Описание фильма

"Перемотка"   

Название фильма: Перемотка
Перемотка
Страна-производитель: США
Английский: Be Kind Rewind
Жанр: комедия / фантастика
Режиссер: Мишель Гондри
В ролях: Джек Блэк, Дэнни Гловер, Миа Фэрроу, Мос Деф
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Джерри устраивает диверсию на электростанции, причиняющей, по его мнению, немалый вред умственным способностям. После провала операции Джерри осознает, что отныне обладает сверхъестественным магнитным полем, уничтожающим все магнитные записи. Например, размагничиваются все видеокассеты в магазине его лучшего друга, Майка.

Чтобы Майк не потерял работу, нужно сохранить единственного оставшегося клиента, преданную покупательницу — маленькую слабоумную старушку. И вот приятели начинают переснимать погибшие фильмы, среди которых, например, такие хиты, как «Назад в будущее», «Король Лев» и «Робот-полицейский».

«Бойцовский клуб» для творческих натур
Газета.ру

Город выжимает деревню, супермаркеты – частные маленькие магазинчики, а научно-технический прогресс и DVD – крохотный пункт проката видеокассет, принадлежащий мистеру Флетчеру (Дэнни Гловер). Денег прокат приносит так мало, что злые капиталисты из непонятной организации собираются снести здание и построить на его месте что-нибудь более прибыльное.
В магазине Флетчера работают два придурка, точнее, один работает – Майк (Мос Деф), а другой – Джерри (Джек Блэк) – постоянно околачивается рядом. В сущности, эта парочка сродни героям «Клерков» Кевина Смита, с которыми «Перемотку» связывает не только пункт проката как одно из главных действующих лиц повествования, но и упорная антибуржуазно-социальная манифестация, сопровождающая действие. Джерри – большой враг прогресса и капитализма и, в частности, местной электростанции, которая, по его мнению, разрушает мозг и зомбирует население. Поэтому, преисполненный героического запала, как-то ночью он отправляется на диверсию, в результате которой электростанция осталась стоять как стояла, а вот с Джерри стало что-то неладно. От его присутствия в телевизоре идут помехи, а кассеты в видеопрокате в мгновение размагничиваются. Что же делать, если все видео попорчено, а постоянный клиент мисс Фалевич (Миа Ферроу) требует «Охотников за привидениями»?
Ответ прост: за несколько часов переснять фильм самостоятельно на любительскую видеокамеру, сыграв в нем главные роли.
Но «Охотниками», понятно, дело не ограничивается: Майк с Джерри входят во вкус, жители района тоже – в результате министудия штампует все, что только можно: «Час пик», «Шофер мисс Дэйзи», «Кинг-конг», «Космическую одиссею», «Король-лев»… А когда встает неизбежный вопрос авторских прав, хулиганство незаметно обретает статус благородной борьбы с копирайтом и студийным рабством.
Отпочковавшись от сценариста Чарли Кауфмана, автор клипов Bjork и Сhemical Brothers Мишель Гондри снял полнометражный фильм «Наука сна» – романтическую и абсолютно бессвязную сюрреалистическую фантазию с летающим, как на картинах Шагала, Берналем, оживающими игрушками и Шарлоттой Гинсбур. Фильм вызывал обманчивое ощущение, что расставание с Кауфманом не пошло Гондри впрок – в отсутствии сценариста он перестал держать сюжет и напрочь забывает о саспенсе, кульминации, развязке, порождая какой-то странный монотонный видеоарт.
Да, «Наука сна» не похожа на «Вечное сияние страсти», но, судя по всему, задачи такой режиссер и не ставил: Гондри неинтересно снимать классическое кино – точнее, то, что принято таковым считать. В «Перемотке» тоже все пропитано сюрреализмом, хотя он более бытовой (если так можно выразиться о безумных попытках двух шалопаев изобразить привидения при помощи полиэтиленового пакета и новогодних гирлянд), а сюжет, хоть и наличествует, совершенно не важен.
«Перемотка» – сродни перформансу.
«Sweding» – так герои называют свою деятельность (поначалу они объясняют задержку с фильмами тем, что кассеты идут из Швеции – Sweden), и вот уже есть последователи – сайт http://swededfilms.com/films.html, на котором выкладываются любительские ремейки голливудской классики. Чужой – изображенный с помощью телефонной трубки; Хищник – увалень, у которого к лицу пришпилен белый лист бумаги с нарисованной на нем злой мордой; блондинка в желтом спортивном костюме, дерущаяся с толпой нападающих при помощи туалетного ершика, – они мало отличаются от пародий из фильма Гондри.
Впрочем, пользователи youtube.com уже давно делают свои ремейки видео и клипов.
Гондри не придумал ничего нового, но он дал этому процессу имя и идеологию.
Сознательное упрощение формы, халтурная пародия – его силами простенькие ролики на youtube.com превращаются в снобский hand-made, снабженный левыми настроениями в духе Паланика. Не доверяй поточной продукции, скажи «нет» капиталистическому рабству, swede it – вступай в «Бойцовский клуб» для творческих натур.
Дарья Горячева

Наука перемотки
Текст: Иван Куликов

В новом фильме Мишеля Гондри "Перемотка" намагниченный автослесарь и работник видеопроката снимают римейки популярной киноклассики на хоум-видео, совершают диверсии и дерутся сковородкой.
Оставив приказчика Майка (Мос Деф) за прилавком, владелец разоряющегося видеопроката мистер Флетчер (Дэнни Гловер) берет недельный отпуск, чтобы изучить опыт конкурента, переведшего каталог на DVD. В отсутствие хозяина дышащий на ладан бизнес постигает апоплексический удар. Чокнутый приятель Майка автослесарь Джерри (Джек Блэк) при попытке совершить диверсию на местной электроподстанции, из-за которой, по его словам, у него развивается шизофрения с раком мозга, превратился в ходячий магнит и стер все VHS начисто. Чтобы не растерять последние остатки клиентуры, друзья, начав с "Охотников за привидениями", решают восстановить размагниченный ассортимент с помощью антикварной видеокамеры и подручных спецэффектов. К концу недели в пункт видеопроката, перепрофилированного в студию народного римейка, выстраивается восторженная очередь, в которую уже затесались агенты ведомств, отвечающих за соблюдение копирайта, и парочка нью-йоркских кинокритиков.
Экранизация снов, ставшая навязчивой идеей для модного клипмейкера-сюрреалиста Мишеля Гондри, в его новом фильме "Перемотка" приобрела наконец самую чистую, простую и адекватную этому творческому приему форму циркового представления. В еще серьезном "Вечном сиянии чистого разума" виртуальную мозговую деятельность, приобретшую форму навязчивых воспоминаний о любви, еще хотели толкать в бокс-офис за большие деньги, подмешав к ней лав-стори Джима Кэрри и Кейт Уинслет плюс сценариста-эксцентрика Чарли Кауфмана, который, путая реальность с виртуальностью, в результате все жутко переусложнил. В более удачном следующем заходе, который так и назывался "Наука сна", Кауфманом решили никого не путать, звезд подобрали поскромней, а лав-стори перенесли из Америки в камерный Париж, где грезы наяву смотрятся более артхаусно и убедительно. Получилось мило, и, кажется, где-то в Москве "Науку" до сих пор еще крутят для влюбленных парочек.
Намагниченный автослесарь и предприимчивый сотрудник видеопроката, снимающие за два часа самодеятельные римейки кубриковской "Одиссеи 2001", "Час пик 2" и "Робокопа" в жанре хоум-видео и народной самодеятельности, наняты Мишелем Гондри для того же самого — трансляции снов в реальную действительность. Но в чужой разум на этот раз ни к кому не залезали: VHS с засмотренной до дыр классикой — это и есть готовые сны, сдаваемые напрокат по доллару за сутки. Не стали навешивать и никакой пронзительной лав-стори: одной любви к кинематографу оказалось на целый фильм вполне достаточно, а со всеми киноведческими и философскими подтекстами, вытекающими из этой необъяснимой страсти, оставили разбираться нью-йоркских кинокритиков, выстроившихся за перемотанными классиками в очередь.
Точка зрения, что искусство кино должно транслировать сновидения непосредственно в зрительский мозг, безусловно, здоровая и правильная. С такими сновидениями у нынешнего кинематографа дефицит просто удручающий. Однако если в предыдущих фильмах Гондри фрагменты снов действительно еще мелькали, то превращаются ли в сновидения кусочки обстебанной в "Перемотке" истории кино — уже большой вопрос. Робокоп домашнего изготовления с мусорным ведром на голове — уже не сновидение, а скорей пародия, как, впрочем, и дурашливая клоунада с автослесарем, которого размагничивают, ударяя сковородой по голове. В этом аттракционном по сути своей жанре сюрреалист Гондри и задышал наконец-то полной грудью, распрощавшись что с философской, что с сентиментальной мелодрамой. Массовая галлюцинанция-хэппенинг на тему кино, который он устроил в "Перемотке", в прокате выглядит совсем уже не массово, хотя, кажется, что небольшое число копий "Перемотки", которые крутят сейчас по московским киноплексам, можно было смело умножать на два. Или даже на три: зал, увидев, как смешны его собственные сны, записанные на древних VHS, смеялся часто и от души.
Кинокадр Ру

Очумелые ручки
Итоги

"Перемотка" американизированного француза Гондри, автора виртуозного фильма "Вечное сияние чистого разума" и сюрреалистической "Науки сна", закрывала Берлинский фестиваль после самого слабого за последние десять лет конкурса. Будто в насмешку над буксующим мировым кинопроцессом зрителям было показано, как из картонных коробок, елочной мишуры, полиэтиленовых пакетов и мягких игрушек можно соорудить популярные фильмы, вместив их сюжет в какие-то двадцать минут. Что это: рецепт модного среди успешных людей дауншифтинга для режиссеров, телевизионные декоративные страсти - как создать шедевр при помощи акриловой краски и трафаретов, - или особо изощренная форма кинокритики?
В заштатном городке чудом сохранившийся видеопрокат дядюшки Флетчера (Дэнни Гловер) переживает не лучшие дни. Муниципалитет решает снести старое здание. Посетителей раз-два и обчелся. А легенде о том, что в этом самом доме родился джазовый пианист Фэтс Уоллер (на самом деле - уроженец Нью-...орка), верят только Джерри (Джек Блэк) и Майк (Мос Деф). Майк - правильный черный парень с высокой моралью и низким IQ. А у Джерри вообще в голове опилки, и, похоже, металлические. Он объявил войну местной электростанции и во время вылазки на вражескую территорию намагнитился так, что стер все фильмы. Майк, которому Флетчер доверил присмотреть за прокатом, в шоке. Ведь одна из главных клиенток, верная по гроб эпохе видео старушка Фэйлуич (Миа Фэрроу), решила наконец ознакомиться с "Охотниками за привидениями". Тогда парни и совершают революционный шаг - они решают переснять этот хит 80-х своими силами. Лиха беда начало. Клиенты хотят посмотреть "Шофера мисс Дэйзи", "Чужого", "Космическую одиссею", "Короля-льва", "Час пик", "Робокопа" и "Кинг-Конга". И вот уже новые версии этих фильмов отданы на суд зрителей. Эта свобода творчества могла бы длиться долго, если бы в городок не приехала адвокатесса, защищающая авторские права при помощи асфальтового катка. Ее возмущение подкреплено тем, что даму играет сама Сигурни Уивер, звезда "Охотников за привидениями" и "Чужого". Погорев на пиратском использовании чужого кино, парни решают создать свое собственное и экранизируют фальшивую биографию джазмена Фэтса Уоллера с участием всех бездельников квартала.
"Перемотку" можно смело пересказывать будущим зрителям, потому что здесь важно не что, а как. На первый взгляд Мишель Гондри задумал сделать нечто для народа и доказать, что искусство принадлежит ему. Однако Гондри вовсе не романтизирует народное творчество, выставляемое на YouTube. Все показанные в фильме "рукодельные" ролики просты обманчиво - их мог снять только суперпрофессионал. А за комикованием стоят сложносочиненные метафоры, представляющие жизнь лабиринтом перформансов, в которые нас втягивают помимо воли. Единственное, в чем мы свободны, - это в нашей памяти. У нее нет копирайта, есть только перемотка, которая может представить давно забытое в новом свете.
Ирина Любарская

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#