19 июня 2007 г.
Станислав Говорухин: Продолжения «Места встречи» не будет
На фото - На сочинском пляже Говорухин всегда появлялся с доской для игры в нарды. Фото Владимира ВЕЛЕНГУРИНА.
Известный режиссер откровенно рассказал «КП» о своих планах и отношении к современному кино
Маститого режиссера я застала на сочинском пляже на фестивале «Кинотавр» во время игры в нарды. Бильярд, шахматы, карты - без этого Станислав Сергеевич своего отдыха не представляет. А в самолет, говорит, обязательно берет кроссворд от «Комсомолки».
- Вы их специально так составляете? Для умственно отсталых, - съехидничал режиссер. - Даже я ваши кроссворды разгадываю...
- Вы лучше, Станислав Сергеевич, расскажите, как вас недавно развели в программе «Розыгрыш». Вы в каком-то клубе играли в шахматы с Аркановым, к вам подсела девушка - на вид ну абсолютная дура. И попросила показать ей, как ходят фигуры. А потом быстренько вам обоим, большим виртуозам игры, поставила мат...
- Развела элементарно... Я-то искренне ей поверил. И вообще ничего не понял, поэтому сразу начал отдавать фигуры, как в поддавки. Потом об этом жалел. Хотя результат был бы тот же. С Александрой Костенюк, международным гроссмейстером, которая во время нашей игры с «подсадной» девушкой подсказывала ей в наушники ходы, я играл много раз. И всегда проигрывал. Вот Арканов - он играл всерьез, начал упираться, поэтому ему было интересно. Он решил, что эта девушка - хорошая шахматистка, просто оделась как шлюха. А я как... чудак и тут кайфа не словил.
- Зато на «Кинотавре», наверное, удалось кайф словить - не от шахмат, конечно, а от увиденных фильмов. Вообще что происходит с российским кино?
- В кино - беда. С одной стороны, существует фестивальное кино, которое год от года становится заумнее и непонятнее. На мой взгляд, это путь в никуда: фильм забывается мгновенно, даже если он получил призы на престижном фестивале. С другой стороны, коммерческое кино, которое снимают на потребу массовому зрителю и прокату. Американцы попробовали составить портрет этого массового зрителя. Оказалось - это подросток, «цветной», малограмотный. Я убежден, что и у нас массовый зритель такой же. Год от года он становится глупее и менее образованным. И кино под него подстраивается, поэтому с каждым годом становится все хуже. Для массового зрителя снимают все эти «дозоры», «гамбиты», «параграфы»... В кино пришли люди, у которых с душой не в порядке, малообразованные, не читающие книг. Сегодняшнее кино я ненавижу. И свои фильмы делаю в пику.
На фото - В новом фильме Говорухина «Артистка» снялись Александр Абдулов и Юрий Степанов. Фото PHOTOXPRESS.
- Но почему-то в новом фильме «Артистка», который скоро выйдет на экран, вы сняли самые растиражированные в коммерческом кино лица: Дмитрия Певцова, Михаила Ефремова, Федора Бондарчука. Только Гоши Куценко не хватает для букета. Сплошная попса...
- Каюсь, даже Гоша Куценко у меня в картине отметился - на озвучании. Я уж потом опомнился: боже, кого я взял!.. Правда, фильм от этого хуже не стал. Получилась лирическая история про любовь с очень остроумными диалогами...
- У вас есть свой рецепт, про что нужно сегодня снимать кино?
- Что бы там ни говорили, я по-прежнему считаю, что кино - это страшное идеологическое оружие. Поэтому режиссер должен руководствоваться принципом врача - не навреди, не испорти вкус зрителю, не отними последние жизненные силы. Я готов подписаться под девизом Жюля Верна: воспитывай, развлекая, и пушкинским принципом: чувства добрые лирой пробуждай. Что есть истинное искусство, а что ложное, покажет время. Это единственный критерий и судья. А темы могут быть разные.
- Следующая ваша картина о чем будет?
- Начинаю снимать фильм «Пассажирка» по рассказу замечательного русского писателя Константина Станюковича. Удивительно, что сегодня ни в одном книжном магазине вы его не найдете, хотя Станюковича не раз экранизировали. Фильм - о русском флоте: сюжет пустяковый, но снимать сложно, как и всякую морскую картину. О том, когда на корабль попадает женщина, после чего в слаженной команде начинается легкое помешательство. Все офицеры, мичманы, гардемарины объясняются ей в любви, предлагают руку и сердце.
- За сериал не думаете взяться? Например, снять продолжение «Места встречи изменить нельзя»?
- Нельзя в одну реку войти дважды. А учитывая, какое количество криминальных фильмов сегодня выходит на экран, это вообще бессмысленная затея. Я недавно пересмотрел «Бригаду» и опять получил колоссальное удовольствие. Фильм вредный, но очень талантливый. Думаю, такое кино я бы не снял - не хватило таланта.
Анастасия ПЛЕШАКОВА
Комсомольская Правда Ру