Описание фильма

"Подмена"   

Название фильма: Подмена
Подмена
Страна-производитель: США
Английский: Changeling, The
Жанр: драма / детектив
Режиссер: Клинт Иствуд
В ролях: Анджелина Джоли, Эми Райан, Джон Малкович, Колм Фиори, Девон Герхарт, Рики Линдом, Джеффри Пирсон, Зак Миллз, Джеффри Донован, Майкл Келли, Питер Брайтмайер, Уильям Чарлтон, Райан Кутрона, Ян Деверо, Дэйл Дикки, Эрика Грант, Джеффри Хатчинсон, Мишель Март
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Основанная на реальных событиях 1928 года история о матери-одиночке (Джоли), у которой исчезает девятилетний ребенок — а потом находится, но какой-то не тот. Иствуд, окончательно переквалифицировавшийся из экранного полубога в режиссера больших американских трагедий, — и в этом качестве еще ни разу, кажется, не промахнулся. 

   Клинт Иствуд, сняв «Подмену», в очередной раз мощно подтвердил свою репутацию автора настоящих американских трагедий, сумев при этом показать истинное — и прекрасное — лицо Анджелины Жоли-актрисы.  В начале весны 1928 года из дома семьи Коллинз пропадает девятилетний Уолтер. Через 5 месяцев полиция Лос-Анджелеса громогласно объявляет,  что нашла мальчика в штате Иллинойс, но при встрече на вокзале Кристина Коллинз (Анджелина Жоли) понимает, что привезенный — не ее сын. Попытавшись заявить об этом, она оказывается в центре скандала, в результате которого ей придется пройти через все круги ада: давление со стороны властей, принудительная психушка, клеветнические нападки и — полная неизвестность касательно настоящей судьбы своего сына. Трагизма добавляет и развивающаяся паралельно ситория со случайным разоблачением серийного убийцы, на руках которого смерть 20-ти детей...

   Снимая «Подмену», Иствуд, с одной стороны, попадает на новую для себя территорию исторического триллера-нуара в стиле «Черной орхидеи» или «Секретов Лос-Анджелеса», с другой же оказывается на подготовленной самим собой почве — его «Таинственная река» в чем-то затрагивает те же проблемы: тут и коррумпированная полиция, и темная сторона человеческой души, и приблизительно такой же антураж городских джунглей. Как всегда Иствуд ставит для себя высочайшую планку — и  уверенно берет высоту: жесткая сценариная конструкция, уверенная режиссура, невероятный (не по именам, но по уровню работы) актерский ансамбль, безупречно стильный визуальный ряд в сочетании с идеальной поддерживающий этот ряд музыкой (композитор — Клинт Иствуд) не может оставить равнодушным ни одного зрителя. Вот только бы американского пафоса поменьше (хотя чего ждать от одного из очень немногих живых воплощений старого доброго американского духа, каковым является Иствуд) да финал погорче (нет, нет, хэппи-энда там нет и в помине). Хотя и эти претензии снимаются тем, как Иствуд сумел поработать с Аджелиной Жоли. Глядя на нее в этой роли, охотно понимаешь, что имел в виду режиссер, говоря по отношению к Жоли о возврате к женщинам сороковых: «Мне кажется, в те времена она бы прославилась не меньше Кэтрин Хэпберн, Бетт Дэвис и Ингрид Бергман». Спасибо, Клинт!

 Действие фильма происходит в конце 20-х годов прошлого века в рабочем пригороде Лос-Анджелеса. Похищенный из дома своей матери мальчик возвращается через несколько месяцев. Однако мать (Анджелина Джоли) считает, что перед ней не ее сын, а совсем другой ребенок.

За кадром

В переводе с английского давшее название фильму слово "changeling" означает дитя волшебного существа — эльфа, тролля или фэйри — которое те оставляют взамен похищенного человеческого ребенка. Сама же история основана на трагических событиях, имевших место между 1928 и 1930 годами в Лос-Анжделесе, когда десятилетний Уолтер Коллинз таинственно исчез из дома. Вслед за ним пропало еще несколько детей — все они были замучены и убиты серийным маньяком Гордоном Стюартом Норкоттом. Позже, некий юноша по имени Артур Хатчинс заявил, что он и есть Уолтер Коллинз, счастливо переживший покушение. Мать Коллинза отказалась его признать, была подвергнута давлению полиции и помещена в психиатрическую клинику. Лишь после этого Хатчинс сознался в обмане.

Впрочем, режиссер Клинт Иствуд потребовал убрать из фильма титры "основано на реальных событиях".

Цитаты

"Важно лишь одно — хорошая ли это история и хорошо ли она рассказана". Клинт Иствуд

Двое против системы
Новые Известия

Трехкратно номинированная на «Оскар» картина Клинта Иствуда «Подмена» – классическая американская драма о борьбе одиночек с представителями власти, заканчивающаяся победой первых. Но новая картина не просто воспроизводит действительную историю 1928 года, связанную с похищением ребенка, а вскрывает механику насилия, которое институты государства совершают над индивидом.
Вернувшись с работы, телефонистка Кристин Коллинз не обнаруживает дома своего девятилетнего сына Уолтера. Через полгода проволочек полиция торжественно объявляет, что нашла пропавшего ребенка. Найденыш похож на похищенного и называет ее мамой, но та твердит, что это не ее сын. И все попытки несчастной доказать, что подсунутый ей мальчик – самозванец, разбиваются о непоколебимую уверенность представителей власти, родственную той, которую высказывали железнодорожные служащие в стихотворении Маршака, уверявшие, что «за время пути собачка могла подрасти». Но в гораздо более жутком варианте – сначала Кристин обвиняют в стремлении уклониться от материнских обязанностей, а потом объявляют сумасшедшей. Сделать это тем легче, что она действительно, кажется, не в себе, а сила давления сверху такова, что и человеку с более крепкими нервами можно рехнуться от уверенности и безапелляционности, с которой власть утверждает, что черное – это белое. Позволяя этому нахрапу излиться в зал, Иствуд по существу проверяет зрителей на внушаемость, позволяя сомнению просочиться в их души – ну, не может же быть, чтобы столь высокопоставленные чиновники, облеченные доверием множества людей, настолько изолгались?! Оказывается, может. А чтобы их даже не пытались изобличить, бросают телефонистку в психиатрическую лечебницу с персоналом типа сестры Гнусен из «Полета над гнездом кукушки», пригрозив бессрочным заключением и лоботомией, если мать не откажется от претензий к полиции.
Коллинз наверняка сгинула бы в больнице, но в дело вмешивается священник местной церкви, который поднимает на ее защиту общественное мнение. Героиню вынуждены освободить, и она вместе с пастором начинает процесс против полиции и городских властей. В конце концов, правосудие торжествует, и мгновения его торжества вызывают, как в лучших американских фильмах, сильный душевный подъем. Но, как ни удивительно, впечатление бессилия человека перед машиной власти и добра перед злом остается. Причем оно гораздо тягостнее, чем в памятном фильме Балабанова «Груз 200», где морок рассеивался очевидным неправдоподобием обстоятельств и заведомо ложным извещением, что «фильм основан на реальных событиях» – при том, что советский властный произвол был страшнее американского по причине бесконтрольности снизу. Иствуд, кстати, потребовал убрать из титров эти самые слова «based on true story», заявив, что «важно лишь одно – хорошая ли это история и хорошо ли она рассказана».
История, бесспорно, душераздирающая и хорошо сыгранная, хотя простодушные российские зрители и не могут свыкнуться с тем, что видят на экране Анжелину Джоли не в образе Лары Крофт, а в роли мадонны, у которой похитили младенца. И всячески иронизируют над заокеанской суперзвездой: и губы у нее, мол, не материнские, и глаза слишком слезоточивые, и выражение лица застывшее – как будто ожидали увидеть собственную мать, а Иствуд подменил ее девицей легкого поведения, которая изображает святую. Американцы то ли оказались толерантнее, то ли с самого начала не смешивали Джоли с ее героинями – и спокойно номинировали на «Оскар».
Вторая закавыка – Джон Малкович, которого втиснули в шкуру положительного пастора, хотя этому актеру, изумительно играющему сложных героев, можно было предложить не столь однозначный образ, а роль упертого полицейского капитана Джонса, очень недурно исполненную Джеффри Донованом. Но Иствуду, похоже, не нужны были индивидуальные характеры – ему нужны были социальные типы, психологически более бедные, чем индивиды, но зато непосредственно обобщенные. Что же касается качеств рассказа, то режиссер все делает так, как надо, только чуть-чуть затягивает эпизоды и не уверен в том, что знает момент, в который нужно поставить точку. Но это не тот счет, который имеет смысл предъявлять 75-летнему Клинту Иствуду, который живет в несколько ином времени, чем большинство зрителей, и имеет право предложить им свой темпоритм.

Виктор Матизен

Старомодная трагедия
Время новостей

Это подлинная история -- такого рода сообщение все чаще предваряет произведения, прежде увлекавшие вымыслом. Роман ли, фильм ли, если в их основе лежат «реальные события», интерес публики обеспечен. Клинт Иствуд получил в руки готовый сценарий, написанный по мотивам преступления почти вековой давности -- нашумевшего, но с тех пор напрочь забытого. Сценарист Джозеф Майкл Стражински разузнал все подробности, съемочная группа облекла их кинематографической плотью. В главной роли -- Анжелина Джоли, сменившая амплуа гламурной модели на социальную героиню. В маленьких шляпках и струящихся платьях с заниженной талией, эффектно скрадывающих полноту своих обладательниц в 20-е годы, нынешняя красавица смотрится изможденной и слишком худощавой... Но для ее персонажа внешность не имеет значения -- она мать, причем мать, оказавшаяся в трагической ситуации. Один маленький намек на ее женскую привлекательность -- шеф телефонной компании, где она служит, смотрит на подчиненную с симпатией... но ей не до того, она должна искать своего ребенка, исчезнувшего в один ужасный день и с тех пор так и не появившегося.
История, которую Стражински раскопал в архивах Лос-Анджелеса, на самом деле поражает нагнетанием чудовищных подробностей. Для вымысла это было бы чересчур, но раз история реальна -- тогда другое дело.
Девятилетний мальчик пропал -- то ли ушел из дома сам, то ли был похищен. Полиция его разыскивает и спустя полгода находит. Счастливая мать торопит встречу, но вот ребенок выходит из вагона поезда, и -- о ужас -- это не ее сын. То есть мальчик фальшиво-весело кричит: «Мама!» и раскрывает объятия, но он совсем не похож на настоящего Уолтера. Однако дружелюбный капитан полиции подталкивает -- возможно, вы просто не узнали его, он так изменился, и ему ведь некуда больше пойти. И -- тут большинство скептиков задает вопрос «почему?» -- миссис Коллинз соглашается взять ребенка домой и не сопротивляется, когда полицейские просят ее сфотографироваться с «сыном». На самом деле это как раз можно объяснить -- давление авторитетных лиц, стресс, ужас, растерянность. К тому же так было на самом деле, это же «реальная история». В Лос-Анджелесе в 1927 году полиция действительно всучила несчастной матери чужого ребенка, суд это доказал. Полиции хотелось лучше выглядеть перед налогоплательщиками, которые под воздействием радиопрограмм одного весьма красноречивого пастора уже начали задумываться -- а так ли хорошо стражи порядка справляются с работой? А единожды солгав -- коготок увяз; опасаясь скандала, полицейские решили упрямую мать (она не только не пожелала успокоиться, но еще и начала водить дитя то к учительнице в школе, то к дантисту в поисках объективных доказательств того, что ребенок, которого ей вручили, не ее сын) отправить в психиатрическую клинику. В полиции, как потом выяснилось, это уже проделывали не раз, но тут номер не прошел, женщина успела заручиться поддержкой правозащитников, которые подняли шум.
Но это только одна часть истории. Другая сама по себе достойна экранизации...Можно было бы снять еще один фильм о маньяке, который собирал детей по окрестностям, используя как приманку своего малолетнего родственника, а затем держал их у себя на ранчо, где время от времени садистски убивал. Известно об этом стало случайно, задержанный по другому поводу парнишка не выдержал и рассказал всю правду. На удаленном ранчо обнаружили части тел убитых, а вот был ли среди них Уолтер, так и осталось загадкой...
Иствуд снял эту душераздирающую, но совершенно невнятную историю так, как это бы сделали в годы его юности: просто, спокойно, без раздумий и со всеми стереотипами, которые только можно себе представить. Оказалось, что стереотипы отлично действуют на людей и сегодня, если использовать их без суеты. И вправду, зачем искать что-то новое, когда уже есть отличные кинематографические образы, выразительные и понятные всем. Вот страдающая мать сидит на детской кровати, прижимая к себе плюшевого мишку. Слезы умиления и сочувствия. Вот злодей-психиатр отдает приказ: «В процедурную», и санитары привязывают несчастную жертву к столу, а садистка-сестра берет в руки электрические провода. Со времен «Полета над гнездом кукушки» такие сцены вызывают гнев и ненависть к угнетателям. А тут как раз толпа правозащитников с Джоном Малковичем во главе -- именем закона, откройте! И как положено, в последний момент успели. Вздох облегчения.
Стражински до этого сценария занимался сериалами и анимацией, а также писал фантастические рассказы, опыта работы с документальным материалом у него нет. Видимо, поэтому документальная история выглядит в его исполнении как телевизионный сериал, упакованный в стандартный формат. Одна серия заканчивается, начинается следующая, где о предыдущих событиях уже забыто.
С того момента, когда героиню Джоли отвязали от пыточного стола, она уже почти не интересна ни сценаристу, ни режиссеру -- внимание переключено на маньяка. Но времени мало, фильм и так идет 144 минуты, надо торопиться, поэтому историю серийного убийцы дают уж совсем пунктиром, а о судьбе двадцати загубленных детей и речи нет. Некогда -- их символизирует один, тот, что, как потом выясняется, остался жив... Я уж не буду дальше излагать сюжет, и не из страха разрушить впечатление тех, кто фильма не видел, а потому что начинается такое нагромождение событий, следующих с необыкновенной скоростью, что потребуется не рецензия, а целый роман.
Вообще-то многие после показа фильма в Канне говорили про социальную составлявшую. Дескать, Иствуд снял фильм о подвиге рядового гражданина, сумевшего не испугаться и противостоять системе. Но, во-первых, самого противостояния в фильме нет, как нет и системы: один злодей-начальник быстро сдает другого злодея-подчиненного, как только дело предано гласности, а саму миссис Коллинз скорее использует в своих целях благородный пастор, который, как сказано в заключительных титрах, так до конца жизни и продолжал обличать коррупцию в полицейских кругах, но уже за рамками сюжета. В чем причина полицейского сговора? Почему эти опереточные злодеи, говорящие, как уверяет сценарист, реальными фразами из протоколов допросов, устроили инсценировку такой сложности? На что они надеялись, если заранее знали, что всучат матери чужого ребенка? Но в этой конструкции все строится не на разуме, а на чувствах; любой вопрос грозит крушением всех наспех наведенных связей, однако в целом все как-то работает.
Это и есть самое загадочное и самое замечательное -- несмотря на все нестыковки, пропуски, натянутости, фильм впечатляет, вызывает сочувствие, шокирует и даже вызывает гражданские чувства: кому что. Дело скорее всего в старомодно-добротной форме, вызывающей ностальгию по старому доброму кино, где все и впрямь было впервые. Без всякой иронии, без само- и просто пародии. Сегодня оказывается, что достаточно тронуть те же струны, но сделать это надо без всякой задней мысли, с той же серьезностью, с какой это происходило, когда люди еще верили -- кино, оно рассказывает правду. Даже если в его основе нет реальной истории.
Алена Солнцева

Гнев, о Богиня
Страна.Ru

Америка, 30-е годы. Одинокая эмансипэ Кристина Коллинз (Анджелина Джоли) утром делает сыну сандвичи с арахисовым маслом, целует его в лобик и идет на телеграф, работать. Вернувшись вечером, сына Кристина дома не обнаруживает - и, закусив дрожащую губу, начинает звонить по всем инстанциям. В полиции к тревоге одинокой женщины относятся традиционно равнодушно: говорят «погуляет-вернется» и отказываются заводить дело. Спустя месяц, устав от бесконечных истерик и визитов г-жи Коллинз, работники органов устраивают торжественное, с прессой, «воссоединение семьи» - возле монументального паровоза Кристине радостно вручают какого-то чужого угрюмого беспризорника. А на протестующие крики несчастной женщины «Это не мой ребенок!» хладнокровно отвечают «Вы его просто не видели давно, да и нервишки у вас пошаливают». Поняв, что помощи от «защитников общества» ждать не приходится, Кристина Коллинз разворачивает масштабную медиа-войну, пытаясь добиться если не возвращения сына, то хотя бы справедливости.
Фильмы Клинта Иствуда – совершенно особая веха современного кинематографа. Применительно к его картинам стандартные критерии оценки бессильны: Иствуд снимает планами, проверенными еще кинематографом пятидесятых, вопреки всем тенденциям во главу угла ставит рассказываемую историю, а для придания ей большей трагичности использует такие драматические приемы и сюжетные перипетии, за которые любого другого окрестили бы пошляком и навсегда забыли. Не исключение и «Подмена»: чужие дети, злые стражники, прекрасная и храбрая мать… Все, кажется, настолько заточено под «вышибание слезы», что ничем, кроме как изощренной придумкой человеческого разума, быть не может. Как бы не так: Кристина Коллинз – реально существовавшая женщина, и восемьдесят лет назад ее пропавший сын действительно был подменен работниками полиции.
Возможно, в этом и заключается сила и феномен кинематографа Клинта Иствуда: каждую, даже самую безумную, историю он снимает с непоколебимой верой в ее теоретическую жизненную реальность. Сидя в режиссерском кресле, Иствуд не позволяет себе разбрасывать по материи фильма дурацкие ухмылочки – но его серьезность является не ограниченностью педанта, а суровостью истины. Он не щадит никого – ни мать, ни подсудимого, ни в общем милого, но ленивого полицейского, ни даже детей. В нашем довольно-таки диком цивилизованном мире дети могут быть такими же жестокими и грешными, как их отцы, - все зависит от обстоятельств. Отличия если и есть, то в степени боязни: идя на небогоугодное дело, дети просто трясутся несколько больше – потому что еще верят в постулат «Боженька любит нас».
Что характерно – все эти темы мировой несправедливости, природной испорченности человеческой натуры и естественного несчастья, на которое обречены лучшие из нас, поднимаются Иствудом будто непреднамеренно, сами собой вытекают из сюжетной линии. Его фильмы – в чистом виде античные трагедии; нет разве что хора, взывающего небесный рок. Но глубина проблем и монументальность героев унаследованы, конечно, напрямую с Олимпа.
Вину можно смыть только кровью, а разгневанная Мать и на смертном одре будет призывать устрашающих фурий отомстить обидчику ее детей и всей его проклятой семье.
Дарья Гаврилова

Ошибка последнего голливудского гуманиста
Независимая газета

Фильм Клинта Иствуда «Подмена» стал одним из главных событий последнего Каннского фестиваля. Во-первых, из-за фигуры самого Клинта Иствуда – легенды, классика и, пожалуй, единственного уцелевшего практикующего гуманиста. Во-вторых, из-за Анджелины Джоли, сыгравшей в картине главную роль – трагическую и не характерную для этого символа голливудского гламура.
По словам Иствуда, как только он прочитал сценарий Майкла Стражински, решил снимать фильм незамедлительно. Сценарий его потряс. В первую очередь потрясла история. А история – уже полфильма.
История эта действительно случилась в Лос-Анджелесе в 20-е годы прошлого столетия. У одинокой матери, телефонистки Кристины Коллинз, похитили 9-летнего сына Уолтера. Полгода полиция его искала и в конце концов, чтобы не портить статистику, под победный глас фанфар подсунула матери мальчишку-беспризорника под видом найденного Уолтера. Попытки Кристины доказать, что это вовсе не ее мальчик, привели ее в психиатрическую лечебницу. Однако женщине с помощью друга-пастора (Джон Малкович) удалось доказать, что в окрестностях орудует серийный убийца, жертвой которого стал Уолтер и десятки других мальчиков.
Все это произошло в действительности, и фильм предваряет титр: «Реальная история». Не «Основано на реальных событиях», как пишут обычно в таких случаях. То есть перед нами абсолютно документальная история, настаивают авторы фильма. Многочисленные перебивки хроникой тех лет, пестрящие газетные заголовки с именами Кристины и Уолтера Коллинзов, завершающий аккорд – сообщение про массовые увольнения высших полицейских чинов, замешанных в скандале с делом Уолтера Коллинза. Хрупкая женщина победила Систему.
Вообще Клинт Иствуд вне подозрений. Кроме во многом спекулятивной «Малышки на миллион», его последние работы – «Таинственная река», «Письма с Иводзимы» и теперь вот «Подмена» – это произведения, вызывающие ассоциации с древними сагами или древнегреческими трагедиями, где добро и зло не сплетались в одном клубке, а встречались в открытом поединке. У Иствуда не бывает полутонов, он четко знает, где добро, а где зло, и всеми доступными ему средствами пытается потворствовать добру. Это заслуживает уважения, это действительно достойно даже с учетом того, что как режиссер Иствуд никак не гений. Профессионален и честен – это да. За то и любят. Впрочем, это уже немало.
Замечательно воссозданная милейшая атмосфера начала 20-х, солнечные лос-анджелесские предместья, хорошая музыка (написанная самим Иствудом) – аккуратно, с дотошной любовью составленный фон, ринг, на котором развернется жестокая схватка решительной женщины и коррумпированной полиции. Женщина пройдет все круги ада, но не сломается и победит. И ее сила помимо материнской любви будет на протяжении всего фильма подпитываться самим Иствудом – пастор в исполнении Малковича здесь явно для того, чтобы обозначить присутствие в фильме самого режиссера. Пастор – это альтер эго Иствуда, это ретранслятор его мыслей и его позиции. Хотя, откровенно говоря, не очень понятно, зачем он ему здесь понадобился – самого Иствуда повсюду в фильме так много, что его «Альтер» уже не очень уместен. Однако Иствуд еще и чтит законы жанра. В настоящей голливудской драме-детективе герой не должен быть один. Обязательно неподалеку есть еще кто-то, с чьей помощью герой находит справедливость. А Иствуд – режиссер голливудский по духу и букве, и все голливудские штампы один за другим выскакивают из его заначки в нужный момент. Но хороший режиссер отчасти тем и отличается от плохого, что использует штампы именно в нужный момент.
И именно там, где Иствуд решает опрокинуть стереотип, он терпит неудачу. Доверив Анджелине Джоли трагическую психологическую роль безутешной матери-правдоискательницы, он недооценил значение штампа. А именно: Джоли не настолько великая актриса, чтобы суметь сломать стереотип восприятия самой себя как первой голливудской гламурной дивы. Она очень, очень старается, и видно, что Иствуд на ней чуть не надорвался, оттачивая вместе с ней ее новый имидж. Получилось, как монумент Родины-матери: мощно, дорого, но ни на родину, ни на мать, ни просто на женщину не похоже. И в итоге констатируешь: какая все-таки молодец эта Лара Крофт, расхитительница гробниц, старается-то как в роли матери!
Это, пожалуй, единственная ошибка последнего голливудского гуманиста. Но очень обидная, потому что, окажись на месте Анджелины Джоли кто-нибудь менее вызывающе гламурный и более талантливый, фильм получился бы исключительно сильным. А так – просто добротным.

Екатерина Барабаш

Сила в правде
Газета "Труд"

Фильм Клинта Иствуда "Подмена" рассказывает о том, что существуют люди, способные превращать безнадежность в надежду
Автор сценария "Подмены" Джей Майкл Страчински провел год, изучая историю маньяка Гордона Норкотта, похитителя и убийцы детей. Лос-анджелесская полиция списала дело, заведенное в конце 20-х годов прошлого века, в архив, его намеревались уничтожить, и если бы не сотрудник полиции, пригласивший Страчински покопаться в архиве, об этом деле благополучно бы забыли.
Его могли и вовсе не завести. Когда бы не детектив Лестер Ибарра (Майкл Келли), который работал в то время и занялся показаниями подростка, которого Норкотт заставлял помогать ему, несмотря на то, что начальство приказывало детективу свои изыскания прекратить. Когда бы не пастор пресвитерианской церкви Густав (Джон Малкович), всей душой ненавидевший полицейский произвол и боровшийся с ним при помощи прихожан и прессы. Когда бы не мать-одиночка Кристин Коллинз (Анджелина Джоли), которой вместо потерянного сына Уолтера полицейские привели другого мальчика, а когда она отказалась его признать, поместили в психиатрическую лечебницу: и историю этой женщины Страчински сделал основной в очень густом, насыщенном эмоциями и персонажами фильме Клинта Иствуда.
Тот согласился снимать "Подмену" сразу же, едва прочитав сценарий: эта история словно была написана для того, чтобы встать в его фильмографии в один ряд с "Малышкой на миллион" и "Таинственной рекой" - в ней нет радости, но есть дорога к ней; и человеческое бессилие, которое Иствуд исправно показывает в своих картинах, не оборачивается полной беспросветностью. Пастор спасет Кристин из лечебницы, ее сестра по несчастью спустя семь лет найдет сына, которому удалось сбежать с кровавого ранчо Норкотта, и тонкогубого капитана Джонса (Джеффри Донован), травившего Кристин, отстранят от должности. Все пройдет согласно принципу семьи Коллинзов: "Никогда не начинай драку, но всегда ее заканчивай" - точнее, почти все. Потому что Кристин будет по-прежнему звонить в департаменты разных штатов, занимающиеся пропавшими детьми: "Нет никого, кто бы подходил под описание Уолтера Коллинза? Хорошо, я позвоню через месяц. Или через два". У Кристин белое лицо, алый рот, похожая на кашпо шляпка - и никакого оружия, кроме самой себя. В "Подмене" Анджелине Джоли все-таки удается отстраниться от миссис Смит, Лары Крофт и бекмамбетовской татуированной Фокс, несмотря на то, что такие роли, как Кристин, для нее не совсем привычны. Но режиссер уже говорил, что Джоли выглядит слишком красивой для хорошей актрисы, и специально показывает ее испуганной, измученной, лохматой, делая для ее карьеры примерно то же, что сделала сама с собой Шарлиз Терон в "Монстре".
В последней части "Подмены" есть несколько сцен, которые кажутся финалом: суд над полицейскими, казнь убийцы, разговор с пастором о том, что на небесах все встретятся - но они оказываются лишь передышками, после которых снова продолжается противостояние власти и правды. Его участники уже встретились на небесах, но само по себе оно не кончилось и не кончится никогда; Иствуд не зря говорил, что из титров фильма стоит убрать слишком конкретную фразу "Основано на реальных событиях".

Сергеева Жанна

Гражданка не унимается
Газета "Труд"

Сегодня в прокат выходит "Подмена" Клинта Иствуда - ретродрама про обычную американскую барышню с вызывающе необычной судьбой.
Английское слово "Changeling" - так в оригинале называется фильм Клинта Иствуда - означает ребенка некого волшебного существа, которого оно обычно оставляет взамен похищенного человеческого. Возможно, такой обмен эльфам и кажется равноценным, но людям - нет. Кроме названия, в фильме Иствуда "Подмена" нет и намека на волшебство: он основан на реальной истории, которая произошла в Лондоне в конце 20-х годов прошлого века. У женщины похитили ребенка, а потом нашли, но мать отказалась признавать его, заявив, что это не ее сын. И городские власти, которым было важно отчитаться перед народом и журналистами о хорошо проделанной работе, сочли ее сошедшей с ума от горя и в результате поместили в психиатрическую клинику.
Джей Майкл Страчински написал сценарий "Подмены" за одиннадцать дней. Он, что называется, был в теме: за несколько лет до начала работы над фильмом ему позвонил знакомый полицейский и рассказал, что готовится к уничтожению часть архива. Страчински приехал полистать старые дела и на год погрузился в изучение документов, связанных с маньяком, который похищал детей и расправлялся с ними на своей ферме. Но свой сценарий Страчински писал не о маньяке, а о матери одного из мальчиков, Кристин Коллинз, и ее борьбе с лондонским правосудием и медициной, поочередно лишавшими ее внутренних сил и самой возможности сохранить в себе что-то человеческое.
На роль Кристин пробовались разные актрисы: Риз Уизерспун, Хилари Суонк, но Анджелина Джоли показалась режиссеру наиболее подходящей кандидатурой. Однако актриса очень долго отказывалась: она говорила, что очень любит детей и ей было бы слишком тяжело играть мать, у которой пропал сын. Актриса согласилась только после того, как еще несколько раз прочла сценарий и заинтересовалась личностью Кристин - женщины, сумевшей выстоять в практически невыносимых условиях. После съемок Анджелина Джоли рассказала, что многие черты своей героини она взяла у своей мамы.
Интервью:
"Женщинам труднее отстаивать права"
- Вы выпускаете "Подмену" и "Гран Торино" и работаете над "Человеческим фактором". Откуда такая работоспособность?
- Некоторые мои знакомые отправляют меня на пенсию, но я их не слушаю, так как получаю удовольствие от работы. Помню, как тяжело работал мой отец во время Великой депрессии. Он умер вскоре после того, как ушел на пенсию. Я всегда думал, что если бы он продолжил работать, то прожил бы дольше.
- Как вы узнали о случившемся с Кристин Коллинз?
- Понятия о нем не имел, пока не прочитал сценарий Майкла Страчински.
- Чем сценарий отличается от реальной истории?
- Страчински сконцентрировался не на реакции матери - события даются через ее восприятие. Я читал о серийном киллере Гордоне Стюарте Норкотте: он был сексуальным извращенцем. И я был приятно удивлен тем, что Страчински не утонул в этой ужасной истории.
- У вас семеро детей в возрасте от 12 до 45 лет. Вы учили их не общаться с незнакомыми людьми?
- Я родился через два года после того, как произошла эта история. В мое время дети были предоставлены сами себе. В фильме Норкотт использует избитый трюк - говорит мальчику, что его мать в госпитале: "Ты должен сесть в машину и поехать к ней прямо сейчас". И ребенок купился на это. Я внушал своим детям, чтобы они не общались с незнакомцами, не поддавались на уговоры. С другой стороны, я хотел, чтобы они не смотрели постоянно по сторонам во время прогулок.
- Фильм "Подмена" не только о киднеппинге, но и о борьбе с коррупцией. Вы проводили параллели с нашим временем?
- Коррупция давно охватила всю страну. Люди считают, что стоит им получить пластиковую карту, и они могут купить все.
- Как вам работалось с Анджелиной Джоли?
- До фильма мы были знакомы шапочно. В последние годы фотографии Джоли на обложках почти всех журналов. Она одна из самых подготовленных актрис из тех, с кем я работал. Энджи готова к съемкам в любой момент.
- В "Подмене", как и в "Малышке на миллион", главная героиня - женщина, которая борется за свои права в мужском мире.
- Меня всегда интересовали женские истории. Я думаю, что женщинам гораздо труднее отстаивать свои права, чем мужчинам, поэтому их жизнь намного драматичнее.
Сергеева Жанна

Иствудские ведьмы
Русский Newsweek

Выход двух подряд фильмов Клинта Иствуда - событие. Даже несмотря на то, что Иствуд, для которого 2000-е стали болдинским десятилетием, почти каждый год выпускает по фильму, а то и сразу дилогии. 15 января на экраны в России выходит «Подмена», через месяц - «Гран Торино». Фильмы эти вроде бы не похожи: разные время действия, стиль, сюжет. Но не зря, наверное, мэтр делал их параллельно. Это тоже отчасти дилогия - о том, что такое истинные человеческие ценности. Иствуд явно желал понять сам и напомнить другим, какие из этих ценностей привнесла в мир Америка.
Обстоятельная, красиво снятая, погруженная в очень кинематографичное время 1920–1930-х, «Подмена» замечательна уже одним своим непредсказуемым шокирующим сюжетом. Причем взятым из жизни. У телефонистки из Лос-Анджелеса, которую играет Анджелина Джоли, похищают 9-летнего сына. Через год с небольшим полиция торжественно рапортует прессе, что мальчик найден. Но телефонистке возвращают чужого ребенка, которого научили притворяться, будто он и есть сын. Подмена нужна полиции для отчетности, ведь копов постоянно обвиняют в том, что они не раскрывают, а покрывают преступления. Телефонистка пытается сопротивляться, ее объявляют сумасшедшей, отправляют в психушку, подвергают пыткам. Против одной несчастной женщины объединяются полицейские, дружественные им политики, пиарщики, психиатры-фашисты, превращающие нормальных людей в «овощи». Фильм полон моральных и психологических парадоксов, иногда таких, что мороз по коже.
«Гран Торино», обманчиво простенький на фоне красивой и страшной «Подмены», замечателен уже одним своим главным персонажем. Иствуд, сам у себя не снимавшийся после «Малышки на миллион», изображает своего современника (Иствуду - 78), ветерана корейской войны, который после смерти жены остался один. У него двое сыновей лет под 50, есть и внуки, но они далеко и к нему равнодушны. Он не слишком страдает от одиночества: есть старые друзья и любимый лабрадор. Но беда в том, что район, где он живет, беспощадно изменился. Его обжили иммигранты. По улицам разгуливают юные братки - азиаты, мексиканцы, африканцы, каждый со стволом в кармане. Рядом поселилось семейство выходцев из Юго-Восточной Азии. Они устраивают массовые барбекю для земляков, и ветерана корейской войны это напрягает. В своем районе он со своим звездно-полосатым флагом, который с давних времен гордо развевается на его доме, то ли чужак, то ли обломок погибшей империи.
Недостаток фильма в том, что изначально понятно, к чему гуманист Иствуд приведет своего героя. Тот выглядит ксенофобом. Сыну, который ездит на «Тойоте», он презрительно говорит: «Лучше бы американское качество купил!» Чуть что хватается за ружье и пистолет и требует чертовых иностранцев убрать ноги с его лужайки. Впрочем, хватается по делу - пацаны-иммигранты и впрямь гнусные. Консервативно настроенную американскую публику, напуганную этническими гетто-анклавами в городах, наверняка порадует, что старый белый все еще способен поставить на место зарвавшихся небелых ублюдков.
Но не оправдаются надежды тех, кто решит, будто «Гран Торино» - американский вариант говорухинского «Ворошиловского стрелка», где ветеран войны в исполнении Михаила Ульянова сладострастно отстреливает причинные места молодым мерзавцам. Персонаж Иствуда тоже будет противостоять мерзавцам. До конца. Но иным способом. Финал «Гран Торино» - неожиданный в лучших традициях Иствуда. Он всегда умел закончить фильм так, чтобы перевернуть его смысл с ног на голову.
Так что и «Гран Торино», и «Подмена» - оба о том, как одиночка, причем не супермен, а обычный человек, противостоит системе. Противостоит коллективному разложению. И в обоих фильмах этот обычный человек оказывается способен эту циничную систему одолеть.
Вряд ли это случайность, что в первом фильме в роли героя-одиночки выступает женщина, причем молодая, а во втором - мужчина, причем немолодой. Это придает сюжетам универсальность. Вряд ли это случайность, что действие «Подмены» начинается незадолго до рождения Иствуда, а в «Гран Торино» - Иствуд сегодняшний. Фильмы словно берут в скобки его сегодняшнюю жизнь, и это усиливает ощущение: они для него предельно личные. Иногда даже кажется, что Иствуд играет в Америке роль Солженицына - только осознанно скромно. Сущность американской нации и ее образ мыслей - предмет его постоянных размышлений. Причем в разном историческом контексте: например, его фильм «Джози Уэлс вне закона» - о гражданской войне, и в ней он целиком на стороне Юга, или «Флаги наших отцов» - о ломающем судьбы хороших ребят пропагандистском вранье Второй мировой войны.
И тем более не случайно, что в «Подмене» и «Гран Торино» показаны два основных вида коррупции: в «Подмене» - коррупция верхов, в «Гран Торино» - коррупция низов. Интересно, что по Иствуду бандиты из этнических группировок и белые циники - сыновья главного героя, их жены и дети - представители родственных систем.
Обе системы коррупции посягают на ценность, которая, по Иствуду, похоже, и определяет американский образ мысли: право на индивидуальность. На противодействие любому давлению со стороны. На желание быть собой. На то, в конце концов, чтобы считаться законченным индивидуалистом. Другое дело, что индивидуализм без нравственности, индивидуализм бесчестный, циничный, преступный Иствуду противен. Такой индивидуализм - часть коррупционной системы, против которой сражаются его герои.
Почему герой «Гран Торино» признает своим наследником не кого-то из реальных сыновей, а азиатского мальчика-иммигранта? Потому что американец ты или нет, сын отцу своему или нет, определяется не кровным родством, а образом мышления. Новая настоящая Америка Иствуда - это Америка честных независимых людей, будь они белыми американцами или эмигрантами. А ненастоящая - Америка равнодушных циников и преступников. И это противостояние обретает форму классического голливудского конфликта: хорошие парни против плохих парней. Конфликт этот превращается, как выражаются арт-критики, в актуальный жест. В данном случае - еще и публицистический.
Индивидуализм индивидуализмом, а в обоих фильмах Иствуд говорит и о необходимости объединения, гражданской солидарности хороших парней и девчонок. Но так и слышишь, как Иствуд, следуя классику ленинизма, произносит глуховатым голосом знаменитую фразу: «Прежде чем объединиться, нам надо тщательно размежеваться».
Юрий Гладильщиков

Запасайтесь носовыми платками
Известия.RU

15 января на российских экранах появятся два трогательных голливудских фильма - "Подмена" славного ветерана Клинта Иствуда с красавицей Анджелиной Джоли и "Семь жизней" с Уиллом Смитом. По итогам этих работ Джоли и Смит пока еще рассчитывают на "Оскара", но шансы у них, если честно, невелики.
По дороге к главной голливудской премии случается несколько промежуточных остановок, которые принято называть "репетицией большой ночи". Увы, все профессиональные гильдии, а равно и "Золотой глобус" обошли вниманием и многодетную Анджелину, и эффектного темнокожего Уилла.
История "Семи жизней" начинается со звонка в службу 911: "Произошла попытка суицида. - Кто жертва? - Я". Режиссер Габриэле Муччино ("В погоне за счастьем") не ищет простых решений. Следуя моде, которую в Голливуде ввели мексиканцы режиссер Алехандро Гонсалес Иньяриту и сценарист Гильермо Арриага ("21 грамм", "Вавилон"), события из жизни главного героя следует хорошенько запутать, смонтировать в произвольном порядке, но при этом разбросать мелкие подсказки в духе М. Найта Шьямалана ("Шестое чувство"). Пусть зритель не только следит за картинкой, но и разгадывает сюжет.
Уилл Смит играет страхового агента Бена, специализирующегося на поисках должников, не выплачивающих медицинские страховые взносы. Внимательный зритель не пропустит момент, когда Бен позаимствовал у брата - настоящего страхового агента - его документы...
Суть в том, что Бен стал виновником страшной автокатастрофы, в которой погибли его жена и еще шесть человек. Эта часть истории на протяжении всего фильма появляется короткими обрывками, но насмотренный зритель легко может сложить последовательный пазл. Бен не в состоянии жить с таким грузом на совести, но перед тем как уйти в мир иной (метод, скажу я вам, выбран очень оригинальный), он решает завещать собственные органы страждущим, а роскошный дом на берегу океана - мексиканке, которую сожитель постоянно избивает до потери сознания. Душеприказчиком Бен назначил своего лучшего друга. В наборе характеров чувствуется опытная рука мастера коротких теленовелл - не зря автор сценария, дебютант в большом кино Грант Нипорте был автором популярных сериалов. Каждый из персонажей, с которыми вступает в контакт главный герой, имеет свою трагическую краску. Музыкант и продавец мяса (Вуди Харрельсон) - слепой, у мальчика в больнице страшный диагноз - лейкемия, жертва домашнего террора боится собственной тени, юная красавица художница Эмили (Розарио Доусон) стоит в очереди на пересадку сердца и так далее...
Бен находится в состоянии смятения, неловкости, трагического одиночества, а кинокамера подолгу останавливается на выразительном лице актера, порой даже злоупотребляя крупными планами. Смит - в надежде на "Оскара" - играет во всю мощь собственного страдательного таланта, но, замечу, зритель страдает не меньше.
Мировая премьера фильма "Подмена" состоялась 20 мая прошлого года на Каннском кинофестивале. История матери, потерявшей ребенка, призов не получила, но пресса была доброжелательной. Все-таки и Клинт Иствуд мощный мастер, и сама история, реально произошедшая в Лос-Анджелесе в 1928 году, заставляет трепетать даже самое черствое сердце.
Кристина Коллинз, мать-одиночка, возвращается с работы и не находит дома девятилетнего сына. Спустя пять месяцев бездействия начальники полицейского отдела по пропаже людей вручают несчастной некоего ребенка, позируют перед журналистами и объявляют дело закрытым. Но Кристина постоянно твердит, что это обман, что ребенок - не ее, и так доводит полицейских, что те отправляют безутешную мать в ведомственную психиатрическую больницу.
В ретрошляпках и с ярко-алыми губами Кристина - вроде бы и по виду, и по сути не боец. Но тут надо вспомнить слова Анджелины Джоли: "Моя героиня отдаленно напоминает мою маму... Она тоже была застенчивая, в чем-то пассивная, но, когда речь шла о детях, их благополучии и безопасности, становилась настоящей львицей". Кристина Коллинз не просто стала львицей. Ей пришлось на практике применять теорию, которой она обучала сына: "Никогда не начинай драку, но всегда заканчивай ее". Мисс Коллинз и в реальной жизни удалось побороть коррупцию и равнодушие полицейской системы города Ангелов. Она спасла многих женщин, с которыми полиция также расправлялась с помощью карательной психиатрии. Однако сына своего Кристина так и не дождалась.
Фильм "Подмена" снят в манере, которую с радостью можно назвать старомодной. Режиссер, не суетясь, помогает актерам эмоционально проживать каждый эпизод. Даже трудно поверить, что в жизни Иствуд слывет мизантропом и женоненавистником. Во всяком случае, в Голливуде сегодня он - единственный, кто так любит, жалеет и защищает женщин...
Так что насчет золотой статуэтки? У Джоли уже есть один "Оскар" (за роль второго плана в "Прерванной жизни"). Действие того фильма, кстати, тоже происходило в психбольнице. Быть может, и в этом году наполненные страданием прекрасные глаза актрисы, нервный излом рук и внутреннее достоинство ее Кристины произведут впечатление на киноакадемиков? Будь моя воля, в пятерку номинантов по операторскому мастерству я бы включила и Тома Штерна ("Малышка на миллион долларов"), чья камера погружает зрителей в атмосферу Лос-Анджелеса 30-х годов прошлого столетия.
Вита Рамм

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#