История страстной и трогательной любви, рассказанная под легендарную музыку «Битлз». В качестве музыкального сопровождения использованы 34 бессмертных хита, включая «Hey Jude», «Revolution», «I want to hold your hand», «Strawberry fields», «I Am the Walrus» и «All You Need is Love».
1960-е. Мир, коренным образом переделанный «Битлз». Эпоха, созданная новыми кумирами, «детьми цветов», вьетнамской войной, молодежными бунтами и красочной психоделикой. Самое время для работяги Джуда рвануть из родного Ливерпуля в обетованную Америку. Рвануть, чтобы отыскать отца, которого никогда не видел, и окунуться в гущу великих событий. Обрести новых друзей, тусоваться с раздолбаем Максом, позже забритым во Вьетнам, любить его сестру Люси, стать своим в музыкальном мире и один за другим рисовать клубничные протесты, кровоточащие от любви и боли, словно сердца всего его безумного и прекрасного поколения…
Эстетически прямолинейная, но бесконечно обаятельная фантазия на темы «Битлз», не блеск, но отблеск великой эпохи, хотя отблеск яркий, сочный, с чувством и любовью выполненный. Талантливая и, судя по ее фильмам, страстная Джули Тэймор мастерски приводит к общему знаменателю все знаковые явления собственной молодости, предельно точно выбирая «Битлз» главным камертоном времени и места. У нее все «битловские» хиты (нет, разве что, навязчивого «Yesterday») перепевают не только главные герои (Джуд, Люси, Макс), но и фактически Джанис Джоплин, Джимми Хендрикс, Кен Кизи и другие титаны 1960-х – потому что, при всей своей глобальности и неповторимости, они тоже находятся внутри «Битлз» и эпохи.
Что хорошо в фильмах Тэймор, так это умение подчинить свою страсть к формалистским изыскам основному замыслу, заставить визуальные находки и бесчисленные монтажные приемчики работать на материал, а не вопреки ему. К тому же, этот формализм живой, пульсирующий, идущий от сердца, а не только от ума, это любовное послание с витиеватыми вензелями, которые тоже – важнейший элемент этой же любви. Ничего в образном строе фильма нет из того, что мы бы уже не видели – у Формана в «Волосах» (1979), у Расселла в «Томми» (1975) или у Паркера в «Пинк Флойд – Стена» (1982); при том, все работает и дышит в атмосфере упоения творцом своими героями, фактурой, воспоминаниями о былом.
Центрообразующая мелодраматическая линия тоже неслучайна: «Битлз» – это, в первую очередь, проникновенная романтика, чистейший лиризм, это all you need is love, и уже потом – все остальное. На мелодраму насаживается все прочее – war, road, music, revolution, nature, constitution etc.; зритель проникается симпатией к навсегда ушедшим 1960-м через вечную историю переплетения двух сердец; конкретное и абстрактное гармонично идут рука об руку – как и положено в любом хорошем фильме для зрителя.
• Практически все в фильме, так или иначе, завязано на песни «Битлз». Его название – это «Across the Universe», песня «Битлз» 1969 года, позже в измененном виде вошедшая в их последний альбом «Let It Be». А тэглайном стала другая их песня – «All You Need Is Love». Также имена всех героев взяты из песен «битлов» – Люси, Джуд, Сэйди, мистер Кайт, доктор Роберт, Пруденс, Йо-Йо, Рита.
• 90% песен, исполненных актерами в фильме, были записаны «вживую» прямо на съемочной площадке и не были позже продублированы записями в студии. А юная Эван Рейчел Вуд и вовсе выдала песню «If I Fell» буквально с первого дубля.
• Всего в фильме использовано 34 композиции «Битлз».
• Большинство ролей второго плана сыграли знаменитые в музыкальной среде исполнители: Боно (лидер «U2»), Джо Кокер, Мартин Лютер МакКой (в титрах – просто Мартин Лютер), хореограф Дэниэл Эзралоу (танцующий священник) и другие. А для американской певицы Даны Фукс режиссер специально придумала мятежную Сэйди.
• Сальма Хайек, сыгравшая заглавную роль в предыдущей ленте Джули Тэймор «Фрида», появляется в фильме буквально на минуту – но зато в виде сразу пятерых медсестер, являющихся Максу в горячечном бреду на больничной койке.
• Раскрашенный автобус Доктора Роберта (Боно) и его песня «Я – морж» отсылает сразу к психоделическому автобусу «битлов» в телевизионной комедии «Магический секретный тур» (1967) и группировке Кена Кизи «Веселые проказники» с их знаменитым путешествием на автобусе по всей Америке. А когда Доктор Роберт прибывает в местечко из нью-йоркских домов, когда на собственных же самодельных бомбах подорвались трое радикалов, и финальная сцена, в которой Сэйди и ее рок-бэнд полиция сгоняет с крыши дома за несанкционированный концерт, – точно так же, как однажды полиция в Лондоне согнала с крыши самих «битлов». Кстати, этот концерт в фильме проходит на крыше местечка под номером 9 – что намекает на песню «Revolution 9» из «Белого альбома».
• Служащий судоверфи говорит Джуду, чтобы он задумался, чем он будет заниматься, когда ему стукнет 64 года. Это намек на песню Пола МакКартни «When I`m Sixty-Four».
• Пруденс попадает в квартиру Сэйди, влезая через окно в ванной. У «Битлз» есть песня под названием «Она влезает через окно в ванной».
• Сэйди говорит, что Макс кажется безвредным, но кто знает – вдруг он убил кого-то серебряным молотком. Позже в руках Макса действительно окажется серебряный молоток, и сцена слишком очевидно будет намекать на «битловскую» песню «Серебряный молоток Максуэлла».
• «Клубничная» техника Джуда, создающего свои полотна, забрызгивая их красной краской, отсылает к творчеству Джексона Поллока. Это, очевидно, намек на басиста «Битлз» Стюарта Сатклиффа, который также был художником и обожал картины Поллока. История Сатклиффа была рассказана в фильме Йана Софтли «Пятый в квартете» (1994).
• Джуд и Люси в одной из сцен выглядят буквально как Джон Леннон и Йоко Оно на знаменитой обложке для журнала «Роллинг Стоун» (выпуск 335-й, 22 января 1981 года).
• Сэйди представляет себя и свою группу как «Сэйди и Мальчики По». Это намек на альбом группы Creedence Clearwater Revival «Вилли и Плохие Мальчики».
• В одной из сцен можно заметить постер с Брижитт Бардо. Как известно, Джон Леннон долгие годы был буквально одержим французской кинодивой.
• Гитарист и певец Йо-Йо, сыгранный Мартином Лютером, – более чем очевидный намек на Джими Хендрикса. Подобно Хендриксу, Йо-Йо прибывает в Нью-Йорк с одной лишь гитарой, и именно в этом городе начинается его карьера. Кроме того, Сэйди наряжает Йо-Йо в пурпурную рубашку и на голову водружает цветастую бандану. Йо-Йо протестует, но именно эти рубашка и бандана, прежде всего, ассоциируются с Хендриксом.
• Сэйди – это, конечно же, Джанис Джоплин, кстати, любимая певица Даны Фукс. К Сэйди даже перешла манера Джоплин пить «Джек Дэниэлс» прямо из горла. Но имя героини пришло из песни «Sexy Sadie» (из «Белого альбома»).
• Пол МакКартни и Йоко Оно с готовностью отозвались на просьбу Джули Тэймор помочь ей в съемках фильма. Позже Тэймор устроила для МакКартни отдельный просмотр. Экс-«битл» заявил, что влюбился в фильм.
• В Америке фильм вышел в широкий прокат 9 октября 2007 года. 9 октября – день рождения Джона Леннона.