Описание фильма

"Игра"   

Название фильма: Игра
Игра
Страна-производитель: Россия
Английский: Игра
Жанр: комедия / спортивный
Режиссер: Александр Рогожкин
В ролях: Алексей Булдаков, Юрий Степанов, Даниил Страхов, Артем Волобуев, Любовь Львова, Кирилл Пирогов, Александр Лымарев, Артур Ваха, Виктор Бабич
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Чемпионат мира по футболу проходит в Москве. Российская сборная уверенно лидирует. Вся страна, в едином порыве, старается ободрить наших футболистов, помочь им.

Главный герой — Коля Касаткин, беззаветно предан футболу. Сам он не стал футболистом, но, посвятив жизнь великой игре, работает на тренировочной базе. Именно его глазами мы видим события, которые развиваются, как на базе, так и вокруг нее.

Здесь и наши замечательные футболисты, и талантливые дети, будущее российского футбола, и недоброжелатели, готовые ради наживы предать надежды всей страны.

Любовь и тайны, дружба и предательство, мистика и реальность, все смешалось перед финалом Чемпионата мира.

Действие фильма происходит на тренировочной базе российской сборной. Здесь в оставшиеся до матча считанные дни тренируются наши игроки. Здесь же работают все те, кто помогает им выигрывать: тренеры, администраторы, врачи, сторожа и уборщицы. От этих людей тоже зависит судьба решающего матча и все они беззаветно преданы футболу. Но вот на базе начинают происходить странные события. Кто-то хочет извлечь выгоду из происходящего, кто-то наоборот помочь, главные герои пытаются разобраться в происходящем. И тут начинается финальный матч. Все взгляды прикованы к экранам.

От олигофрена – с любовью
Независимая газета

Действие новой картины Александра Рогожкина «Игра» происходит на тренировочной базе российской сборной по футболу. Тут, конечно, на язык так и просится рогожкинская «Особенность национальной...» – далее по необходимости. Но с этим лучше не спешить.
Сейчас только попробуй тронь наш российский футбол. После победы «Зенита», как говорят, возрождение России началось всерьез, а тут ерничать нельзя. Нынче футбол – категория политическая, наравне с хоккеем и Димой Биланом. Нужен подход особый, взвешенный.
Только Рогожкин – человек аккуратный. В несерьезном отношении почти что к нацпроекту его не упрекнешь. Но обо всем по порядку. На базе творятся безобразия. Администратор команды М.Д.Звонов – нечестен, груб, вороват и связан с мафией. В исполнении актера с добродушнейшей внешностью – Юрия Степанова – он и вовсе принимает черты водевильного изувера-неудачника, который, воспользовавшись даром предвидения местного запойного сторожа Карлуши (Алексей Булдаков), ставит огромную сумму на поражение нашей сборной на Чемпионате мира. Но, как и полагается злодею, он невнимателен к мелочам, оттого проигрывает эту сумму местному же мафиози (Даниил Страхов). Также М.Д.Звонов не любит детей и обманывает почем зря молоденьких уборщиц. Вообще жизнь киношной базы сильно смахивает на фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Вместо посрамленного в конце начальника лагеря тут администратор команды, вместо пионеров – спортсмены, вместо общего праздника во главе с царицей полей – футбольный матч. Рассказ ведется от первого лица, и поначалу непонятно, что это за лицо. Разъясняется все в конце и разъясняется весьма изящно и остроумно. Так изящно, что поклонникам отечественного футбола, которым, кстати, и посвящен фильм, не позавидуешь: то ли радоваться им, то ли плакать. Оказывается, рассказ ведется от лица рожденного через девять месяцев после описанных событий сына одного из героев – помощника Звонова и той самой молоденькой уборщицы, футбольной фанатки и жертвы преследования администратора. Веселая рогожкинская камера охватывает панорамой Москву, которую сразу и не узнать, – в тени огромных небоскребов испуганно притулились маленькие, еле видные архитектурные реликты – известные московские высотные здания. Надо полагать, действие фильма происходит в далеком будущем, что сразу делает «Игру» классическим фантастическим произведением. Причем, судя по архитектурному ландшафту Москвы, это будущее очень, очень отдаленное. Так что посвящение поклонникам отечественного футбола звучит совсем уж фарсово.
К сожалению, в «Игре» нет таких колоритных образов, что были в «Особенностях...», нет той щемящей тоски, что была в «Блокпосте» и отчасти в «Перегоне». Рогожкин остался предан форме, но сильно потеснил в правах содержание. Сценарий сшит на живую нитку, местами детали сходятся очень неохотно, а персонажи удивительным образом – все как один проходные. Даже, представьте себе, М.Д.Звонов. Рогожкин явно переусердствовал в своем фирменном увлечении деталями, которые обычно складываются у него в одну общую картину. Поскольку деталей у него всегда очень много и режиссер любит их искренне и пристально, то именно они обычно и определяют настроение фильма. За ним, за этим настроением, у Рогожкина всегда есть второе дно, тот самый намек, который есть суть всякой сказки. А на сказки Рогожкин мастер. В «Игре» второго дна нет, пространство фильма замкнуто и одномерно, и когда становится ясно, что фирменной рогожкинской игры не дождаться, становится досадно и скучновато. Между прочим, один из героев фильма, мальчик из интерната для умственно отсталых, оказавшийся гениальным футболистом, но не умеющий складывать слова во фразы, по сюжету становится знаменитым журналистом – спортивным обозревателем.
Но как теперь всерьез критиковать «Игру»? Скажут, что всякая критическая стрела в адрес Рогожкина есть акт мести обиженного за весь цех журналиста. Ну уж если у режиссера хватило ума не квитаться с российской сборной, не сделавшей ему за много лет ничего хорошего, а отнестись к ней с отеческой нежностью, то разве нам пристало обижаться на Рогожкина, который сделал нам столько хорошего. Тем более что олигофрены – люди беззлобные.
Екатерина Барабаш

Хиддингу и не снилось

Вообще-то в рецензиях не принято писать о том, чем заканчивается фильм, иначе смотреть будет неинтересно. Но в данном случае сказать о финале просто необходимо, так как в этом и заключается главная идея фильма: сборная России по футболу становится чемпионом мира(!), выиграв со счетом 3:4 по пенальти у неизвестной команды.
Режиссер фильма Александр Рогожкин считает свой фильм утопией, так как не верит в то, что в ближашие 10-15 лет России сможет претендовать на проведение у себя чемпионата мира по футболу. А о лидерстве даже и мечтать не приходится, хотя в связи с последними триумфальными победами в отечественном спорте и такое возможно. Конечно же, Рогожкин не знал о том, что «Зенит» выиграет Кубок УЕФА, а сборная по хоккею - чемпионат мира, но на фоне этих событий картина воспринимается как призыв: ребята, теперь ваша очередь!
Действие фильма происходит в неопределенное время, скорее всего, это светлое будущее, где футбольные матчи транслируют на больших экранах прямо на дорогах, и тут же работаю доброжелательные гаишники. Сборная России по футболу готовится к решающему матчу чемпионата мира. С кем играют, неизвестно, но зато на своем поле. Главное действующее лицо здесь не сборная, не тренер, и даже не отдельно взятый футболист, а администратор команды с говорящей фамилией и инициалами - М.Д. Звонов (Юрий Степанов). Звонов – нехороший человек: администратор он средненький, в победу не верит, а ради личного обогащения закладывает машину лучшего игрока команды, получившего травму.
Звонов узнает, что сторож Карлуша (Алексей Булдаков) умеет предсказывать исход игры, когда находится в изрядном подпитии. Напоив его водкой, администратор выведывает у Карлуши счет, с каким сыграют команды в финале, затем идет к некому Азизу (Даниил Страхов), чтобы отдать под залог чужую машину, а полученные деньги относит в букмейстерскую контору.
Фильм, который должен накануне чемпионата Европы по футболу вселять надежду в сердца россиян, делает это с точностью до наоборот. У сборной никудышная организация, как и благодаря чьей заслуге побеждает, неясно, так как даже не показана сама игра. Мальчик из интерната для умственно отсталых забивает голы так, что вратарь понять не может, как это у него получается. А еще в фильме множество непонятных персонажей и сюжетных линий, которые к делу совершенно не относятся.
«Игру» должны были продемонстрировать нашей сборной команде на специальном показе. Интересно, как сказался просмотр на их душевном состоянии?
// Надежда Погодина, afisha.mail.ru

Кубок в рюмочном формате
Текст: Вадим Зельбин

"Игра" — футбольно-алкоголическая утопия Александра Рогожкина, в которой режиссер пытается подружить отечественное пьянство с победой нашей сборной в World Cup.
В Москве проходит финал World Cup, в который вышла наша сборная. Не менее фантастические события творятся также в Подмосковье на тренировочной базе РФС. Взбунтовавшаяся уборщица, которой не достался билет на матч, в знак протеста выбрасывает из окна бронированный сейф, а виртуозно спивающийся сторож Карлыч (Алексей Булдаков) предсказывает результат игры, чем в корыстных целях пользуется администратор команды с правильным именем М.Д.Звонов (Юрий Степанов) — закладывает лицам кавказской национальности "феррари" форварда, а вырученную наличность несет букмекерам. Игра идет вничью. Арбитры назначают пенальти...
С "Игрой" Александра Рогожкина вышла абсолютно та же история, что и с хотиненковским "1612". Все те же игроки (федеральный телеканал — известный режиссер), все те же большие ставки (духоподъемный хит про то, как "мы их победили") и серия пенальти, в которой выясняется, кто по кому сильней замочит — духоподъемный фильм по режиссеру, или хороший режиссер по национальному хиту. Лишь после разбора полетов стало ясно, что православный либерал Хотиненко пытался вытянуть из "1612" этакий гибрид Пикуля и "Нашей Раши". Но так как в фильм щедро инвестировалась госидеология, все вылилось в не пришей кобыле хвост. Вот и в "Игру" хорошо вложились большие, заинтересованные спонсоры (федеральный телеканал, РФС, Минкульт), отвечающие в этой стране за две национальные идеи — футбол и народный кинохит. Хвост, без которого хитовую кобылу показывать публике рискованно, позвали пришивать замечательного режиссера Рогожкина, воспевающего у нас, как известно, третью национальную идею — русских дураков. Концы с концами в этой игре не вполне сходятся, но обвинять режиссера Рогожкина, рука не поднимается, как и бросаться бутылками в его футбольно-телевизионных спонсоров.
Нет ничего зазорного в том, что серьезные государственные мужчины захотели сделать большую, заказную и оптимистичную футбольную утопию о победе нашей сборной в World Cup. "УЕФА", например, спонсировала в свое время "Гол!" — несмотря на дурные ожидания картина получилась совсем не стыдная, и даже развившаяся в сиквел. И — ну да, действительно — нету у нас своего фильма про футбол. И мысль позвать на помощь Рогожкина, мастера бурлесков про пьющую отечественную бестолочь, была вполне логичной, раз уж русские дураки, с которыми режиссер прекрасно управляется, проходят у нас за национальную идею.
С дураками, однако, всегда трудно. И когда, весело пропив "феррари" форварда, рогожкинские раздолбаи вытягиваются вдруг в полный рост и начинают на полном серьезе зачитывать что-то в духе спич-райтеров провинциального отделения "Наших", отвечающих за работу с молодежью, возникает странное чувство, что тебя втянули не в грезу футбольного фаната, а в похмелье клерка РФС.
С другой стороны, хотя после "Игры" плясать на машинах, как после победы "Зенита", вряд ли захочется, фильм этот, похоже, просто оказался намного ближе к повседневной прозе отечественного спорта, нежели хотел кто-либо из создателей. Какая страна — такая игра.
С сайта Филм ру

Утопия для мяча с оркестром
 
«Только за счёт таких идиотов Россия и может побеждать. В футболе, разумеется».
М.Д. Звонов
 
Олег ДЕНЕЖКА

В одном из своих интервью, кажется, это было в году эдак 2006, Александр Рогожкин с гордостью заявил: я, дескать, больше не собираюсь возвращаться к надоевшим мне «нацособенностям». Сказал, как отрезал. И обещание своё выполнил: действительно не возвращался к своему слегка потасканному франчайзу. Целый год. Но подвернулся очередной заказчик, на этот раз не водочный брэнд, а Российский футбольный союз и «понеслась душа в рай». Рогожкин вернулся к старому занятию.
Итак, пока любители классики продолжают мусолить две традиционные русские беды, их, бед, стало неожиданно уже одиннадцать. И если с дураками и дорогами ещё что-то можно сделать, что можно сделать для того, чтобы российская сборная по футболу начала наконец-то играть, не знает никто. Вот про это, очевидно, и должна была быть новая комедия Александра Рогожкина «Игра», действие которой разворачивается вокруг утопической мысли, о том, что в России когда-то будет проведен чемпионат мира по футболу, а российская сборная этот чемпионат выиграет. Скажу сразу — именно это смешное любому здравомыслящему человеку предположение и позволяет назвать творение Рогожкина комедией. На этом комедия кончается, и начинается, как заявил сам Рогожкин, утопия.

Увы, собственно футбола в фильме про футбол оказалось куда меньше, чем охоты в «Особенностях национальной охоты». Все действия крутятся вокруг людей, к футболу отношение хоть и имеющих, но в футбол не играющих: администраторы, массажисты, сторожа, уборщицы. Казалось бы, в этом есть неплохой потенциал — закулисье очень часто бывает даже интереснее сцены, но, увы, в нашем случае ожидания не оправдываются. Путешествие по коридорам, раздевалкам и кладовкам тренировочной базы футбольной сборной, где проходит основное действие фильма, оказывается на редкость скучным и предсказуемым.

Рогожкин в который раз играет на поле гротеска, сочиняя фильм как набор шуток в исполнении коллектива ярких персонажей, особо не опираясь на сюжет. Оно бы может и неплохо — мало кто может вспомнить точный сюжет «Охоты», а вот булдаковского генерала забыть нельзя. Но комедия, которая ненавязчиво превращается по мере разворачивающегося действия в панегирик российскому футболу и гимн патриотизму болельщиков, это уже, на мой взгляд, перебор. И причина этому проста: новый фильм Рогожкина, увы, не от сердца, а скорее от кошелька.
«По заказу Российского футбольного союза» наблюдается в ленте Рогожкина невооруженным глазом. Да что там глазом — это видно, даже если смотреть на экран, крепко зажмурившись. Склёпанный совместными усилиями первого канала и РФС, фильм несёт в себе равные доли телевизионного качества и агитпроповского содержания. Точно так же как один из персонажей фильма, массажист Петрович, режиссёр делает магические пассы и произносит заклинания в надежде оживить вечно стагнирующий российский футбол целлулоидной магией кино. Футболу это, возможно, и поможет, но зрителя, пришедшего получить удовольствие от остроумной комедии, в чувство точно не приведёт.

Впрочем, несмотря на то, что фильм «Игра» изобилует старыми рогожкинскими приёмами, есть в нём и кое-что новенькое. В прежних своих фильмах режиссёр всегда балансировал на самой тонкой грани между пошлостью и приличием. Фильмы Рогожкина могли быть гомерически смешными или наоборот скучноватыми, как, например, «Операция с Новым годом», но его юмор всегда был жёстким, я бы даже сказал, циничным, и эксплуатировал самые яркие человеческие недостатки и слабости. Но в свой последний фильм он зарядил такой заряд сусальности и глянца, что под ним гибнут все попытки сделать из фильма хотя бы подобие сатиры.
Несмотря на все потуги актёров (и неплохих, надо признаться, актёров), персонажи в «Игре» все сплошь гладкие и симпатичные. Негодяйский администратор Звонов к концу фильма уже и не такой негодяй; медитирующий в пьяном угаре и предсказывающий результаты игры сторож Карлуша пусть и забавен, но не более того; а уж лирическая героиня уборщица, она же филолог Маша, и вовсе к середине фильма превращается в постороннего персонажа, болтаясь непонятно зачем в узком пространстве между главными сюжетными линиями.

Но что больше всего поражает, так это совершеннейшее отсутствие динамики. И это в фильме о спорте, да ещё о каком спорте — о футболе! Привычные нашему зрителю вяло бегающие российские футболисты двигаются на экране явно живее сюжета. Если собрать все присутствующие в фильме текстовые гэги, этого едва хватит на средних размеров анекдот. Но, как известно, затянутый анекдот хуже даже анекдота с бородой. Поэтому растянув вялое действие картины аж на полтора часа, Рогожкин похоже влип в ту же субстанцию, что и создатели «Самого лучшего фильма», и, кажется, влип крепко. Упавший на помощника администратора Колю сейф в начале фильма, пожалуй, самое энергичное в нём действие. Но сейф упал и завяз в земле. Так же завяз в скуке и фильм.

К финалу же, когда все герои ленты, причем даже эпизодические, начинают всё чаще повторять мантру «Россия, вперёд», а повёрнутый на футболе инспектор ГИБДД скачет на дороге в обнимку очкасто-усатым рокером, радуясь победе сборной, фильм активно начинает напоминать проповедь о «чудесах исцеления от божьей благодати». Ей-ей, но если бы я хотел проповеди, я выбрал бы более подходящее место, нежели рогожкинская комедия.
Впрочем, есть одна вещь, в которой Рогожкин традиционно силён, и которая хоть немного, но всё же спасает фильм. Алексей Булдаков, Артур Ваха и Юрий Степанов, играющий администратора сборной России со звучным именем М.Д. Звонов (наверное, единственная смешная деталь фильма) играют неплохо, но увы, даже самым талантливым актёрам порой трудно бороться с сюжетом. А уж заменить его отсутствие и вовсе не по плечу.

Кажется, режиссёр так и не решил, что же он снимает: комедию, сатиру, драму или спортивное кино. Помаявшись, выписав по дороге изрядные сюжетные кульбиты, решил всё же остановиться на гимне. Но затянул его фальшивым голосом. При этом сам Рогожкин считает, что снял свой «самый оптимистичный и добрый фильм». Но, похоже, это та самая доброта, которая хуже… Ну, вы в курсе.
Труднее всего свыкнуться с мыслью, что «Игру» и, скажем, «Кукушку» снял один и тот же человек. Это просто не укладывается в голове. Это, наверное, даже какая-то ошибка. Поэтому любите кино. Тем более, что последний фильм Рогожкина к кино имеет весьма отдалённое отношение.

Кинокадр Ру

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#