Россия, 17 марта 1925 г.
актер
Точность социальной характеристики, чистота, целомудренная поэтичность, духовная сила - всегда отличают создания Борисовой. Женщины со сложной судьбой, несчастной любовью - у нее всегда натуры избранные, незаурядные...
Сайт: Праздники.ru
Статья: Юлия Борисова
После окончания Училища имени Б.Щукина, в 1949 году, была принята в Театр им.Евг.Вахтангова.
Первые шаги на сцене - в амплуа лирических героинь - Магда ("Заговор обреченных" Н.Вирты), Геро ("Много шума из ничего" В.Шекспира), Галя ("Макар Дубрава" А.Корнейчука), Эпонина ("Отверженные" В.Гюго), Джулия ("Два веронца" В.Шекспира).
Ее хрупкие юные героини, имея разные характеры, всегда поразительно стойко, страстно противостоят ударам судьбы. Борисова - всегда адвокат своих героинь, ее интересует становление женской человеческой личности. Это и Наташа ("Город на заре" А.Арбузова, 1957 г.), это и Люся ("Две сестры" Ф.Кнорре, 1957 г.), и Банат ("Неписанный закон" Н.Пистоленко, 1958 г.), и Аня ("Коронация" Л.Зорина, 1969 г.), и, наконец, Варя ("Иркутская история" А.Арбузова, 1959 г.).
Особую страницу в актерской биографии Ю.К.Борисовой занимает создание роли Настасьи Филипповны ("Идиот" Ф.Достоевского, 1958 г.) - актрисе довелось сыграть ее и в кино и на сцене, но, несомненно, более глубоко и емко это было в театре, где последовательнее была прослежена судьба этой мятущейся между благородством и ожесточенностью, между любовью и ненавистью женщины.
Точность социальной характеристики, чистота, целомудренная поэтичность, духовная сила - всегда отличают создания Борисовой. Женщины со сложной судьбой, несчастной любовью - у нее всегда натуры избранные, незаурядные - умная, независимая Нефедова ("Одна" А.Алешина, 1956 г.), потерянная в жестоком мире Гитель ("Двое на качелях" Гибсона, 1963 г.), виртуозная притворщица, "царица блажи", жертвующая жизнью во имя любви Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" У.Шекспира, 1971 г.), романтическая, чарующе открытая, растратившая свою жизнь талантливая Лика Мизинова ("Насмешливое мое счастье" Л.Малюгина, 1965 г.), неприкаянная, ищущая выхода своим жизненным силам Елена Андреевна ("Леший" А.Чехова, 1979 г.), яростная в своем отчаянии Мария ("Мария Тюдор" В.Гюго, 1985 г.) и, конечно же, хрупкая и нежная, но удивительно мужественная и стойкая Гелена ("Варшавская мелодия" Л.Зорина, 1967 г.). Юлии Борисовой пришлось играть во многих пьесах - и стойких революционерок - Мария ("Конармия" И.Бабеля, 1966 г.) и Виринея ("Виринея" Л.Сейфуллиной, 1967 г.), и деловых женщин - Анна Георгиевна ("Из жизни деловой женщины" А.Гребнева, 1974 г.), но есть еще грань таланта актрисы - создание образов комедийных, почти эксцентрических - это веселая, озорная и гордая казачка Павлина ("Стряпуха" и "Стряпуха замужем" А.Софронова, 1959, 1961 гг.), и вседозволенная, взбалмошная и хитроумная Эпифания ("Миллионерша" Б.Шоу, 1964 г.), и капризная, своенравная Турандот ("Принцесса Турандот" К.Гоцци, 1963 г.), и беспомощная, доверчивая королева Анна ("Стакан воды" Э.Скриба, 1988 г.).
В последние годы Юлии Борисовой довелось сыграть двух женщин своей профессии: Кручинину ("Без вины виноватые" А.Островского, 1993 г.), где она виртуозно воплощает трагическую судьбу женщины, актерское призвание и красоту человеческой души, и Патрик Кемпбел ("Милый лжец" Д.Килти, 1994 г.) - умную, ироничную, пронесшую через многие годы любовь к Б.Шоу.
Помимо театра, Юлия Борисова снялась в кинокартинах "Идиот" (1958 г.) в роли Настасьи Филипповны и "Посол Советского Союза" (1970 г.) в роли Коллонтай.
Ю.К.Борисова - Народная артистка СССР (1969 г.), лауреат Государственной премии РСФСР (1966 г.), лауреат Государственной премии РСФСР им.К.Станиславского (1995 г.), Герой Социалистического Труда (1985 г.), кавалер двух орденов Ленина (1971, 1985 гг.), ордена Октябрьской Революции (1975 г.), лауреат премии "Хрустальная Турандот" (1993 г.).
Многие годы, будучи ведущей актрисой театра, Юлия Борисова была Депутатом Верховного Совета РСФСР (с 1963 г.), членом Президиума Дома Актера.
Автор: Артур Соломонов
Сайт: Известия
Статья: В БОРИСОВУ ВЛЮБЛЯЛИСЬ И ПРОДОЛЖАЮТ ВЛЮБЛЯТЬСЯ
17 марта юбилей выдающейся русской актрисы Юлии Константиновны Борисовой. Юлия Борисова стала звездой Театра им. Вахтангова в 1950-е годы и проработала в этом театре всю жизнь. Ее постоянным партнером был Михаил Ульянов: они сыграли вместе в спектаклях "Город на заре", "Иркутская история", "Варшавская мелодия", "Антоний и Клеопатра" и других. С Михаилом Ульяновым встретился с нашим корреспондентом.
"Борисова проходит мимо всех театральных дрязг"
У Юли была мать большой нравственной силы. Она воздействовала на дочь очень сильно, мощно и создала не идеальную, но очень цельную личность.У нее все подчинено чувству долга. Она сейчас очень увлеклась религией, и это - естественный результат ее пути, ее почти монастырского отношения к работе, к жизни. В Борисовой есть замкнутость, она в свой внутренний мир почти никого не пускает. Поэтому и нет интервью, и не болтается она на телевидении.
У нее очень большая семья - шесть или семь человек: дети, внуки и правнуки. Сейчас она в большей степени служит семье, в меньшей - театру, поскольку получилось так, что она является цементирующим элементом в жизни семьи. А в свое время у нее были так подтянуты тылы, что она отдавалась только театру. Она человек принципиальный, но не вмешивается ни в какие театральные дрязги. Проходит мимо скрежещущих людей, драки, мордобоя - мимо, и всё.
Эта красивейшая, обаятельнейшая женщина осталась вдовой, когда ей было около тридцати пяти лет. И она осталась верна ушедшему мужу! Юлия Константиновна очень долго отмечала день памяти мужа.
При том, что в театре все про всех всегда знают, - и знают даже то, чего нет, но никто не слышал ни слова, ни звука в ее адрес. Хотя в нее, конечно, влюблялись и продолжают влюбляться.
Всех женщин, которых она играет, она защищает. Они не виноваты - никто и ни в чем. Вот героиня "Иркутской истории" Валька - проститутка. Но Борисова не думала об этом. Ее героини всегда чисты. Помню, как она мне доказывала, что Настасья Филипповна из "Идиота" - девственница. Я говорю: "Ну ты что, какая девственница!" Нет, Борисова стоит на своем.
"Первый раз я видел Борисову плачущей"
Я принят был в театр в 1950 году, а Юлия Константиновна - на год раньше. Тогда в театре сложилась ситуация, которой сейчас просто не может быть: играли только самые крупные, зрелые и пожилые актеры, а молодняк совсем не работал. Я прекрасно помню, как ко мне, тогда секретарю комсомольской организации, пришла Юля Борисова. Я первый раз ее видел плачущей: в театре нечего делать, скучно, грустно.
Но потом Рубен Константинович Симонов переменил ситуацию. Он сделал ставку на молодежь. Был поставлен спектакль "Город на заре", объединивший всех молодых - и Юлию Борисову, и Юрия Яковлева, и Михаила Ульянова, и Вячеслава Шалевича, и Василия Ланового.
Следующее движение в нашей молодой театральной жизни - спектакль "На золотом дне" Мамина-Сибиряка. Спектакль имел громадный успех. После него Юлия Константиновна, как говорят, проснулась знаменитой. Она встала на ноги и стала всю себя отдавать работе в Театре Вахтангова. А потом посыпались спектакли - один интересней другого. Она сыграла Вальку в "Иркутской истории". Люди стояли ночами за билетами, записывали на ладонях номерки.
"Варшавская мелодия", где мы сыграли в паре с Борисовой, - последний спектакль Рубена Николаевича Симонова. Рубен Николаевич в последнее время плохо себя чувствовал и вел репетиции с усталостью. А этот спектакль... Если бы вы знали, как Симонов хохотал на репетициях, как он был влюблен в пьесу и Юлию Константиновну!
"Иногда она упирается рогами, и никак ее не столкнешь, не уговоришь"
Юлия Константиновна работала как солдат. Из спектакля в спектакль, из роли в роль. Были замечательные, хорошие роли, были и провальные. Она жила вместе с театром, разделяя его промахи и победы.
А сейчас Борисова без работы сидит. И не потому, что я ставлю какие-то препоны - напротив, я жажду, чтобы она играла. Но она очень избирательна. Недавно нашли для нее неплохую пьесу: ей не нравится. Вообще с ней не очень легко, иногда она упирается рогами, и никак ее не столкнешь, не уговоришь. Но она играет в двух спектаклях.
Напоследок расскажу вам одну историю - может быть, вам станет более понятен характер Борисовой. В 1967 году в нашем театре был поставлен спектакль "Виринея". Мне и Юлии Борисовой нужно было в темноте перебежать из одного места в другое. И вот в этой тьме мы рубанулись с ней головами так, что я впервые в жизни увидел, как искры летят из глаз. Значит, ахнулись в темноте лбами - при том, что, понятное дело, мой лоб крепче, чем ее. Другая бы мне устроила скандал - вы представляете, какую актриса, тем более взнервленная спектаклем, может устроить истерику. Но ничего подобного. Ни истерики, ни упреков. Этот случай совсем незначительный, но о ее характере, как мне думается, говорит многое.
Фильмография Юлия Константиновна Борисова
/Yuliya Borisova/
Актерские работы:
• Три встречи [1948]
• Много шума из ничего [1956]
• Идиот [Настасья Филипповна] [1958]
• Город на заре [1958]
• Посол Советского Союза [1969]
• Иркутская история [1973]
Фильмография (актер)
Название фильма | Наша оценка | Описание |
Идиот\Идиот | ||
Принцесса Турандот \Принцесса Турандот | ||
Три встречи\Три встречи |