"Австралия"
Название фильма: | Австралия |
|
|
Страна-производитель: | США — Австралия | ||
Английский: | Australia / Untitled Baz Luhrmann Project (Australia) | ||
Жанр: | драма / приключения / военный / вестерн | ||
Режиссер: | Баз Лурманн | ||
В ролях: | Николь Кидман, Хью Джекман, Дэвид Уэнэм, Брайан Браун, Брюс Спенс, Джек Томпсон, Яцек Коман, Билл Хантер, Джон Джаррэтт, Эсси Дэвис, Рэй Барретт, Тони Барри, Дэвид Галпилил, Шон Холл, Бен Менделсон, Барри Отто, Керри Уокер, Мэттью Уиттет, Ва Юэн | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Австралия, незадолго до начала Второй Мировой войны. Английской аристократке Саре Эшли в наследство достается ранчо размером со средний американский штат. Ее земли и скот сразу же становятся предметом хищного интереса соседей-землевладельцев. Чтобы спасти свое имущество Саре придется перегнать 2 000 голов скота, в чем ей помогает австралийский фермер. На пути через огромную безжизненную равнину на их долю выпадет не одно приключение, а город Дарвин — цель их путешествия — тем временем уже подвергается бомбежкам японской авиации.
Где-то над радугой
lenta.ru
Когда Баз Лурман только приступал к работе над фильмом "Австралия", было понятно, что зрителей ждет нечто крайне патриотическое и мелодраматическое. Шикарные пейзажи, несущиеся по австралийской пустыне кенгуру, медлительные коалы и, конечно, любовь невероятной силы на фоне крупного рогатого скота. Однако на выходе получилась хаотическая смесь из "Унесенных ветром", "Перл-Харбора" и "Данди по прозвищу Крокодил", приправленная елейным раскаянием перед коренными жителями континента.
Главные действующие лица:
1. Английская аристократка Сара Эшли (чувствуете, как повеяло классикой?). Дама, решившая пересечь полмира, чтобы уличить супруга в изменах и решить все проблемы большой скотобазы Faraway Downs в глухой австралийской провинции. Характерные черты: ром пить не умеет, паникует при виде собственного кружевного белья в грязи, не знает, как обращаться с детьми, неплохо держится в седле.
2. Гуртовщик Дровер. Просто Дровер. Мужчина, подозрительно похожий на Росомаху, взявшийся помочь леди перегнать полторы тысячи быков в административный центр Северных территорий - Дарвин. Характерные черты: ветеран войны с очень драматической любовной историей в прошлом, любит ром, принципиальный защитник прав аборигенов и большой любитель аборигенок.
3. Метис Нала, от лица которого ведется повествование. Очаровательный ребенок с ангельским голосом, умильным акцентом и поразительным дедушкой-колдуном. Характерные черты: боится представителей власти, знает песни из голливудской классики, умеет одним взглядом останавливать многотысячные стада взбесившихся коров, любит подглядывать за взрослыми, когда те "начинают делать плохо".
4. Нил Флетчер. Главный злодей картины, злодейство которого абсолютно и кристально. К концу фильма, у тех кто доживет, сложится впечатление, что это сам Люцифер. Характерные черты: готов убить любого, кто встанет у него на пути, копьем со стеклянным наконечником. Любит аборигенок, но не их детей.
5. Кинг Джордж. Дедушка Налы и великий колдун. Знает все, оказывается в нужном месте в нужное время и вообще олицетворяет собой Австралию. Характерные черты: по ночам жжет костры и пугает Млечный путь заунывными песнями, ненавидит бледнолицых, но почему-то считает леди Эшли спасительницей земли австралийской.
6. Фильм "Волшебник страны Оз", знаменитая песня из которого в исполнении Джуди Гарланд является единственным осмысленным связующим звеном фильма
Остальные персонажи появляются эпизодически и особой смысловой нагрузки не несут.
Стоит сразу сказать, что сделав ставку на Николь Кидман как самую известную австралийскую актрису современности, Баз Лурман очевидно прогадал. И дело не в актерских способностях, а в абсолютном несоответствии образу. Выглядеть на экране настоящим аристократом невероятно сложно, и далеко не все актеры, независимо от их происхождения и внешности, способны на это. Майкл Кейн, выросший в английских трущобах, может. Николь Кидман - нет. "Аристократические" кривляния Кидман перед камерой наиграны и неестественны.
Итак, мисс-босс, как зовет ее главный рассказчик, прибывает на родину кенгуру, сталкивается с проблемой перегона огромного стада быков в Дарвин и нанимает гражданина Дровера гуртовщиком.
И тут пришли японцы..... Нет, они пришли чуть позже.
Дровер, роль которого сначала предполагалось отдать Расселу Кроу, затем Хиту Леджеру и лишь потом Хью Джекману, своими повадками чрезвычайно смахивает на еще одного известного персонажа тоже австралийского происхождения - Данди Крокодила. Те же мордобои в барах, та же легкость в обращении с животными, та же наивность, та же лояльность к коренным народам. И лишь внушительная мускулатура, которую он столь картинно демонстрирует при свете звезд, является его отличительной чертой.
С Джекманом Лурману несомненно повезло больше, чем с Кидман. Образ крутого мужика, объезжающего диких лошадей и умеющего в то же время небрежно носить белый смокинг на светских раутах, очень ему подходит и абсолютно беспроигрышен, во всяком случае, для женской аудитории. Каким бы очевидным безумием ни отличался сюжет, совершенно все девочки нормальной сексуальной ориентации не раз судорожно сглотнут во время сеанса и с разочарованием глянут на жующего поп-корн спутника.
Итак, колоритная компания, состоящая из главных героев, мальчика-полукровки, старого пьяницы и прислуги гонит стадо в полторы тысячи голов через пустынные земли с одной целью - продать его военным как можно выгоднее. На всем пути, а это много сотен миль, их сопровождает неведомо каким образом поспевающий за всадниками дедушка-колдун, жгущий костры и олицетворяющий собой Австралию. Его завывания, способные свести с ума даже вомбата, периодически достигают слуха мальчика, который вспоминает что он, наверное, тоже колдун, и лезет на дерево, чтобы прервать первый поцелуй леди Эшли с Росомахой.
И тут пришли японцы.... Хотя все же еще не тут.
Дедушка Кинг Джордж, естественно, не единственный, кто следит за компанией. По пятам идут ужасные злоумышленники, стремящиеся во что бы то ни стало помешать выгодной сделке с военными и отобрать у мисс-босс скотобазу Faraway Downs. Их происки эффективны и позволяют героям в полной мере проявить свои способности, а зрителям узнать очередные бесхитростные заимствования. Эпизод, когда ребенок оказывается зажат в ущелье, а на него надвигаются тысячи взбешенных рогов и копыт, и, кажется, ничто уже не может его спасти. Знакомо? Нет, это не "Король-лев", это "Австралия".
К слову, виды самой страны в фильме удручающе посредственны. Однотипные панорамы, в которых ни на секунду не чувствуется любовь к натуре, и очевидные павильонные съемки на фоне компьютерных пейзажей - вот и все, на что сподобился Лурман в своем патриотическом порыве. Использование графики местами совершенно необъяснимо, а ее качество заставляет вспомнить времена, когда в Голливуде снимали "Унесенных ветром". А уж обращение режиссера с кенгуру так вообще должно привлечь внимание природоохранных организаций.
И тут пришли японцы. Да, теперь уже точно.
И начался чистый "Перл-Харбор". Пикирующие звенья "Зеро", горящие корабли на рейде, обожженные лица солдат, испуганные дети, представители бледнолицей аристократии, закончившие свою жизнь без покаяния перед аборигенами, и дедушка Кинг Джордж, стоящий в эпицентре бомбардировки и своей неуязвимостью демонстрирующий непобедимость его великой родины.
Почему Лурман решил сделать бомбардировку Дарвина одним из важнейших элементов картины, остается загадкой. Вполне возможно, чтобы напомнить американскому и европейскому зрителю, что Австралия тоже славно повоевала в годы Второй мировой. А возможно и потому, что ему просто надо было поместить героев в некую очень драматическую ситуацию, которая и проверит силу их чувств. "Титаника" не было, извержения Везувия тоже. Придумать что-то свое, исключительно австралийское, например, нападение утконосов-людоедов, не получилось. Пришлось опять свалить все на бедных японцев.
Почти все героические поступки в картине, естественно, совершаются исключительно коренными жителями. То мальчиком-метисом, то другом Дровера, которого бармен с подозрительным именем Иван не пускает весь фильм в питейное заведение для белых джентльменов, то дедушкой-колдуном. Они благородны, самоотверженны и близки к природе. Белое же население за редким исключением напротив предельно отвратительно и не способно даже на элементарный риск. Столь искреннее желание держаться в рамках политкорректности, может, и делает честь Базу Лурману как гражданину своей страны, но не как режиссеру. Ибо доколе?!
Словом, "Австралия" представляет собой утомительную мешанину из патриотизма, кинематографических штампов, лубочного покаяния, реверансов в сторону огромного количества известных голливудских картин и зарисовок из передач о природе. Единственное, за что Базу Лурману стоит сказать спасибо, так это за напоминание о прекрасном фильме "Волшебник страны Оз". "Где-то над радугой", - поет Джуди Гарланд, и это "где-то" точно не в Австралии.
Андрей Воронцов
Остров сокровищ
Независимая газета
На российские экраны выходит «Австралия» База Лурманна. Создатель «Ромео и Джульетты» и «Мулен-Руж» остался верен своему почерку: при всей своей человечности и даже трогательности, фильм все же похож скорее на яркое шоу, чем на тонкую драму о колониальной любви.
Гордая и предубежденная англичанка Сара Эшли (Николь Кидман) едет в Австралию, где уже давно ведет какие-то хитрые сельскохозяйственные дела ее муж. Ехать надо, в первую очередь, потому, что Европа — в огне Второй Мировой, а Австралия — тихий уголок мира. Но стоит дамочке сойти с трапа, как местные дикари потрошат ее багаж, до усадьбы мужа по ухабам ее везет не знающий версальских манер погонщик скота Дровер (Хью Джекман), а приехав, она находит супруга убитым. Погоревав, мисс Эшли берет его дела в свои руки, выгоняет с фермы злобного управляющего Флетчера (Девид Венхем), который, к тому же, нечист на руку. А вместо него нанимает того самого мужлана Дровера. И вместе они направляются из одного конца владений Сары в другой — гнать толстых быков.
Баз Лурманн — своеобразный виджей. Он не столько снимает свое, сколько микширует чужое. Как какой-нибудь средней попсовости диджей кладет, скажем, народные песни на жесткий дискоритм, так и Лурманн делает всему традиционному, а иногда и избитому прививку клипового монтажа, ярких цветов, нескончаемого монтажа аттракционов. И поступает он грамотно: в качестве основы для такого микширования выбирает, как правило, самые избитые сюжеты: будь то «Ромео и Джульетта» или любовь в ночном Париже, как в «Мулен-Руж». Да и то, что уже второй фильм Лурманн делает с Николь Кидман в главной роли тоже вполне красноречив: пожалуй, она тоже, в некоторой степени, актриса-стереотип, говорим «актриса» - подразумеваем Николь Кидман. Казалось бы, с этими сюжетами сделать что-то уже просто невозможно хотя бы потому, что они вошли в разряд общих мест. Не то что экранизировать на полном серьезе — хотя бы брать за основу картины шекспировскую историю это своего рода дурной вкус. Даром что последний, кто за нее брался до Лурманна — певец всего, что можно обозначить как bad taste, хозяин «Тромы» Ллойд Кауфман. Но для Лурманна законы не писаны. С избитыми сюжетами и закостеневшими жанрами ему интереснее работать.
Нельзя сказать, будто Баз Лурманн начисто отказывается от банальных сюжетов и их «оживления». Здесь — то же стерильное пространство кадра, словно из мультфильма, та же гладкость, завершенность каждой детали — от усов героя до грязи на его ботинках. И то же ощущение подвоха. Просто на сей раз Лурманн работает с жанром, требующим обхождения более деликатного. Сюжет о колониальном романе между белой дамочкой и дикарем давно пора вписать в компанию «Ромео и Джульетты». Отличие одно — сюжет этот сформирован кино. И потому ему не четыреста лет. Но сути это не меняет. Все бесчисленные фильмы о даме, которая приехала в Африку (Индию, Австралию, Папуа Новую Гвинею, наконец) и встретила там позднюю любовь, сделаны по одному шаблону. Бескрайние просторы, печальная музыка фоном, шляпки, пробковые шлемы, кругленькие очки, прокатимся по прерии на грузовике. Каждый из этих штампов Лурманн препарирует старательно и, честное слово, остроумно. На грузовик сажает, помимо дамочки и дикаря, компанию крикливых аборигенов с ружьями и, в довесок, пьяного бухгалтера. Дамочкины шляпки и бюстгалтеры первым делом разрывают и валяют в пыли грубые мужики, упившиеся ромом. Гордость и предубеждение оборачивает банальной строптивостью героини. Одним словом, все, что было в подобном жанре, Лурманн либо упрощает до примитивности, либо ставит под вопрос. Причем до такой степени, что «Австралия» в некоторые моменты вообще смотрится как комедия (чего стоит одно высказывание Дровера, которое тот повторяет по любому поводу: «Тысяча крокодилов»). И если раньше велико было сомнение, издевается он над зрителем и его благостным восприятием фильма, или на полном серьезе тешит обывателя своими изумрудами-алмазами-слезами, то теперь с ним все ясно: это такой тонкий юмор. Шутка.
Иван Чувиляев
Унесенные с ранчо
Газета "Труд"
Сегодня в прокат выходит фильм База Лурмана "Австралия". О том, что любовная история может начаться во время перегона быков через равнину.
Николь Кидман теперь умеет кастрировать бычков. Она специально училась этому малоприятному занятию, чтобы лучше войти в роль английской аристократки Сары Эшли, незадолго до начала Второй мировой войны получившей по наследству огромное ранчо в Австралии. Скотом, доставшимся слабой женщине, сразу начинают интересоваться алчные соседи, и Сара вместе с помощником-фермером гонит большое стадо через унылую равнину в город Дарвин, который уже бомбят японцы.
"Австралия" снята Базом Лурманом, своими фильмами "Ромео и Джульетта" и "Мулен-Руж" заслужившим славу игрока и провокатора. И новый фильм этой славы режиссера не лишит: силуэты на фоне неба, старомодные титры, классический поцелуй в диафрагму - "Австралия", как и хотел Лурман, прежде всего напоминает "Унесенных ветром", но заинтересованные люди найдут цитаты и из других старых фильмов. Впрочем, изучать историю кино по "Австралии" не надо: как считает Николь Кидман, этот фильм прежде всего "интересный и забавный".
Возможно, роль Сары станет последней в кинематографической жизни актрисы, которая уже заявила о своем уходе из кино. Кидман немного жалеет, что ее партнером по фильму не стал добрый друг Рассел Кроу (в Австралии оба актера признаны национальным достоянием). Но Лурману пришлось пригласить на роль фермера другого австралийца - Хью Джекмана, поскольку Кроу был невероятно возмущен предложенным гонораром и, уходя, бросил: "Заниматься благотворительностью я не собираюсь!"
Интервью Николь Кидман:
"Я хотела сыграть в потрясающей истории, похожей на мою собственную"
- Ваша героиня леди Сара Эшли открыла для себя Австралию. А вы?
- Я часто думала о том, что мне надо посмотреть, что же собой представляет северная часть Австралии. А во время съемок мне представился такой случай, так как моя героиня должна была перегнать около 2 тысяч голов скота за тысячи миль от своего ранчо в город Дарвин. Там она попала под массированные бомбардировки со стороны японских военно-воздушных сил. Когда японские самолеты улетели, Дарвин был разгромлен: большая часть кораблей была потоплена, аэродром горел, а жители покинули город, опасаясь нового налета. А ведь я об этом даже не знала, поэтому для меня съемки в фильме стали еще и уроком истории.
- Вы как-то сказали, что вели дневник во время съемок "Австралии". Собираетесь ли опубликовать его?
- Когда я только начала вести дневник, то собиралась его опубликовать. Но потом подумала, что это слишком личное. Я дала кое-кому почитать отрывки из него, но остальное держу в секрете. Скажу только, что я давно хотела сыграть в потрясающей любовной истории, похожей на мою собственную, и я сделала это.
- Вы великая путешественница - родились на Гавайях, выросли в Австралии, а потом жили во многих странах мира, где снимались ваши фильмы.
- Я давно живу на чемоданах, поэтому легко согласилась переехать в Нэшвилл, штат Теннесси. Я уже давно присматривала место, чтобы осесть. Думала об Орегоне потому, что люблю жить на природе и активно использовать все ее прелести. Когда в моей жизни появился Кейт (Кейт Урбан - кантри-певец, второй муж Николь Кидман. - "Труд-7"), он сказал: "Я живу в Нэшвилле. Давай я покажу его тебе - вдруг понравится?" И он оказался прав. Я не ожидала увидеть ничего особенного, но мне там понравилось.
- Несмотря на то, что ваша родня в Австралии, вы рожали в Нэшвилле?
- Я надеялась, что они поймут меня. Для Кейта очень важно, что его дочь родилась там, где он прожил практически всю свою жизнь. И я надеюсь, что Сандэй Роуз будет говорить с южным акцентом и гордиться тем, что родилась в столице кантри-музыки.
- Вы боялись рожать?
- Да, я очень волновалась, начитавшись разных страшных историй про двухдневные схватки. Но все прошло более-менее гладко, а главное, Кейт был рядом со мной все время, только что сам не рожал. А потом мы были все вместе с дочкой. Персонал госпиталя отнесся к нам очень хорошо, и мы практически не разлучались.
- Вы ведь его тоже поддержали, когда он взялся за старое, - определили в реабилитационный центр, постоянно навещали и поддерживали.
- Алкогольная зависимость широко распространена в нашем обществе. И она может расстроить любые взаимоотношения. Но когда вы боретесь с ней вместе, это, наоборот, скрепляет отношения. Очень легко делить удовольствие. Но когда люди вместе переживают несчастье, то это их сильно объединяет.
Галкина Галя, Сергеева Жанна
И все время что-то напоминает
Газета "Труд"
В своем новом фильме-миксе "Австралия" Бэз Лурман демонстрирует, что умеет снимать практически все.
"Истинная леди не знает, что и когда может ей понадобиться" - таким образом леди Эшли (Николь Кидман) пресекает любого рода намеки по поводу количества ее чемоданов. Бэз Лурман, снимая "Австралию", запасся не хуже истинной леди, используя то песни шаманов-аборигенов, то силуэты влюбленных на фоне заката, то угрожающе гудящие самолеты, летящие бомбить островок со священником и детьми, то диалог, неоспоримо свидетельствующий о грядущей любви героев: "Вы - животное!" - "А вас никто никогда не захочет!" В первой части фильма героиня Николь Кидман, сопровождаемая мужественным гуртовщиком (Хью Джекман), мальчиком-полукровкой с магическими способностями и малочисленной группой помощников, гонит большое стадо быков со своего ранчо в город Дарвин. Здесь можно любоваться волшебными австралийскими видами (и кенгуру, как же без них), наблюдать, как леди пьянеет и учит своего брутального спутника фокстроту, переживать за судьбу несущихся к пропасти быков и убеждаться в том, что погибнут именно те персонажи, которые в самом начале казались для этого предназначенными.
После прослойки из некоторого количества идиллических кадров, наполненных поцелуями под дождем и веселым детским смехом, следует печальная часть. Гуртовщик, убоявшись превращения в женщину, уезжает, на обложках журналов появляется слово "война", малыша увозят, согласно колонизаторской традиции отбирать полукровок у родителей и воспитывать христианами, а мясной король Флетчер (Дэвид Уэнем), любящий в свободное время отрывать крылышки у мух, старается забрать у леди Эшли ранчо. Но тот, кто видел начало картины, ни на мгновение не усомнится в том, что все пожары отпылают, все скупые мужские слезы канут в землю и все опять будет хорошо.
Уйма цитат, клише и жанров, где преимущество, несмотря на ряд суровых сцен, все же отдается мелодраме и комедии, смешаны будто специально, чтобы удовлетворить какую-нибудь дамочку, которой хочется одновременно большого, но маленького, красного, но синего, и чтобы все это еще было вкусно и что-то напоминало. "Австралия" и вправду похожа на жевательную резинку с неповторимо долгим вкусом сладких ягод и фруктов, которой можно занять себя на какое-то время - в данном случае на два часа сорок пять минут. Утешает тот факт, что реальная жвачка за это время превратилась бы во что-то уж совсем невообразимое.
Сергеева Жанна