Описание фильма

"Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа"   

Название фильма: Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа
Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа
Страна-производитель: США
Английский: Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull
Жанр: приключения / исторические
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Харрисон Форд, Кейт Бланшетт, Шайа ЛаБеф, Джон Херт
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Режиссёр Стивен Спилберг и продюсер Джордж Лукас представляют долгожданную реализацию планов по реанимации культового франчайза.

50-е годы. Не столько постаревший, сколько заматеревший культовый археолог сражается с Советами за очередной артефакт — на этот раз за Хрустальный Череп. Индиане приходится биться со смертельно опасной русской женщиной Ириной Спалко. В фильме появится и Марион Рэйвенвуд, подруга Индианы из первого фильма.

Индиана и расплавленные мозги
Газета.ру

Поиски древнего артефакта (хрустального, как ваза, черепа), обладающего мощью столь же невероятной, сколь и туманной, приводят отряд сотрудников КГБ, ряженых в американскую форму, на секретную военную базу в Неваде. Покрошив персонал, гости выволакивают из багажника подозрительного толстяка, знакомую поклонникам сериала фетровую шляпу, а за ней и собственно ее владельца Индиану Джонса (Харрисон Форд). Также вполне узнаваемого, хотя сильно выжатый вид профессора позволяет поначалу предположить, что мужчина протрясся в багажнике долгих 19 лет, минувших как с момента выхода предыдущего фильма, так и строго по сюжету (в «Последнем крестовом походе» Индиана велел кланяться в 1938-м, а новая лента перемещает нас в 1957-й).
Обозвав археолога «коммунистом» (как будто сами они – ультраправые техасские фермеры), русские отправляют его искать ящик с артефактом на гигантский захламленный склад.
Сделав, что велено, лихой профессор прыгает на оказавшуюся под рукой дрезину и с резвостью, завидной даже для пожилого человека, скоротавшего массу времени не в багажнике под ветошью, а в тренажерном зале под анаболиками, делает ноги. Однако американские товарищи по оружию встретят его неласково. Фэбээровцы, будто сговорившись с русскими коллегами (или чудесным образом посмотрев картину «К-19», где Форд сыграл капитана советской подлодки), упрекнут его в симпатиях к коммунистам, а глава университета, дико извиняясь: «Я отправляю тебя в бессрочный отпуск с сохранением полного оклада», –отлучит от кафедры.
После этого профессору, хоть и рявкнувшему в сердцах на манер сокращенного менеджера-истерика: «Да не нужна мне ваша зарплата!» – но внутренне, видимо, подуспокоенному, не останется ничего другого, как отправиться отбирать у русских череп обратно.
Помогут ему в этом извлеченная из первой серии невеста Мэрион (все-таки ненормально, что на кабинетном столе у исповедующего мачизм путешественника красуются только две фотки, да и то с мужиками, пусть один из них и Шон Коннери) и тинейджер по имени Пес, хамящий Джонсу так, как можно хамить только очень близким людям – и, как выяснится, не без оснований.
Немалую роль, как обычно в «Индиане Джонсе», играют в развитии сюжета животные, которых, мысля по Шарикову, можно поделить на полезных и нет.
К первым стоит отнести обезьян (посильно помогающих героям лететь через джунгли по лианам на манер Тарзана), бессмысленных, но дружелюбных сусликов и даже змей, которые, делегировав от себя огромного питона, в «Королевстве хрустального черепа» спасают прежде недолюбливавшему гадов Индиане жизнь. Подчеркнуто агрессивны лишь слямзенные из «Мумии» муравьи-людоеды, которым, впрочем, все равно, кем перекусить – профессором или Ириной Спалько, лучшим из всего нехудшего, что есть в четвертой серии.
Кейт Бланшетт в образе «сталинской любимицы», трижды лауреатки ордена Ленина, а также ударницы коммунистического труда фехтует, катясь по бездорожью на джипе, отбивается от дружащих с янки приматов и сыплет на вполне недурном русском.
Скептик может заметить, что наряд женщины, включающий саблю, кожаные перчатки по локоть и обтягивающий комбинезон с проштампованными на спине серпом и молотом, едва ли может считаться типичным не только для работы в тылу врага, но и для сколь угодно светского раута в Кремле, и будет прав. Однако осмысленность происходящего – последнее, за чем следует обращаться в исправно работающий аттракцион имени Стивена Спилберга, где Индиана Джонс уже в первые 15 минут умудряется выжить, в упор полюбовавшись на ядерный взрыв. Это как попрекать нелогичностью сказку «Курочка Ряба», где тоже ведь непонятно, как мышка умудрилась раскокать золотое яичко, и отчего так убивались пытавшиеся сделать то же самое глупые дед с бабой. Спилберг и Лукас тоже не расценивают свою продукцию как бином Ньютона, и дают отлуп всем любителям поумничать. У неприятного персонажа, который, как в советском киножурнале, «хотел все знать», в финале в самом что ни на есть буквальном смысле плавятся мозги.
Сергей Синяков

Индиана Джонс и все-все-все
Мастера своего дела, Лукас и Спилберг, тщательно подготовили возвращение своего героя. После неполных двадцати лет отсутствия Индиана Джонс, все такой же прыткий и уверенный в себе, вновь появляется на экранах. И кроме фирменных знаков отличия вроде хлыста и шляпы, а также подруги боевой зрелости Мэрион (Карен Ален) он тащит за собой невообразимую по количеству и разнообразию кучу голливудских цитат и штампов. Была воскрешена даже подзабытая идея «красной угрозы». Противником профессора археологии на этот раз сделали харизматичную полковницу только что образованного КГБ. Ирина Спалько - герой Социалистического труда и кавалер Ордена Ленина. Когда Кейт Бланшетт озвучивает этот текст, на ее лице не дрожит ни один мускул. Ничего не дрожит и у сценариста, приклеившего на Спалько ярлык «любимица Сталина». Дело, между тем, происходит в 1957 году.
Противостояние налицо с первых кадров. По негостеприимной Невадщине движется вереница военных грузовиков. Возглавляющую их легковушку обгоняет симпатичный автомобильчик с гражданскими – два парня и две девушки. После краткого соревнования – чья машина быстрее – веселая четверка укатывает прочь, а военные сворачивают на секретную базу. Тут-то и выясняется, что хоть они и военные, но никакие не американские, а очень даже советские. И им точно с американцами не по пути. А в багажнике они вообще везут похищенного Индиану Джонса. Схлопотав по лицу, ближе познакомившись с Ириной и поняв, что добра от нее ждать не приходиться, профессор Джонс красиво и профессионально сбегает, чтобы оказаться на ядерном полигоне и наблюдать внушительный гриб взрыва в непосредственной от него близости.
Как известно, Харрисон Форд, несмотря на свои шестьдесят с лишним, находится в отличной форме и почти все трюки исполняет сам. Поэтому радиация его не берет, и даже ФБР хоть и подозревает в левых взглядах, но отпускает. А восходящая голливудская звезда Шиа ЛаБеф («Трансформеры»), по сценарию – бойкий байкер Пес Уильямс – так и вовсе предлагает поучаствовать в одном интересном деле с хрустальными черепами.
И вот тут, кажется, произошли какие-то глобальные изменения в составе съемочной группы. Остроумная стилизация под 50-е, переклички со «старым» Индианой Джонсом и даже простенькие, но вовсе не скучные диалоги, – все это вдруг куда-то подевалось. И уступило место обычному набору ингредиентов все еще высокобюджетного, но самого обычного боевика. Мало того: рыть какие-то новые сюжетные ходы создатели посчитали для себя лишним, а потому довольствовались уже имеющимися, благо выбор велик. И зритель получил череп, похожий на морду «Чужого», бодрую семейку потомственных ученых-практиков из «Сокровищ нации», рушащиеся подземелья «Мумии» и финальные кадры четко из «Миссии на Марс». Осталось только воткнуть маленький бумажный зонтик и продать под видом коктейля. И название подходящее – конечно же, «Хрустальный череп».
// Маша Вильямс, afisha.mail.ru

Череп и гости
Время новостей

На дворе 1957 год, разгар «холодной войны». Декан колледжа Маршалла вынужден по непонятным причинам уволить доктора Джонса (Харрисон Форд) с кафедры, и он, растерянный и недоумевающий, волей-неволей вынужден попасть в ласковые сети молодого волчонка по фамилии Уильямс и по прозвищу Пес (Шиа Ла Бьеф), неотличимого от «дикаря», сыгранного Марлоном Брандо. Теперь Форду... пардон, Индиане Джонсу придется ввязаться в историю, связанную с Хрустальным Черепом - артефакту, который способен притягивать к себе металлические предметы, а по убеждениям советских разведчиков (во главе с неотразимой во всех смыслах агентшей Ириной Спалько (Кейт Бланшетт), может дать власть над миром. И начинается - под незабываемую музыкальную тему Джона Уильямса («та-та-та-та, та-та-та, та-та-да-да-та-та-та-та-там») - величайшее приключение на земле.
Если проследить развитие исканий Индианы, то можно прийти к удивительным выводам. Во второй (но по хронологии на самом деле первой) части саги, «Храме Судьбы» (1984), доктор Джонс исследовал языческие материи, искал - и нашел! - магические камни индуизма (можно забыть в этом фильме все что угодно, даже пожирание обезьяньих мозгов, но вопль «Ты предал Шиву!» не исчезнет из памяти никогда); в первой (но на самом деле - второй) части, «Искателях потерянного ковчега» (1981), речь шла о ветхозаветных святынях; наконец, в «Последнем крестовом походе» (1989) руки дошли до артефактов Завета Нового. Так что ничего удивительного (особенно в плане последних утверждений Ватикана, признавшего существование инопланетных цивилизаций), что в новой серии на первый план выходят основополагающие установки «нью-эйджа», основополагающего учения грядущей Эры Водолея. Мы не одиноки во Вселенной, сверху на нас смотрят Старшие Братья, в общем, «близкие контакты третьего рода» представлены во всем своем сомнительном великолепии. Поневоле вспомнишь хрестоматийные строки Андрея Андреевича Вознесенского: «Обращаюсь к читательским черепам - неужели наш разум себя исчерпал?» К сожалению, ничего более изысканного, чем история про инопланетян, в сценарии четвертого «Индианы» не предусмотрено, ну и ладно. В конце концов никто не ожидал от этого фильма эзотерических откровений. Зато в том, что касается пресловутого action, все обстоит в полнейшем порядке. Причем сцены действия не выглядят (в отличие от большинства фильмов, рискующих называть себя «боевиками») вставными номерами, призванными восполнить зрительскую скуку на полтора часа вперед - нет, они вполне органичны в общей стилистике. Как ни странно, сознательно старомодная стилистика «Хрустального Черепа» не кажется постмодернистским приемом - только так этот фильм и можно было снять. Новый «Индиана Джонс» - фильм оправдавшихся ожиданий, и это самое удивительное, что можно о нем сказать. В сущности, это картина, на которой ни один из зрителей, пришедший на сеанс, не собирается ощутить ничего, кроме того, что он уже переживал - на приватном ли домашнем просмотре, в видеосалоне или вряд ли где еще (новый «Индиана Джонс» - первый из фильмов сериала, который доступен нашим зрителям на широком экране).
Отсутствие новомодных спецэффектов сделало свое дело - фильм воспринимается как вряд ли более изысканные, но при этом дорогие пельмени «самолепные», гарантия качества и высокий сладостный стиль. Само собой, Спилберг прекрасно знает, как могут выглядеть советские военные в означенный временной период, само собой, ничего подобного представить себе невозможно, но действие картины происходит не в настоящем мире, а во вселенной Индианы Джонса, и поэтому позволено все. Как говорили (вернее, писали в титрах фильма «Черная роза - эмблема печали...») - «высокий класс!» Возможно, это неумно, примитивно, расчетливо, как и все, что делает Спилберг.
И при этом это невероятно, временами - чудовищно, но при этом совершенно необъяснимо, «самолепно» приятно. К сожалению, есть ощущение, что «Хрустальный Череп» забудется куда раньше, чем того требует его культовый статус, но те два часа, которые зритель вдыхает-выдыхает в унисон с профессором археологии, который, кажется, совершенно не постарел, того стоят. А что там за череп - рассудит история.
P.S. На премьере фильма всех присутствующих кормили гречневой кашей и раздавали вполне аутентичные шляпы - точно такие же, как носил на экране доктор Джонс. Автор этих строк шел с показа домой и видел перед собой пугающе точную тень в той самой шляпе. И можно смеяться, но в этой тени он увидел тень пятой, возможно, последней, но такой желанной серии. Та-та-та-та! Та-та-та!
Станислав Ф. Ростоцкий

Индиана Джонс и Последнее правильное кино
Текст: Семен Кваша

Идеальное приключенческое кино о воспитании подрастающего поколения с помощью кнута и револьвера.
Индиана появляется, когда его вынимают, связанного, из багажника. Сначала нам показывают шляпу, упавшую на траву, потом тень на капоте эдакого округлого "форда" 50-х, а потом уже и самого археолога — старого, седого, страшного, с характерной кривой ухмылкой на лице, и кто в этот момент не аплодирует — у того нет сердца и нет прошлого.
Дальше начинается обычная для этого сериала восхитительная чепуха. Чуть ли не полк русских приезжает на военный полигон в Неваду на склад всех паранормальных секретов США — там же, в полусгнившем ящике, с прошлого раза валяется Ковчег завета. Инди бежит от них в архетипический городок с манекенами в штате Невада — мишень для ядерных испытаний, где, разумеется, прямо над ним взрывают ядерную бомбу, от которой археолог прячется в холодильнике, обитом свинцом. Помните такой анекдот? "Сижу я в холодильнике" — Лукас со Спилбергом явно помнят.
Ну и так далее: агенты ФБР, тропические леса, змеи, отвратительные насекомые, зыбучие пески, пирамиды в джунглях Амазонки, гонки на харлее, джипах и лодках на колесиках, древоуборочный комбайн как в "Сибирском цирюльнике", кагебешная школа фехтования на шпагах, летающая тарелочка и свадьба перед титрами. Более подробно пересказывать содержание не стоит — во-первых, оно довольно абсурдно, во-вторых, нельзя же оставить публику совсем без сюрпризов. Не стоит также пускаться в унылое перечисление анахронизмов, ошибок и нелепостей этого фильма — тут уж жанр такой, в настоящем приключенческом кино герой обязан бежать под градом пуль и остаться невредимым, а что у него, допустим, мотоцикл с дисковым тормозом, а таких в 1957 году еще не было — так это, право, крохоборство.
Тут все дело вот в чем. Индиана Джонс отлично дерется, Харрисон Форд, бывший плотник, с слегка обвисшим лицом, но в шляпе, с кнутом и револьвером, прыгает и скачет, как будто ему и не... впрочем, не будем о возрасте. Хотя почему бы и нет, возраст тут как раз самое главное. Практически с первых кадров — по крайней мере, с того момента, как Инди достанут из багажника, и до самого конца это как настоящие американские горки, в которых ты сидишь привязанный и можешь только визжать от восторга. Тебе десять лет, и "Индиана Джонс" только что снова вышел на экраны.
Остается только задать вопрос — сколько в этом чувстве ностальгии по тому Индиане, сколько любви к модному примитив-трэшу, а сколько настоящего восхищения. Грубо говоря, что скажет об Индиане человек, который не видел ни одного из предыдущих фильмов?
Он должен быть счастлив. Безо всякой ностальгии по Индиане, и без особой любви к пятидесятым годам, маккартизму и ядерным испытаниям. Просто дело в том, что это кино сделано с громадной любовью к процессу и абсолютно серьезно. Как ни странно находятся еще люди, которые считают, что снимать приключенческие фильмы надо про людей, а не людей-пауков. Что нужно лепить настоящие инкские храмы из настоящего папье-маше. Что каскадеры должны прыгать на стальных тросах, изображающих кожаные кнуты, а еще лучше, если актеры будут выполнять трюки сами. Что все должно взрываться, летать по воздуху и падать в пропасть. Что подтекстов и прочих скрытых смыслов в фильме должно быть как можно меньше. Что Кейт Бланшетт — сука КаГеБе, почти Ильза — должна быть абсолютно асексуальной, потому что она променяла женское начало в себе на страсть к власти и знаниям. Что молодежи можно вешать любую лапшу на уши — до тех пор, пока ты в ней не заинтересован по-настоящему, в этом случае щенка надо заставить кончить школу и сделать все как положено. Что кино должно быть правильным — и "Индиана Джонс и королевство хрустального черепа" именно такое. А все остальное интересовать не должно.

ЕЩЕ:

Скажем прямо – могло быть и хуже. Творческая связка «Спилберг-Лукас», придумавшая когда-то Индиану Джонса и ответственная за все его приключения, может, и не потеряла хватки в коммерческом отношении, но вот с творчеством у них в последнее время как-то не густо. Одного мотает от мрачных кровавых драм на надрыве («Мюнхен») к неубедительным апокалипсисам со спецэффектами («Война миров»); о том, чего наворотил второй с другим любимым многими фантастическим сериалом, лучше тактично умолчать. Да и Харрисон Форд, чай, давно не мальчик. В общем, страшновато было за судьбу профессора в шляпе и с хлыстом, что тут говорить. Но выкрутились они, надо признать, достойно. Не блистательно, нет. Но достойно.
Нет, свежий «Индиана» ни в коем разе не идеален. В нём полно глупостей, дуростей и привычно плохих идей, вечно тянущих ко дну работы и Спилберга, и Лукаса. Наговорив в промо-интервью с три короба о том, как всё снималось по старинке, без лишних компьютерных эффектов, они, тем не менее, не удержались и полфильма по привычке нарисовали в компьютере. Спилберг и здесь демонстрирует свою несдержанность в том, что касается сцен действия – центральная погоня в джунглях, как и сцены атак тираннозавров в первом и втором «Парках Юрского периода», длиннее примерно вдвое, чем нужно. Лукас же в основной сюжетной линии про хрустальный череп и его хозяев насочинял такой первостатейной ерунды, что только успевай присвистывать. (Справедливости ради – священный ковчег, от которого у нацистов таяли физиономии в «Поисках потерянного ковчега» и дети-рабы в подземных каменоломнях секты идолопоклонников в «Храме судьбы» тоже были не бог весть какими умными идеями).
Периодически «Королевство» превращается в натуральных «Пиратов Карибского моря» – все эти джунгли, водопады, древние духи и всё такое прочее. Да и продолжительный сеанс фехтования на «УАЗиках» подозрительно напоминает сеанс фехтования на оторвавшемся мельничном колесе из вторых «Пиратов». Лепить из вездесущего (см. «Трансформеры», «Паранойя», «Константин») спилберговского протеже ЛаБёфа молодого Брандо из «Дикаря», как это делается в сцене его появления, тоже некоторый перебор – ЛаБёф парень симпатичный, но не настолько. Главное, впрочем, чтобы про него в финале было всерьёз – ну, о том, что шляпу Индианы ему ещё рано отдавать, не дорос ещё. А то со Спилберга с Лукасом станется – придумают нам новый сериал с молодым героем вместо старого, и готово дело.
Но – пора уже перейти к главному – самое удивительное, что при всех этих многочисленных и зачастую весьма серьёзных просчётах, новый «Индиана Джонс» смотрится на удивление легко. В первую очередь благодаря тому, что в нём есть то самое качество, что когда-то делало Спилберговские фильмы неотразимыми, а последний раз проявлялось у него на полную в «Поймай меня, если сможешь». (И которого у Лукаса, судя по недавно пересмотренным первым – ну, то есть, четвертым «Звёздным войнам», не было вообще никогда). Такая специальная легкость походки, неподдельная молодецкая удаль, благодаря которой даже самый идиотский сюжет кажется вдохновенным хулиганством. И то, что в четвёртом «Индиане», со всем его культурным и коммерческим багажом, вместо железной продюсерской хватки в первую очередь просматривается именно это, очень здорово. А дальше к этому центральному посылу начинает по мелочи подшиваться и всё остальное – атомная бомба и холодильник, змея в зыбучих песках, феерическая Кейт Бланшетт в роли трижды Героя Социалистического Труда Ирины Спалько, блестящий Джон Хёрт в роли свихнувшегося профессора, перепалка в грузовике, фирменная ухмылка Харрисона Форда. То есть, Спилберг здесь работает примерно так же, как и его любимый герой – проходится по краю, опасно балансируя на самом краешке пропасти, но в конце всё же выпрыгивает на твёрдую почву, победоносно ухмыляясь. И вроде бы «Браво!» кричать незачем, потому что в подобном исходе никто особенно не сомневался – но сказать, что в процессе трюка сердце не замирало ни разу, было бы лукавством.
Вердикт Кочерыжкина – довольно убедительное продолжение классического развлекательного сериала – не то чтобы готовая классика, но всё же весело и приятно.
Серж Кочерыжкин

Рождение Индианы
Текст: Максим Эйдис
Спилберг и Лукас, по их признаниям, слепили Индиану Джонса из небритости Богарта, золота инков из детского комикса, битвы яхтсмена с женщиной-вамп Лио Ша и лихого Зорро.
На Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга часто сваливают вину за смерть старого американское кино: ведь именно после успеха "Звездных войн" и саги об Индиане Джонсе голливудские продюсеры осознали, какие невиданные сборы могут принести подростковые блокбастеры. Хотя последствия этого откровения мы и правда расхлебываем до сих пор, но вряд ли Спилберг и Лукас догадывались о той подрывной роли, которую суждено было сыграть их совместному творению. Во всяком случае, оба гиганта современной киноиндустрии в один голос заверяют, что создавая "Индиану" лишь пытались возродить умирающий жанр приключенческого кино, отдав дань уважения кумирам своего детства.
Легко заметить, что Индиана Джонс, как и подобает настоящему подростковому идолу, совмещает в себе две противоположности: с одной стороны, он застенчивый профессор в очках, преподающий студенткам колледжа археологию, с другой — лихой авантюрист, красавец-мужчина с повадками мачо. Такие двуликие персонажи часто встречаются в классических комиксах — достаточно вспомнить укушенного экзотическим насекомым унылого тинэйджера Питера Паркера, конторского служащего Кларка "Супермена" Кента или респектабельного миллионера Брюса Уэйна, по ночам напяливающего на себя костюм летучей мыши. Хотя большинство супергероев вряд ли можно причислить к интеллектуалам, но бывают и исключения — например, Кларк "Док" Сэвэйдж, герой одноименного комикса, первый выпуск которого состоялся еще в 1933 году.
Команде специалистов, собранных отцом Кларка, было дано задание подготовить ребенка для борьбы с мировым Злом — и многогранно развитый мальчик вырос не только искателем приключений и мастером боевых искусств, но и гениальным изобретателем, врачом, ученым и музыкантом. Само собой, для того, чтобы оплачивать путешествия в разные концы земного шара и содержать тайный завод по производству новых самолетов, автомобилей и кораблей, "бронзовому человеку" нужны были деньги — и Дока всегда выручало золото, подаренное ему индейцами майя в самом начале его карьеры. Неслучайно приключения Инди тоже начинаются в Латинской Америке — ведь Джордж Лукас неоднократно упоминал Дока Сэвэйджа как одного из предшественников своего героя.
Впрочем, золото индейцев всегда было привлекательной целью для вымышленных искателей приключений. Среди тех, кто еще в эпоху немого кино начал ставить фильмы о белом человеке, отправившемся на поиски сокровищ в Южную Америку, был и Фриц Ланг. В 1919 году будущий автор "М" и "Метрополиса" поставил первую часть задуманной им квадрилогии о похождениях американца Кэя Хуга и его борьбе против криминального синдиката "Пауки", возглавляемого женщиной-вамп по имени "Лио Ша" (ну или "Лё-Ша" — кто знает, фильм немой).
Джордж Лукас часто говорит о том, что визуальный образ Инди окончательно сложился в тот момент, когда продюсер увидел в одном из кинотеатров старую рекламку сериала "Зорро снова в седле". На открытке был изображен Зорро, который запрыгивает в кабину грузовика из седла лошади — эту сцену потом в точности воспроизвел Стивен Спилберг в первой серии "Индианы Джонса".
Появившись на экранах еще во времена немого кино ("Знак Зорро" с Дугласом Фэрбенксом был поставлен в 1920 году), героический мститель в маске к концу 30-х деградировал в персонажа низкобюджетных сериалов — разумеется, не телевизионных, а киношных. В золотую эпоху Голливуда просмотр фильмов в кинотеатре занимал чуть ли не полдня — кроме двух полнометражных лент, новостей и мультиков, киносеанс включал в себя эпизод из порезанного на небольшие кусочки полнометражного фильма. Среди персонажей киносериалов были хорошо известные нам Бэтмен, Дик Трейси и Флэш Гордон, а главным героем двенадцатисерийного "Зорро снова в седле", выпущенного в 1937 компанией Republic, стал Джеймс Вега — дальний родственник Дона Диего де ла Веги, известного под кличкой "Зорро".
Молодой американец, живущий в 30-е годы ХХ века, приезжает в Мексику по просьбе своего дяди — Дона Мануэля де ла Веги. Дон Мануэль в ужасе: его бывший партнер Дж. Э. Мэрдсен нанял шайку головорезов, чтобы заставить престарелого мексиканца продать ему железную дорогу. Дону Мануэлю ничего не остается, кроме как позвать на помощь Джеймса, праправнука великого Диего — а тот даже на лошади держаться толком не умеет, не говоря уже о схватках с вооруженными до зубов бандитами. Но гены есть гены: со временем Джеймс превращается в несокрушимого Зорро и в одиночку побеждает подонков, пользуясь лишь парой револьверов и кнутом — тем самым, который станет неотъемлемой частью образа Индианы Джонса.
 История начинается с бутылки: в ней яхтсмен и миллионщик Кэй Хуг находит записку пропавшего в Андах гарвардского профессора. Этнограф просит о помощи (его держат в плену столетиями прячущиеся в горах злобные инки), а заодно сообщает, что в подземном городе индейцев (карта прилагается) не счесть золота и прочих сокровищ. После того, как Кэй Хуг объявляет о своем намерении отправиться в Перу, о золоте узнает Лио Ша, и ее приспешники выкрадывают у спортсмена заветную карту. Теперь они конкуренты: Лио Ша и "Пауки" снаряжают собственную экспедицию, ну а Кэй Хуг отправляется в Перу самостоятельно, в надежде все-таки разыскать затерянный город.
Вторая часть приключений великосветского авантюриста (в которой миллионер, также как и Джонс в "Храме Судьбы", отправляется в Китай), появилась в 1920-м году, а третья и четвертая так и не были сняты — Фриц Ланг занялся более интересными для него проектами. Очевидно, что "Пауки", как и многие другие ленты эпохи немого кино, косвенно повлияли на Лукаса и Спилберга, но не стоит исключать вероятность того, что звездная парочка вдохновлялась непосредственно фильмами Фрица Ланга: они были найдены и отреставрированы в конце 70-х, как раз незадолго до выхода "Искателей потерянного Ковчега".
Ближе к концу 30-х на смену глупым приключенческим сказкам с их суперменами приходят новые фильмы и новые герои, с более сложной психологией и неоднозначными характерами. Причин тому было несколько, и все как одна невеселые: Великая Депрессия и предчувствие Второй мировой не давали зрителям возможности витать в облаках, тем более, что созданием нового голливудского кино занялись иммигранты из Германии и Восточной Европы, бежавшие в Америку от Гитлера. Главными мужскими персонажами нового жанра, впоследствии названного фильмом-нуар, стали мрачные циники, потрепанные жизнью лузеры и депрессивные пьяницы. Лучше всех такой образ удавался на экране Хамфри Богарту, который и сам в ту пору расставался с бутылкой лишь тогда, когда слышал команду "мотор!".
Даже снимаясь в романтических ролях, Богарт оставался все тем же героем нуаров: усталый небритый мужчина, скрывающий подлинные чувства за кривой усмешкой и напускным безразличием. Именно герой Богарта в фильмах Джона Хьюстона "Мальтийский сокол" и "Сокровища Сьерра Мадре" должен был стать, по мнению Стивена Спилберга, ролевой моделью для Индианы Джонса. Но Джордж Лукас и приглашенный сценарист Лоуренс Каздан видели Индиану более позитивным, похожим скорее на Джеймса Бонда. Им удалось переубедить Спилберга, и, в результате, о его первоначальных задумках напоминают лишь легкая небритость Индианы, неизменная фетровая шляпа стиля "федора" и несколько эпизодов "Потерянного ковчега", откровенно пародирующих знаменитые сцены "Касабланки".
Вспышкой популярности в 50-е годы приключенческое кино обязано прежде всего техническим новшествам. Цветные фильмы заметно подешевели, и, вдобавок, появилась возможность снимать кино не в павильоне, а на открытом ландшафте (первым натурным фильмом, кстати, был все тот же "Сокровища Сьерра Мадре" с Хамфри Богартом). Обрадованные голливудские продюсеры вновь принялись отыгрывать давно известные сюжеты: Чарлтон Хестон снова ищет сокровища индейцев в "Секрете инков", Фриц Ланг снимает римейк классического немого фильма "Индийская гробница", а Комптон Беннет и Эндрю Мэртон выпускают очередную экранизацию романа Генри Райдера Хаггарда "Копи Царя Соломона".
Всем известная с детства книга Хаггарда была написана еще в 80-х годах XIX века и стала первой ласточкой нового жанра "поиск затерянного мира". Роман переносился на экраны целых четыре раза — в 1937, 1950, 1985 (довольно распространенная версия с молодой Шарон Стоун) и в 2004-м году. Лучшей экранной адаптацией заслуженно считается версия Беннетта-Мэртона с Деборой Керр и Стюартом Грэйнджером в главных ролях. Трудно найти что-нибудь более похожее на "Индиану Джонса": уморительные взаимоотношения между молодой женщиной, ищущей мужа в недрах Центральной Африки, и ее проводником, циничным мачо Аланом Куотермейном, так сильно напоминают бесконечные сцены перепалок Инди и его подруги (особенно в "Храме судьбы"), что отрицать прямое заимствование становится фактически невозможно.
Филм Ру

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#