Описание фильма

"Искупление"   

Название фильма: Искупление
Искупление
Страна-производитель: Великобритания - Франция
Английский: Atonement
Жанр: драма
Режиссер: Джо Райт
В ролях: Кира Найтли, Джеймс МакЭвой, Ромола Гараи, Сорша Ронан, Бренда Блетин, Ванесса Редгрэйв, Джуно Тэмпл, Альфи Аллен, Нонсо Аноци, Джина МакКи, Харриэт Уолтер, Мишель Данкан, Бенедикт Камбербэтч, Патрик Кеннеди, Дэниэл Мэйз
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

13-летняя Бриони обладает превосходным воображением и пишет пьесы. Она знает, что сын прислуги Робби влюблен в ее старшую сестру Сесилию, и та отвечает ему взаимностью. Но когда ее кузина Лола становится жертвой насильника, Бриони уверено показывает на Робби — ее воображение дорисовывает картину насилия. Робби отправляется в тюрьму, а Сесилия отказывается верить Брионии, рождая страшную вражду между сестрами.

Живые игрушки писателя
Газета

С 17 января на экранах российских кинотеатров появится эпическая картина британского режиссера Джо Райта "Искупление". Этот фильм, поставленный по роману букеровского лауреата Иэна Макьюэна, претендует на звание лучшего фильма 2007 года.
В киноленте Джо Райта вслед за книгой исследуется тема сложных взаимоотношений, складывающихся между автором литературного произведения и его персонажами. Последним не всегда доводится распоряжаться собственной судьбой: далеко не каждый писатель и поэт готов предоставить своим героям возможность действовать, как им заблагорассудится. И такие высокие отношения, как, например, у Пушкина с Татьяной (автор "Евгения Онегина", помнится, даже жаловался в письмах к другу: мол, учудила Татьяна - за генерала вышла), встречаются редко. Героям "Искупления", что и говорить, не повезло. Но не с реальным писателем Макьюэном, а с созданной им вымышленной сочинительницей по имени Брайони Тэллис. Именно она в этой истории самым возмутительным образом вмешивается в чужие жизни, желая отделить материальный мир от воображаемого.
На страницах романа читатели встречают Брайони трех возрастов, и в экранизации для воплощения образа потребовались три актрисы (в старости писательницу сыграла Ванесса Редгрейв). Впервые любительница перекраивать людские судьбы предстает 13-летней. В Англии стоит небывало теплое для этих мест лето 1935 года. Семейство Тэллис вальяжно пережидает жару в своей усадьбе, похожей не то на Незерфилд, не то на Пэмберли из предыдущего фильма Джо Райта "Гордость и предубеждение". Английские усадьбы молодому режиссеру удаются на славу: Райт умеет создать атмосферу эпохи всего лишь с помощью точно подобранного реквизита и тканей. До тонких материй, из которых пошиты костюмы героев ленты, так и хочется дотронуться. Особый трепет у поклонников ретро наверняка вызовет нежный шелк платьев Киры Найтли.
Найтли изображает Сесилию - старшую сестру Брайони, влюбленную в сына управляющего усадьбой, Робби (Джеймс Макэвой). Робби и Сесилия дружили с детства, вместе учились в Кембридже и наконец доросли до сильного взаимного влечения. Наблюдая исподтишка за этой прекрасной во всех отношениях парой, Брайони крайне превратно истолковывает то, что видит, не умея разобраться ни в своих мыслях и чувствах, ни тем более в чужих. Зато на полную катушку работает бурная фантазия начинающей писательницы. И в роковой момент 13-летняя девчонка легко, играючи обвинит невиновного Робби в преступлении, которого он не совершал. Но полиция и суд - не игрушки. Едва соединившаяся на глазах у зрителя влюбленная пара будет немедленно разлучена - сначала тюрьмой, а затем войной, поскольку на экране встык с эпизодами из 1935 года следует изображение Второй мировой.
У подросшей и вроде бы осознавшей свою ошибку Брайони уже не будет возможности исправить содеянное, отказаться от лжесвидетельства. Во всяком случае, не в жизни - разве что в написанном ею романе. Однако цена такого искупления вины весьма сомнительна: судьбы ее близких уже сломаны. Разумеется, для тех, кто смотрит или читает "Искупление", все происходящее является вымыслом Иэна Макьюэна. Но фигура подлинного писателя совершенно растворяется за придуманной им вероломной и жестокой Брайони. Сесилия и Робби воспринимаются как жертвы именно ее художеств. И если фильм соберет, как ему прочат, награды критиков и киноакадемиков, то прежде всего благодаря пронзительности этой сюжетной загогулины.
Что касается режиссера, то если начальная, усадебная часть повествования полностью ему покорилась, то последующая, военная и эпическая, далась явно с натугой. Впрочем, Джо Райт старался: огромная декорация отступления британской армии из Дюнкерка, где смешались в кучу кони, люди, танки, танкеры, кровь и песок, выстроена и отснята поистине c библейским размахом.
Картины военного Лондона, превращенного в гигантский прифронтовой госпиталь, тоже сделаны с расчетом поразить зрителя. Но хитрец Райт не боялся ни гиперреализма, ни сентиментальщины вроде уединенного коттеджа для влюбленных у моря, ни дешевых метафор в виде усталого солдата на поле алых маков. Ведь многое в фильме можно представить не как его, режиссерское, видение событий, а как иллюстрацию к претенциозному роману Брайони Тэллис. Так что в итоге сочинительница, как классическая унтер-офицерская вдова, сама себя публично высекла. Все, что оставалось создателям фильма, - это припечатать ее закадровым стуком клавиш механической печатной машинки. Их жесткое, неумолимое звучание стоит целого саундтрека.
Екатерина Чен

Три возраста искупления
Газета.ру

Молодой режиссер Джо Райт открыл стабильный секрет успеха – костюмные любовные драмы с Кирой Найтли отлично идут. Его предыдущий фильм, снятый по указанному рецепту, экранизация романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение», собрал хорошую кассу и был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус» в нескольких категориях. Фильм, правда, ничего не получил, но прогресс налицо: новая картина Райта «Искупление» уже взяла два «Золотых глобуса», в том числе – за лучший фильм, и имеет немало шансов на «Оскар».
Англия, 40-е годы прошлого века. Аристократическая семья, родовое поместье, зеленые луга, пороки буржуазного общества. От нечего делать, все занимаются не тем, чем следовало бы: 11-летняя Бриони (Саорс Ронан) пишет пьесы и чересчур много фантазирует, ее сестра Сесилия (Кира Найтли) влюбляется в сына домовладельца Робби (Джеймс МакЭвой), а кузина Лола кокетничает с не вызывающим доверия гостем. Бриони видит, что между Сесилией и Робби происходит что-то подозрительное и непонятное, и ей это не по душе.
Поэтому, когда вечером Бриони обнаруживает в лесу изнасилованную Лолу, она, долго не думая, говорит: «Это Робби, я его видела».
Робби арестовывают, но вместо тюрьмы отсылают на войну; Сесилия рвет отношения с семьей; Бриони, чуть повзрослев, и в исполнении другой актрисы, устраивается медсестрой в военный госпиталь, желая таким образом заслужить прощение. Многие годы спустя, когда Бриони стала известной писательницей и играет ее уже Ванесса Редгрейв, героиня пишет роман, в котором рассказывает всю правду и придумывает для истории Сесилии и Робби счастливый конец.
«Искупление» снято по роману современного английского классика Иэна Макьюэна, получившего «Букер» за роман «Амстердам». И несмотря на то, что Райт не отступает от книги практически ни на шаг, «Искупление» относится к тому типу экранизаций, когда первоисточник абсолютно не важен. Ведь главные герои фильма – живописные пейзажи, виды, как со старых открыток, и Кира Найтли – то в шикарном платье, а то и без (кстати, зеленое платье, в котором Найтли дефилировала в фильме, уже признано лучшим женским костюмом в истории кинематографа). То, что для романа лишь фактура или часть многослойного постмодернистского повествования – английская провинция, сценки из жизни высшего общества, роман героини Найтли – все это в фильме Райта вышло на первый план и обрело самоценность. Впрочем, и многое из того, что составляет фактуру романа, осталось на периферии: мимолетный светский разговор о Гитлере, раненые солдаты и расстрелянные школьницы теряются на фоне Найтли, курящей папироску, красиво пуская дым, и МакЭвоя, бредущего по маковому полю.
Фильм Райта превратил роман Макьюэна в не страдающую остротой и динамизмом стилизацию под среднестатистические и очень романтические представления о высшем свете Англии середины прошлого столетия и Второй Мировой. Если взять голый сюжет из романов писателей вроде Каннингема или Макьюэна, то получатся «Часы» или «Искупление» – фильмы красивые, но пустоватые и бессмысленные.
Что, впрочем, удалось Джо Райту на славу – так это в очередной раз показать бесов, сидящих в детях и прячущихся за милыми невинными личиками.
Бриони, сдающая Робби, изображена не человеком, она какое-то иное существо, не знающее морали и обладающее испорченным и очень злобным воображением. Не жертва случайного недопонимания и не фантазерка, но настоящая маленькая злодейка, которая сознательно разрушает счастье сестры, чтобы потом, когда вырастет и уже превратится в человека, всю жизнь искупать вину – даже не свою, а того непонятного создания, которым когда-то была. Дьявольщина почище «Омена».
Дарья Горячева

В моей Вообразилии
Время новостей

В 1936 году одна маленькая девочка по имени Бриони Тернер жила в родительском поместье, сочиняла пьесы для домашнего театра и безуспешно искала в окрестных лугах мост в свою собственную Терабитию. У Бриони есть сестра Сесилия (Кира Найтли), которая с вызовом (но не при родителях) курит и явно неровно дышит к Робби (Джеймс Макэвой), сыну давным-давно сбежавшего садовника, молодому человеку, который благодаря Тернерам получил недурное образование, но так и остался при доме. Есть еще множество родственников, их друзей и прочих действующих лиц, которых Бриони воспринимает исключительно как героев произведений, рождающихся в ее стриженой умной головке. Но фантазия не всегда бывает благотворной даже у маленьких девочек: в тот момент, когда приехавшую погостить кузину насилует некто, Бриони - в полном соответствии с выстроенной в голове картиной мира - указывает на Робби. Того забирают в тюрьму, а потом - и на войну. Его судьба, как и судьба Сесилии, складывается более чем плачевно. И только много лет спустя они обретают заслуженный покой, но не в реальной жизни, а в романе повзрослевшей Бриони, которая решает искупить вину единственно возможным образом - дать своим близким счастье на страницах книги.
«Искупление» - пожалуй что прекрасная адаптация не менее прекрасного романа Йена Макьюэна, выдающейся книги о том, как в XX веке вымысел оказался способен заменить реальность, а к вполне реальным людям стало возможно относиться как к литературным персонажам и таким образом найти успокоение, хотя бы и перед смертью. Режиссер Джо Райт некоторое время пробавлялся короткометражками и телевизионными работами, а потом широкоэкранно дебютировал экранизацией чуть более традиционной прозы - «Гордостью и предубеждением» по Джейн Остин (но все с той же Кирой Найтли в главной роли). И, судя по всему, это на самом деле очень хороший режиссер. Дело даже не в семи номинациях (из которых две оказались «обналичены») на «Золотой глобус» - просто «Искупление» являет собой пример того, как можно обойтись с выдающимся литературным произведением, переведя его в формат кинофильма.
В принципе Райту можно было ограничиться куда меньшим количеством чисто кинематографических приемов, имея в основе настолько мощный первоисточник, - все вроде бы и так уже имеется. Но он не устает продуцировать все новые и новые идеи. Чего стоит хотя бы виртуозная игра с флэшбеками, предваряемыми стуком клавиш пишущей машинки (а то, что напечатано старомодным способом, невозможно ни вырубить топором, ни стереть нажатием клавиш). Или совершенно виртуозная, на самом деле производящая сильнейшее впечатление почти что пятиминутная панорама дюнкеркского пляжа перед эвакуацией оттуда английских войск, снятая одним кадром, - почти что брейгелевская картинка не кажется вставным эпизодом и трюком, но нешуточно захватывает дух. Да и в том, что касается трех возрастов Бриони, дело обстоит изумительно не только с точки зрения идеально подобранной внешности трех исполнительниц этой роли - Сорша Ронан (Бриони маленькая, девочка со взглядом волчицы, откровенным, как взгляд клинка, но при этом затуманенным не в меру развитым воображением), Ромола Гараи (Бриони молодая, этакая смиренная сестра Эллурии, у которой кровь раненых солдат проявляется на лице даже тогда, когда они к ней не прикасались) и Ванесса Редгрейв (Бриони старая, умирающая, желающая как можно быстрее провалиться в блаженный вечный сон, где разница между реальностью и вымыслом будет уже совершенно незаметна) на самом деле играют одного и того же человека, который выдумал не только судьбу своих близких, но и себя саму. Там есть много чего еще хорошего, неожиданного и правильного.
Но при желании можно ничего и не заметить и воспринимать фильм просто как шикарную мелодраму с замахом на «Оскара». В этом качестве «Искупление», как ни странно, тоже вполне состоятельно.
Станислав Ф. Ростоцкий

В защиту вымысла
Утро.ру

Начинающая английская писательница, тринадцатилетняя Брайони (Серше Ронан) жалуется в фильме "Искупление": "В романе нужно только сказать "замок", и сразу становятся видны башни, рвы, деревня возле замка. А в пьесе есть люди – кто знает, чего от них ожидать?"
В романе нужно только описать Брайони, охваченную зудом творчества, не умеющую совладать с фантомами своего воображения, описать, как летним вечером в середине 1930-х она, охваченная детской ревностью, обвинила молодого сына управляющего, Робби (Джеймс Макэвой), в изнасиловании своей кузины, описать, как любили друг друга Робби и сестра Брайони Сесилия (Кира Найтли) и как их разлучила война, описать повзрослевшую Брайони (Ромола Гарай) и то, как она пытается искупить свою вину, – и получится одна из лучших книг конца прошлого века: "Искупление" Иэна Макюэна.
А в фильме есть люди, которыми управлять сложнее, чем словами в предложении. В фильме есть девочка Серше Ронан из Нью-Йорка, та, что смешно пародировала Бритни Спирс в слабой комедии "Я никогда не буду твоей женщиной". Есть Ромола Гарай, уже сыгравшая одну писательницу, живущую собственными фантазиями, в жестоком и ярком "Ангеле" Франсуа Озона. Есть Ванесса Редгрейв с ее политическими взглядами. И они все трое – одна героиня: девочка, медсестра, писательница Брайони Таллис. Есть Джеймс Макэвой, надежда британского кино, уже игравший сцену в библиотеке с другой влюбленной женщиной, будущей писательницей Джейн Остин. Есть Кира Найтли, которая играла героиню этой Джейн Остин, гордячку Элизабет в предыдущем фильме режиссера Джо Райта "Гордость и предубеждение". "Гордость и предубеждение" был фильм самоуверенный. "Искупление" – фильм уверенный.
В "Искуплении" имена актеров забываются почти сразу. Стук печатной машинки маленькой Брайони превращает их только в героев пьесы, в легкое пыльное ретро из черно-белых фильмов сороковых годов и выцветших сериалов BBC. Сложная пятиминутная панорама заполненного солдатами пляжа у разрушенного Дюнкерка (декорация в миллион фунтов стерлингов) сочетается в нем с продуманными деталями вроде струи пара из чайника в комнате за спинами повзрослевших героев, в сцене объяснения Брайони с Сесилией и Робби, а силуэт героя вырисовывается на фоне гигантских лиц красавицы с темным прошлым Мишель Морган и дезертира Жана Габена из "Набережной туманов" Марселя Карне. Фильм, выходящий на российские экраны, только что получил "Золотой глобус" как лучшая драма 2007 г. и еще один "Глобус" – за музыку Дарио Марианелли, в которой стук печатной машинки сплетается с патриотическими песнями, стук каблуков медсестер – со скрипичными легато. "Искупление" – фильм переплетений.
Сценарист Кристофер Хэмптон, адаптировавший "Опасные связи", "Тихого американца", "Тайного агента" и превративший Рембо и Верлена в героев "Полного затмения", перенес роман Макюэна на экран с использованием кинематографических приемов. Некоторые события первой части, которые в романе описаны с точки зрения Брайони, даются в фильме дважды подряд: с ее точки зрения и с точки зрения "объективной". Это утяжеляет первую половину фильма, зато финал оказывается прост и элегантен.
Трагедия Брайони – трагедия наблюдателя, не осознающего последствий своих выводов. Роман Иэна Макюэна неминуемо должен был быть перенесен на экран. Фильм, разумеется, больше мелодрама о разлученных влюбленных, чем рассуждение о человеческой фантазии и писательском труде, о праве на вымысел и об ответственности за вымысел, без которого книга осталась бы только вариацией на тему мемуаров Люсиллы Эндрюс, автора любовных романов и бывшей медсестры. Макюэна обвинили в плагиате в 2006 г., вскоре после смерти Эндрюс и накануне съемок фильма. На защиту права писателя на вымысел встали Джон Апдайк, Мартин Эмис, Маргарет Этвуд и даже легендарный затворник Томас Пинчон. Фильм Джо Райта – еще одно слово в защиту вымысла.
Наталья Рябчикова

Зачем же так долго?
Страна.Ru

В прокат выходит тяжеловесная, затянутая британская драма Джо Райта «Искупление», где Кира Найтли с неменяющимся выражением лица курит, страдает, любит и занимается сексом, а сестра с физиономией одержимой портит ей жизнь. Все это по невероятному стечению обстоятельств было признано лучшей драмой и заслужило «Золотой глобус», даже несколько. Если учесть, что в списке номинантов (как, впрочем, всегда) были фильмы лучше, то непонятно, чем Ассоциация иностранной прессы вообще думала.
Вот не зря я вынесла в заголовок вопрос: «Зачем же так долго?» Это основное, что мучает после просмотра. Нет, кисейным барышням романтического толка и мужчинам оного же, наверно, понравится.
Для остальных же: это короткометражка, растянутая на 2 часа с помощью пейзажей, которые режиссер Джо Райт, кажется, взял из своего же фильма «Гордость и предубеждение» и натюрмортов а-ля «так же красиво было в «Трое». Правда, периодически очень видно, что все это декорации. Появляются и исчезают какие-то персонажи, обещанная во второй части картины вторая мировая война превращается в глуповатую вакханалию, а все проблемы, поставленные во главу угла, из «щели».
Непонятно? Тогда о сюжете.
Середина 30-х годов 20 века. Аристократичная барышня Сесилия (Кира Найтли) влюблена в сына прислуги Робби (Джеймс МакЭвой), поэтому она купается перед ним в фонтане, стреляет глазками, а иногда вспоминает о семейной чести и указывает пареньку на его место. Робби, между тем, пишет ей страстные письма, главное из которых в достоверности переводится как: «Я хочу поцеловать твою п…!» Наши прокатчики от такой откровенности онемели и перевели попроще: «Хочу поцеловать твою щель». Надо ли добавлять, что в этот момент у зала началась истерика, а слово «щель» еще долго прокатывалось по рядам.
Но к сюжету. У Сесилии есть 13-летняя сестра Брайни (ее играют сразу три актрисы: в детстве Сорша Ронан, в молодости - Ромола Гараи и в старости - Ванесса Редгрейв). Брайни - девочка странная: не меняющие лицо крыски, которая все время что-то вынюхивает и постоянно выдумывает то, чего нет, не добавляет ей привлекательности. Кажется, что она одержима, по крайней мере, ничего хорошего от нее никто не ждет уже после первого появления на экране.
И точно - не ребенок, а вселенское зло, которое непонятно каким образом потом выросло во вменяемое существо. Брайни наделена излишне бурным воображением, пишет пьесы, и кажется, чуть-чуть влюблена в Робби. И вот, увидев двух влюбленных у фонтана, она домысливает себе невесть что, а вскрытое письмо для сестры про «щель» приводит ее в такой ужас, что Робби представляется ей маньяком-убийцей.
Продолжая вынюхивать, девица обнаруживает Робби и Сесилию, занимающихся любовью в библиотеке, и окончательно записывает паренька в маньяки (вот он вред отсутствия сексуального воспитания!). Нужно сказать, что Брайни, в связи с излишне пытливым умом, вообще везет: не успевает девочка оправиться от «щели» и увиденного в библиотеке, как нарывается на парочку в кустах (не Англия, а Содом с Гоморрой просто): несовершеннолетнюю кузину она узнает, а мужчину додумывает - Робби, конечно. Мы ж помним, что он маньяк. В общем, полиция, допросы и вот Робби уже арестован.
Часть вторая начинается словами "несколько лет спустя". Сесилия ушла из дома и работает старшей медсестрой, Робби - на фронте. Брайни замаливает детские грехи, пишет трогательные письма сестре и работает в госпитале. После комедийной части про «щель» и мелодраматической про арест, настало время драмы про войну. И здесь не может не обуять гордость за британскую армию, которая ждет кораблей, чтобы отступить, беспрестанно пьет, а представшая перед зрителем какофония, похожая по картинке на «Трою», призвана удивить нас ужасами войны. Хм. Ребят, вот когда смотришь фильм «Они сражались за Родину» — страшно, а от вашего пива и кучки солдат, качающихся на разбомбленных качелях — только тоска наступает по зря потраченному времени.
Впрочем, все верно: война — войной, а обед по расписанию, поэтому отвоевавший недели две Робби бульдожьей хваткой впивается в офицера и доказывает, что именно он первый должен погрузиться на корабль до Англии - у него же отпуск, его баба ждет!
Теперь - о несомненных достоинствах этой картины: ну, конечно, красиво - пейзажи душещипательные, правда, из-за того, что уже видел их в испорченной Джо Райтом «Гордости и предубеждении», в которой тоже была теперь кажущаяся еще более худой Кира Найтли, появляется эффект дежа-вю. Да и вопрос - что ж герои даже на поворот головы столько времени тратят - заторможенные что ли? - тоже мучает, как несварение желудка. Второе несомненное и безоговорочное достоинство - Ванесса Редгрейв, которая единственная смогла вытянуть картину из того болота, куда его затащил излишне романтичный Райт.
В остальном - вопрос "что ж так долго и однообразно?" остается. Как и: "Не хотела бы Кира Найтли все-таки нарастить хоть чуть-чуть мяса на кости?" Монстрообразной девочке - привет, ее хоть сейчас из этой картины можно в новую версию «Омена» тащить. И, несмотря на изначально интересную и даже поучительную фабулу (кстати, фильм по роману Иэна МакЮэна), Райт сумел-таки затянуть это так, что призрак мексиканского мыла неотступно витает над каждым кадром.
И все-таки как же история про пытливую девицу смогла обойти на «Глобусе» такие фильмы, как «Гангстер», «Нефть», «Майкл Клейтон» и «Старикам здесь не место»? Впереди «Оскар» - хотелось бы более вменяемых решений, поскольку иначе самые солидные кинопремии грозят перерасти в премии за розовый и часто бессмысленный мелодраматизм.
Наталья Дьячкова

В поисках утраченного
Итоги

"Искупление" Джо Райта уже имеет семь номинаций "Золотого глобуса" и считается одним из главных претендентов на "Оскара". Все ингредиенты налицо. В основе - одноименный роман живого классика британской литературы Иэна Макьюана. На экране - британские звезды разных поколений: Кира Найтли, Джеймс Макэвой, Ромола Гараи, Ванесса Редгрейв, Бренда Блетин. А британцы сейчас в очень большой моде в Америке. Известный критик Роджер Эберт даже написал, что американским актерам, которые говорят так, будто рот у них полон картофельного пюре, надо снова учиться родной речи у англичан. И он прав на сто процентов. Оператор Симас Макгарви делает какие-то удивительные вещи как из занавесок-ветерков, так и из туманных полей войны, заваленных трупами. Ну а история представляет собой типичный слепок с оскаровских лауреатов вроде "Английского пациента": это изысканно разыгранная психологическая мелодрама, встроенная в эпические декорации 30-х и 40-х годов прошлого века. К тому же фильм положен на музыку Дарио Марианелли как хороший балет.
Впрочем, первое, что мы слышим, - стук пишущей машинки. Это 13-летняя Брайони заканчивает печатать свою первую пьесу. О чем она, мы так и не узнаем, потому что рекрутированные для постановки родственники младшего и среднего возраста предпочтут простые забавы. Потерянный рай 1934 года помещен в усадьбу, где две сестры, каждая в меру своего возраста, пытаются разрушить сонное оцепенение лета. Младшая сочиняет, причем не столько пьесу, сколько саму жизнь, подглядывая за уже взрослым сыном управляющего. А старшая, строптивая, самоуверенная, но не умеющая владеть своими чувствами девушка, переживает первый - и, как окажется, последний - роман. Объект интереса обеих - юноша бледный со взором горящим, который уязвлен зависимым положением в доме и не позволяет себе надеяться на взаимность, пока старшая сестра попросту не отдается ему. Став случайным свидетелем этой сцены, младшая впервые узнает, что такое ревность. И тогда случается непоправимое, что невозможно искупить. В тот же вечер она увидит другую пару - это уже будет не взаимная любовь, а изнасилование. И Брайони даст показания против любовника своей сестры. Мальчишка несправедливо попадет в тюрьму, откуда отправится на фронт начавшейся Второй мировой и сгинет там. Сестры потеряют друг друга навеки. И только постепенно взрослеющая и стареющая Брайони будет упорно сочинять роман о прекрасной любви, в котором не будет ее страшной ошибки.
Джо Райт, которому немало плюх от критиков досталось за предыдущий фильм "Гордость и предубеждение", где он не оставил от хрестоматийной книги Джейн Остин камня на камне, на этот раз отнесся к тексту с большим почтением. И это, похоже, оказалось для него вдохновляющим фактором. Следуя структуре романа, он сумел создать свою собственную прихотливую конструкцию, в которой жестокая реальность и искупающая выдумка следуют друг за другом, путая следы и давая необоснованную надежду не только героям, но и зрителям. "Искупление", конечно, не шедевр, сколько бы "Оскаров" ему ни отвалили. Однако в кино сейчас так мало картин, которые представляют жизнь куда более сложным механизмом, чем игра-стрелялка, что хочется каждой из них поставить высший балл.
Ирина Любарская

Девочка созрела
Известия.RU
В четверг в российский прокат выходит картина англичанина Джо Райта "Искупление", которая не только стала событием 2007 года на Британских островах, но и получила в США "Золотой глобус" как лучшая драма. Отдельной награды от Ассоциации иностранной прессы Голливуда удостоилась музыка к фильму.
13-летняя Бриони (героиню в детстве играет Сорша Ронан, в юности — Ромола Гараи, в старости — Ванесса Редгрейв) пишет пьесы и, восполняя недостаток опыта избытком воображения, пытается разобраться в том, что происходит между ее старшей сестрой Сесилией (Кира Найтли) и выросшим в их доме юношей Робби (Джеймс МакЭвой). Тайком прочитанное письмо, две подсмотренные романтические сцены плюс подростковая ревность... Когда живущая в том же поместье кузина оказывается жертвой насильника, девочка не задумываясь указывает на Робби. Молодого человека ждут тюрьма и Вторая мировая война, Сесилию — разрыв с семьей и крах всех надежд, а Бриони — слава писательницы и муки совести на всю оставшуюся жизнь.
Секрет "Искупления" — в таланте героев, в первую очередь Бриони, выдавать желаемое за действительное. И Джо Райт строит фильм именно на этом: вот мы видим то, что предстало глазам любопытной девочки, а вот то, как все было на самом деле. На протяжении двух часов нас заставляют обманываться, понимать свою ошибку и снова обманываться: фантазии, мечты, галлюцинации героев приукрашивают местами скучную, местами печальную действительность, но рано или поздно реальность неизбежно вступает в свои права.
Джо Райт — не Дэвид Линч, а "Искупление" — не "Внутренняя империя", так что особых мозговых усилий для восприятия этого фильма не требуется. Два часа пролетают легко и незаметно. Кира Найтли, как всегда, прекрасно смотрится в ретро, Джеймс МакЭвой трогателен, Ванесса Редгрейв величественна. Довоенная Англия и разрушенный Дюнкерк воссозданы с британской дотошностью. А музыка создает тревожно-лирическое настроение.
И все-таки "Золотой глобус" — вторую по ценности кинонаграду мира — "Искуплению" вручили авансом. Ассоциация иностранной прессы Голливуда захотела поощрить талантливого 35-летнего режиссера, почему бы и нет? Для Ридли Скотта, чей "Гангстер" тоже претендовал в этом году на "Глобус", очередная статуэтка ничего не изменит, а его молодому коллеге на ближайшие несколько лет гарантирует контракт с какой-нибудь из крупных американских киностудий.
"Искупление" — умная, амбициозная мелодрама, но перевернуть душу или прочистить мозги она не способна. Может быть, из-за того, что очень старается быть поучительной. Всей своей жизнью Бриони доказывает, что искупление, может быть, душеспасительно для виновного, но бесполезно для жертвы. Писатели могут отмотать жизнь назад и дать героям второй шанс на счастье. Но, к сожалению, только в книгах...
Анна Федина

Жертвы злого вымысла
ИД "Коммерсантъ"

Хотя автор литературного источника мужчина, "Искупление" снято скорее как женский роман, но с искренней верой в то, что женские романы тоже бывают недурны, в этом 35-летний режиссер Джо Райт убедился на примере фильма "Гордость и предубеждение" Джейн Остин, экранизацией которого он недавно дебютировал в кинорежиссуре. В новом произведении Джо Райта снова снимается Кира Найтли, которой надоело играть девчонок-пираток и рекламировать духи - теперь она уже достаточно большая, чтобы хотеть "Оскар", и в "Искуплении" видно, что хочет она его куда больше, чем своего партнера Джеймса Макэвоя. Он играет простого, но образованного парня, накануне второй мировой влюбившегося в девушку из богатой английской семьи, где его мать работает экономкой.
Однако "Искупление" - книга и фильм о любви лишь постольку поскольку, а главным образом об ответственности художника и о взаимоотношениях искусства и жизни. Технически главная женская партия принадлежит здесь не Кире Найтли. Она скорее объект наблюдения, а субъект - младшая сестра героини, 13-летняя девочка, увлекающаяся печатанием на машинке пьес собственного сочинения (стук машинки, усиливающийся по мере нарастания эмоционального напряжения, становится прямо-таки музыкальным лейтмотивом фильма), развивает писательскую наблюдательность и при случае пристально подглядывает за старшей сестрой.
Разворачивающийся между героями Киры Найтли и Джеймса Макэвоя роман представлен с двух точек зрения: сначала глазами девочки, не понимающей, что, собственно, между взрослыми происходит, а потом та же сцена показывается изнутри, с точки зрения непосредственных участников. Так, сначала девочка не соображает, чего это сестрица вдруг скинула одежду и залезла в фонтан на глазах у экономкиного сына, а потом объясняется, что на самом деле героиня ныряла за осколком фамильной вазы. Воспользовавшись подвернувшимся случаем - попыткой изнасилования одной родственницы, младшая сестра лжесвидетельствует против возлюбленного старшей, его отправляют в тюрьму, а потом на войну. Писательница же всю оставшуюся жизнь терзается вопросом: если можно склеить разбитую вазу, то нельзя ли аналогичным образом продолжить оборвавшуюся на самом интересном месте любовную историю и заново переписать испорченную черновую версию жизни и где проходит грань между художественным вымыслом и обычным враньем?
По прошествии времени серьезная не по годам девочка чахоточного вида (Сирша Ронан) вырастает в навеки удрученную сознанием своей подлости девицу, похожую на гусыню (Ромола Гараи), а к концу гусыня непостижимым образом трансформируется в мудрую и исполненную чувства собственного достоинства Ванессу Редгрейв, вещающую в телевизионном интервью, что с сестрой и ее возлюбленным, конечно, неудобно получилось, но она доступными ей писательскими средствами и силой воображения свое детское стукачество как могла искупила. Умиляет при этом наивная уверенность режиссера, что зритель охотнее согласится с предлагаемой ему условностью - считать трех разных актрис одной и той же женщиной, если она пронесет сквозь годы один и тот же причесон, в данном случае белесые волосики, остриженные в скобочку, всю жизнь одинаково заколотые сбоку.
По словам режиссера Джо Райта, снимая "Искупление", он ориентировался на английские фильмы 1940-х годов, однако декоративность его картины, присутствующая даже в военных сценах и в изображении изувеченных раненых в госпитале, навевает и другие киноассоциации. Длинный, минут на пять план, когда камера разъезжает среди английских солдат, ожидающих на французском побережье отправки домой, напоминает по тщательно распланированной хореографии, с какой перемещаются актеры и массовка, батальные сцены Сергея Бондарчука, между тем как кадр, где герой Макэвоя в военной форме идет по маковому полю, вполне мог быть подсмотрен у Бондарчука Федора. А в конце, когда воды Темзы устремляются в метро разбомбленного Лондона, начинается вообще какой-то "Титаник", но все эти ассоциации, нисколько не уничижительные, а, наоборот, скорее похвальные с точки зрения оскаровского потенциала картины, лишь свидетельствуют о ее соответствии высоким стандартам Американской киноакадемии.
Лидия Маслова

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#