Россия, 24 сентября 1946 г.
актер
Окончила Академическое хореографическое училище при ГАБТ СССР (1964), затем — ВГИК (1971, мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). Актриса Театра-студии киноактера в Москве.
Обладательница золотого кубка Вольпи (1966г.) на 26 международном кинофестивале в Венеции.
Лауреат Государственной премии СССР.
Дважды лауреат премии Ленинского комсомола.
Заслуженная артистка РСФСР (1979) и Казахстана.
Сайт: Актеры советского кино
Юная знаменитость
Наталья Аринбасарова окончила Академическое хореографическое училище при ГАБТ СССР (1964), затем - ВГИК (1971, мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой).
Творческая жизнь актрисы Натальи Аринбасаровой началась задолго до того момента, когда она попала на съемочную площадку. А поступила Наташа во ВГИК на курс С.Герасимова и Т.Макаровой уже будучи мировой знаменитостью. На вступительных экзаменах в институт кинематографии юную абитуриентку осаждали фоторепортеры и корреспонденты, чтобы запечатлеть обладательницу Главного приза Венецианского кинофестиваля "Золотого кубка Вольп", который она получила за главную женскую роль в фильме Андрона Кончаловского по роману Чингиза Айтматова "Первый учитель".
Потом было много ролей и главных и небольших и эпизодов. В основном играла героинь, но были и характерные роли, роли второго плана, за которые она берется с особым интересом. "На экране важнее всего пластическая красота. Кино - это искусство живописное." Это сказал Чарли Чаплин. А творческая жизнь Натальи Аринбасаровой, или, как говорится "жизнь в искусстве" начиналась с танца. В 1964 году она получила диплом артистки балета.
Детство
"Я родилась в Москве после войны. Папа у меня был военный, мама занималась детьми, потому что нас было пятеро. Когда папа закончил Военную Академию им. Фрунзе, его по службе стали переводить с места на место, как это всегда бывает. Мы все время переезжали и потом приехали в Алма-Ату, где сбылась, наконец моя мечта - поступить в балетную школу. Я там проучилась год и группу ребят отправили в Москву в Хореографическое училище Большого театра. И меня приняли туда, с тех пор я опять живу в Москве.
Встреча с Кончаловским
Получив диплом артистки балета, я должна была уехать в Алма-Ату, потому что республика платила за наше обучение, и мы должны были вернуться, чтобы танцевать в Театре Оперы и Балета. Но, когда я была уже в выпускном классе, Андрон Кончаловский пришел в балетную школу искать героиню на роль Алтынай в фильме "Первый учитель". Он пришел в младший класс, там тоже учились девочки из Казахстана. А когда через несколько дней ассистенты позвонили в интернат, где мы все жили, воспитатели по ошибке, отправили меня. Я приехала на "Мосфильм", ничего не понимая. Андрон, конечно, страшно удивился, но виду не показал, начал разговаривать со мной. И в итоге он решил со мной репетировать и работать. Это был его дипломный фильм. Мы несколько раз встречались, я прочитала сценарий, в потом вдруг они (съемочная группа) исчезли и вообще перестали звонить. Но я не особенно переживала. У меня начались выпускные экзамены, подготовка к диплому. И в июне приходит телеграмма (через три месяца): "Срочно вылетайте на кинопробы во Фрунзе". А у меня впереди концерт в Большом театре. Я дала телеграмму: "Извините, я сниматься не могу." Он начал звонить из Фрунзе, но диплом я все-таки получила, а только потом поехала сниматься."
На съемках Андрон Кончаловский и Наталья Аринбасарова поженились. Через два года родился сын Егор. А роль Алтынай в фильме "Первый учитель" принесла ей высшую награду кинофестиваля в Венеции. Претендентами на Золотой кубок в этой номинации были Джейн Фонда в фильме Роже Вадима "Добыча" и еще две известные актрисы - Джули Кристи и Ингрид Тулин. В нашей стране Наталья единственная актриса - обладательница этого приза. В институт кинематографии ее, можно сказать, приняли под бурные аплодисменты. Мэтра отечественного кино Сергея Герасимова просили сняться со своей будущей студенткой репортеры и он охотно соглашался.
"В 1971 году я получила диплом ВГИКа. Во время учебы Сергей Аполлинариевич запрещал сниматься и говорил: "Я не позволю вам бегать по киностудиям и предлагать свои услуги. Надо сначала чему-то научиться." Но поскольку я была постарше других девочек, он понимал, что возраст для актрисы - это важно, мне разрешалось сниматься, будучи студенткой. Я снималась в фильмах: "Ташкент - город хлебный" - сценарий написал Андрон по повести Неверова. И для меня специально написал небольшую роль, ее в повести не было. Роль Сауле - девушки чекистки, которая погибает от рук бандита. Снималась в фильме "Джамиля" тоже по Чингизу Айтматову, в фильме "Песня Маншук", "У озера". Сценарий фильма "У озера" С. Герасимов написал специально, чтобы снять весь наш курс".
Пожалуй это был самый богатый известными Натальями курс. С Натальей Аринбасаровой учились: Н. Белохвостикова, Н. Бондарчук, Н. Гвоздикова. А еще Николай Еременко, Вадим Спиридонов, Сергей Никоненко и Николай Губенко.
"Помню, как Тамара Федоровна мне с интригующим видом сказала: "Наташа, Сергей Аполлинариевич пишет для тебя роль". И когда он читал сценарий, я с замиранием сердца ждала, когда же, когда же будет моя роль. Роль небольшая, но почему-то зрители помнят меня больше всего по этой роли. Я там игра Катю Алзоеву, молодую девушку-балеринку. Он впервые использовал мою прежнюю профессию в кино".
Расставание с Кончаловским
Семейная жизнь Натальи с Кончаловским не удалась. В 1967 г он ушел, оставив Наталью с маленьким сыном Егором на руках. С Кончаловским они расстались из-за того, что он хотел уехать за границу на постоянное место жительства. Для этого надо было жениться на иностранке (Кончаловский женился на французской актрисе Маше Мериль). Наташа и Егор были препятствием, но препятствовать она не стала. А сейчас она благодарна первому мужу за то, что он дал хорошее образование сыну за границей. Ведь за обучение в Кембридже и Оксфорде надо платить немалые деньги. Егор Кончаловский учился на искусствоведческом отделении. Вернувшись в Москву создал рекламное агенство. Сейчас тоже снимает фильмы.
Двигубский
Конечно, она не осталась одна. Женщина редкой красоты и не только внешней. Наташа вскоре стала женой художника и кинооператора Николая Двигубского. Впервые я увидела Наталью Аринбасарову вместе с дочерью Катей в дипломном фильме Екатерины Двигубской "Ты и я", показанном в рамках Московского кинофестиваля этим летом. Катя закончила актерское отделение ВГИКа, но решила сама снимать кино и поступила на Высшие режиссерские курсы, педагог А.Митта.
О Кате надо говорить отдельно. Она актриса, сценарист, режиссер. Наконец, просто красавица. Осенью 1999 года вышла книга "Лунные дороги". Они писали ее вместе - мать и дочь, книга о Наталье Аринбасаровой, о ее детстве, балетной юности, киношной карьере, детях и мужьях. Вернее, как сказала Катя, по рассказам мамы писала она. Так что она еще и мамин биограф и автор книги.
Третий брак
Но и с Двигубским Наталья рассталась, третьим ее мужем стал режиссер Эльдор Уразбаев.
Наталья Аринбасарова: "Причины личных катастроф были сугубо личные, и я не могу пожаловаться, что мужья относились ко мне пренебрежительно. Андрон всегда заставлял меня заниматься самообразованием, Коля Двигубский - прекрасный художник - очень уважительно относился к моей профессии, у Эльдора Уразбаева я снялась в нескольких фильмах. Все трое считают, что я хорошая актриса, и все поддерживали меня в моем творчестве. У Эльдора тоже двое детей, и я всегда старалась, чтобы они приходили в наш дом и чувствовали себя тут комфортно. И они по сей день приходят и считают меня родственницей, бабушкой их детей".
Катя: "У мамы со всеми мужьями остались прекрасные отношения, и, наверное, поэтому Андрон ко мне прекрасно относился и даже предложил напополам с папой оплатить мое образование за рубежом. С папой у меня тоже отличные отношения - с годами он стал мне много интереснее. В детстве, конечно, были обиды, что он не так внимателен ко мне, как хотелось бы, но с возрастом это все забылось. Эльдор, который вырастил меня, был мне настоящим отцом, поставил меня на ноги, и благодаря ему очень многое состоялось в моей жизни. В самые сложные моменты он всегда был рядом, был моей спиной, плечом..."
Лакомый кусочек
В фильме "Транссибирский экспресс" кинорежиссера и третьего мужа Эльдора Уразбаева Наталья сыграла небольшую, но яркую роль. Для того, чтобы по настоящему войти в образ Наталья попросила сшить ей шифоновое платье, поскольку оно придавало воздушность образу девушки. Это актриса, которая подходит ко всему творчески, ей повезло с режиссерами, но и режиссерам повезло работать с такой интересной актрисой.
В фильме "Система-Ниппель", который снял Александр Панкратов-Черный, Аринбасарова сыграла небольшую и не типичную роль пьяницы. Она была в восторге, когда поняла, что получилось убедительно. Снимали этот фильм во времена "сухого закона" в настоящей очереди за водкой. Еще один эпизод из фильма "Русская рулетка": хрупкая женщина падает в обморок в аэропорту, а на самом деле она участвует в задержании преступника и ловко и неожиданно применяет какой-то приемчик каратэ.
Творческая жизнь Натальи Аринбасаровой продолжается, она снимается в исторической кино-эпопее Б.Мансурова "Сага о древних булгарах", часто выступает на благотворительных концертах, которые устраивает женский клуб "Москвичка". Она является его активным членом. И если к кино относиться как сказал Хичкок, то ей действительно достался неплохой кусок, фильмы в которых она снималась вошли в сокровищницу мирового кинематографа. А еще можно сказать, что для кинематографа эта актриса, что называется "piece of cаke" (кусочек торта, лакомый кусочек).
О своей жизни
Наталья Аринбасарова: "Может быть, моя карьера могла бы и лучше сложиться. Я хотела бы сыграть в классике - Шекспира, Островского, но мне предлагали в основном одни и те же типажи - мои внешние данные ограничивали меня в выборе ролей...
Но если так подумать... Ну, сыграла бы я на десять ролей больше. И что? Зато сейчас у меня очень приятный период в жизни, потому что меня воспринимают не как актрису, а как мать взрослых детей. Вот Егор снял фильм - скоро будет просмотр, и мы все очень волнуемся. Недоброжелателей в кино всегда хватало. Катя вышла замуж - тоже волнующее, приятное событие..."
Снималась в фильмах:
• Первый учитель (1966)
• Ташкент - город хлебный (1968)
• Джамиля (1969)
• Спокойный день в конце войны (1970)
• У озера (1970)
• Песнь о Маншук (1971)
• Ночь на 14-й параллели (1971)
• Там, где горы белые... (1973)
• Транссибирский экспресс (1978)
• Улан (1978)
• В ночь лунного затмения (1979)
• Вкус хлеба (1979)
• Серебряный рог Ала-Тау (1980)
• Первая конная (1984)
• Первый (1984)
• Сладкий сок внутри травы (1984)
• Корабль пришельцев (1985)
• Секунда на подвиг (1986)
• Амуланга (1987)
• Русская рулетка (1990)
• Система ниппель (1990)
• Прекрасная незнакомка (1992)
• Трам-тарарам, или Бухты-барахты (1993)
• Слабое сердце (1994)