Всеволод Абдулов \Vsevolod Abdulov
Россия, 29 декабря 1942 г.
актер
Россия, 29 декабря 1942 г.
актер
Сайт: Актеры советского кино
Таким он был
Не одно поколение детей выросло, слушая его голос, Всеволод Абдулов озвучивал почти всех сказочных персонажей радио-постановок и грампластинок. В кино он так многолик, что его не сразу узнает даже родная дочь. А в жизни он был молчалив и скрытен и считал свою персону не интересной для прессы. "Я не умею давать интервью, да и рассказывать мне не о чем: в скандальную хронику я не попадал, в публичных местах не очень-то люблю появляться. Я и в артисты пошел не за аплодисментами и признанием, а чтобы получить удовольствие от лицедейства. Меня, честно говоря, раздражают мои коллеги, которые "работают лицом": зубоскалятся перед камерой рядом с юбиляром, влезают в кадр на презентации - так и знаменитыми становятся, а потом еще мемуары пишут: "я с этим человеком водку пил" - признавался Абдулов.
Детство
Всеволод Абдулов родился в Москве, в семье народного артиста РСФСР Осипа Наумовича Абдулова и Елизаветы Моисеевны Метельской. Отец много работал на радио, участвуя в радиопостановках пьес. Репетиции спектаклей часто проходили у них дома. Собирались лучшие артисты Москвы: Раневская, Плятт, Вахтангов, Завадская и другие. В семье Абдуловых бывали люди, прошедшие сталинские лагеря. В семье открыто говорили, что Сталин тиран, и при этом никто не наказывал Всеволоду, мол "помалкивай в школе". Осип Наумович умер в 1953 году. Всеволод стал подрабатывать на озвучании зарубежных фильмов.
Юность
По поводу профессии у Абдулова раздумий не было - он с детства мечтал стать актером. Самой большой мечтой был, конечно, МХАТ. В 1960 оду Всеволод сдал документы во все театральные институты. Его уже приняли в ГИТИС, в Вахтанговскую школу, а вот с МХАТом были проблемы. На одной из консультаций он познакомился с Владимиром Высоцким. Высоцкий, уже будучи студентом-старшекурсником, приметил молодого абитуриента. Он научил Абдулова кое-каким тонкостям актерского искусства. В результате Абдулов был принят в Школу-студию МХАТ.
На первом курсе Всеволод Абдулов женился. Она сдавала экзамены в МВТУ. Однако учиться ей не пришлось. Через год у них родилась дочь, и жене пришлось оставить институт, ради воспитания ребенка.
Ранняя юность актера совпала с хрущевской оттепелью. Друзья вспоминают, как студент Абдулов выходил на площадь около памятника Маяковского и читал вслух стихи тогда полузапрещенных поэтов - Пастернака, Цветаевой, Гумилева, Самойлова. У Всеволода Абдулова были особенные друзья, и это тоже говорит о многом. К примеру, Владимир Буковский жил у него на даче, а Владимир Высоцкий посвящал Абдулову стихи. Кстати Абдулов после смерти Высоцкого практически никогда не говорил о нем - слишком дорога была для него память о друге. На вопрос, почему он так ничего не написал о Высоцком, Абдулов отвечал: "Зачем? Мне как-то довелось работать над пьесой о А.С.Пушкине. Я заметил, что наиболее "красочные" мемуары вышли из-под пера людей, едва знакомых с Александром Сергеевичем. По настоящему же близкие ему люди были немногословны". О том же, как они были близки, говорит записка Высоцкого "Ты самый близкий мне человек... Я не предполагал, что друг может быть так необходим…", которую Абдулов хранил всю жизнь в своем сейфе.
Личная жизнь
Семейная жизнь Абдулова продолжалась не долго. Сам считает, что "я был слишком молод, есть же мнение, что мужчина должен быть старше, ответственнее, устойчивее в жизни, чем его женщина". Абдулов увлекся одной из молодых актрис… Однако отношений с дочерью он не порвал. Она часто бывала у отца, подолгу жила у него. Ездила с ним на съемки. Тем не менее, она избрала другую профессию, окончила факультет иностранных языком, впоследствии переводила книгу Марины Влади.
Абдулов, как сам он признается, был женат пять или шесть раз, утверждая, что официальный или не официальный брак - для него различия нет. О том, что есть или нет дети кроме дочери, предпочитал умолчать. Деликатность по отношению к близким вообще была его отличительной чертой. Так в беседах с журналистами, он практически ничего не рассказывал о своих бывших женах, не называя даже их имен. Он считал, что у них теперь другая жизнь, зачем в нее вмешиваться. О своих бывших женах, всех без исключения, отзывался очень хорошо: "Я вообще стараюсь сохранять теплые отношениями со своими женщинами, практически ни с кем не расставался со скандалом".
Театр
Учась в школе-студии МТАТа, Абдулов был приглашен в театр-студию при клубе МВД, который был организован сокурсниками Владимира Высоцкого. Несмотря на то, что Абдулов был моложе всех лет на пять-шесть, к 1964 году он занимал довольно прочную позицию в театре-студии, был членом Художественного совета. О своей работе Абдулов вспоминал: "Мы были невероятно увлечены, работали почти круглосуточно, и даже особо не задумывались - точнее, не сознавали, не хотели задумываться - о том, что обстановка в стране начинает меняться в сторону некоторого ужесточения".
После окончания учебы Абдулов играл в Московском театре на Таганке. Играл он и на сцене Московского Художественного театра. Здесь молодому Абдулову посчастливилось выходить на сцену вместе со знаменитыми МХАТовскими стариками Андровской, Яншиным, Грибовым, Прудкиным. Во МХАТе он сыграл в "Соло для часов с боем" и - совершенно блестяще - Раздватриса в "Трех толстяках". В старом, доефремовском МХАТе Абдулов был на виду, но потом ушел в тень. После раздела театра он оказался у Дорониной. Там у него не задалось… Актер также мастерски читал Пастернака, Ахматову, Цветаеву. Его записи хранятся в фондах отечественного радио.
Кино
Всеволод Абдулов в кино сыграл не так много ролей, хотя сниматься начал еще в середине 1960-х годов. На его счету работы в таких фильмах, как детектив Станислава Говорухина "Контрабанда", приключенческая лента Владимира Вайнштока "Вооружен и очень опасен", политический памфлет Павла Любимова "Гол в Спасские ворота". Однако гораздо более заметные роли актеру довелось сыграть в телевизионных фильмах - в "Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна", поставленных Станиславом Говорухиным по произведениям Марка Твена, в комедийном мюзикле Александра Павловского "Трест, который лопнул".
В 1979 году Абдулов снялся в легендарном телесериале "Место встречи изменить нельзя". Он сыграл милиционера Соловьева, который сидел в засаде и, струсив, отпустил Фокса.
В этот фильм его порекомендовал Владимир Высоцкий, и эта роль для него была своеобразным возрождением после аварии. А произошло это так. Осенью 1977 года Всеволод Абдулов возвращался на своей машине из Баку со съемок. Под городом Ефремовым взорвалось переднее колесо, машина перевернулась 6 раз. Актер попал в больницу, и 21 день он не приходил в сознание. Его возили по разным больницам, врачи говорили: "Неперспективный". К весне Абдулов пошел на поправку, и в это время к нему в палату приехали Высоцкий и Говорухин. Они привезли 5 томов сценария фильма "Место встречи изменить нельзя" и предложили на выбор любую роль. "Для меня это было настоящим испытанием, потому, что я после травмы вообще ничего не соображал, не мог запомнить ни строчки текста" - вспоминал Абдулов. Во время съемок Высоцкий все время был рядом, поддерживал его, помогал работать. И Абдулов смог преодолеть последствия травм.
В последние годы Всеволод Абдулов озвучивал многие зарубежные фильмы и телесериалы. Он участвовал в русском дубляже фильма "Властелин колец" где озвучивал роль Барлемана.
Заключение
Скончался Всеволод Абдулов 28 июля 2002 г после тяжелой и продолжительной болезни.
Еще 25 июля 2002 года актер присутствовал на дне памяти Владимира Высоцкого, но чувствовал себя неважно. Сын Владимира Высоцкого Никита сообщил газете "Московский Комсомолец": "У него была болезнь кишечника, но все могло бы обойтись… Его увезли из дома на "скорой" в 15-ую горбольницу. Когда мне позвонили его родственники, я подумал, что, может быть, нужно найти высококлассных специалистов и перевезти его в другую клинику. Но потом выяснилось, что врачи сделали все, что смогли. Оторвался тромб, и помочь ему было уже невозможно".
Таким он был
Не одно поколение детей выросло, слушая его голос, Всеволод Абдулов озвучивал почти всех сказочных персонажей радио-постановок и грампластинок. В кино он так многолик, что его не сразу узнает даже родная дочь. А в жизни он был молчалив и скрытен и считал свою персону не интересной для прессы. "Я не умею давать интервью, да и рассказывать мне не о чем: в скандальную хронику я не попадал, в публичных местах не очень-то люблю появляться. Я и в артисты пошел не за аплодисментами и признанием, а чтобы получить удовольствие от лицедейства. Меня, честно говоря, раздражают мои коллеги, которые "работают лицом": зубоскалятся перед камерой рядом с юбиляром, влезают в кадр на презентации - так и знаменитыми становятся, а потом еще мемуары пишут: "я с этим человеком водку пил" - признавался Абдулов.
Детство
Всеволод Абдулов родился в Москве, в семье народного артиста РСФСР Осипа Наумовича Абдулова и Елизаветы Моисеевны Метельской. Отец много работал на радио, участвуя в радиопостановках пьес. Репетиции спектаклей часто проходили у них дома. Собирались лучшие артисты Москвы: Раневская, Плятт, Вахтангов, Завадская и другие. В семье Абдуловых бывали люди, прошедшие сталинские лагеря. В семье открыто говорили, что Сталин тиран, и при этом никто не наказывал Всеволоду, мол "помалкивай в школе". Осип Наумович умер в 1953 году. Всеволод стал подрабатывать на озвучании зарубежных фильмов.
Юность
По поводу профессии у Абдулова раздумий не было - он с детства мечтал стать актером. Самой большой мечтой был, конечно, МХАТ. В 1960 оду Всеволод сдал документы во все театральные институты. Его уже приняли в ГИТИС, в Вахтанговскую школу, а вот с МХАТом были проблемы. На одной из консультаций он познакомился с Владимиром Высоцким. Высоцкий, уже будучи студентом-старшекурсником, приметил молодого абитуриента. Он научил Абдулова кое-каким тонкостям актерского искусства. В результате Абдулов был принят в Школу-студию МХАТ.
На первом курсе Всеволод Абдулов женился. Она сдавала экзамены в МВТУ. Однако учиться ей не пришлось. Через год у них родилась дочь, и жене пришлось оставить институт, ради воспитания ребенка.
Ранняя юность актера совпала с хрущевской оттепелью. Друзья вспоминают, как студент Абдулов выходил на площадь около памятника Маяковского и читал вслух стихи тогда полузапрещенных поэтов - Пастернака, Цветаевой, Гумилева, Самойлова. У Всеволода Абдулова были особенные друзья, и это тоже говорит о многом. К примеру, Владимир Буковский жил у него на даче, а Владимир Высоцкий посвящал Абдулову стихи. Кстати Абдулов после смерти Высоцкого практически никогда не говорил о нем - слишком дорога была для него память о друге. На вопрос, почему он так ничего не написал о Высоцком, Абдулов отвечал: "Зачем? Мне как-то довелось работать над пьесой о А.С.Пушкине. Я заметил, что наиболее "красочные" мемуары вышли из-под пера людей, едва знакомых с Александром Сергеевичем. По настоящему же близкие ему люди были немногословны". О том же, как они были близки, говорит записка Высоцкого "Ты самый близкий мне человек... Я не предполагал, что друг может быть так необходим…", которую Абдулов хранил всю жизнь в своем сейфе.
Личная жизнь
Семейная жизнь Абдулова продолжалась не долго. Сам считает, что "я был слишком молод, есть же мнение, что мужчина должен быть старше, ответственнее, устойчивее в жизни, чем его женщина". Абдулов увлекся одной из молодых актрис… Однако отношений с дочерью он не порвал. Она часто бывала у отца, подолгу жила у него. Ездила с ним на съемки. Тем не менее, она избрала другую профессию, окончила факультет иностранных языком, впоследствии переводила книгу Марины Влади.
Абдулов, как сам он признается, был женат пять или шесть раз, утверждая, что официальный или не официальный брак - для него различия нет. О том, что есть или нет дети кроме дочери, предпочитал умолчать. Деликатность по отношению к близким вообще была его отличительной чертой. Так в беседах с журналистами, он практически ничего не рассказывал о своих бывших женах, не называя даже их имен. Он считал, что у них теперь другая жизнь, зачем в нее вмешиваться. О своих бывших женах, всех без исключения, отзывался очень хорошо: "Я вообще стараюсь сохранять теплые отношениями со своими женщинами, практически ни с кем не расставался со скандалом".
Театр
Учась в школе-студии МТАТа, Абдулов был приглашен в театр-студию при клубе МВД, который был организован сокурсниками Владимира Высоцкого. Несмотря на то, что Абдулов был моложе всех лет на пять-шесть, к 1964 году он занимал довольно прочную позицию в театре-студии, был членом Художественного совета. О своей работе Абдулов вспоминал: "Мы были невероятно увлечены, работали почти круглосуточно, и даже особо не задумывались - точнее, не сознавали, не хотели задумываться - о том, что обстановка в стране начинает меняться в сторону некоторого ужесточения".
После окончания учебы Абдулов играл в Московском театре на Таганке. Играл он и на сцене Московского Художественного театра. Здесь молодому Абдулову посчастливилось выходить на сцену вместе со знаменитыми МХАТовскими стариками Андровской, Яншиным, Грибовым, Прудкиным. Во МХАТе он сыграл в "Соло для часов с боем" и - совершенно блестяще - Раздватриса в "Трех толстяках". В старом, доефремовском МХАТе Абдулов был на виду, но потом ушел в тень. После раздела театра он оказался у Дорониной. Там у него не задалось… Актер также мастерски читал Пастернака, Ахматову, Цветаеву. Его записи хранятся в фондах отечественного радио.
Кино
Всеволод Абдулов в кино сыграл не так много ролей, хотя сниматься начал еще в середине 1960-х годов. На его счету работы в таких фильмах, как детектив Станислава Говорухина "Контрабанда", приключенческая лента Владимира Вайнштока "Вооружен и очень опасен", политический памфлет Павла Любимова "Гол в Спасские ворота". Однако гораздо более заметные роли актеру довелось сыграть в телевизионных фильмах - в "Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна", поставленных Станиславом Говорухиным по произведениям Марка Твена, в комедийном мюзикле Александра Павловского "Трест, который лопнул".
В 1979 году Абдулов снялся в легендарном телесериале "Место встречи изменить нельзя". Он сыграл милиционера Соловьева, который сидел в засаде и, струсив, отпустил Фокса.
В этот фильм его порекомендовал Владимир Высоцкий, и эта роль для него была своеобразным возрождением после аварии. А произошло это так. Осенью 1977 года Всеволод Абдулов возвращался на своей машине из Баку со съемок. Под городом Ефремовым взорвалось переднее колесо, машина перевернулась 6 раз. Актер попал в больницу, и 21 день он не приходил в сознание. Его возили по разным больницам, врачи говорили: "Неперспективный". К весне Абдулов пошел на поправку, и в это время к нему в палату приехали Высоцкий и Говорухин. Они привезли 5 томов сценария фильма "Место встречи изменить нельзя" и предложили на выбор любую роль. "Для меня это было настоящим испытанием, потому, что я после травмы вообще ничего не соображал, не мог запомнить ни строчки текста" - вспоминал Абдулов. Во время съемок Высоцкий все время был рядом, поддерживал его, помогал работать. И Абдулов смог преодолеть последствия травм.
В последние годы Всеволод Абдулов озвучивал многие зарубежные фильмы и телесериалы. Он участвовал в русском дубляже фильма "Властелин колец" где озвучивал роль Барлемана.
Заключение
Скончался Всеволод Абдулов 28 июля 2002 г после тяжелой и продолжительной болезни.
Еще 25 июля 2002 года актер присутствовал на дне памяти Владимира Высоцкого, но чувствовал себя неважно. Сын Владимира Высоцкого Никита сообщил газете "Московский Комсомолец": "У него была болезнь кишечника, но все могло бы обойтись… Его увезли из дома на "скорой" в 15-ую горбольницу. Когда мне позвонили его родственники, я подумал, что, может быть, нужно найти высококлассных специалистов и перевезти его в другую клинику. Но потом выяснилось, что врачи сделали все, что смогли. Оторвался тромб, и помочь ему было уже невозможно".