"Сексуальная зависимость "
|
Название фильма: |
Сексуальная зависимость |
|
Страна-производитель: |
Боливия-США |
Английский: |
Dependencia sexual - Sexual dependency |
Жанр: |
драма / эротика |
Режиссер: |
Родриго Бельотт |
В ролях: |
Александра Апонте, Роберто Урбина, Мэттью Гуида, Роника Реддик
|
Год выпуска: |
2003 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Дополнительная рецензия:
Картина режиссера Родриго Бельотта "Сексуальная зависимость" стала событием в боливийском кино и заслуженно была отмечена премией ФИПРЕССИ на престижном МКФ в Локарно. Фильм по сценарию афро-американки (полугаитянки) Ленель Муаз состоит из пяти полиэкранных новелл, связанных темой мужского мачизма, переходящего порой в оголтелый шовинизм. До этого полиэкран использовался не так часто и ,как правило, видными режиссерами. Сразу на память приходят такие шедевры, как "Наполеон" Абеля Ганса и "Тайм-код" Майкла Фиггиса. Изредка использовался полиэкран и в коммерческом кино. Так "Афера Томаса Крауна" (1968) Нормана Джюисона и "Большой приз" (1966) Джона Франкенхаймера положили начало попыткам такого использования.
Фильм исследует: первый сексуальной опыт бедной школьницы, сексуальные связи богатого и любвеобильного парня, поход приезжего колумбийца к проституткам, групповое изнасилование афро-американской студентки, гомосексуальность модельщика и футболиста. Каждый из героев пытается понять свою сексуальную идентичность (чаще всего это лишь нарцисстическое любование красивым телом), стремится испытать подлинные интимные отношения с Другим. Порой жизненные пути героев перекрещиваются, но каждый остается жертвой собственной сексуальной зависимости от незримого кодекса правил своей среды, класса, страны и времени. Режиссер блестяще владеет цифровой видеокамерой, но эмоционально фильм принять непросто, особенно мужчинам.
Его критический реализм вкупе с камерностью вынести не просто даже прожженному киноману. Модный клиповый монтаж, играющий с изображениями экрана, разделенного пополам, подчеркивает разобщенность героев, их враждебность друг другу и обществу. Даже когда два экранных изображения сливаются (как в сцене в автомобиле), единой фильмовой картинки не образуется. Иногда одно из двух изображений как бы флиртует с другим, раскрывая извечную дихотомию: полов, культур, религий, партий и др. Используя революционные открытия Пабло Пикассо в кубизме, Бельотт придает своим клочковатым жизненным фрагментам новое измерение. Полиэкран позволяет диалектически взглянуть на потаенные желания, страхи молодых героев, для которых лишь секс является аутентичным утешением в их бесплодном противостоянии консервативным установлениям власти и устоям старшего поколения. При этом молодые люди оказываются не менее гомофобными и расистскими типами, чем их предки. В этом пессимизм фильма, но в этой честности и его большая сила. В этом он невольно идеологически перекликается со "Слоном" Гаса Ван Сэнта -победителем Каннского МКФ прошлого года. Это фильмы продвинутых вуайеристов, а не кондовых моралистов. В "Сексуальной зависимости" рассказанные истории не отличаются особой оригинальностью, они скорее типичны. Импровизационные диалоги в них не выглядят нарочитыми, как это было в нашумевшем фильме Ларри Кларка "Детки", обвиненном многими в спекуляции.
Наиболее удалась новелла, в которой чернокожая студентка из нью-йоркского колледжа рассказывает о том, как ее насиловали на улице пьяные англосаксонские парни: судорожно, агрессивно и отчаянно. Позднее она окажется актрисой, играющей себя (?) в пьесе под названием "Сексуальная зависимость". Также и в пятой новелле манекенщик окажется одним из студентов, скрывающим свою гомосексуальную ориентацию от коллег по футбольной команде.
Связующим элементом в этих новеллах становится рекламный щит с изображением шикарного молодого парня в нижнем белье. Он воплощает давление сиюминутной моды не неокрепшее молодое сознание героев и в частности городских рекламных образов. Как признался сам режиссер, на него большое влияние оказала моментальная эстетика фотографа Нэн Голдин, яркой представительницы цветной фотографии богемных 80-х годов, когда молодежь тусовалась в клубах вроде "Студии 54". Для большинства героев фильма сексуальность лежит не в возможности контакта с Другим, а в эгоистической манифестации потребностей собственного тела. Они являются типичными представителями культуры нарциссизма. Для них эротическое самолюбование не прихоть, а насущная потребность номер один. Фильм становится зеркалом поведения современной молодежи и смотреться в него совсем нелегко. Этот процесс мучителен и требует определенных усилий. К тому же большинство персонажей настолько несимпатичны, что многие зрители не захотят с ними идентифицироваться. В целом картина Бельотта принадлежит новой латиноамериканской волне, открытой фильмом «Сука любовь». Отметим, что отсутствие глубоких национальных кинематографических традиций в кино Латинской Америки позволяет молодым режиссерам смело экспериментировать с новыми формами, прокладывать новые пути, далеко отстоящие от проторенных дорог голливудского мейнстрима и авторского европейского кино.
Виталий Трофимов, специально для ДК
Обсуждение фильма