Описание фильма

"Пандорум"   

Название фильма: Пандорум
Пандорум
Страна-производитель: США — Германия
Английский: Pandorum
Жанр: триллер / фантастика / ужасы
Режиссер: Кристиан Алверт
В ролях: Бен Фостер, Деннис Куэйд, Кэм Гигандет, Антье Трауэ, Кун Ле, Эдди Роуз, Норман Ридус, Вотан Вилке Мёринг, Дельфин Шийо, Янгцом Брауэн, Нильс-Бруно Шмидт, Фридерике Кемптер, Андре Хеннике, Александр Яссин
Год выпуска: 2009
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Никто не услышит
Вадим Зельбин

Выходит "Пандорум" — энергичный космический ужастик от режиссера "Антител" и продюсера "Горизонта событий".

Два космонавта выходят из продолжительного анабиоза на борту звездолета величиной с Манхэттен без малейшего понятия, кто они такие, куда летят и зачем вообще все это нужно. Старший (Деннис Куйэд) остается на мостике нажимать на кнопки, младший (Бен Фостер) отправляется по темным трубопроводам в долгое и травматичное путешествие к двигательной установке — оживлять засыпающий реактор. Миссию сильно осложняют наводнившие звездолет мутанты — неприятного вида упыри, практикующие каннибализм, чокнутые члены команды и собственно пандорум — профессиональное заболевание, форма маниакально-депрессивного ку-ку, спонтанно развивающаяся после долгого пребывания в глубоком космосе.
Поклонники жесткой космической фантастики последние лет двадцать все ждут не дождутся, что режиссеры, работающие в данном жанре, потрясут мир чем-нибудь существенным. И действительно, интересные решения были в пилотных "ЛЕКССах", что-то брезжило в космических частях "Фонтана". Но в большинстве случаев жанр возвращался на круги своя: камера порхает в космосе вдоль чудовищно навороченной консервной банки, внутри которой продирается сквозь провода израненный человек в комбинезоне, чтобы дернуть тумблер, пока не обнулился таймер. И все ясно с первого взгляда.
С первых кадров все ясно и в "Пандоруме". Как было ясно, положа руку на сердце, и в "Пекле" Бойла, и в недавней "Луне 2112" Данкана Джонса — фильмах, при этом, честных и достойных (последний так и подавно очаровал даже публику, к звездному небу над головой обычно равнодушную). Три факта подряд — уже явление. Создатели этих картин, демонстративно отказываясь менять разработанную еще в 70-х эстетику космических тумблеров-таймеров, признают массовый исход в космос таким же неотвратимым событием прогресса, как подъем на работу по утрам. И эволюция героев "Пандорума", по мере продвижения к реактору постепенно вспоминающих, зачем все эти тумблеры вообще нужны, это хорошее напоминание зрителю, что прогресс — вещь намного более масштабная, страшная и важная, чем продвинутый смартфон у него в кармане.
Другое дело, что в плане зрительских симпатий больше козырей набрала, конечно, "Луна 2112", чей главный герой — офисный страдалец, размножаемый прожорливыми корпорациями — вызывает в народе больше отклика, чем покоритель космоса с маниакально-депрессивным психозом или бойловский Икар, мечтающий раскочегарить Солнце. В этом смысле фильм Данкана Джонса, в отличие от богоборческих, какой и должна быть настоящая НФ, "Пекла" и "Пандорума" — опыт более близкий нормальному человеку, как ближе к Земле и сама Луна.
"Пандорум" же, половину которого занимает жестокий мордобой при моргающем аварийном освещении, напоминает долгожданную правильную экранизацию игры DOOM, только в декорациях "Сквозь горизонт". Сходство тем более объяснимое, что продюсировал "Пандорум" режиссер этого памятного космического ужаса Пол Андерсон, запоминвший из 70-х не только тумблеры/таймеры, но и слоган "Чужого": "В космосе никто не услышит твой крик".
С сайта Филм Ру

Пасынки фантастики
 
«Мы занимаемся космосом... где никто не услышит твоих криков».
«Теория большого взрыва» 
Роман КОРНЕЕВ

У фильмов на грани различных жанров есть одна неизживаемая проблема — каждый раз зрителю приходится на ходу определяться, чего тут больше, триллера или фантастики, что тут важнее, психологизм или расчленёнка, чего ждать, сюжета, актёрской игры или визуальных красот. Обычно получается того и другого в разнообразной пропорции, но общий итог, общее ощущение удовольствия или неудовольствия от фильма у зрителя — он лежит именно в плоскости «угадал — не угадал». Причём угадать должен именно зритель, ведь если шёл на Кубрика, а попал на Финчера, какое уж тут удовольствие, или шёл на «Хостел», а попал на «Обитель зла». Неудивительно, что в целом подобные фильмы обычно оказываются сильно недооценёнными широкой публикой, да и знатоки-киноманы отнюдь не всегда умеют раскусить этот «тележурнал хочу всё знать».

Происходит это зачастую по вине самих же киноделов — если в ролике фильм больше похож на герметический триллер в космосе, когда герой по сути боится самого себя, а в фильме по космическому кораблю вдруг начинают бегать бледнолицые деграданты, как тут не возмутиться. Милу Йовович и её главный франчайз все мы любим, но мы шли на другое. Опять же космические триллеры у нас всё-таки рифмуются не с «Кубом», а с фильмом «Чужой», поэтому ассоциативный ряд ожиданий соответствующий, с неминуемым недоумением, возникающим в зале минуте эдак на десятой.

И не сказать, чтобы авторы «Пандорума» так уж грешили против истины своими анонсами — в ролике нам действительно показывают всё, что нужно знать о сюжете (и не стараются при этом перечислить все спецэффекты, какие есть в фильме, чем нынче болеют поголовно все) — ведь в фильме Кристиана Альварта нашлось место и тому самому триллеру, и беготне по коридорам, и странным детям, и «твёрдой фантастике», и гламурненькому боке, и полевой психиатрии, и дружескому оммажу франчайзу «Пила», и даже неожиданному (действительно неожиданному) финалу. Но, как говорится, есть нюанс.

Весь этот довольно разнородный винегрет (от восторга до недоумения и наоборот) Кристиан Альварт наснимал для нас в рамках собственной концепции борьбы добра со злом (пусть в этом вопросе давние «Антитела» и опередили на голову недавнее «Дело 39»), когда добро и зло не персонализированы, а как бы бродят между героями по площадке, иногда вовсе меняясь местами.
Соответственно эта эквилибристика постоянно выливается в смену жанра, из соображений чисто геометрического характера. «Зло вокруг» — вот вам «Обитель зла», «зло — это ты и есть» — получите абсолютно шедевральную сцену с «самокопанием», «всё сделано до нас» — выслушайте речугу специально приглашённого местного шамана. В ход идут последовательно зомби-трэш, расчленёнка-триллер, почти хайнлайновская фантастическая драма, ориентирование на местности и беготня по крысиному лабиринту.

По сути в итоге «Пандорум» получился очередным после «Хроник мутантов» фильмом-экспериментом, где опробуются немыслимые сочетания жанров, стилей и сценарных ходов, большая часть из которых отовсюду немудряще заимствована, но в заметном количестве действительно оригинальна, особенно — за счёт комбинаций. И зрителю на создателей обижаться абсолютно не за что, историю рассказали, финалом порадовали, некоторыми поворотами повеселили, напугали или впечатлили, на выбор. Хотя можно бы и без деградантов. Другое дело продюсеры, они на это потратили денег, в итоге оставшись в убытке. Но мы — не продюсеры, нам наступившая в самый разгар кризиса пора кино-экспериментов приносит только радость, надо лишь научиться высматривать зёрна в отвалах плёвел.
До встречи в кино.
С сайта Кинокадр Ру

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#