"Присяжный в бегах "
|
Название фильма: |
Присяжный в бегах |
|
Страна-производитель: |
США |
Английский: |
Runaway Jury |
Жанр: |
драма / триллер / криминальный |
Режиссер: |
Гэри Фледер |
В ролях: |
Джон Кьюсак, Джин Хэкмен, Дастин Хоффман |
Год выпуска: |
2003 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Дополнительная рецензия:
Присяжный тронулся, господа присяжные заседатели
Присяжный в бегах (Runaway Jury) будет поглощён поклонниками мелодрам, как сочный кусок мяса, поданый человеку после диеты. Некогда главный продукт киностудий, мелодрама в значительной степени была заброшена в угоду боевикам, спецэффектам и мордобою. Но Присяжный в бегах режиссёра Гэри Фледера возрождает кинематограф, в котором сильные, решительные личности сталкиваются в жестоком конфликте, где многое ставится на карту, а неистовые повороты и переплетения сюжета подпитывают нарастающее напряжение.
В нём 75 ролей со словами, хотя в основе фильма - актёры Джон Кьюсак, Джин Хэкман, Дастин Хоффман, Рэчел Вайс и Брюс Дэвисон, каждый из которых явно наслаждается такими полнокровными, нравственно противоречивыми ролями. Этот фильм Fox не только получит оправдательный вердикт зрителей, но и, возможно, восстановит в правах мелодраму как жанр американского кино.
В предыдущих фильмах о судах - включая те, что поставлены по юридическим триллерам писателя-правоведа Джона Гришэма, чей бестселлер 1996 года лёг в основу этой картины, - сюжет фокусировался на процессуальных сценах, тайнах убийств, отношениях между адвокатами и клиентами или даже на самом жюри, как в запоминающихся Двенадцати злобных людях (Twelve Angry Men). Присяжному в бегах удаётся всё это и даже больше. В титрах указаны четыре автора сценария, что обычно является свидетельством неудачной первоосновы, но здесь мы обнаруживаем напряжённое повествование, в котором персонажи ведут к действию, а действие приводит обратно к персонажам.
В юриспруденции существуют люди, называемые "консультантами по присяжным", которые достаточно хорошо разбираются в психологии, чтобы советовать защитникам, каких выбирать присяжных [см. Адвокат дьявола]. Гришэм совершает несколько шагов дальше, чтобы вообразить бесчеловечного суперсыщика, безнравственного жулика по имени Ранкин Фитч (Хэкман), который с помощью армии высокотехнологичных кадров роется в личной жизни заседателей не только для того, чтобы предсказать, какие из потенциальных присяжных с большей вероятностью проголосуют в пользу клиента, но и чтобы накопать достаточно грязи, чтобы гарантировать вердикт. Как указывает Фитч в своём девизе, "суд - слишком важная вещь, чтобы доверять его присяжным".
Установив прибыльный бизнес по защите производителей оружия от исков, поданных жертвами вооружённого насилия по всей стране, в Новом Орлеане Фитч наталкивается на непредвиденного оппонента в гражданском деле, возбуждённом против могущественного оружейного консорциума. Один из присяжных, Ник Истер (Кьюсак) выходит с ним на контакт через таинственную женщину, которая называет себя Марли (Вайс), чтобы заявить, что он контролирует жюри и продаётся. И не только это, он выходит на адвоката истца, рыцарственного юриста-южанина Уендалла Рора (Хоффман) с тем же предложением. Ставка - $10 миллионов.
Кто может претендовать на высокую нравственность в последующей игре в кошки-мышки, которая изначально была нечистой? Да и личные мотивы в которой неочевидны. Фитчу нужны доказательства способности Ника контролировать присяжных. И он их получает. Но Фитч начинает использовать грубые методы, демонстрируя, что он не остановится перед шантажом и запугиванием никовских коллег-присяжных. Тем временем Уендалл борется со своей совестью. Он искренне верит в своё дело, и даже ничья его не устроит. Может быть, его нравственность достаточно эластична, чтобы ею погонять?
Так фильм разбегается по нескольким направлениям. Ник должен осторожно завоевать доверие коллег-присяжных, устранив или нейтрализовав тех, кто не на его стороне. Сотрудник Фитча отправляется в Огайо, чтобы исследовать прошлое этого таинственного присяжного. Вдумчивый судья Харкин (Брюс МакДжилл) пытается добраться до сути дела с этим странным жюри. Уендалл и адвокат защиты Дардвуд Кейбл (Дэвисон) сражаются в эмоциональных сценах суда, тогда как Марли и Фитч крутятся, отыскивая способы получить преимущество друг над другом. Кульминация, сильное произведение литературы, монтажа и режиссуры, приводит все сюжетные линии к развязке.
Остаётся время даже для конфронтации в туалете между легендами экрана Хэкманом и Хоффманом - их первая совместная работа, - которую можно поставить в один ряд со стычкой Аль Пачино и Роберта Де Ниро в Жаре (Heat).
Нервная камера Роберта Элсвита и реалистичное освещение Французского квартала, тёмной "военной квартиры" Фитча и отделанного красным деревом зала заседаний вносят вклад накалённую атмосферу. Даже костюмы Эбигейл Муррэй приобретают значение, поскольку каждый тщательно выбирает нужное обмундирование, прежде чем ступить на арену судебной борьбы.
Translated by Glenn Kazakov