"К.Ш.Э. / Комсомол - шеф электрификации"
Название фильма: | К.Ш.Э. / Комсомол - шеф электрификации |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | К.Ш.Э. / Комсомол - шеф электрификации | ||
Жанр: | документальный | ||
Режиссер: | Эсфирь Шуб | ||
В ролях: | . | ||
Год выпуска: | 1932 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Первый звуковой документальный фильм, в котором в сцене митинга впервые использован эффект «прямого кино» - гимн электрификации, от создания электроэнергии до многочисленных примеров ее использования, гимн трудовому энтузиазму первых пятилеток. Фильм “должен был отразить борьбу комсомола за электрификацию народного хозяйства. Я снимала не только синхронные кадры, но и просто звуковые документальные шумы, звуки машин на заводах, шум строек, воды, толпы, эхо, пение птиц, звуки патефона, сливающиеся с шумом воды во время купания американских специалистов на берегу Днепра и многое другое. Когда фильм был готов, я эти звуки и синхронную запись смонтировала вместе с изобразительным материалом. Мы снимали наиболее крупные достижения в области электротехники, радио, первые опыты по телевидению, лабораторию высоковольтных передач профессора Чернышева и лабораторию академика Иоффе и пр. Всюду мы получали самую активную помощь от комсомольских комитетов, где происходили наши съемки”. - Э.Шуб.
С. Эйзенштейн после просмотра "КШЭ" послал композитору фильма Попову, с которым еще не был знаком, телеграмму: "Поздравляю великолепной звуко-зрительной творческой победой в фильме "КШЭ". Сергей Эйзенштейн".
После фильма "Сегодня" Эсфирь Шуб делает следующий решительный шаг - от монтажа документов, снятых другими, она сама переходит к съемке. Ее первый звуковой фильм "КШЭ" становится не только последовательным выражением ее творческих принципов, но в то же время и хорошей школой для нее как художника. В частности, она проводит смелый эксперимент, подлинно новаторское значение которого будет оценено лишь впоследствии. Через тридцать лет зарубежные теоретики начнут восхищаться открытиями "прямого" кино, синхронными репортажами Ликока и Дрю, Руша и Маркера, забывая о блистательном опыте Эсфири Шуб, осмелившейся с тяжелой, неповоротливой звуковой и осветительной аппаратурой произвести синхронную съемку заводского митинга. Это не казенная демонстрация, а страстный и самокритичный диспут комсомольской молодежи, борющейся за сроки изготовления турбин для Днепростроя; его участники — не позирующие перед киноаппаратом и, уж конечно, не "саморазоблачающиеся" при помощи психоаналитических киноинтервью заводские ребята; его творческий результат — коллективный портрет поколения 30-х годов, живое, не фальсифицированное и поэтому столь драгоценное свидетельство неповторимого энтузиазма первых пятилеток. Шуб сняла это событие не методом "скрытой" камеры (тогда не только не было этого термина, но и техники для его осуществления), и тем более велика ее чисто режиссерская заслуга — ведь она не инсценировала, не "восстановила" митинг, она сумела организовать его к жизни как реальный действенный факт, а затем и зафиксировала с предельной точностью и наблюдательностью документалиста.
Эсфирь Шуб была подлинным поэтом экрана. Лиризм ее фильмов, возникающий от глубоко личной влюбленности в советскую действительность, роднит ее с Маяковским. Задолго до Бертольта Брехта Шуб сформулировала некоторые особенности современной эстетики и не только теоретически осмыслила их, но, что самое важное, применила в своей практике.