"Крепкий орешек "
Название фильма: | Крепкий орешек |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Крепкий орешек | ||
Жанр: | драма / мелодрама | ||
Режиссер: | Теодор Вульфович | ||
В ролях: | Владимир Абрамов, Лидия Драновская, Любовь Калюжная, Надежда Румянцева, Виталий Соломин, Юрий Сорокин | ||
Год выпуска: | 1967 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
Вышедшей в июне 1968 года, за два месяца до вторжения в Чехословакию, этой мосфильмовской картине по сценарию еще не ставшего эмигрантом Ефима Севелы (через полгода успела появиться на «Беларусьфильме» другая сочиненная им комедия о солдате на войне — «Годен к нестроевой», тоже имевшая неплохой прокат) досталось, что называется, на орехи. Массовый успех нередко становился чуть ли не смертным грехом — а на «Крепкий орешек» легче было нападать еще и потому, что он уступал по художественному уровню ленте «Женя, Женечка и «катюша», выпущенной почти за год до этого. Герой фильма Теодора Вульфовича, лейтенант Грозных, был назначен после госпиталя командиром отряда ПВО, обслуживающего аэростаты (здесь есть перекличка с «Беспокойным хозяйством»), но в его подчинении оказались одни женщины. Напомним, что тогда не была еще написана повесть «А зори здесь тихие... » Бориса Васильева и тем более не существовало ее экранизации — самой популярной в советском кино ленты о войне, если не считать все-таки приключенческий «Щит и меч». В молодого лейтенанта влюбляется взбалмошная Рая Орешкина, они вместе случайно попадают на аэростате в тыл врага и без сомнения обязаны совершить там доблестный воинский поступок. Знаменательно, что «Крепкий орешек» подвергся разносу так же, как эксцентрические «Опасные гастроли» и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», в которых революционеры-подпольщики и красные комиссары выглядят уже комиксово-пародийными персонажами. «Шестидесятническое вольнодумство», проявленное даже в попытке расширения чересчур узких жанровых рамок советского кино, в 70-е годы было успешно искоренено. Дозволялись среди занимательных жанров лишь истерны и фильмы о разведчиках и шпионах, а в основном о революции и войне надлежало снимать картины, подобные «Посланникам вечности» и «Товарищу генералу» (следующие работы «провинившегося» Вульфовича). (Энциклопедия КИНО. Сергей Кудрявцев)