Описание фильма

"Юрьев день"   

Название фильма: Юрьев день
Юрьев день
Страна-производитель: Россия
Английский: Юрьев день
Жанр: драма / мелодрама
Режиссер: Кирилл Серебренников
В ролях: Ксения Раппопорт, Роман Шмаков, Евгения Кузнецова, Сергей Сосновский
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Ее зовут Любовь. У нее есть многое: талант, богатство, мировая слава. Еще у нее есть сын, и есть малая родина — незабытое Богом место, с которым она приезжает проститься, прежде чем покинуть страну. За несколько дней она потеряет сына, имя и все, что составляло смысл её жизни, что было сутью ее самой. Но настанет день, когда она найдет...

Оперная дива приезжает в родной Юрьев-Польский, чтобы показать его своему сыну перед тем, как уехать из страны навсегда. За несколько дней она потеряет сына, имя и все, что составляло смысл ее жизни. Но настанет день, когда она найдет...

Сказка страшная, лубяная и ледяная
Независимая газета

В прокат вышел фильм Кирилла Серебренникова по сценарию Юрия Арабова «Юрьев день». Показанный в конкурсе «Кинотавра», он сразу вызвал полярные мнения. Кого-то он потряс, кто-то сплюнул – гадость, мол, и клевета. Да надо ли так всерьез, копья-то ломать есть вокруг чего?
Итак, оперная дива Любовь (Ксения Раппопорт) приезжает с сыном-подростком в родной провинциальный городок перед тем, как надолго отбыть за границу. По приезде в заснеженный городок сын Андрей, до того бодро дерзивший матери, отстаивая западные ценности, исчезает в глубинах местного кремля. Сначала его ищут по-детективному дотошно, потом становится ясно, что не найдут – ибо не просто пропал он, а растворился в вязком морозном воздухе родины, оставив крохотные метки, кусочки себя в разных людях – в туберкулезном зэке, в молодом монахе, – на которых кидается обознавшаяся мать. Постепенно Любовь теряет одну за другой ярко выраженные приметы москвички, оперной дивы и гламурной гранд-дамы, начинает пить водку, одевается в тулуп и валенки, красит волосы в цвет «интимный сурик» – «униформа» голов всего местного женского населения, отдается циничному деревенскому детективу и принимается петь в церковном хоре.
Особого веса фильму придает имя Юрия Арабова – постоянного сценариста Александра Сокурова. Если предыдущий фильм – черную комедию «Изображая жертву» – Серебренников снимал по сценарию братьев Пресняковых, то теперь он отказался от работы с «альтернативщиками» и заранее получил индульгенцию в виде имени уважаемого в киномире драматурга.
То, что героиня выкрасит волосы в «интимный сурик», ясно было с самого начала, поэтому интриги не получилось. Серебренников, большой мастер цитирования, смешал в «Юрьевом дне», кажется, все, что было написано и снято на эту тему. Здесь и «Превращение» Кафки, и «Сайлент Хилл», и даже «Город Зеро» Карена Шахназарова. Авторы, похоже, обижаются, когда «Юрьев день» называют мистическим триллером. Как можно так поверхностно?! Ведь это глубокая философская притча, замешенная к тому на печальной русской действительности!
Так уж повелось у нас: если не мюзикл, не мелодрама и не сериал «Менты» – так сразу глубокая философская притча. А уж если в кадре священник, крест и церковный хор, как в «Юрьевом дне», – так еще и с христианским звучанием. Наивная наша вера в значимость символов всегда сильно утяжеляет отношения художников и с критиками, и со зрителем. В «Юрьевом дне» вся символика читается за пять секунд и смешит надутостью от сознания собственной важности. Это типичное свойство лубка – приписывать себе то, чего на самом деле нет. Вот есть, скажем, снежная провинциальная зима… Символ сонной России. Кстати, удачный ход – редко кто отваживается снимать весь фильм в сугробах, но зато это действительно точное попадание. Россия лубяная и ледяная. Ну и, разумеется, пьяная. Для этого тут одна из главных героинь – вечно пьяненькая смотрительница музея (Евгения Кузнецова), у которой поселяется бедная Люба. Еще Россия должна быть жестокой. Пожалуйста, вот он, местный следователь (колоритный Сергей Сосновский), изводящий героиню недоверием, бесконечными допросами и в конечном итоге ставший одним из главных виновников ее перерождения.
Все это довольно занятно и местами хорошо исполнено. Серебренников, как режиссер, познавший толк в жанровом кино, моментами это знание использует, что, впрочем, отбирает еще одно очко у «философской притчи». Там, где происходит реальное действие, не обремененное околодуховной заумью, фильм смотрится не без интереса. Есть замечательные детали – например, появляющийся в кадре герб города – черный медведь с топором. Корректно ли политически – сказать трудно, но актуально и смешно. Занятно наблюдать за сюжетной ветвью, на которой висит дело о поиске мальчика. С точки зрения жанра достойно выдержано, да и следователь в исполнении Сосновского хорош. Экспрессивна и в меру экзальтированна Ксения Раппопорт, получившая за эту роль кинотавровский приз как лучшая актриса.
Но там, где начинаются претензии на большее, уже тоскливо. Причем такое ощущение, что Арабов и замышлял вовсе не притчу. А вполне себе полудетектив-полухоррор. Но Серебренников из детской хитрости сродни наивности решил, что банальности тут неуместны. Надо ударить по головам соотечественников обличением действительности, чтобы ввергнуть их в духовный коллапс, приводящий к катарсису.
Насчет действительности – тут сказать нечего. В России и правда действительность невесела. Между прочим, даже в пределах Садового кольца, а уж за ним – одни дороги чего стоят. «Интимный сурик» – еще не самое страшное из всех проявлений. Обвинения авторов в клевете на Россию совершенно безосновательны. Во-первых, каждый имеет право на собственное видение реальности – художник на то и художник, чтобы показывать то, что ему мнится. Во-вторых, пьянства, бестолковости, грубости на наших просторах и правда хоть отбавляй. Дело-то не в этом.
А в том, что, наворотив сорок бочек арестантов, авторы ничего не смогли сказать. Посыл невнятен. Нам, кажется, пытаются объяснить, что, пойдя петь в церковный хор и мыть полы в туберкулезной больнице, героиня обрела новые духовные грани, нравственно переродилась. Это зачем? Чисто по-русски, что ли? Какая свадьба без мордобоя, какая русская притча без креста, церкви, звонкого припадения лбом к корням и непреходящего страдальческого выражения лица? Примерно на этом же был построен «Груз 200» Алексея Балабанова, который тоже одни сочли откровением, другие – грязной клеветой. А он-то был просто игрой… Русская притча – жанр особый. Здесь надо сделать акцент на первом слове – и это многое объясняет.
Екатерина Барабаш
 
Фальшь, фальшь, фальшь
Страна.Ru

Театральный режиссер Кирилл Серебренников после фильма «Изображая жертву» тут же попал в когорту со странной формулировкой: начинающих, но уже выдающихся киномастеров. Его второй фильм ждали с нетерпением (вряд ли это утверждение подходит к массовому зрителю, но определенная прослойка ждала), и дождались. «Юрьев день» разделил общественность пополам еще на «Кинотавре»: одни называют эту картину гениальной, другие с трудом досиживают до финальных титров.
Оперная певица Любовь (Ксения Раппопорт) везет через снежную пустошь сына в родной город Юрьев-Польский. Сын недоволен, ворчит и всячески демонстрирует презрение к ностальгии матери. Певица настаивает на важности мероприятия перед отъездом за границу. Итак, машина оставлена на обочине, и мать с сыном (чувствуете, мистика пошла и глубокие авторские намеки) сливаются народом. Народ, как один, грязен, неопрятен, туповат и пьян (другого же в провинции, видимо, по замыслу нет). Приезжие в легкой одежке изучают местные достопримечательности, певица поет с колокольни (ага, не боясь за связки), а затем сын исчезает, а мать начинает его искать (к сожалению, на этом намеки не закончатся).
В этом фильме нет ни преданности и энтузиазма неофита, который каждого, кто не с ним считает против себя, ни стойкости давнего последователя. Серебренников показывает за свой фильм больше церквей, чем научно-популярный фильм Би-би-си. В картине много недомолвок, парафраз, отсылок и мистики, так или иначе связанной с религией, еще больше обезоруживающей откровенной прямолинейности вроде ран на ребрах главной героини.
Да и сам Серебернников искренне верит, что «выброшенные на свалку люди сохраняют в душе Бога». Однако подается это все неискренне, что от фальши начинает свербить даже в ногтях на пальцах. То, что героиня находит Бога только опустившись, то, что у трахающего ее следователя вся спина в наколках и крестах, то, что все грязные оконные рамы – это кресты, лица богопросветленного народа напоминают зомби из дешевого треша, а их разговоры записки из сумасшедшего дома и все это с куполами на заднем плане заставляет не верить, не искать мистицизм в жизни и Бога в душе, а пойти и помыться, как после недели в грязном общем вагоне. Церковный же хор в финале, и вовсе как бегущая строка, мигающая неоновыми лампочками: «ФАЛЬШЬ, ФАЛЬШЬ, ФАЛЬШЬ».
В этом фильме нет ни преданности и энтузиазма неофита, который каждого, кто не с ним считает против себя, ни стойкости давнего последователя. И можно сколь угодно долго искать библейские отсылы, греческие трагедии и аллегории в фильме «Юрьев день». Найти возможно лишь резвые скачки "по верхам "с безграничным самолюбованием.
Довольно трудно что-то изобрести в кино и, в общем, этого чаще всего уже никто и не требует: ни критики, ни зрители - но хотелось бы, чтобы нас не считали идиотами и не подавали с важностью первооткрывателя очередной велосипед. Все то, что выдается за исконно-русское, за только что открытое, уже было, например, в австралийской картине «Пикник у Висячей скалы». И без мерзейших сортирно-трахательных подробностей.
В принципе, искать в спившихся зачуханных мужиках Бога можно, только найдешь скорее перегар и желание опохмелиться.
Наталья Дьячкова

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#