"Мистер Одиночество"
Название фильма: | Мистер Одиночество |
|
|
Страна-производитель: | Великобритания — Франция — Ирландия — США | ||
Английский: | Mister Lonely | ||
Жанр: | комедия / драма | ||
Режиссер: | Хармони Корин | ||
В ролях: | Диего Луна (Майкл Джексон), Саманта Мортон (Мэрилин Монро), Дени Лаван, Вернер Херцог, Джеймс Фокс, Мелита Морган, Анита Палленберг, Джейсон Пенникук, Эсме Крид-Майлз, Леос Каракс, Квентин Гроссе, Джозеф Морган, Ричард Стрэйндж | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Актер, изображающий на сцене Майкла Джексона, живет один в Париже и выступает на улицах, чтобы сводить концы с концами. Во время выступления в доме престарелых "Майкл" влюбляется в красавицу, похожую на Мэрилин Монро, которая предлагает ему поехать в коммуну актеров этого жанра в горах Шотландии. В замке на берегу моря "Майкл" обнаруживает, что все готовятся к первому гала-представлению коммуны: "Эйб Линкольн", "Красная Шапочка", "Королева", "Папа Римский", "Мадонна", "Сэмми Дейвис-младший"... А также дочь "Мэрилин" "Ширли Темпл" и ее властный муж "Чарли Чаплин". Тем временем где-то в джунглях Латинской Америки происходит чудо.
Бог и двойники
Текст: Иван Куликов
Выходит "Мистер Одиночество" — новая картина американского независимого гения Хармони Корина, вернувшегося в режиссерское кресло после нескольких лет затворничества. Самый душевный фильм недели, несмотря на мистику и некоторую умозрительность происходящего.
Молодой американец с большими грустными глазами и профилем ацтекского аристократа (Диего Луна) безнадежно застрял в летнем, душном Париже, работая на Елисейских полях имитацией Майкла Джексона. Единственному другу (Леос Каракс) — флегматичному писателю, застрявшему за письменным столом — имитация очень нравится. Сбрызнув фикусы из пульверизатора, друг пресекает упаднические настроения и посылает Майкла Джексона в дом престарелых похалтурить массовиком затейником. Здесь, под хлопающих в ладоши старичков, Джексон знакомится с Мэрилин Монро (Саманта Мортон), которая рассказывает ему о чудесном замке в горах Шотландии, где такие же, как он, имитации Чарли Чаплина, Джеймса Дина, Красной Шапочки, Папы Римского и кое-кого еще, живут одной дружной семьей, готовясь сразить мир величайшим шоу всех времен.
В туманных горах Шотландии действительно обнаруживается замок, притом Чаплина имитирует еще одна звезда европейского арт-хауса, гениальный парижский квазимодо Дени Лаван. В отличие от Каракса с фикусами он Майклу Джексону не друг, а скорее враг: Монро приходится Чаплину женой, а по замку бегает их маленькая дочка, имитирующая Шерли Темпл. Впрочем, наметившаяся было романтичная линия Джексон-Монро-Чаплин быстро превращается в разреженный пунктир — перед величайшим шоу всех времен коммуна имперсонаторов озабочена вещами посерьезней. К началу представления нужно срочно сколотить театр из сарайчика, балансирующего на одном гвозде. Вымыть перед шоу малость запаршивевшого Папу Римского. Решить большую экзистенциальную проблему: что делать со стадом овец, заразившимся коровьим бешенством.
Зрелище приобретает еще более символический характер, когда режиссер начинает подклеивать к грустному и абсурдистскому хэппенингу в шотландском замке историю с другого конца Земли, где бесподобный Вернер Херцог, в тоже символичной для себя роли христианского миссионера, сеет в латиноамериканских джунглях доброе и вечное. История замечательная: одна из его монахинь остается цела и невредима, выпав с большой высоты из кукурузника с гуманитарной помощью. Другие, перекрестясь, повторяют чудо, так что укрепившийся в вере пастырь решает отправить делегацию к Папе Римскому — настоящему, не шотландскому, которому маленький негритенок трет сейчас спину в чугунной ванне.
В руках у режиссера Хармони Корина подобная делегация, как, впрочем, и романтичная линия Чаплина-Джексона-Монро, может закончиться только катастрофой. Маленьким таким апокалипсисом, к которому неравнодушен этот режиссер, живописуя ли в "Гуммо" американский райцентр, разрушенный торнадо, или дисфункцию семьи, разрушенной сыном-шизофреником, как в "Джулиане-осленке". Мы не пишем спойлеры и удовольствие от просмотра фильма портить не собираемся. Сюжет в фильмах Корина — вещь и так довольно эфемерная, норовящая выродиться из спокойного течения времени в исчезающий пунктир, в плоскость, на которой автор лепит чудесные психоделические аппликации из странных образов, фриков, каких-то неправильных предметов и людей, убедительно взаимодействующих лишь во сне. Впечатление, которое испытываешь от его картин, вряд ли можно сформулировать в предложениях со сказуемыми и подлежащими.
Негритенок, отмывающий от грязи Папу Римского. Монахини без парашютов десантируются над джунглями. За Майклом Джексоном, трогательно рассекающим на микро-мопеде, летит, болтается его душа — крылатая кукла на веревочке.
Причина, почему так одинок "Мистер Одиночество" более менее понятна. В отличие от овец, которые овцами были и овцами останутся, человеку дана великая, подозрительно доступная возможность строить из себя кого-то другого, обретая, таким образом, жизнь вечную. Иначе никак не объяснить смысл всех этих странных, навязчивых господ, всех этих линкольнов, монро и чаплинов, римских пап, гитлеров и чегевар, которые давно скончались, но как мечта и образ, или как кошмар, или просто пошлость, будут жить всегда, обеспечивая, помимо прочего, куском хлеба с маслом актеров-имперсонаторов. Скажем больше. Согласно Корину, вряд ли атеисту, но истерзанному какой-то вывернутой наизнанку религиозностью, главный вечный пастырь, которого никто не видел-то по-настоящему, одни лишь миллиарды масок — тот же самый имперсонатор, доведенный до абсолюта образ без лица. А собственно овцы, которые овцами были и овцами останутся, даже если переболеют коровьим бешенством, линкольном или папой римским — это, получается, уже все мы.
Не самый лучший фильм Хармони Корина, в конце 90-х ходившего в главных режиссерах-вундеркиндах США, перепахавшего Гаса Ван Сента, сочинившего для Ларри Кларка "Kids", снявшего "Гуммо" и "Джулиана-осленка", ушедшего в героиновое подполье и наконец вернувшегося с историей о симулякре Майкла Джексона, влюбившегося в симулякр Мэрилин Монро. Но желание, хорошо помолившись, выпасть с балкона без зонта, а потом до скончания времен нарезать круги на трехколесном велосипеде с привязанным к рулю воздушном шариком, остается после Корина как всегда устойчивое.
С сайта Филм Ру
Молодость без молодости
Время новостей
Мечтательный двойник Майкла Джексона (Диего Луна) повстречался в Париже с копией Мэрилин Монро (Саманта Мортон) и, поддавшись ее чарам, отправляется в горы Шотландии, где небольшой, но дружной коммуной живут имперсонаторы знаменитостей - от Авраама Линкольна до Сэмми Дэвиса-младшего. Это сущий рай на земле, но все заканчивается трагически, когда Чарли Чаплин начинает ревновать Монро к Майклу Джексону, среди любимых овечек начинается падеж, а «величайшее шоу на земле», устроенное коммунарами для местных жителей, оканчивается полным провалом. А тем временем на другом конце земли монахиня падает с самолета, разбрасывающего гуманитарную помощь над латиноамериканскими деревнями, и остается жива благодаря вере. Так что в следующий раз на борт «кукурузника» всходит уже целая делегация христовых невест, чтобы повторить чудо...
В 1995 году вышел шокировавший даже далеко не самых упертых ханжей фильм Ларри Кларка «Детки» по сценарию двадцатидвухлетнего скейтбордиста Хармони Корина. Всего два года спустя Корин дебютировал как режиссер, и стало понятно, что карта кинобудня никогда не будет прежней - молодой негодяй смазал ее, не просто плеснувши краски из стакана, но вдребезги разбив об нее бутылку с коктейлем Молотова. Хроники провинциального апокалипсиса, где жители маленького городка (сплошь жертвы аборта да ошибки природы) убивали соседских кошек, чтобы заработать на тюбик клея, обнимались с карликами и проводили сеансы рестлинга с кухонной мебелью, поражал в самое солнечное сплетение. Но при этом выглядел не эпатажным экзерсисом (в логотип фильма был, к примеру, вписан перевернутый крест), а явлением большого и настоящего художника. Подобное впечатление производили разве что песни иных московских подпольных групп начала 90-х годов, игравших в стиле «экзистенциального панка», где за бренчаниями «атональной гитары» и феноменальным непопаданием ни в одну из возможных нот заплетались «будто провода под током, косы желтые кометы дождевой» и пульсировала настоящая поэзия, которая вот уже много лет как и не ночевала в творениях признанных рок-мэтров. Потом был короткометражный фильм «Дневник Анны Франк, часть вторая», эпизод в «Умнице Уилле Хантинге» Гаса Ван Сента, второй полный метр - «Осленок Джулиан», получивший сертификат процветавшей в то время «Догмы» под №6. А потом Корин пропал, лишь изредка мелькая как нанятый постановщик на телевидении, в эпизодических ролях (в том числе у того же Ван Сента в «Последних днях») и в качестве автора документального фильма про группу Sonic Youth. И только теперь, почти через десять лет после «Осленка», он вернулся в большое кино с «Мистером Одиночество».
В одном из недавних интервью Корин говорил, что почти на две пятилетки пропал из мира движущихся изображений: дескать, впал в депрессию, от кино устал, выбрал позицию дауншифтера, много путешествовал и много думал. К сожалению, даже если это и помогло юному гению сохранить душевное равновесие, то уж точно не лучшим образом сказалось на его новой картине. Нет, в любом случае видно, что талант и мастерство никуда не делись, и в любом случае «Мистер Одиночество» - работа настоящего, подлинного кинематографиста. В его фильме случились абсолютно грандиозные, тянущие на самостоятельные шедевры сцены (вроде расстрела зараженного вирусом овечьего стада, сопровождающегося рыданиями всех членов коммуны и потрясающей закадровой песней «Древо палача», общего плана монахини, парящей в свободном полете на велосипеде, или просто прохода Красной Шапочки (Рэйчел Корин, жена Хармони) по железнодорожным рельсам, когда она поет то же самое «Древо». Здесь есть огромное количество важных для контекста знаменитостей в главных ролях - от Вернера Херцога в роли миссионера до Леоса Каракса, изображающего жуликоватого продюсера, от легендарной любовницы чуть ли не всех «Роллингов» кряду Аниты Палленберг, изображающей имперсонатора английской королевы до знакового караксовского актера Дени Лавана, взявшего на себя роль не то Чаплина, не то Гитлера. Имеются фантастические эпизодические персонажи, сравнимые с героями «Гуммо». А в целом фильм получился пусть и хорошим, но каким-то решительно неинтересным. Многое становится понятно с самого начала, и приходится только ждать, когда неспешный ритм повествования подтвердит твои догадки. Подлинные чувства, безусловно, присутствуют, но их скорее фиксируешь, чем переживаешь как свои собственные. И если после «Гуммо» (в том случае, когда зритель в принципе мог что-то соображать и анализировать) на ум приходили аналогии с самыми грандиозными и отчаянными «проклятыми шедеврами» мирового кино (от того же Херцога до Кеннета Энгера), то в случае с «Мистером Одиночество» ассоциации оказываются не самого первого ряда: поздний, кризисный Феллини, не самый лучший Кустурица, прогоркло-трогательная «Наука сна» Мишеля Гондри. Конечно, по нынешним временам для режиссера, только недавно разменявшего четвертый десяток, и этот список справедливо кажется более чем почетным. Но человеку, который помнит, как в финале «Гуммо» христианская колыбельная, исполненная девочкой-дауном, менялась на титрах на утробный дэт-металлический вой (и жить после этого не то чтобы не хотелось, а просто сам вопрос этот не вставал), с просветленным, лиричным и, как бы там ни было, честным и талантливым Кориным все-таки не совсем по пути. При том, что фильм хороший. Возможно, даже слишком.
Станислав Ф. Ростоцкий