Описание фильма

"Бал монстров "   

Название фильма: Бал монстров
Бал монстров
Страна-производитель: США
Английский: Monster's Ball
Жанр: триллер / криминальный
Режиссер: Марк Форстер
В ролях: Билли Боб Торнтон, Хэлли Берри, Питер Бойл, Хит Леджер, Шон Комбс, Мос Деф, Уилл Рокос, Майло Эддика, Коронджи Калхун, Тэйлор Симпсон, Габриэль Уитчер, Эмбер Рулс, Чарлз Коуэн-мл., Тэйлор Лагранж, Энтони Бин
Год выпуска: 2001
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Интересно:

Мировая премьера - 8 февраля 2002 на Берлинском МКФ.
Прежде, чем роль Летиции Масгроув досталась Хэлли Берри, от нее по очереди отказались Анджела Бассетт и Ванесса Л. Уильямс. Последняя мотивировала свой отказ нежеланием сниматься в откровенных сценах.
Сцена казни Лоуренса Масгроува (Шон Комбс) состоялась в той самой комнате и на том самом электрическом стуле, который многие годы использовал суд Луизианы, а затем списал за ненадобностью.
· Человека, который собирается выселить Летицию, зовут Роб Ортиц. Это имя производственного менеджера фильма.
· Ошибки в фильме: - Во время просмотра зрителю несколько раз приходится сомневаться, где же все-таки происходит действие - в Луизиане, Миссисипи или Джорджии. - Хотя действие ленты разворачивается в начале 90-х, в кадре можно заметить машину модели Cadillac Escalade, которая появилась только в конце 90-х.

Продюсеры: Ли Дэниэлс, Майло Эддика, Уилл Рокос
Сценаристы: Майло Эддика, Уилл Рокос
Оператор: Роберто Шэфер
Композитор: Эш и Спенсер (Крис Бити, Тэд Спенсер, Ричард Вербовенко)

Примечание:

НАГРАДЫ
Оскар-2002

-лучшая женская роль - Хэлли Берри
-лучший оригинальный сценарий - Майло Эддика и Уилл Рокос (номинация)

AFI-2002 (награда Австралийского киноинститута)

-лучшая актриса - Хэлли Берри (номинация)
· лучший фильм года - Ли Дэниэлс (номинация)

БАФТА-2003 · лучшая актриса - Хэлли Берри (номинация)

Берлин-2002 · Серебряный медведь - Хэлли Берри

Золотой глобус-2001
· лучшая женская роль - Хэлли Берри (номинация)

MTV Movie Awards-2002
· лучшая актриса - Хэлли Берри (номинация)

Дополнительная рецензия:

Действие происходит в небольшом городке, где жестокий полицейский Хэнк Гротовски инструктирует своего слабовольного, как ему кажется, сына перед казнью чернокожего преступника. Уроки не идут на пользу - юный Сонни кончает с собой. По воле судьбы Хэнк знакомится с Летицией, женой казненного, к тому же переживающей трагическую гибель ребенка, и два обездоленных, опустошенных человека становятся самыми необходимыми друг другу людьми.

Все уверяли, что это фильм о любви расиста и мулатки. Все обманулись: Хэнк Гротовски казнит негра на электрическом стуле, но это не значит, что он расист. Присмитритесь, этот честный трудяга думает только о комфорте своих подопечных. Говорят, раньше в Англии приговоренному устраивали прощальную вечеринку. Она называлась «бал монстров». В Америке о таком можно только мечтать. Хэнк из всех сил повышает качество труда – обставляет уход человека из жизни торжественно и с достоинством. Он готов избить родного сына за то, что тот сблеванул по дороге к электрическому стулу – испортил человеку последние минуты жизни. Какой уж тут расизм? Любовь палача и жены жертвы кажется странной? А если разобраться? Оба не выносят собственных детей, для обоих самые сильные переживания связаны со смертью, да еще одного и того же человека. Им просто не к кому больше идти. Они подсели на наркотик спланированной смерти. Случайная гибель детей должна была породить в них беспокойство. Вполне логичный вывод. Двойное предательство, превращающее заурядный секс в заветный бал монстров. Вечеринка, все-таки, состоялась. Ведь с самого начала было ясно, что в Англии ее устраивали не столько для жерты, сколько для тех, кто ее переживет.

За роль в «Бале монстров» Халле Бэрри получила «Оскара». Конечно, когда твое молчание монтируется с казнью мужа на электрическом стуле, то невольно кажется, что ты играешь очень глубокие внутренние переживания. Этот прием называется эффектом Кулешова и от мастерства актера нисколько не зависит.
Вадим Агапов

Описание:
ОСКАР 2002 за главную женскую роль Холли Берри и "Серебряный Медведь" Берлин-2002.

Жизнь может измениться в один момент. Это история отношений между расистом, влюбившемся в мулатку, и любви женщины к палачу своего мужа.

Хэнк Гротовский (Билл Боб Торнтон - "Человек, которого не было"), гордится своей редкой профессией и рассчитывает, что его сын Сонни (Хит Леджер - "Патриот", "История рыцаря") продолжит семейную династию. Отец Хэнка, Бак, был надзирателем. Вот уже несколько поколений мужчины в их семье работают палачами во время казни, включая рубильник электрического стула. Хэнк соблюдал неписаный тюремный обычай, носивший наименование "Бал монстров": перед казнью заключённый должен был получить хороший ужин, служители обязаны были отнестись к нему с уважением и выполнить его последнее желание. И однажды один из смертников Лоуренс Масгроув (Шон "Паффи" Комбс), приговорённый к смертной казни за убийство полицейского, желает написать портреты своих тюремщиков, а, нарисовав, дарит Сонни свой последний рисунок. Сонни, потрясённый казнью, кончает жизнь самоубийством на глазах отца. Хэнк оставляет работу, теряет интерес к жизни, пока не встречает чернокожую женщину Литицию (Холли Берри - "Последни бойскаут", "Пароль Рыба-меч", "Люди Х"), которая еле-еле сводит концы с концами. Он быстро влюбляется в неё и находит в себе силы, чтобы жить дальше. Однако он и не предполагал, что она, являясь вдовой того самого смертника, однажды найдёт среди вещей Хэнка предсмертный рисунок своего казнённого мужа…



Рецензия(и):
"Бал монстров" - так в американских тюрьмах
называют последний день осужденного перед
казнью. В этот день осужденного вкусно
кормят и выполняют его последнее желание.

Семейство мужчин Гротовски - дед Бак (Питер Бойл), сын Хэнк (Билли Боб Торнтон) и внук Сонни (Хит Леджер) - так называемая трудовая династия. Но пусть перед вашими глазами не встает умилительная картина трех мужичков-бодрячков, которые каждое утро встают с шутками-прибаутками, ждут, когда женушки сделают им завтрак и напоят кофе, а затем так же весело отправляются на завод - точить деталь, на угольную шахту - рубить уголь или в цирк - дрессировать львов. Ничего этого нет. Потому что, во-первых, ни у одного из династии Гротовских в настоящий момент нет жены, во-вторых, потому что дед Бак уже завязал с работой в связи со слабостью здоровья, а в-третьих, потому что их трудовая династия проходит в местной тюрьме. Гротовские, что называется, спокон веков работают тюремными надзирателями, а также нередко принимают участие в казнях осужденных.

Работа, как вы понимаете, нерадостная. Да и жизнь у семейки Гротовских - не сильно радостная. Дед Бак - заклятый расист. Поэтому, как водится у людей, проявляющих какую-то резкую нетерпимость, Бак - желчный, злобный и мерзкий старикашка, отравляющий существование и себе, и всем вокруг себя. Хэнк - суровый, неразговорчивый и депрессивный мужчина, который тянет свою лямку, и кажется, что для него вся жизнь заключена в безрадостной работе. Он тоже считает себя расистом - то есть, делает вид, что ненавидит черных, - однако на самом деле Хэнк проявляет какие-то эмоции по отношения к афроамериканцам только для того, чтобы угодить отцу. Хэнк на самом деле вообще не любит проявлять хоть какие-то эмоции. Черные ему, в общем-то, до фонаря... Один Сонни среди всего этого семейства проявляет какие-то человеческие чувства - он обычный парнишка, который был бы веселым и жизнерадостным, живя он в другой обстановке, - однако дед и особенно отец, который постоянно давит ему на психику, постепенно меняют Сонни и похоже, что через десяток лет он станет точно таким же, как Бак и Хэнк.

Женскому обществу нет места в доме династии Гротовских. Жена Бака покончила жизнь самоубийством - вероятно, не выдержала жизни с мужем, который постоянно ее третировал. Старикашка Бак, изредка затрагивая эту тему, говорит Хэнку о его матери с такой злобой, как будто она ему всю жизнь испортила, а не наоборот. О бывшей жене Хэнка в фильме ничего не говорится, однако два надгробия, расположенные в дальнем конце участка Гротовских, наводят на мысль о том, что не только мать Хэнка покончила жизнь самоубийством, но и жена (как известно, самоубийц не хоронят на кладбищах при церкви).

Кажется, что так будет всегда: Хэнк и Сонни работают в местной тюрьме, а старикашка Бак сидит дома и брюзжит, - однако в какой-то момент мерное и безрадостное течение жизни этой семьи резко меняется. Сначала Сонни проштрафился перед отцом - в момент казни осужденного чернокожего Лоуренца Масгров (Шон Комбс) его стошнило, и Сонни прервал мерное течение этой жуткой церемонии. Этот проступок для Хэнка явился последней каплей, которая прорвала плотину давно сдерживаемой ненависти по отношению к сыну, и Хэнк попытался выгнать Сонни из дома. Однако Сонни, который всегда любил отца и очень страдал оттого, что Хэнк его ненавидит, покончил жизнь самоубийством. А далее... Далее случилось нечто совсем удивительное. Хэнк полюбил женщину - негритянку Летисию (Халли Бэрри), чьего мужа он только что казнил на электрическом стуле по приказу суда.

Летисия еще не знает, что Хэнк был невольным убийцей его мужа. Ей очень одиноко, и внезапная любовь Хэнка является для этой женщины поистине избавлением от мучивших ее проблем. Однако для Хэнка эта любовь, скорее, только создает проблемы, а не решает их. Ведь есть еще его отец Бак, который ни под каким видом не одобрит это увлечение сына. Но Хэнк после смерти Сонни сильно изменился. Нет, не то чтобы он раскаялся и теперь убивается по сыну, однако он во многом переосмыслил свою жизнь, жизнь своего отца и покойного сына. Хэнк теперь решил жить совсем по-другому. А вот получится ли у него это или нет - пока не известно...

***

Хороший фильм. Честно говоря, услышав, что в картине затрагиваются всякие нелегкие вопросы расовой дискриминации, а кроме того, что там играет Халли Бэрри, совершенно сдвинутая на всякой политкорректности, я подумал, что ничего хорошего из этой картины получиться не может - набьют туда политкорректных слюней и соплей по полной программе, а Халли Бэрри это все с большим удовольствием истерично озвучит. Однако оказалось, что я, к счастью, был не прав. Потому что в картине нет ничего лишнего и нарочито политкорректного, а тема дискриминации рассматривается спокойно и без истерик.

В общем, это фильм об одиночестве и безысходности, но и о том, что судьба человека всегда находится в его собственных руках. Всегда, как бы плохо тебе ни было, можно коренным образом изменить свою жизнь. Нужно только взяться и сделать это. Однако с другой стороны, чудес на свете не бывает. Если ты к сорока годам стал законченным депрессивным мизантропом, то жизнерадостным оптимистом тебе не стать никогда - хоть ты брюзгливого и давящего на тебя папашку сплавишь в дом престарелых, сменишь работу и перестанешь винить чернокожих в том, что они когда-то бесплатно работали на твоих предков, а теперь этого делать не хотят...

Так что это правильное кино. Оно показывает, как человек может барахтаться в своем горшке со сметаной, пытаясь сбить из сметаны масло, но также демонстрирует, что все это ограничено стенками сосуда. А за них не выйти - ну никак. Поэтому заключительная фраза "Все у нас будет хорошо, вот увидишь" на фоне трех могил с самоубийцами - звучит именно жизненно, хотя и не оптимистично. Звучит именно так, как она должна звучать в реальной жизни, не более и не менее.

"Бал монстров" хорош прежде всего с постановочной стороны. Он снят очень ровно, грамотно и профессионально. И по актерам видно, что они играют не как бог на душу положит, а четко подчиняясь поставленной режиссером задаче. В результате этого актерский ансамбль играет очень слаженно и монолитно. Все на своем месте, ни одной лишней или фальшивой ноты. И даже знаменитый рэппер Паф Дидди, который в списке актеров выступает под своим реальным именем Шон Комбс, играет очень достойно и профессионально, чего я никак не ожидал от музыканта. Эксперименты с Бон Джови, Билли Айдолом, Дэвидом Боуи, Джанет Джексон и остальными не позволяли надеяться, что из этого получится что-то приличное. А здесь - на удивление хорошая роль. Просто, можно сказать, вылитый Дон Чидл, честное слово...

С актерской точки зрения самый блеск - семья Гротовски. От деда до внука. О Билли Бобе Торнтоне разговор особый, но и Бойл в роли мерзкого старикашки-расиста, и Леджер в роли зашуганного и страдающего от нелюбви отца парнишки - очень хороши. А сам Хэнк - Торнтон - просто блеск. Впрочем, Торнтону всегда отлично удавались такие роли - скупые, немногословные, однако насыщенные большим внутренним драматизмом. Мне он очень понравился, и если давать за этот фильм "Оскара", то именно ему.

Кстати, об "Оскаре"... Большинство критиков, говоря об этом фильме, примерно половину рецензии посвящают длительному обсуждению вопроса, за что Халли Бэрри американские киноакадемики (вручающие "Оскара") назвали лучшей актрисой года. Не очень понимаю, что тут обсуждать. Их "Оскар" - кому хотят, тому и вручают. Ну да, я тоже не считаю Халли Бэрри не просто хорошей актрисой, но и вообще актрисой. На мой взгляд, у нее кроме сисек и беспомощного выражения лица (придающего особую пикантность сиськам) ничего нет. В этом фильме она сыграла - ну, как бы сказать - сносно. В последнем эпизоде даже, пожалуй, и хорошо. Но тут за версту видно, что это исключительно режиссерская заслуга. Поэтому я тоже не понимаю и все такое, но это совершенно не мое дело. Не я придумал "Оскар", не я его вручаю, поэтому это их личное дело - кому и за что они дают эту награду. Нужно было им в этом году наградить чернокожую актрису (первая негритянка, получившая "Оскара" как лучшая актриса - ура, ура, торжество политкорректности в самом политически корректном ее проявлении) - вот они ее и наградили. Конечно, люди всей Земли считают, что уж если и награждать афроамериканку, то это должна была быть Вупи Гольдберг (которая, кстати, этот "Оскар" давно заслужила, как никакая другая чернокожая актриса; впрочем, Вупи получала эту награду, но как лучшая актриса эпизодической роли), однако киноакадемики не слушают людей всей Земли. Они глухи к выражению общественного мнения. Но это их собственные проблемы.

Кстати, что интересно... У меня на форуме есть участник по имени Wolfgang, который работает в Голливуде. Так вот что он написал в форуме примерно за месяц до вручения "Оскара", цитирую:
С кем поспорить, что Халле Берри дадут Оскара за этот фильм? Они тут такую активность развили в связи с тем, что аж (!) три чёрных актёра номинированы! А Халле дадут и она голосом маленькой девочки, пытающейся выпросить куклу, будет "плакать" и благодарить всех и вся. Если дадут ей - то для поддержания политкорректного имиджа, если Дензелю или (о, Боже!) Смиту - то значит, Кроу кому-то сильно в Голливуде не угодил. Ну, у последнего найдётся достаточно юмора, чтобы пережить "трагедию" спокойно.
Прям шайтан, честное слово! Особенно в части предвидения реакции Халли Бэрри на статуэтку...

Впрочем, хватит обсуждать, давайте резюмировать. "Бал монстров" - хорошая психологическая драма, весьма профессионально поставленная и ровно сыгранная. Никаких натяжек и несообразностей я не заметил - наоборот, все выглядит вполне естественно и жизненно. А концовка - так просто обрадовала. Я все боялся, что создатели фильма скатятся до какой-то дешевой мелодрамы. Не скатились. Закончили фильм именно так, как он должен заканчиваться. В общем, посмотреть его даже нужно, особенно тем, кто любит хорошие и серьезные фильмы, потому что "Бал монстров" - вполне достойный представитель в этой категории. Однако если вы решите посмотреть картину только для того чтобы понять, за что Халли Бэрри получила "Оскара" - не утруждайте себя. Потому что все равно не поймете. Нам этого понять не дано.

(c) Alex Exler (http://www.exler.ru)
______________________________

Драма "Бал монстров" поражает воображение зрителя как углубленным психоанализом, так и политкорректной тематикой взаимоотношений белых и афро-американцев. Не случайно чернокожая актриса Холли Берри, исполнительница главной роли, получила награду в номинации "Лучшая актриса".

Исследование человеческой психологии со времен господина Фрейда продвинулось весьма далеко, и без него не обходится ни один серьезный фильм, претендующий на получение "Оскара". Не стала исключением и драма "Бал монстров". Но если Вы ожидаете найти в фильме, судя по названию, ужасы, триллер или кровожадных вампиров, жадно терзающих тела своих жертв, то Вы глубоко заблуждаетесь. Название - всего лишь аллегория, за которой скрывается душевная черствость, нравственная глухота, неумение любить, безудержное одиночество и безысходность человеческого существования без любви.

Любовь оказывается спасительным пристанищем, которое дает силы жить и озаряет жизнь Хэнка Гротовски (Билли Боб Торнтон), наполняя ее новым смыслом. В семье Хэнка все мужчины служат в системе исполнения наказаний, то есть палачами, непосредственно осуществляющими приговор суда. Проще говоря, они сажают на электрический стул осужденных на смертную казнь. Это "милое" занятие передается у мужчин, можно сказать, по наследству. Бррр, скажете Вы. Полностью с Вами согласна. Трагедия семьи палачей гораздо глубже, чем это можно себе представить. Подобная работа практически приводит к распаду семьи, ее деградации, ибо палач не должен чувствовать, мыслить и что-либо ощущать в отношении своей жертвы. Но отношение к работе волей-неволей сказывается и на внутрисемейных отношениях. Старик Бак (Питер Бойл) настолько очерствел среди смерти, которая для него стала чем-то обыденным, что не в состоянии испытывать никаких эмоций, когда внук на его глазах кончает жизнь самоубийством. Его реакция не просто цинична и страшна, она ... отсутствует. Его сын Хэнк, в свою очередь, не любит отца, и при первом серьезном столкновении, не дрогнув, отправляет старика в дом для престарелых. Хэнк - настоящий мужчина, который принял жестокость профессии, принял правила игры, навязанные ею. Он стремится скрывать свои чувства на работе, расслабляясь только во сне, позволяя себе негативную реакцию только тогда, когда его никто не видит. Сонни (Хит Леджер), по сравнению с дедом и отцом - слаб, эмоционален и не способен противостоять цинизму профессии. Не смотря на все свои усилия и стремления походить на отца, ведь он даже пользуется услугами той же проститутки, что и отец, по своей сути Сонни не может быть хладнокровным, лишенным всяческих эмоций, убийцей. Итог жизни деда и отца таков: они остаются в одиночестве друг с другом, а на лужайке у дома к двум могилам прибавляется третья.

Одиночество, ненавистное всеми беспроглядное одиночество может свести человека с ума. У Хэнка есть только несколько вариантов: очерстветь окончательно, как старик, или дать в конечном итоге слабину, как сын и мать. Но он действительно силен характером, поэтому бросает все, и начинает новую жизнь. После смерти сына в Хэнке просыпаются человеческие черты, которые до сей поры он успешно загонял внутрь, не давая им взять верх. Вся его дальнейшая жизнь - отрицание прошлого. Он хочет любить, заботится о ком-то. И судьба подбрасывает ему сюрприз: ненавидя афро-американцев, он влюбляется в красавицу Летицию (Холли Бэрри), которую вряд ли можно принять за белокожую женщину. Билли Боб Торнтон очень естественен и органичен в этой роли, на наших глазах происходит его постепенное превращение в другого человека. Ведь подобрал же он Летицию на дороге с истекающим кровью кем-то сбитым сыном, хотя раньше подобная мысль вряд ли пришла ему в голову...

Драма производит сильное эмоциональное впечатление не только благодаря сложности психологических коллизий, межнациональных отношений белых и афро-американцев. выстраиваемых режиссером Марком Форстером, но и прекрасной и очень трепетно-естественной игре Холли Бэрри. Из всеми гонимой вдовы бывшего заключенного и безутешной матери, потерявшей сына, она превращается в любимую и любящую женщину. Не последнюю роль в усилении восприятия пафоса ситуаций играют и звуковые спецэффекты. Например, когда осужденного готовят к казни, ему бреют голову, то сухое шуршание падающих черных волос как будто отмеряет последние мгновения, оставшиеся в его жизни. Драматизм усиливает и мрачноватая эстетика смерти: тщательная подготовка к жутковатой процедуре казни на электрической стуле, кровь, которую неоднократно смывает Хэнк.

В драме все сложно, как бывает порой сложно и в жизни. Выживает тот, кого искренне любят, тогда он сможет выстоять вне зависимости от того, какие испытания приготовит ему судьба. И пусть в нашей жизни монстры как можно меньше веселятся и пляшут на своих балах.
(c) Наталья Хральцова (http://www.dvdworld.ru)

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#