, о завораживающей силе зла, даже при всей его банальности, о неповоротливости махины правосудия, и так далее), то у Скотта история остаётся равной самой себе. Не исключено, что дело в полной, почти стопроцентной знакомости абсолютно всех сюжетных элементов «Гангстера» – в нём нет, кажется, ни единого поворота, не обыгранного до него другими, более удачными криминальными эпосами.
Но даже те моменты, что у него есть, Скотт разыгрывает как-то буднично, спустя рукава – вот гангстер, вот коп, один купил маме дорогущий дом, другой разводится с женой и теряет сына, ну и что такого? Главное в том, что на всё, что предлагает «Гангстер», можно найти альтернативный, более удачный вариант. Хотите историю о захватывающем противоборстве упрямого блестящего копа и не менее упрямого и блестящего преступника – смотрите «Схватку» Майкла Манна. Хотите драму о болезненном одиночестве полицейского, пытающегося оставаться честным несмотря ни на что – это «Серпико» Сидни Люмета. Размашистая криминальная драма о 70-х – «Путь Карлито» Брайана Де Пальмы. Драма о том, как чётко выстроенная система может вдруг в одночасье рухнуть из-за одной-единственной промашки – «Собачий полдень» всё того же Люмета. Смешно, но во всех этих фильмах снимается Аль Пачино. Что остаётся при таком раскладе у собственно «Гангстера»? Роскошная картинка, нескучный темп, два неплохих актёра в хорошей форме – да и всё. Маловато для эпоса.
Вердикт Кочерыжкина – безукоризненная по форме, но пустая по содержанию криминальная эпопея.
Серж Кочерыжкин

 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#