"Особо опасен!"
Название фильма: | Особо опасен! |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Wanted | ||
Жанр: | боевик | ||
Режиссер: | Тимур Бекмамбетов | ||
В ролях: | Джеймс МакЭвой (Уэсли), Анджелина Джоли (Фокс), Морган Фриман (Слоан), Теренс Стамп (Пеквар), Томас Кретшманн (Кросс), Марк Уоррен ("Ремонтник"), Дэвид О'Хара ("Мистер Икс"), Common ("Оружейник"), Кристен Хэйгер (Кэти), Крис Прэтт (Барри), Лорна Скотт (Дж | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
25-летний Уэсли Гибсон когда-то был самым недовольным жизнью дармоедом на земле. Босс его постоянно журил, его девушка не обращала на него внимания, и его жизнь постепенно превращалась в растительную. Все были уверены, что этот лузер никогда ничего не добьется. Уэсли грозила одна-единственная перспектива — влачить жалкое существование и умереть в свой срок в полном одиночестве. Но все это продолжалось до тех пор, пока он не познакомился с женщиной по имени Фокс.
После того, как был убит его отец, сексуальная и обворожительная Фокс приглашает Уэсли вступить в Братство. Это тайное общество, члены которого могут научить его отомстить за смерть отца, разбудив спящие в нем запасы силы. Фокс помогает ему развить молниеносные рефлексы и феноменальную ловкость. Вскоре Уэсли обнаруживает, что тайное общество живет по нерушимому древнему кодексу: выполняй смертные приговоры судьбы.
Блестящие наставники — включая загадочного лидера братства Слоана — помогают Уэсли овладеть навыками, о которых он мечтал всю жизнь. Однако вскоре он начинает понимать, что его опасные союзники не так просты, как кажется. Балансируя между своим новообретенным героизмом и жаждой мести, Уэсли учится тому, чему научить никто не может: только он один может контролировать свою судьбу.
Баллада о планктоне
Кому понравится новый фильм Тимура Бекмамбетова
предсказывает Анна Наринская
Фильмом Тимура Бекмамбетова "Wanted" (в российском прокате "Особо опасен") мы обязаны гордиться. Потому что это первый полноценный голливудский проект полноценно отечественного режиссера. Кончаловский не считается — его американская эскапада воспринималась скорее как политическая, а не кинематографическая. А Бекмамбетов, кажется, случай чисто киношный — как, скажем, Джон Ву или даже Пол Верхувен,— он успешно стартовал "на местности" и теперь по заслугам попал в Голливуд. И ему разрешили снимать совсем как взрослому — дали ему Анджелину Джоли, Моргана Фримена, ну и много еще что дали. И фильм получился совсем голливудский — не без правильного такого надрыва, за который там пришлых и любят. Это, впрочем, не значит, что он покатит в Америке.
А вот у нас, кажется, покатит. И скорее не из-за национальной гордости, а из-за своей главной темы. Которая именно сегодня стала нам как-то особенно близка и дорога. Тема эта — офисное рабство. И, соответственно, бунт против него.
В фильме "Wanted" происходит вот что. Юный менеджер младшего звена, доведенный до отчаяния придирками жирной начальницы, изменами подружки, сознанием собственного ничтожества, которое он почему-то никак не устает сам себе предъявлять, безрезультатно вбивая свое имя в поисковую строку Google, и вообще тоской обыденности вдруг, обнаруживает в себе сверхчеловеческие возможности. Он, оказывается, принадлежит к особой касте, и эта особость проявляется в первую очередь в том, что он может стрелять из пистолета так, что пуля не летит по прямой, как у любого дурака, а интеллектуально огибает препятствия и попадает куда надо. Но это умение молодой герой открывает в себе позже, а сперва он знакомится с густо татуированной Анджелиной Джоли, которая, в свою очередь, представляет юношу членам "Братства ткача" — донельзя элегантному Моргану Фримену, чернокожему красавцу, которого зовут Gunsmith (его играет рэпер по кличке Common), и другим ребятам, включая чокнутого, каким по голливудским понятиям полагается быть всем русским, Константина Хабенского. Члены "Братства" рассказывают молодому человеку, что их предназначение — следить за балансом добра и зла на Земле, а он должен помочь им в этой благородной задаче.
Наш герой соглашается, но до того как заняться спасением мира, он жестко посылает жирную начальницу и ломает точным ударом компьютерной клавиатуры нос тому самому коллеге, который полюбился неверной подружке.
Ну, дальше — те, про которых мы думали, что они очень хорошие, оказываются совсем не такими, и вообще выясняется, что все эти сверхчеловеческие силы и ощущение избранности до добра не доводят, а в какой-то момент даже звучит робкое предположение, что эта самая ненавистная работа в офисе плюс семья — это и есть нормальная жизнь. Только сомнительно, что кто-нибудь из зрителей хоть как-нибудь отреагирует или хотя бы запомнит эти благоглупости. Для них для всех "Wanted" все равно останется сагой о триумфально взбунтовавшемся представителе офисного планктона.
Создатели фильма именно так свое детище и продвигают — применяя "нестандартные пиар-тактики". И даже успешно применяя — кучи интернет-пользователей и телезрителей клюнули на "документальную" видеозапись того, как некий офисный сотрудник внезапно впадает в раж и начинает крушить оргтехнику. Ну а потом оказалось, что этот припадок офисного безумия был спродюсирован Тимуром Бекмамбетовым, чтобы впоследствии стать клипом на песню "Опасен, но свободен" никому еще не известной группы "Дельта", каковая песня — часть саундтрека русской версии "Wanted". Песня эта — такой среднестатистический брит-поп на русский манер, со словами "С девяти до шести ты такой же, как и все, лишний в офисной игре" и оглушительным припевом: "Опасен, но свободен!!!" В блоге tbekmambetov история с роликом объясняется как попытка продлить за пределы фильма — в реальную жизнь офисов — главную тему фильма "Wanted", тему бунта против офисного рабства. Успех этого видео (то есть огромное количество просмотров и тот факт, что все на него купились) его создатели считают признаком того, что "в этой истории бешенства офисного работника люди узнают глубинную правду — себя, свои подавленные желания, инстинкты свободы", но тут же осторожно замечают, что "ролик и фильм — своего рода терапия, они дают возможность пережить эффект освобождения в результате просмотра, не громя офис при этом своими руками".
Это очень трогательно — все мы понимаем, что громить офис по-настоящему как-то нехорошо. Так что давайте удовлетворимся клипом и фильмом на эту тему. Посмотрим, как все это делают там, и нам полегчает.
Тут все понятно до боли — офисные рабы, они, ясное дело, и есть главные потребители мифа об офисном бунте. А отечественные офисные рабы — одни из лучших офисных рабов в мире, потому что это состояние им еще в новинку и ощущение еще не стерлось и не приелось. Поэтому сегодня у нас в особой моде быть сознательным офисным рабом — носить футболку с надписью "Офисный планктон" и без стеснения, но с ощутимой иронией произносить слово "корпоратив". Таким людям фильм "Wanted", безусловно, понравится, не говоря уже о том, что там имеются мощные спецэффекты и выходящая из ванны Анджелина Джоли в виде бонусов.
Коммерсантъ Ру
Пули бегают по кругу
Время новостей
Молодой, но уже преизрядно затюканный клерк Уэс (Джеймс Макэвой) влачит существование офисного планктона, терпя поражения по всем фронтам -- от личного до карьерного. До тех пор, пока как-то раз в супермаркете ему не попадается татуированная и прекрасно вооруженная (это выяснится буквально через считанные минуты, когда половину магазина разносят крупнокалиберные канонады) красотка (Анджелина Джоли), которая вполне в духе Тринити из «Матрицы» объясняет Уэсу-Нео, что его жизнь может в мгновение ока измениться и стать куда более интересной. Красотка, назвавшаяся именем Фокс, приводит его в таинственное Братство -- явно неправительственную организацию наемников экстра-класса, которая берет начало в глубокой древности, а жертв своих выбирает, руководствуясь узелками на ткани, которую ткет Станок Судьбы. Для Уэса -- как объясняет ему лидер Братства, преклонных годов мистер Слоан (Морган Фримен) -- есть специальное задание: его, Уэса, отец тоже был членом Братства, но его убили. И теперь сыну предоставляется уникальная возможность отомстить.
После такого поворота недавнему клерку придется в сжатые сроки обучаться науке побеждать, осваивая самые разнообразные практики. Один из главных боевых эксклюзивов Братства -- особый способ стрельбы, сочетающий в себе элементы ган-каты из «Эквилибриума» Курта Уиммера и основных принципов стрельбы героев гонконгских боевиков начала 90-х: основная фишка заключается в том, что можно, оказывается, выпустить пулю в упор, но так, что она неизвестным баллистической науке способом облетит препятствие и поразит мишень за ним. В общем Уэс уже готов приступать к отмщению, но оказывается, что все совсем не просто: воспитав из Уэса боевую машину, Братство преследует еще и свои, весьма далекие от утверждения справедливости цели...
На этом, пожалуй, стоит остановиться, потому что ближе к финалу в фильме Тимура Бекмамбетова «Особо опасен!» (в оригинале -- Wanted, то есть «Разыскивается!»; так назывался легший в основу сценария комикс Марка Миллара) припасено несколько по-настоящему неожиданных сюжетных кульбитов, о которых заранее лучше не знать, дабы не портить удовольствие. Но даже если что-то долетит до ушей раньше, чем в кинозале погаснет свет, игнорировать фильм ни в коем случае не следует. В любом случае зрелище это компактное (кажется, что такой фильм в принципе не может идти меньше двух часов, ан нет -- 100 минут как одна копеечка), неожиданно брутальное (выданный «Особо опасному» довольно суровый рейтинг R вполне оправдан) и вообще интересное не только фактом работы отечественного режиссера с такими бюджетами и таким составом. К съемочной группе придраться невозможно -- музыку написал постоянный композитор Тима Бартона и Сэма Рейми Дэнни Эльфман, за камерой стоял оператор Митчел Амундсен (в фильмографии которого можно найти не только жутковатую кукольную сказку «Деревенские медведи», но и, например, недавних «Трансформеров»), да и по всем остальным параметрам команда была сформирована явно не из практикантов. В сущности, с технической точки зрения «Особо опасен» абсолютно не отличается от... не хочется говорить «рядового», но во всяком случае привычного избалованному зрительскому глазу летнего блокбастера. Показательный случай: в свое время автор этих строк отправился в кинотеатр и вошел в зал, когда там уже начался очередной рекламный ролик. Происходящее на экране было на редкость эффектным и захватывающим, смущал лишь один факт: Анджелина Джоли явно играла здесь наемную убийцу. Памятуя о том, что в таком же амплуа она должна в скором времени появиться в «Особо опасном», я несказанно удивился столь одинаковому выбору ролей. Только когда ближе к концу ролика из окна совершенно по-«дозоровски» выскочил человек, пробив головой стекло и расколов его на тысячи мельчайших осколочков, а на экране появилось название, то стало ясно, что это, собственно, «Особо опасен!» и есть. Было, конечно, подозрение, что Бекмамбетов справится с предложенными условиями, но чтобы настолько...
Станислав Ф. Ростоцкий
Новый фильм Тимура Бекмамбетова
Вечерняя Москва
В НАШЕМ прокате фильм Тимура Бекмамбетова, стартовавший в субботу в кинотеатре “Киностар де Люкс” в комплексе “Мега” в Химках, снятый с могучим бюджетом в 150 млн. долларов, называется “Особо опасен”, а Джеймса МакЭвоя и Анджелину Джоли в российской версии дублируют Серей Безруков и Галина Тюнина. Константину Хабенскому помощь не потребовалась – впрочем, его участие в предполагаемом блокбастере можно рассмотреть лишь в микроскоп. Как рассказал на on-line пресс-конференции сам режиссер, отсиживающийся в Лос-Анджелесе, роль “странного русского крысолова” они здорово придумали, а потом пришлось ее подрезать. Правда, чтоб не так обидно было, перед смертью окровавленному Хабенскому удалось-таки поцеловаться с Анжелиной Джоли (точнее, ее героиней – смертоносной Фокс), тоже, кстати, изрядно измазанной клюквенным соком. Впечатления, тем не менее, остались неплохие, признался Хабенский журналистам. …Сюжет “Особо опасен” отталкивается от комиксов Макса Милара. Однажды озверевший от монстра-начальницы и предателя-друга клерк Уэсли (Джейс МакЭвой) знакомится в аптеке с Фокс (Анджелина Джоли). Та спасает его от верной пули, объясняя, что он прирожденный снайпер и пора мстить за папукиллера, которого недавно убрали “коллеги”. А помогут ему в этом благородном деле не масоны-тамплиеры, а ткачи-беспредельщики, элитный отряд киллеров, управляющие судьбами людей. В общем, сам сюжет-перевертыш, в котором убийцы оказываются милейшими родителями, а надежные дяди – матерыми преступниками, рассказывать нет смысла. Главное тут – успеть полюбоваться исключительной красоты полетами пуль, которые вопреки всем законам физики, огибают предметы, чтобы вонзиться в нужную жертву (апогей – одна пуля, убивающая по кругу шестерых в финале – кого именно, умолчу). А чего стоит эпизод с бескомпромиссной ФоксДжоли, управляющей рулем мчащейся машины …ногами? Бекмамбетов в Голливуде – случай, конечно, исключительный. Фильмы такого масштаба никто из наших там пока еще не ставил. Причем он уверен, что поставил именно русский фильм. С экрана полусонный режиссер (в Лос-Анджелеса была ночь) рассказал нам, что самая большая сложность для него была понять, что чувствует тамошний зритель – в этом ему помогали “агенты” из группы. На вопрос корреспондента “ВМ” об Анжелине Джоли, ее дублерше и их отношениях, режиссер “раскололся”: – Джоли в опасных сценах драк дублировала девушка Юнис из Ливерпуля, победительница знаменитых “Гладиаторов”. Джоли вообще человек непростой, говорит Бекмамбетов. У нее на руке тату – РЕШИМОСТЬ. Причем по-русски. И в этом вся она. Это стержень ее натуры. Она необыкновенно решительный человек, максималистка и перфекционистка. Это сложно для окружающих. Но одновременно и помогает им держать уровень. Интересно, что при заключении контракта Джоли потребовала полный карт-бланш для русского режиссера. Это стало ее условием. И весь съемочный процесс она этому содействовала. Сам Бекмамбетов вполне удовлетворен результатом – “видно, что фильм сделал один человек”. И стыдит наших продюсеров: “ Я был удивлен – насколько студия дала мне возможность высказаться. В России мало таких храбрых продюсеров”. А вообще это фильм не о восстании клерков, а о превращении их в творцов, убежден режиссер. То, что в этом творческом процессе тоннами гибнут ни в чем не повинные люди, на которых “станок судьбы” не выдавал “добро” – ни Бекмамбетова, ни студию Universal Pictures совершенно не смущает. Впрочем, логики в кинокомиксе искать глупо. Разумней наслаждаться полетами бешеных пуль, немыслимыми трюками с красивыми машинами с искрами из-под колес, песней Денни Эльфмана “Опасен но свободен” – причем на русском языке, а еще – очень талантливыми ногами Джоли.
Наталья Боброва
Кручу-верчу
или Русская ракета в тылу врага
— Ты что, русский?
— Ага.
Диалог из фильма
Роман КОРНЕЕВ
Всегда бывает приятно посмотреть на сбычу мечт кого-нибудь «из своих», и крестовый поход Тимура Бекмамбетова в Голливуд воспринимается отечественными киноманами именно в таком ракурсе — ведь до сих пор все подобные режиссёрские попытки если и были относительно успешными, то ограничивались сомнительного успеха фильмами вроде «Танго и Кэш». Наши же актёры в непосредственной близости от Малхолланд-драйв если и были заметны, то ограничивались ролями плохих русских, накрайняк просто плохих. И так всё это было безыдейно и печально, что уже одни первые зрительские комментарии вроде «Бекмамбетов — это новые Вачовски» безумно грели душу.
Между тем, первые признаки успеха, заключённые в звёздном составе проекта и обширном пиаре по всем направлениям, во многом на поверку оказываются вовсе не результатом везения новой «русской ракеты» на западном небосклоне, а плодом труда самого Тимура, которого, может, и «позвали в Голливуд на следующий день после американской премьеры “Ночного дозора”», но посмотрите сами, как всё развивалось.
Изначально бюджет проекта закладывался на уровне 40 миллионов, что отнюдь не блокбастерная планка, сам комикс-первоисточник за океаном не так чтобы был заметным конкурентом тому же «почти однофамильцу» Миллеру, а в длиннющем списке продюсеров фильма только Йейн Смит может похвастаться заметными проектами, в остальном же это разношерстная публика, собранная под крышей «Спайгласс» — малобюджетной дочки «Юнивёрсал». Бекмамбетов сам, своим креативом на ниве предварительной аниматроники, своими идеями по части постановки всего хорошего, что можно было накопать в комиксе, сподвиг больших боссов увеличить бюджет, переведя фильм с планки «давайте попробуем, что этот русский парень может» на уровень «нового блокбастера с Анджелиной Джоли».
Это, собственно, и есть главный успех. Конечно, теперь его нужно было не профукать неудачным стартом, в этом и заключалась, по крайней мере для пристального отечественного зрителя, загодя отсмотревшего все полтора часа хронометража выложенного в сеть промо-видео, задача перед просмотром. Лажа или не лажа? Получилось или сорвалось? Не перехвалили бы, ироды, вот была главная мысль на утреннем сеансе, когда гас свет, потому что удержу в этом деле наши люди не знают, а массированная реклама везде-везде напоминала скорее известный нахрап промо Первого канала, нежели скромное обаяние роликов «Индианы Джонса», первый трейлер которого вышел за месяц до премьеры.
Впрочем, ввиду той же массированности рекламы, фильм начался и пошёл, будто смотренный уже не по одному разу: вот вам «братство ткачей», вот вам прыжок киллера с крыши на крышу, вот вам заунывные самоуничижительные речи офисной креветки (какой уж там крысы), воспевающие собственное крайнее ничтожество, вот появление на горизонте искомой Анджелины Джоли и её мужеска альтер-эга Томаса Кретчманна, после чего и начинается то самое, ради чего армия американских подростков (тм) и приглашалась на сеанс — почти безостановочная спецэффетная стрельба из-за угла, перемежаемая недлинными рассказами о том, что тайна сия мраком покрытая есть.
Джеймс Макавой, ровно как и было обещано, растёт на глазах, набирая доселе несвойственную ему харизму «последнего героя боевика», изгибая пули налево и направо, Энджи, как и было обещано, загадочно улыбается и немного дразнит публику татуировкой на разных местах, Морган Фриман играет циничного, но традиционно импозантного бога с наганом в руках, Константин же Хабенский скромно появляется в паре сцен, доставляя персональное удовольствие отечественным зрителям своим феноменально точным следованием образу Антона Городецкого.
Всё это роскошество бегает, прыгает, стреляет, сбивая мух и пули на лету, калечится, периодически просыпаясь в парафиновой регенерационной ванне, сам же сюжет постепенно от темы офисного бунта смещается в область ткаческой схоластики и «страшной мсти» за героицского папашку, давая и повод для фанатских рассуждений о легендарной базе сюжета, и для простого услаждения глаза ценителей хорошего «бэнг-бэнга».
Бекмамбетову вообще очень повезло с главным — с оператором. Митчелл Амундсен успел поработать и с Майклом Бэем, и с Луи Летерье, и с Полом Гринграссом — а эти трое, пожалуй, составляют триумвират лучших экшн-режиссёров современности. Так что призраки многих и многих убиенных старушек вовсю царствуют на площадке, придавая картинке нужный градус драйва, что на фоне известного сюжетного мистицизма и харизмы исполнителей даёт зрителю изрядно поводов порадоваться за верный выбор сеанса.
В свете всего этого вопросов о финансовом успехе на фоне известного предстартового ажиотажа уже как-то даже не возникает. То есть задача-минимум выполнена. Осталась задача-макисимум.
С сайта Кинокадр Ру
Пуля не дура
Газета
Самый ожидаемый летний блокбастер года, комиксовый триллер Тимура Бекмамбетова «Особо опасен», вышел на экраны и мгновенно превратился в повод для стычек зрителей и кинокритиков. После первой канонады рецензий интересно отойти чуть в сторону: возможно, оттуда виднее, как шел режиссер Бекмамбетов к своей новой голливудской жизни.
Сюжет фильма «Особо опасен» благодаря энтузиастам рекламного дела и настройщикам сарафанного радио известен в неприлично мелких подробностях. Сначала разложили по полкам путь Бекмамбетова к голливудскому счастью, обнаружив соблазнительные для мейджоров гигантские бокс-офисы его фильмов, сделанных в содружестве с самым первым российским каналом. Далее разнюхали, какое следствие имели эти заслуги для решений, которые принимаются далеко-далеко, и узнали про жену Брэда Питта в одной из главных ролей, а также умилились Константину Хабенскому в одной из неглавных. Затем под лупой изучили сумму, которую в это кино не побоялись вложить и которая росла, пока не доросла до сумасшедших миллионов (обычно не предлагаемых голливудским новичкам).
Теперь пришла пора разобраться в более далеком прошлом Бекмамбетова, а именно - в военном. Начинал этот режиссер не с роликов о том, как работники одного богатого банка решили изучить по картинкам всемирную историю, а со снятого совместно с Геннадием Каюмовым 15 лет назад фильма «Пешаварский вальс» об афганской войне. Там советские пленные, обреченные на гибель в пакистанском лагере, затевали и осуществляли побег. Но об их пленении никаких официальных донесений командованию не поступало, поэтому советская же авиация беглецов и накрыла, стоило им добраться до средств технической связи и выдать себя. Получилась история о том, что попытка взять судьбу в свои руки - пустая затея.
Затем Бекмамбетов снял два «Дозора», где речь шла опять про то, что Темные со Светлыми разбираются всерьез, а нам остается принимать решения из их рук и о самостоятельном строительстве судьбы не думать. После была «Ирония судьбы - 2»: Бекмамбетов взялся продолжить чужое кино, где именно судьба, даром что с помощью пьяных друзей, сводила ленинградскую одинокую училку со столичным доктором-бобылем. В фильме-продолжении режиссер первым делом объяснил зрителям, что никакая судьба Надю с Женей не сводила: операция по соединению сердец - результат сознательной дурости сильно упарившихся в бане дядек.
В Голливуде Бекмамбетов намеренно стартовал с банальнейшей из всех банальных коллизий мейнстрим-кино: зачуханный клерк (Джеймс Макавой), лишенный малейших призраков воли не то что к победе, но просто к жизни, балансирует на грани и вот-вот сорвется в тартарары полнейшего ничтожества, но тут получает знак. Знак воплощен в губастой Фокс (Анджелина Джоли), которая резко объясняет смертнейшему из смертных, на что он способен и к чему предназначен. Не углубляясь в известный сюжет, можно лишь сказать, что рядом с дивой-лисой ошивается чернокожий кот Базилио (Морган Фримен), и ничего хорошего от этих соблазнителей не жди. Однако клерку это почему-то неясно, причем зрители по замыслу автора должны обладать такой же непонятливостью.
Похоже, режиссер Бекмамбетов сделал автобиографическое кино, и это его путь. Путь главного персонажа, который якобы учится управлять судьбой. Если так, то интересно поразгадывать загадки. Скажем, кого имел в виду и вывел Бекмамбетов под видом сектантов-соблазнителей, разумеется, метафорических? И что за отца, разумеется, метафорического, ему было назначено убить? И как все же быть с судьбой? Он и вправду считает, что герой получает способность ею управлять, или думает ровно противоположное? И если все же управлять герой может, тогда то, что происходит в финале, - это и есть акт управления судьбой? И как ко всему этому отнестись?
Тут возможны разные трактовки. Потому что главная героиня фильма - пуля, умеющая летать в обход. Точнее, в облет. И ей прямолинейные «да или нет» неведомы. Нормальные герои всегда идут в обход, учил зрителей Ролан Быков в «Айболите-66». Бекмамбетов - нормальный герой, он до Голливуда добирался на перекладных, в облет. Но каким бы бокс-офисом не накрыло его и в самом деле ловкий и энергичный фильм, вопрос о судьбе остается открытым. О жизни, впрочем, тоже.
Дмитрий Савельев
Голливудcкая погоня
Новые Известия
Тимур Бекмамбетов первым из российских режиссеров повторил путь Пола Верховена, Джона Ву и Ли Тамахори. После получивших международный резонанс «домашних» постановок его пригласили в Голливуд и дали Большой Бюджет, присовокупив к нему Анжелину Джоли с Морганом Фрименом. Похоже, что не промахнулись: за первый уикенд сборы фильма «Особо опасен» в США составили 50 млн. долларов, в СНГ – 10 млн.
Затюканный и закомплексованный клерк Уэсли Гибсон (Джеймс МакЭвой), друг которого втихую спит с его подружкой, встречает в супермаркете сногсшибательную красотку (Джоли), которая огорошивает парня известием, что до вчерашнего дня у него был отец. И не просто отец, а член тайного братства ткачей, призванного поддерживать мировое равновесие. Тут же появляется убийца и начинается яростная, но бескровная перестрелка. Супостат скрывается, а красотка приводит героя к главе братства Слоуну (Фримен), который дает ему боевое задание покарать убийцу отца, кладет на его счет три лимона баксов и отдает для закалки своим подчиненным мордоворотам. Те сперва превращают его в кусок кровавого мяса, потом отмачивают в живой воде и повторяют эту процедуру до тех пор, пока он не выучивается давать сдачи. После чего переводят на трансфизический уровень – учат летать по воздуху и стрелять так, чтобы пуля отклонялась от вертикальной плоскости и могла обогнуть любое препятствие. Ньютон сказал бы, что так не бывает, но законы Ньютона в Голливуде не действуют, там как в армейском анекдоте: «Как сделать, чтобы пушка за угол стреляла?» Ответ: «Положить ее набок». Причем за угол – это еще пустяк: в конце фильма Джоли пустит пулю по окружности.
В мультикультурной мешанине, которую представляет собой эта картина, любитель кино легко углядит составляющие. Тут и «Бойцовский клуб», и шаблон южно-азиатских би-муви под названием «курс молодого бойца», и лекало «офисной драмы», и блатной мотив «отца родного он узнал», и сказка про живую водичку, и «Особое мнение», и «Лара Крофт», и «Матрица» и «Код да Винчи». И, конечно, «Дневной дозор», куда ж без него. Только смешаны они с бекмамбетовской энергией и всеядностью.
В основе «ткаческой» мифологии фильма лежит, ясное дело, древнегреческое представление о нитях судьбы. Но модернизированное – ткут ее не три доморощенные Парки тремя нитями (как об этом написано в мифологических фолиантах), а некий ткацкий станок, полотно которого содержит двоичный код: если «строчная» нить лежит над «столбцовой», это «1», а если под ней – «0». В каком из возможных направлений (справа налево, сверху вниз, по диагоналям или по спиралям) читается текст, на каком языке написан, как маркируются пробелы между буквами и промежутки между словами, благоразумно не сообщается. Тем более что расшифрованный бланк распечатывается самой машиной по-английски, а вся мудрость сводится к тому, что в ней прописывается киллерский заказ: имя человека, которого надо ликвидировать, дабы мировое равновесие не нарушилось. Смышленый зритель, разумеется, тут же раскумекает, кто именно управляет такой Судьбой, но на смышленых зрителей это кино не рассчитано.
Рассчитано оно на тех, кто любит леталки, молотилки и стрелялки – этого добра на экране хватает, и мелькает оно как в центрифуге, так что глаз не соскучится, разве что голова пойдет кругом от циклических пулевых траекторий. В конце, естественно, обнаружится, что стреляли не в того, в кого надо, а покойный папа героя на самом деле не папа, а папа – не покойник. Точнее, не был покойником в тот момент, когда его объявили покойником, а стал покойником вследствие того, что ткацким станком стал управлять не Никто, а тот самый Некто, которого смекалистый читатель вычислил еще в предыдущем абзаце. Правда, в этой мельтешне Уэсли скажет «ткачам» единственную в фильме смешную фразу: «Вы тут шьете или пришиваете?!», хотя это, кажется, каламбур переводчика, а не сценариста. Но так и не догадается ущипнуть себя за ухо, чтобы остановить кинематографический бред.
Комично, впрочем, другое: согласно фильму, для выхода из порочного офисного круга, в котором оказался несчастный клерк, нужно постороннее и даже потустороннее вмешательство. Джоли с Фрименом (который уже играл Бога в «Брюсе Всемогущем») играют как раз тех самых «богов из машины» или «человеков со стороны», которых позднеантичные и позднесоветские драматурги привлекали для разрешения конфликтов своих драм, поскольку были неспособны разрешить их внутренними средствами. Грустно жить в таком мире, господа.
Виктор Матизен
Убить по-русски
Российская Газета
Не каждому суждено умереть на работе, зато при желании каждый может стать отцеубийцей. Убить отца - прекрасный русский мотив, обостряющийся в периоды социальных сломов и экономических катаклизмов.
И хоть нас уверяют, что жить стало лучше, жить стало веселее, простой русский клерк, бессмысленно просиживающий в офисе весь световой день, чувствует себя кем-то непостижимо и страшно обманутым. Поэтому, когда в Интернете появился анонимный ролик про разгром в московском офисе, который учинил его сотрудник, метавший в своих начальников и сослуживцев компьютеры, успех его был огромным.
Потом оказалось, что ролик - часть рекламной кампании нового голливудского боевика Тимура Бекмамбетова "Особо опасен". В нем рядовой офисный клерк Уэсли, давно смирившийся со своим положением лузера, с тиранией толстухи-начальницы и изменами подружки, пьющий горстями таблетки от нервов, внезапно попадает в руки таинственного всемирного ордена Ткачей, узнает об убийстве отца и, чтобы отомстить за него, под руководством Анджелины Джоли проходит ускоренные курсы подготовки молодого убийцы. Вместо бесконечной рутины и привычных фрустраций - летящие по кривой пули, спринт по вагонным крышам и самая сексуальная женщина Голливуда.
Правда, стремительно пройдя "переподготовку", уверенный, что осуществляет святую месть, недавний клерк убивает... собственного отца. Тут-то и выясняется, что орден Ткачей - профессиональное сообщество киллеров, которое, вглядываясь в ткань судьбы, неустанно производимую ткацким станком, прочитывает имена тех, кто подлежит умерщвлению - во имя равновесия сил добра и зла. Почему же мальчик не узнал отца? Да потому, что папаша-то с ним и не жил, а бросил ради служения ордену.
Вот здесь сделаем остановку. Хотя в полуторачасовом прессинговом экшене, основанном на серии комиксов Марка Миллара и Дж. Г. Джонса, это сделать трудно. Он создан для того, чтобы уставший на работе клерк ни на секунду не мог задуматься, "разгрузился" по полной программе.
Но нам-то, искушенным в аналитической психологии, вполне ясен тайный смысл происходящего. По злой наводке убивший отца Уэсли только на первый взгляд ошибся. В этой "ошибке", как в оговорках по Фрейду, проговаривается тайное желание: убей отца, который сделал тебя лузером, убей отца, который породил систему бессмысленного корпоративного "братства", убей отца, лишившего тебя свободы воли. И хоть в фильме Бекмамбетова наш герой исправляет ошибку, разрывает сети Братства и уходит в индивидуальный разбой, "ошибка" остается более значимой, чем весь фильм.
Вот она - русская тема, которую Бекмамбетов принес в Голливуд. Вот оно - его послание миру. Как когда-то рабочие громили орудия своего подневольного труда, так и теперь клерк с радостью громит свои компьютеры, и клавиши клавиатуры вместе с выбитыми зубами летят с экрана прямо в глаза зрителей. Но у этой "освобождающей энергии Востока", ради которой Бекмамбетова, видимо, и позвали в Голливуд, есть скрытый, подлинный психоаналитический смысл - убийство отца.
Он и обеспечивают фильму его "русскость". Не значит ли это, что в Голливуде сделали ставку на антиглобалистский пафос, на использование "локального элемента" в космополитическом кинопроизводстве? "Русскость" Бекмамбетов с удовольствием вшивает в свой новый фильм. Она обеспечивает ему тот запас юмора, который только и позволяет хиленькому примитивному сюжету удержаться на плаву. Мало того, что в русской версии герои фильма говорят голосами Безрукова и Куценко, мало того, что выбитые из клавиатуры клавиши образуют на экране не универсальное fuck you, но такое родное "пошел на...", мало того, что рядом над Джеймсом МакЭвоем ворожит печальный, мрачновато-депрессивный Хабенский, так еще и Анджелина Джоли въезжает в румынский экспресс на нашей родной "копейке". Так впервые в истории нового кино Бекмамбетов конвертировал русскую жизнь в Голливуд.
Что за этим последует - страшно подумать...
Алена Карась