Описание фильма

"Смертельный номер"   

Название фильма: Смертельный номер
Смертельный номер
Страна-производитель: Великобритания — Австралия
Английский: Death Defying Acts
Жанр: драма / мелодрама / триллер
Режиссер: Джиллиан Армстронг
В ролях: Кэтрин Зета-Джонс, Гай Пирс, Тимоти Сполл, Сорша Ронан, Аарон Браун, МакКэй Кроуфорд, Фрэнки Мартин
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Когда известный фокусник Гарри Гудини приезжает в Эдинбург и предлагает 10 000 долларов награды любому, кто сможет сконтактироваться с его умершей матерью, красивая, но не отличающаяся честностью медиум и ее "закадычная подруга", а на самом деле — юная дочь, принимают вызов. Чем больше времени Гудини проводит с этой таинственной женщиной, тем больше она его очаровывает. И то, что началось, как простое надувательство, перерастает в нечто гораздо более сложное и опасное.

Женский фокус
Текст: Ксения Рождественская

Фильм "Смертельный номер" с Кэтрин Зетой-Джонс и Гаем Пирсом рассказывает о том, как аферистки-спиритистки пытались обмануть Гарри Гудини.
Умирая, Гарри Гудини сообщил своей жене, что после смерти он явится ей во время спиритического сеанса и произнесет кодовые слова, известные только им двоим, чтобы доказать, что это не шарлатанство. Шарлатанов Гудини ненавидел и пытался, как мог, с ними бороться. Но легенда гласит, что однажды некий аферист заплатил вдове Гудини достаточно, чтобы она подтвердила: кодовые слова были названы, дух ее мужа заговорил. Позже она заявила, что все это неправда, и ее мертвый муж как молчал, так и молчит, но осадочек остался.
Кинематограф — своеобразная версия спиритического стола, стучит, подпрыгивает, бессвязно бормочет. "Смертельный номер" австралийки Джиллиан Армстронг обладает всеми достоинствами хорошего спиритического сеанса: это чистейшее шарлатанство, с красивыми людьми, страшными тайнами и большими деньгами для привлечения публики.
1926 год, Шотландия. Мать-одиночка Мэри Макгарви кормится "психическими" шоу: угадывает мысли собравшихся, помогает им общаться с усопшими и возвращает публике мелкие предметы, украденные незадолго до этого ее дочкой. И очень хочет быть богатой. В город приезжает с представлениями великий Гарри Гудини. Он предлагает $10000 любому, кто сообщит ему последние слова его покойной матушки. Аферистки мама с дочкой решают обаять фокусника и получить деньги. Фокусник, что уж совсем невероятно, попадает под их обаяние.
Из этого могло бы получиться бодрое кино вроде "Престижа" или "Сенсации", на тему магии и ее разоблачения. Но Джиллиан Армстронг — настоящая женщина, а значит, магия интересует ее в последнюю очередь. Любовь для нее гораздо, гораздо важнее: ночь, полная страсти, какие-то неубедительные танцы, устроенные только для Гудини, голый впечатляющий торс героя, приоткрытые губы Кэтрин Зеты-Джонс, призакрытые глаза Кэтрин Зеты-Джонс. (Ядовитый писатель Набоков когда-то говорил про это выражение прелестных, влажных глаз, что ему обычно соответствует "тупое выражение груди, которое простить невозможно".) Изредка Гудини вскрикивает что-то про маму — мамочкой он бредит не хуже героя "Психо", даже возит с собой ее свадебное платье, — но тут же видит приоткрытые губы Кэтрин Зеты-Джонс, и все опять идет к ночи, полной страсти. Фильм называется "Death defying acts", то есть "действия, бросающие вызов смерти", и, похоже, Армстронг всерьез имеет в виду выражение "любовь побеждает смерть". Женщины неисправимы.
Но есть две вещи, ради которых нужно смотреть этот фильм, и это уши Сорши Ронан. Пытливый домашний эльф, четырнадцатилетняя серьезная актриса, она с легкостью переигрывает свою неуклюжую партнершу Зету-Джонс и на равных соревнуется с невозможно обаятельным Гаем Пирсом (он играет Гудини). Все трое зачем-то нужны: Гудини делает историю, девочка делает историю живой, ее мама мешается под ногами и постоянно уводит все в идиотическую, ничем не оправданную мелодраму из серии "вы привлекательны, я чертовски привлекателен".
Кодовые слова произнесены не были, дух Гудини не появился, но его никто и не звал. Джиллиан Армстронг, автор "Маленьких женщин" и "Шарлотты Грей", любит красоту во всех ее проявлениях. Может быть, поэтому из страшноватой фрейдистской истории Брайана Уорда и Тони Грисони (это, между прочим, сценарист "Страха и ненависти в Лас-Вегасе" и "Страны приливов"), о мальчике, который очень сильно любил свою маму, не получилось ни "Престижа", ни даже намека на "Психо". Милый женский роман, не более, весь из натяжек и мелкого безобидного мошенничества. На самом деле Гудини умер не от ударов в живот. Фильм снимали не в Шотландии. Мэри Макгарви никогда не было. Но любовь-то, любовь существует? Ну и все. Это главное.
Кинокадр Ру

Снова на арене 

Иногда, чтобы из старого получить что-то новое, нужно просто хорошенько перемешать ингредиенты. В кулинарной области это может быть чревато последствиями, а вот, например, в кинематографической – часто срабатывает и дает эффект, по меньшей мере, увлекательный.
Любовная авантюра «Иллюзиониста» и подковерная борьба профессиональных фокусников «Престижа» магическим, известным только сценаристам, образом соединились. На выходе получился вроде новый, но удивительно знакомый сюжет. Главные составляющие остались: один фокусник, одна красивая женщина, сильная любовь и элемент соперничества. Сервировано это, однако, иначе.
Великий фокусник Гарри Гудини (Гай Пирс) был известен, в частности, тем, что любил разоблачать всяческих лже-медиумов и проходимцев-спиритов. Тем не менее, как следует из фильма, он был уверен в том, что душа бессмертна, а с духами умерших при желании можно наладить связь. Нужно только уметь. И Гудини решил сделать сразу два, даже три добрых дела: найти настоящего медиума и с его помощью пообщаться с духом покойной матушки, при этом, естественно, выявив и отсеяв как можно большее количество шарлатанов. Тому, кто сможет вызвать маму Гарри из могилы, или хотя бы скажет, что та прошептала сыну перед смертью, Гудини обещает подарить десять тысяч долларов.
В это же время в Эдинбурге, где как раз гастролирует фокусник, проживает некая Мэри (Кэтрин Зета-Джонс), очень красивая, несчастная, но при этом ушлая особа. Вместе с дочерью Бенджи (Сорша Ронан) она промышляет мелким воровством, которое, в свою очередь, помогает ей потом проводить собственные спиритические сеансы. То, как они строят этот совместный бизнес, и даже разговоры, которые они ведут, отсылает еще к одному замечательному фильму – к «Сердцеедкам». Так или иначе, но десять тысяч – солидный куш, и Мэри, не обладая абсолютно никакими спиритическими способностями, смело заявляется к Гудини и просит испытать ее. Бенджи тоже, естественно, палкой не прогонишь, поэтому она вертится рядом, готовая сыграть важную, если не ключевую, роль.
Можно повторить, что «Смертельный номер» - сто раз не нов. Зета-Джонс уже танцевала восточные танцы и ходила в рваных чулках в «Чикаго». И трюк с вырыванием библиотечной страницы заглушали кашлем в кино уже десятки раз. И жизнь великих людей столько же раз сводили к неправдоподобному мелодраматическому эпизоду. Но это - просто красивый и трогательный фильм о любви. С маленькой умницей Соршей Ронан (та вредина из «Искупления»), превосходно сложенным Гаем Пирсом, роскошной Кэтрин Зета-Джонс, грустным Тимоти Споллом, которому наконец-то доверили роль неплохого человека. Разве этого мало?
// Маша Вильямс, afisha.mail.ru

Маменькин сынок
Газета

Сын венгерского раввина Эрик Вайс, который перебрался с семьей в Штаты, взял себе псевдоним Гарри Гудини и стяжал славу одного из самых известных фокусников прошлого века, - давно выбыл из числа ньюсмейкеров. Отнюдь не каждый зритель недавней комедии «Сенсация» понимал, в кого метил шутник Вуди Аллен, награждая своего иллюзиониста-любителя кличкой Чудини. Перед смертью затейник Гудини завещал устроить спиритический сеанс на годовщину своей кончины и предположил, что если кому-нибудь и суждено вернуться с того света, то в первую очередь ему.
«Смертельный номер» представляет собой попытку спиритического сеанса с вызовом духа Гудини, чье физическое возвращение пока что откладывается. Попытка эта очень женская: в фантазии на тему биографии специалиста по освобождениям из наручников, водных камер и чего только можно громче других слышится мотив «ищите женщину».
Из всех известных обстоятельств жизни Гудини главным в фильме становится его болезненная привязанность к матери, чья смерть стала для него тяжелейшим ударом. С этой точки фильм мог бы стартовать в сторону, давно указанную Фрейдом. Но режиссера Армстронг не слишком интересуют психоаналитические изыскания, и она двигает сюжет в другом направлении - навстречу молодой шотландской красотке Мэри Макгарви и ее смышленой дочке Бенжи.
В поисках средств на пропитание авантюристка Мэри пускается во все тяжкие шарлатанского бизнеса, выдавая себя за медиума высшей категории, и не может пройти мимо соблазнительного обещания заезжей звезды Гудини: $10 тысяч тому, кто сможет повторить предсмертные слова его матери. Якобы этих слов никто, кроме убитого горем сына, не слышал. Следовательно, человек, способный их воспроизвести, находится с его усопшей родительницей в спиритической связи - и поможет Гудини установить эту связь самому. Мэри развивает бурную деятельность, пуская в ход женские чары, дочка умело ей ассистирует, а мгновенно все понявший толстяк Шугармен, деловой помощник Гудини, всеми силами старается оградить своего подопечного от посягательств решительно настроенных дам.
Схема, по которой развивается история, жонглирующая реальными и полуреальными фактами, стара как мир и неоднократно бывала в употреблении: если любовь побеждает смерть, то она способна одолеть и гораздо менее сильного врага - например мелкие корыстные мыслишки. Собственно, далеко за примерами в дебри мировой культуры ходить не надо, - достаточно добрести до всем известного «Служебного романа», в котором Новосельцев примеривался к креслу начальника отдела «легонькой промышленности», а в результате получилось, что он воспылал к товарищу Калугиной искренним и сильным чувством. В «Смертельном номере» происходит не совсем то же самое, но и здесь охота за весьма большой по тем временам суммой вызывает к жизни дела сердечные, а не карманные. Фокусник познает любовь, барышня тоже не внакладе.
Джиллиан Армстронг, известная по фильму «Шарлотта Грей» с Кейт Бланшетт в главной роли, проявляет себя в «Смертельном номере» как весьма аккуратная и нисколько не вульгарная сочинительница костюмной драмы в английском духе. Выходец из Австралии Гай Пирс в роли Гудини умеренно эксцентричен, а британский уродец Тимоти Сполл еще ни одного фильма не испортил. Проблема есть только с Кэтрин Зетой-Джонс, которой самой никуда не спрятать своих хищных глаз и нечем восполнить катастрофическое отсутствие обаяния. А режиссер в этом деле оказывается слабой помощницей. Вот и получается, что женские чары, без которых фильм нежизнеспособен, ставятся под большой вопрос. Так что если соберетесь подумать на досуге о причинах неуспеха «Смертельного номера», - ищите женщину.
Дмитрий Савельев

Пол фокуса
Газета.ру

Гарри, который не Поттер, а Гудини (Гай Пирс), приезжает в кинематографичный город Эдинбург. А там помимо старинных замков его уже ждет красивая, но несколько нервозная мошенница-прорицательница Мэри Макгарви (Кетрин Зета-Джонс). Дело в том, что Гудини взялся разоблачать спиритизм (реальный факт его биографии, говорят, из-за этого он даже поссорился с Конан Дойлем, а умирая, оставил жене некий секретный код, который, по логике вещей, должен будет знать и его дух, чтобы исключить попытки медиумов имитировать явление Гудини). Иллюзионист назначил награду в $10 000 тому, кто сможет отгадать последние слова его умершей матери. Чем черт не шутит, пусть и не всякому дано обрести славу Кассандры, но попытать счастья может каждый, что без успеха и делает целая толпа шотландцев, имеющая довольно опосредованное отношение к прорицанию.
И только скромно одетая Мэри, не устраивающая из своего визита фарса вроде представления с чревовещанием, умудряется произвести на Гудини приятственное впечатление.
Никакого волшебства, никаких иллюзий: и Гудини, и Мэри – оба фокусники. Она работает с методом дедукции не хуже Шерлока Холмса, выискивая сведения из жизни посетителей своего шоу, чтобы затем выдать их в доказательство эзотерических способностей. Его номера построены на ловкости рук и маленьких не заметных зрителю хитростях вроде спрятанного во рту ключика к наручникам. Оба умны и красивы: после знакомства с Гудини Кетрин Зета Джонс вылезает из нищенских одежонок и облачается в платья более соответствующие статусу жены Майкла Дугласа.
Поначалу «Смертельный номер» развивается как поединок двух мошенников – возможно, не такой закрученный, как в «Престиже», и не такой элегантный, как в «Невыносимой жестокости», но не лишенный некоторого изящества – изящества добротного дамского романа.
В качестве приятного дополнения в фильме присутствует младшая сестричка из «Искупления» – Саорси Ронан, играющая дочь Мэри.
«Смертельный номер» сняла австралийка Джиллиан Армстронг, до сих пор живущая и работающая на два континента, несмотря на то что давно состоялась в Голливуде и сделала там массу фильмов – от экранизации Луизы Олкотт «Маленькие женщины» с юными Вайноной Райдер и Кирстен Данст до драмы тайного агента «Шарлотты Грэй» с Кейт Бланшетт. В Австралии в ее фильмах начинали многие австралийские, а ныне голливудские актеры, про которых теперь и не вспомнишь, что в США они всего лишь экспаты: Дайан Китон, Мел Гибсон, Джуди Дэвис. За редким исключением большинство фильмов Армстронг посвящены каторжным отношениям женщины с окружающим миром, таковым вначале видится и «Смертельный номер» – история доброй, но бедной матери-одиночки Мэри, которой в силу обстоятельств приходится изображать из себя невесть что.
Не виноватая она.
Судя по отсутствию мужа, наличию ребенка и мимолетным намекам, мужчины вели себя с ней не по-джентельменски, а значит, теперь у нее есть полное моральное право их облапошивать. Поэтому и в поединке между иллюзионистом и прорицательницей закономерно ждешь восстанавливающей мировую справедливость женской победы.
Если бы. Первый час развивающийся как передача «К барьеру», на последней трети фильм пускает такую розовую соплю, что про феминизм и вспоминать-то неловко. Финальные полчаса с экрана не сходят лобзающиеся уста, герои мечутся, обуреваемые чистыми и светлыми чувствами, мокрые ресницы Зета-Джонс проворно нагнетают трагический запал а-ля «Ромео и Джульетта».
Прощальный поцелуй. Еще один. Признание в любви. Слезы. Прощальная ночь. Снова прощальный поцелуй – ну точно последний…
Катарсисом этого безумия становится сцена трогательного единения душ: Мэри падает в обморок в Эдинбурге в тот момент, когда Гудини бьют в живот в Монреале.
Впрочем, будьте внимательны: за розовой завесой не должна остаться сокрытой истина. Женщины – не обманщицы, это называется вынужденная изворотливость (обстоятельства, дети). А вот мужчины, какими красивыми словами их ни называй – Гудини, Копперфильд или иллюзионист, – просто-напросто обычные мошенники. Сегодня есть, а завтра нет. А ручки-то – вот они.
Дарья Горячева

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#