"Солярис"
Название фильма: | Солярис |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Солярис | ||
Жанр: | мистика / триллер / фантастика / экранизация | ||
Режиссер: | Андрей Тарковский | ||
В ролях: | Донатас Банионис, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Наталья Бондарчук, Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий, Сос Саркисян, В. Кердимун, О. Кизилова, Т. Малых | ||
Год выпуска: | 1970 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|
||||||||||||||
Сюжет и комментарий
Главный смысл... фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень... Я хотел бы доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, проникновение в космос, изучение объективного мира и т.д., - А.Тарковский
Многие поколения ученых безуспешно пытаются разгадать тайну загадочной планеты Солярис. Покрытая океаном, планета представляющим собой гигантский живой мозг. Однако все попытки установить с ним контакт терпят крах. Ученый-психолог Крис Кельвин отправляется в экспедицию на далекий Солярис, чтобы решить вопрос о целесообразности дальнейшего исследования планеты. Здесь заканчивается фабульное сходство фантастической прозы Лема и киноленты Тарковского. Если Лем, не принявший концепции режиссера, восстает против антропоцентристских претензий человека, то Тарковский обнаруживает в научно-фантастическом сюжете нечто близкое собственному миропониманию. То, что обнаруживает Кельвин на космической станции, исследующей Океан, не укладывается ни в какие, даже самые фантастические представления. После настойчивых экспериментов Океан все-таки откликнулся. Он обнаружил в самых глубинах подсознания космонавтов их тайные переживания и воспоминания, и материализовал эти образы. «Посланцы» Океана, а на деле порождения психики самих космонавтов подводят одного из них — физиолога Гибаряна (артист С. Саркисян) к самоубийству.
"Солярис должен был стать моделью встречи человечества на его дороге к звездам с явлением неизвестным и непонятным".
Станислав Лем.
"Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и т.д".
Андрей Тарковский.
«Солярис» — третий полнометражный фильм А. Тарковского и первый, где встает образ Земли, человечества, семьи как образ единого Дома. В соответствии с замыслом картины изобразительный ряд выстраивается на противопоставлении живого земного и стерильно-космического, воплощенного в холодных интерьерах станции «Солярис». Земное — это и природа Земли, теплые древесные краски родного дома; тексты Сервантеса, картины Питера Брейгеля-старшего, музыка Баха. Создавая кинообраз Земли-Дома, Андрей Тарковский следует изобразительному принципу, который был заявлен в работе над «Ивановым детством» (1962): в кадре должно жить время, запечатленное в форме факта. Изображая становление природы, человека как живого времени, Тарковский создает и для зрителя совершенно неповторимые условия постижения самого себя в мире, в котором он живет, путем простого вглядывания в мир, наблюдения его стихийного движения.