"Печки-лавочки "
Название фильма: | Печки-лавочки |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Печки-лавочки | ||
Жанр: | комедия / драма | ||
Режиссер: | Василий Макарович Шукшин | ||
В ролях: | Георгий Бурков , Зиновий Гердт , Станислав Любшин , Иван Рыжов , Всеволод Санаев , Любовь Сергеевна Соколова , Лидия Федосеева-Шукшина , Василий Шукшин | ||
Год выпуска: | 1972 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
Сценарий фильма «Печки-лавочки» не был экранизацией ранее написанных новелл, но родился самостоятельно. Главную роль Шукшин написал для себя. Тракторист Иван Расторгуев живет на Алтае, умело и честно трудится. С первых же кадров режиссер настраивает на восприятие двух лейтмотивов, предстающих в разных жанровых обличьях: зрелище занимательного, шутейного и драматического повествования и драматического, грустного, душевного. Долгая сцена деревенской гулянки открывает фильм. Шукшин настаивает на достоверности происходящего, приглашает исполнителей-непрофессионалов. Ему важен этот зачин. Отсюда начнется путешествие героя в другие места, где ему будет суждено понять, что в этих чужих мирах ему очень трудно быть своим, понять, кто есть кто, узнать, почем фунт лиха. Итак, чета Расторгуевых отправляется в заслуженный отпуск в Крым, по стопам «чудика», героя «Странных людей». Само путешествие резко меняет героя: он становится суетлив, не в меру разговорчив, как бы играет чужую роль — человека бывалого, опытного, лихого. Но он как раз неопытен, непроницателен. Потому и принимает профессора за уголовника, уголовника — за приличного человека. По сути он наивен и доверчив, но ведет себя зло и агрессивно. Шукшин не умаляет комедийных красок в характеристике Ивана, но и сочувствует ему. Ведь именно в таких иванах, по Шукшину, корень бытия, основа стабильности, исток моральности. Да, в необычных для себя обстоятельствах он вынужден маскироваться, прикидываться, дурить: то простоватый Иван-дурак, то наглец, то неумелый взяткодатель. Не жаден этот герой, просто знает, почем копейка, заработанная тяжким крестьянским трудом, но презирает деньги: многим-то они легко даются. Не слишком симпатизирует Шукшин тем, кто ведет «интеллигентную» жизнь. Они — всегда чужаки в нормальном крестьянском мире писателя и режиссера. Кончились для героя «печки-лавочки», кончился отпуск. Снова кинокамера любуется сверканием родной реки Катуни, схватывает простор, окаймляемый холмами. И вдруг натыкается на сидящего на земле Ивана. Фигура сдвинута на край кадра. Герой так и остается сидеть на краю земли. Иллюзии ушли — только здесь Иван Расторгуев может чувствовать себя хозяином. Поход в большой мир кончился разочарованием. (Ирина Шилова)