"Туалет был заперт изнутри"
|
Название фильма: |
Туалет был заперт изнутри |
|
Страна-производитель: |
Франция |
Английский: |
Les Veces etaient fermes de l'interieur |
Жанр: |
комедия |
Режиссер: |
Патрис Леконт |
В ролях: |
Жан Рошфор, Колюш, Ролан Дюбийар |
Год выпуска: |
1976 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
Полнометражный дебют Патриса Леконта! И, по-моему, замечательный! Если смотреть невнимательно, то фильм покажется скучным и... странным. Все потому что нельзя его так смотреть. Нельзя смотреть поверхностно и... серьезно. Это изумительнейшая пародия на "полицейское" французское кино, которое было к моменту создания картины очень популярным жанром. Надо сказать, что Леконт создавал фильм на благодатном материале, сочиненным Марселем Готлибом в форме... комиксов. В содружестве с Готлибом Леконт и сделал их экранизацию. В фильме нет буквально смешных эпизодов (гэгов тем более), даже таких как в "Проезжайте мимо", хотя с последним фильмом дебют роднит парочка комичных полицейских. "Расследование комиссара Пишара и инспектора Шарбонье" - так начинается картина, титры идут в виде перелистывания книги. Довольно старомодный прием, но задающий как раз пародийный тон всему фильму. Хотя, впрочем, само название уже говорит о многом. Но оно может породить ожидание глупенькой комедии положений, однако же, это совершенно не так! Сюжет подчеркнуто прямолинеен, повествовательная форма полностью берется из традиционных полицейских фильмов.
То есть: 1) совершается преступление, 2) на место выезжает опергруппа, 3) она начинает распутывать дело, бродя от одного подозреваемого к другому, опрашивая свидетелей и проводя мозговые штурмы, и, наконец, в финале происходит ловкая разгадка и арест преступника. Но на первый план выходит то, что именно и как это все снято. Преступлением является таинственная смерть кондуктора Гаспара Газюля (Дюбийар), зашедшего дома в собственный туалет, так сказать, на дорожку и... погибшего там от взрыва бомбы.
За дело берутся комиссар Пишар (Рошфор) и инспектор Шарбо (Колюш), ну прямо-таки сошедшие с бумаги персонажи комиксов. Пишар- длинный тип, в длинном же плаще, шляпе с высокой тульей, все черты его облика подчеркнуто вытянутые (ну вы знаете Жана Рошфора, а на лице написана мыслительная работа... Он немногословен и по всему поведению напоминает Мегре или Холмса. Только вот неуловимо смешон! Шарбо - коротышка в круглый очках. Все в нем подчеркивает его невысокий рост и бочкообразную форму (кепка, полупальто), а верхняя губа натянута на нижнюю (фирменная фенечка Колюша). Лицо серьезное, но отнюдь не озадаченное мыслью. Он искренне влюблен в своего шефа (без подхалимажа!), и сам мечтает, что естественно, стать когда-нибудь таким же комиссаром.
Пишар же подчеркнуто патронирует своего помощника. Парочка распутывает таинственное преступление, то и дело сталкиваясь с не менее пародийными персонажами. Добавляет их облик видавший виды Ситроен Траксьон Аван...
Внимательно наблюдая за их похождениями и рассуждениями получаешь поистине настоящее наслаждение... В "серьезных" полицейских фильмах как правило копы легко идут на силовые меры против подозреваемых, и тут Шарбо то и дело пародийно "наезжает", то на... проститутку, то на старика, короче, то и дело демонстрирует свою брутальность на беззащитных обывателях, которые, по меткому выражению Пишара, совсем не стремятся помогать правосудию. Регулярно появляющиеся в кадре голые женщины (необязательные для сюжета) наводят испарину на лоб бедняги Шарбо (-Шеф, в этом расследовании у нас столько эротических приключений- и пяти минут не прошло, а перед нами снова голая женщина... -Верно, Шарбо!"), заставляя его неподдельно робеть, показывая на самом деле его робкую сущность, которую изредка побеждает ощущение "красной книжечки" в кармане пиджака и соответственно принадлежность к касте тех, кому можно больше чем простым смертным. Очень забавно! Финал картины Леконт делает вообще ироничным до абсурда, опять таки пародируя детективы и аппелируя к фразе Буало-Нарсежака о забитости такого приемчика как использование в сюжете близнецов-двойняшек. Да и сама причина убийства Газюля уморительно остроумна. Но как они расследовали...
О, это надо видеть! Отмечу также Поля Мисраки, который подстать атмосфере картины написал остроумную музыку.
С сайта о французском кино