Описание фильма

"Банзай, режиссер!"   

Название фильма: Банзай, режиссер!
Банзай, режиссер!
Страна-производитель: Япония
Английский: Kantoku - Banzai! / Glory to the Filmmaker!
Жанр: комедия / драма
Режиссер: Такеши Китано
В ролях: Такеши Китано, Тору Эмори, Каёко Кисимото, Энн Судзуки, Кэйко Мацудзака, Ёсино Кимура, Кадзуко Ёсиюки, Юки Утида, Акира Такарада, Юмико Фудзита, Рен Осуги, Сусуму Тераджима, Тэцу Ватанабэ, Раккё Идэ, Моро Мороока, Шун Сугата, Тамоцу Исибаси, Масахиро Тёно
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

13-й том сочинений Такеши Китано. Эпический трэш-фарс. Третий комедийный фильм-хэппэнинг режиссера. Масштабная, беспредельная и разухабистая, насыщенная спецэффектами пародия на собственное режиссерское творчество и телекарьеру, на классику японского кинематографа, на приевшиеся азиатские имиджи-стереотипы в мировой культуре, на поддоставшие популярные сюжеты и киноформы. Виртуозная клюква. Суп и алкогольный коктейль в одном флаконе от пожилого и талантливого японского парализованного клоуна, жонглирующего семью чудесными жанрами одновременно. Китано упорно, входя в ту же воду (комедия) доказывет, что его чувство юмора универсально, а талант в его возрасте смешивается с самоироничным живительным шоу-маразмом естественным человечным способом.

Сюрикен для дедушки
Текст: Иван Куликов

"Банзай, режиссер!" — последний фильм Такеши Китано, в котором зритель получает по мозгам, а режиссер совершает харакири, превратившись в пластмассовую куклу.
Такеши Китано недавно приезжал в Москву, где ему вручили приз на ММКФ, и его визит можно смело подверстать к "Банзай, режиссеру!" в качестве одного из эпизодов фильма. Фестиваль в разгаре. В ампирно-сталинском "Художественном", куда, кажется, в любой момент могут заглянуть чекисты и тихо кого-нибудь арестовать, ждут Китано, который отсиживается в лимузине в пробке за углом. Пока же вместо великого японца рамка металоискателя битый час производит на свет отечественный кафкианский паноптикум в духе режиссера Мамина. Неспешно вплыла в фойе внушительная делегация немолодых дам в узорных кофточках и также неспешно выплыла обратно. Метался туда-сюда пугливый человек в парусиновых туфлях и с фотоаппаратом "ЛОМО". Уже непосредственно перед явлением Китано всех потряс веселый дед в хоккейной майке, салютовавший прессе знаком "виктори".
За дедом, слава богу, появился Он, и все тут же почувствовали себя участниками большой истории. Именно так формулируется генеральная идея фильма "Банзай, режиссер!": хорошо, что Китано есть. Одного этого более чем достаточно. Все прочее, в том числе истории, которые он снимает, роли, которые он играет, можно рассматривать как иллюзии, за которыми прячется этот великий человек с завораживающе парализованным лицом. Хоккейный дед, чувствуя что-то подобное, задал на конференции вопрос, не собирается ли мэтр продюсировать молодые российские таланты, осмыслить, так сказать, отечественный кинопроцесс одним фактом своего присутствия. "Нет", отрезал мэтр, но было ясно, что переводчик благоразумно сократил более внушительную реплику на японском языке. Запусти Китано сюрикеном в дедушку, все бы только аплодировали. Банзай!
Среди прочих "нет" Китано, от которых хотелось кричать "банзай!", был и ответ на дежурный русский вопрос-требование, не хочет ли он, взяв пример с Акиры Куросавы, экранизировать чего-нибудь из Толстого-Достоевского. Собственно, вся первая половина фильма посвящена разбору этого вопроса, сформулированного более общо: а не хочет ли режиссер Такеши Китано экранизировать чего-нибудь? Режиссер, конечно, хочет и тут же за 5-10 минут экранизирует, перебирая подряд все брэнды японского кинематографа. После каждой экранизации альтер-эго Китано в виде глупой пластиковой куклы в полный рост, которую он весь фильм таскает за собой как грех и как защиту от агрессии (оборачиваясь в манекена, когда его начинают бить кулаком в лицо), совершает харакири. Нет, не получается! Летит в мусорную корзину "чего-нибудь про якудза", "чего-нибудь про ниндзя" и "чего-нибудь про Одзу" — какая-то отчаянная пародия на классика, еще умевшего воспевать японцев, которые весь фильм сидят, скрестив ноги, перед маленькими столиками, и пьют зеленый чай. Туда же отправляется лав-стори со слепым художником, лав-стори с Альцгеймером и диковатый японский хоррор под названием "Театр Но". Озабоченные врачи делают кукле УЗИ и ядерно-магнитный резонанс, однако внутри у куклы все вроде правильно, а вместо диагноза приборы высвечивают имена японских киноклассиков. И какие, спрашивается, дураки вычеркнули этот фильм из официальной программы кинофестиваля в Каннах?!
"Банзай, режиссер!" — второй после "Такешиз" опыт авторской деконструкции Китано, которой он испытывает последние несколько лет терпение фестивальных отборщиков, ну и наше с вами — зрительское. Вообще-то под "деконструкцией Китано" следует иметь в виду не проблему якобы уставшего режиссера, который выносит свою неспособность сделать "хорошую картину" на всеобщее обозрение, а проблему зрителя, который вечно требует "чего-нибудь", а когда получает по мозгам (чему, собственно, и посвящена вторая половина фильма, которую просто нет смысла пересказывать в силу ее запредельного безумия) — не узнает "любимого Китано", "Кукол" в пластиковой кукле, и пишет рекламацию. Вообще, весь первый час "Банзая", пока Китано экранизирует ниндзя, одзу и якудзу, все время ловишь себя на мысли, что продли он эти недоделки в полный метр, вышло бы еще одно гангстерское, самурайское, ну или просто гуманистичное кино, и никто бы не пикнул. Поэтому не надо деконструировать режиссера, с которым, как раз-таки, все в порядке. А вот все ли в порядке со зрителем, готовым и дальше потреблять режиссерские "чего изволите", тем более с печатями фестивальной отборочной комиссии?
С сайта Филм Ру

Японский пациент
Итоги

"Банзай, режиссер!" - вторая после "Такешиз" часть "трилогии разрушения", которую Китано создает, то ли старательно имитируя, то ли на самом деле переживая истощение творческих ресурсов. Во время недавнего визита в Москву он давал мастер-класс, который предварил покаянной речью о том, что не снял ни одной хорошей картины и единственный стимул для него продолжать работать - это попытка исправить ошибки. Глядя на его непроницаемое лицо и помня, что по своей первой профессии он записной комик-беспредельщик, мастер публичных провокаций, очень трудно поверить в такое самобичевание. Тем более что некоторые фильмы Китано ("Сцены у моря", "Сонатина", "Фейерверк") настолько виртуозно сделаны, что он сам вряд ли мог этого не заметить. Но исповедальный жанр - не хуже прочих. В конце концов, умный, зрелый, скептичный и немало испытавший человек, который за последние годы хорошо проверил свою харизму на прочность, надув и глупую Америку ("Брат якудзы"), и утонченных искусствоведов ("Куклы"), и пытливую молодежь ("Затоичи"), все принимающую за чистую монету, просто обязан немного "заголиться" и пооткровенничать. Китано имеет право снять и свои "Сны", как Куросава, и свои "8 1/2", как Феллини. И даже свое "Зеркало", как Тарковский, - если поверить его обещанию, что заключительная часть трилогии будет серьезной и искренней.
А "Банзай, режиссер!" представляет собой разудалый трэш-перформанс на тему "Что делать Китано, если кино про крутых парней у него больше не получается". Для начала герой идет к доктору. Вернее, не он, а его пластиковая кукла-двойник. Ее сканируют, и врач, потыкав в клавиши компьютера, просит, чтобы в следующий раз пришел "он сам". "Сам" тем временем пытается справиться с проблемой без помощи медицины, но с помощью куклы, которая будет заменять его в самых патовых эпизодах. Проникновенно-ироничный голос за кадром поясняет происходящее. Вот Китано старательно выстраивает на экране внимательный к жизни простых людей мир фильмов классика Ясудзиро Одзу: отец семейства выходит на пенсию - долго пьет саке в баре, долго кивает на поклоны жены, поздравляющей его с этим событием. Закадровый скептик выносит приговор: "Кто сейчас будет смотреть кино, где полчаса пьют чай?" Далее идут такого же рода сценки из неснятых Китано фильмов про слепого художника, про любовь пожилого шофера, про подростка, наблюдающего, как драка родителей переходит в секс. Про школу карате, где подпиленные дощечки надо бить ровно посередине. Про ниндзю, скачущего, презрев законы земного притяжения. Про мастера боевых искусств, который одним махом укладывает толпу врагов. Про якудзу-придурка, окруженного свитой идиотов.
Все эти злые скетчи высмеивают жанровые штампы. Причем намеренно не смешно. Зритель должен смотреть их с таким же застывшим лицом, как у самого Китано (или у его куклы). Но это только первая часть. Дальше он выбирает самый невозможный для себя жанр - научную фантастику. И начинает воплощать его самыми негодными средствами, довольно точно передавая ощущение съехавшей крыши. В конце рентген покажет, что кинокамера в мозгу у режиссера сломалась. Если вспомнить, что Китано действительно перенес тяжелую черепно-мозговую травму, то за него становится страшно. А если это шутка, хоть и на грани фола, то мы скоро увидим, как в его творчестве начнется новый виток.
Ирина Любарская

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#