"Я – негр"
Название фильма: | Я – негр |
|
|
Страна-производитель: | Франция | ||
Английский: | Moi un noir | ||
Жанр: | драма / психологический / документальный | ||
Режиссер: | Жан Руш | ||
В ролях: | Амаду Денба, Каридьо Фауду, Гамби | ||
Год выпуска: | 1958 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
Молодые африканцы покинули родную землю и отправились искать работу на Берег Слоновой Кости. Но они очутились в Трейшвилле, в квартале абиджанских бедняков, оторванном и забытом современной цивилизацией. Герой, который рассказывает свою историю, называет себя американским актёром Эдвардом Дж. Робинсоном. Точно так же и его друзья присваивают себе псевдонимы, которые символизируют для них идеальную личность.
Фильм является классикой "cine'ma ve'rite'" - киножанра, наибольшее распространение получившего во Франции в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Собственно, Жан Руш и считается мэтром этого жанра (иногда ещё говорят, что Руш - основатель Новой Волны в документалистике). Русскоязычному зрителю это имя почти ничего не говорит, разве что можно вспомнить фильм "Париж глазами шести", одну из новелл которого снял Ж.Руш. Между тем фильмы этого режиссера имели не только локальное (французское) значение. Собственно, "cine'ma ve'rite'" - это калька с "кино-правды", понятия, введённого в оборот Д.Вертовым (он снял 23 выпуска этого киножурнала), суть которого Вертов определял так: "Дайте реальности сняться!". У Вертова "кино-правда" связывалась скорее с подсмотренной реальностью (фактически, Вертов - первый папараци). У Руша и иже с ним (из них в первую очередь - Крис Маркер и Бертран Блие) "кино-правда" больше подразумевала стирание грани между художественным и документальным, пренебрежение сценарием в пользу реальности. Несомненное влияние "кино-правда" оказала и на Ж.-Л.Годара: это заметно и по "На последнем дыхании", и по поздним его фильмам, уже не говоря о "Дзига Вертов Груп", созданной Годаром (кроме того, Годар в заметках к кино противопоставлял Ж.Руша С.Эйзенштейну как школу "радикальной реальности" школе "радикального монтажа"). Сам по себе жанр не только не выдохся, но и находит самые разнообразные формы для своего выражения (Триер, Тарантино - первое, но единственное, что можно вспомнить). В англоязычных странах появился термин и киножанр "strict film", аналогичный "кино-правде". В СССР похожее на "cine'ma ve'rite'" явление называлось съемкой "методом наблюдения".
О Ж.Руше. 1917-2004. Будучи в командировке в Африке в начале 1940-х годов, "заболел" африканской культурой, стал снимать фильмы (всего - 104 фильма). Погиб в автокатастрофе, по слухам - "демонстрируя в Сахаре своей молодой жене Аль-Хасан (а она тоже режиссер) шоссе, которое некогда проектировал в качестве инженера".