Тимофей Байер \Timofey Baier
Россия, 7 июля 2007 г.
актер
Россия, 7 июля 2007 г.
актер
Международный тренер по ушу, цигуну, тайдзи-цуань, чань-цуань. Человек, прошедший годичную стажировку в монастыре Китая. Основатель первого грандиозного fire-шоу в России. Настоящий йог. И невероятно талантливый актер. О том, как вести себя на сцене театра, во время съемок в кино, какие роли он играет, какой жизненной позиции придерживается, Тимофей рассказал мне в одном из ресторанчиков Москвы.
Сайт: Рускино
Статья: Я превратился из Ромео в террориста...
- Тимофей, у тебя очень интересная биография: ты артист театра, играешь в кино, у тебя есть свое шоу. Как тебе все это удается?
- Знаешь, вот я иногда сяду и начинаю думать: а что я умею делать? Да ни фига не умею. Вообще ничего…. А потом сразу задумываюсь: да нет, я погорячился…. Что-то же во мне есть (улыбается). На самом деле, главное для человека – иметь цель. А цель – это желание. Лично у меня есть мощное желание понять историю многих образов...
- А как началась твоя актерская карьера?
- Самое запоминающееся событие в моей жизни – то, что я «прошел через улицу» как уличный артист Арбата. Этому я и обязан своим успехом. А было это 6 лет назад, когда сложно было пробиться молодому артисту. Но я знал, что во мне живет талант, нужно только выплеснуть его наружу, а значит, что-то сделать.
- Так тебе пришлось пойти на улицу?
- Совершенно верно. И все вот эти навыки, которыми я сегодня владею, – только благодаря моей уличной жизни артиста. Например, сделать себе харакири и при этом не порезаться или ходить по горячим стеклам…. Все это я собрал в кучу и пришел на Арбат. Потихонечку я научился разводить народ на деньги. И со временем это удалось: к нам стали подходить толпы людей, увлеченно наблюдая за выступлениями. Вот это очень интересная проверка: какой ты актер? Не спит ли в тебе природа? Как тебя по-настоящему будет воспринимать народ? Ты даже не представляешь, какая это для меня была школа.
- Такие шоу, по-твоему, сложнее, чем игра на сцене?
- Знаешь, здесь нельзя сравнивать. Это абсолютно разные вещи. Но скажу одно: там, на Арбате, шел контакт с людьми с глазу на глаз, а не через камеру. Это же здорово, когда твой зритель смотрит на тебя, говорит что-то, и тебе есть что сказать в ответ. То есть ты ему говоришь в лоб, и он тебе. За этим фантастически интересно наблюдать. Там, на Арбате, ставился маленький спектакль, но делалось это с полнейшей самоотдачей.
А сейчас, когда у тебя все в жизни состоялось, ты приходишь на Арбат?
Конечно, это же была моя первая театральная школа. Да и потом, надо же куда-то девать свою энергетику… Знаешь, это так прикольно – видеть, как йог бегает по битым стеклам с огнями в руках и параллельно играет в театре…
- Стало быть, после Арбата ты пришел в театр…
- Не совсем. Я же еще учился во ВГИКе. Кстати, в это время я был на первом курсе, у меня были длиннющие волосы. Это сейчас я лысый (смеется), а тогда…(мечтательно) взяли меня как героя-любовника. С моей шевелюрой можно было только Ромео играть. Но при этом у меня была одна большая проблема – мой голос….
- А что с ним было?
- Ничего особенно, за исключением того, что он был очень высокий и (смеется) женский. Представляешь, я ничего не мог с этим поделать. И педагоги настаивали на том, что со мной нужно срочно что-то решать. И вот отдали меня в консерваторию в Свердловске к господину Чирелли. Есть такой небезызвестный товарищ – фонеатр и логопед. Он написал массу умных книг и многим звездам нашей эстрады поставил голоса. Когда я к нему приехал впервые и он услышал меня, то сразу же сказал: «Вы кого мне привели? Вы с ним работаете?». Но потом он за меня взялся. Стал нажимать на всяческие там кнопочки, которые есть на теле у каждого человека, даже перевернул меня на голову. И говорит: а теперь скажи «А», и я такой: «А-а-а-а-а-а-а-а….». И сам испугался, как будто со мной говорил совершенно другой человек (смеется).
- Ты никогда не жалел о том, что тебя сделали другим человеком?
- Конечно, нет. Я ведь сейчас такой, какой есть, и меня это устраивает. Как сказал один великий человек: «Приятней жить настоящим».
- Что же было дальше?
- Наступила моя первая премьера. Я снялся в спектакле режиссера П.Урсула, по произведению В. Пелевина «Чапаев и пустота». Тогда мало кто знал, что я актер, думали, что бродячий артист с Арбата. Так, я помню, в газете в одной написали: «Помним, ходил йог по горячим стеклам, а тут, бац, в театре играет». Я так хотел сказать в ответ на комментарии в прессе: «Елки-палки, я актер, я столько всего сделал ради этого». Ведь Арбат был началом моей карьеры.
- Тимофей, тебе никогда не говорили, что вы очень похожи с Гошей Куценко?
- Очень часто…. Но можно найти таких похожих людей еще тысячу, потому что они все лысые (смеется).
- Ну, я бы не сказала, что у вас с Гошей только внешнее сходство. Например, манера общения…
- Так ведь он мой старший брат (смеется). Мы так часто даже прикалываемся с Гошей. Когда у него было немного больше свободного времени, мы очень часто общались. Я даже занимался им и сейчас продолжаю как личный тренер. Но здесь есть какое-то свое меркантильное отношение. Не подумай, не в плане денег, а просто хочется свою физику подправить. Но и, конечно же, и Гошке уроки дать, так как артист всегда должен быть в форме. Это наш крест (улыбается). Хорошо бизнесменам, ёксель-моксель. Сидишь себе, выдумал миллион долларов, тебе его перечислили на счет…. И все. Отращивай пузо себе и мудрей. Не случайно же говорят: чем больше живот, тем мудрее человек. Кстати, длинные мочки ушей тоже являются показателем.
- То есть, Гоша многое тебе дал?
- Очень многое. Здесь я имею в виду актерские и человеческие качества. Этот человек мне многое показал и о многом рассказал. Знаешь, это очень помогает в общении с народом, потому что я несколько закрыт от людей. Ни за что не поверю: закрытый человек, а выступал перед публикой на Арбате… Я ждал подобной реакции (улыбается). Дело в том, что Арбат все равно кольцевал людей, несмотря на то, что публика была разная. Другое дело, когда есть друзья рядом: они и помогут тебе, и расслабят, и подтянут, когда надо.
- Расскажи про своего персонажа в спектакле «Чапаев и пустота». Ты там играешь две роли одновременно…
- Это отдельная история. В этом спектакле я играю Просто Марию и Шварценеггера в одном лице. Так было задумано. На эту роль пробовались пять человек, был своего рода кастинг. Причем приходили довольно-таки талантливые ребята. Взяли, конечно же, самого психа, им оказался я (смеется).
- Играть душевно больных очень тяжело…
- Конечно, но сложность еще и в том, что моя роль была единственной, совершенно не прописанной в сценарии. Там был совершенно голый монолог и никакого действия. У меня была жесткая попытка понять, что это за персонаж такой и чем это его так обидели. Он размышляет о мире и великом самопожертвовании…
- А тут еще две роли в одной…
- Точно. Я играю психа, у которого раздвоение ложной личности. И у меня между собой и конфликт, и любовь, и ненависть, и целый клубок отношений, который очень ярко выглядит в общении с партнерами – психами в этой же психушке. Тот монолог, что я читаю, показывает зрителю, как человек себя доводит до такого состояния общения. В принципе, интересны там многие роли. Прежде всего, тем, что всех психов играют невероятно талантливые актеры: Сергей Никоненко, Гоша Куценко, Дима Персин и т.д.
- И как удалось тебе вжиться в роль и прочувствовать психологию душевнобольного человека?
- Я понял очень важную вещь: как душевнобольной человек мечется в жизни. Ведь изначально каждый человек считает себя хорошим, чистым, светлым. А в процессе жизни он приобретает опыт, как положительный, так и отрицательный, и из-за этого страдает, совершая нехорошие поступки.
- Тем не менее, душа остается…
- Конечно, и она хороша изначально и не хочет растерять вот эту хорошесть. Вот в спектакле как раз показана та история, когда у психов сильно болит душа, она обострена в отношении к миру и людям. И через это обострение они пытаются себя вылечить и войти в мир нормальных людей. Знаешь, я зачастую сам не понимаю, что делаю на сцене (улыбается). Это происходит чисто подсознательно. Потом думаешь: «Вот это да… Что ж там на сцене вытворяла Мария?».
- Твоя роль в театре диаметрально противоположна киноперсонажу в «Антикиллере-2»? (Тимофей Байер снялся в 4-х фильмах: «Антикиллер-1», реж. Е.Кончаловский, роль Северного, «Антикиллер-2», реж. Е.Кончаловский, роль Али-кинжала, «Каменская, 7-я жертва», реж. Ю.Мороз, роль ведущего телемоста, «В движении», реж. Ф.Янковский, роль Факира).
- Да, в кино я сыграл чеченца-террориста, головореза. Мой герой – очень непростой человек. Он фанатик, а это намного страшнее, чем просто террорист. Кто такой террорист? Это человек-бизнесмен, человек войны, который за деньги занимается идеологией, войной, взрывами…. Это страшнее. Я сыграл фанатика Али-кинжала. Его история такова: бомба попала в семью, он остался единственным человеком из этой семьи – естественно, он будет мстить власти. В фильме даже есть такая сцена: генерал Адуев – главный злодей – сидит со своими братьями и делит деньги. И говорит: «Это вот тебе на этот теракт, это тебе на другой теракт». Все братья принимают активное участие в дележе, глаза горят. Али-кинжал спит. Ему это неинтересно: ему нравится отрезать головы….
- И в фильме нет ни одного момента, где твой персонаж хоть как-то проявляет человечность?
- Мы даже с Егором Кончаловским шутили по этому поводу. Как я ни приду на съемки – голову отрублю, стреляю из огнемета, то есть делаю все, что касается поражения человеческой плоти. И вот подхожу я к Егору и говорю: «Что-то вот я дерусь все время, такой прямо нечеловечный человек… Может, придумаем хоть что-нибудь почеловечнее, хотя бы в одном эпизоде?» Егор думал-думал, а потом говорит: «Придумаем что-нибудь». А в фильме есть такая сцена: застолье, чеченцы едят баранину. И тут Егор говорит: «О! Слушай, а давай ты своему командиру подаришь голову барана. Это же по-человечески?!». А на востоке баранина считается деликатесом.
- Однако в фильме баранину Али-кинжал так и не дарил…
- Вот именно, поэтому у меня ну совсем жесткий персонаж получился. Даже, я бы сказал, страшный, у которого одна цель – постоянное поражение людей.
- Как в тебе могут ужиться два разных характера: жестокий герой и мягкий человек, которым ты являешься по жизни?
- Именно поэтому люди меня часто не узнают. Ведь в жизни я совсем другой. И мне друзья частенько говорят: «Слушай, тебя неправильно используют. Тебе же нужно совершенно другие роли играть».
- Так в чем же дело? Неужели в твоей лысине?
- Да, я просто лысый. Отсюда и роли, подходящие для моего образа, – бандит, маньяк, убийца…
- Почему же ты решил сменить свой имидж? Отрезать свои длинные волосы, которые тебе сами на подносе приносили роли Ромео в театре?..
- Волосы несут информацию о человеке. Ведь есть космическая антенна, которая принимает информацию о тебе. Волосы – это факт твоего существования. Если есть у человека волосы, значит, он живет…. Если они есть, значит, для чего-то нужны, так как в природе ничего лишнего никогда не бывает. Лично мне в один миг показалось, что плохие у меня антенки (смеется) и что-то меня в них не устраивает. И я понял, что не нужна мне пока эта информация: то ли я к ней не готов, то ли она ко мне.
- В будущем планируешь отрастить волосы?
- Пока не хочется. А что касается кино – я уверен, что даже лысому можно играть не только террористов, но и героев-любовников.Почему мы всегда должны отталкиваться от каких-то стереотипов. Почему если он любит ее, то обязательно должен быть красивым? Или, наоборот, он должен быть суперуродливым. Почему нельзя сделать что-то среднее, то, что зачастую происходит в нашей жизни? И пусть будет так, как есть: не бандит любит ее, а какой-нибудь менеджер. И полюбил он ее в каком-то кинотеатре… И он лысый (смеется).
Пусть у него рожа бандитская, но в душе он – пионер (смеется). Кстати, Гоша Куценко более лысый, чем я. И это меня успокаивает (смеется). Как говорила моя бабушка: «Молодость – это такой недостаток, который с годами проходит». Впрочем, так же, как и лысина.
- Да, сегодня существуют определенные стереотипы, которые многое определяют, к сожалению, в том числе и в кино…
- Причем эти стереотипы очень ярко выражены. Вот я уверен, что если надеть мне хороший парик - сразу же пойдут роли. Сейчас многие актеры стараются за денежкой погнаться, активно поучаствовать в съемках разных сериалов. Лично я не размениваюсь по мелочам. Лучше я сыграю эпизодическую роль в серьезном фильме, но я буду знать, что это моя роль, она мне подходит…. Например, роль-пуля. Это же безумно интересно.
- Ты хочешь сказать, что хороших сериалов не бывает?
- Нет, не будем путать. Я хочу сказать, что сериал – это не кино…. И как бы ты ни хотел засветиться в нем, у тебя не получится сыграть так, как в настоящем кино. В кино человек себя не разменивает, он верен себе…. Здесь, заметь, я не имею в виду ОЧЕНЬ хороший сериал. Например, я никогда не забуду монолог В. Тихонова в «Зале ожидания». Это что-то невероятное. Когда я его услышал впервые, то чуть не расплакался. Я никогда в своей жизни не видел столько боли, накопившейся в человеке, когда его просто «выворачивает» на камеру. После первого просмотра тогда я подумал: «Нет, это уже не мастер….ведь мастер – человек, который хорошо и даже отлично владеет актерскими навыками. Но ЭТО – уже нечто более высокое, что-то запредельное, что не обсуждается…». Вот тут и забываешь о том, что это сериал. Но у нас такое редко делают.
- Ни для кого не секрет, что современное кино, как и любая другая область деятельности, строится по принципу: кто платит, то и музыку заказывает…
- Совершенно верно. Многие режиссеры хотят заработать на фильмах. И здесь уже зависит от актера, от его выбора: играть или нет. Лично я не сдамся, я такой, какой есть…
- Тимофей, расскажи теперь про свое шоу…
- У меня есть свое хобби, своя шоу-программа. Я даже не скажу, что мое. НАШЕ! Мы одна команда и работаем сообща. Идеи не только мои, но и других ребят. Это самое настоящее fire-шоу, на сегодняшний день первое в России. И здесь я могу даже немного похвастаться (улыбается). Когда работаешь с огнями - ни о чем не думаешь, потому что идет мощнейший интерактив, причем не ты его делаешь, а огонь сам его делает. Красивая музыка, красивые танцы, красивые артисты, они выходят, красиво крутят огни, выдувают, исполняют всяческие огненные номера. Причем это не столько хобби, сколько самый настоящий отдых. И мне, и моим коллегам это безумно нравится.
- Надо полагать, здесь очень много возможностей для самовыражения…
- Не то слово…Здесь фантазировать можно что угодно. Я, кстати, и в кино «играл» с огнями в роли факира в фильме «В движении», и в «Антикиллере» я также выдуваю огонь – уговорил Егора (улыбается). Это ведь приятно.
- Твои истории про Арбат настолько интересны… Были ли интересные случаи в твоей уличной актерской жизни?
- О! Там можно насмотреться такого! Теперь до 90 лет не хватит времени все истории рассказать. Но вот одной интересной поделюсь. Я жонглировал палочками, и у меня была еще одна - дополнительная. Я работаю двумя, а третью подкидываю и кручу по-разному. Так вот, я любил устраивать подобного рода марафоны на час. Ставил коробку, чтобы мне туда деньги кидали, и «колдовал» над палочками в свое удовольствие. Один раз проходят мимо меня два тинэйджера, видимо, в состоянии сильного опьянения. Держатся друг за друга. И вот они зависают над процессом подбрасывания палочек. Даже я, много насмотревшись на Арбате, сильно удивился этому. Ребята смотрели в одну точку минут 35. Прямо медитация какая-то. А потом один другому говорит: «Федя, пошли домой, у меня, кажется, галлюцинации» (смеется). Вот такой анекдот из жизни.
- Тимофей, что тебе придает уверенности в том, что ты делаешь в жизни?
- Многие люди действуют по воле своих желаний и страстей и не понимают четко, ради чего они делают что-то в жизни. Мне придает уверенности в моих делах точное осознание того, ЧТО я умею делать, то, что я хочу это делать, что я могу это делать. Этого я и хочу пожелать всем!
Сайт: Рускино
Статья: Я превратился из Ромео в террориста...
- Тимофей, у тебя очень интересная биография: ты артист театра, играешь в кино, у тебя есть свое шоу. Как тебе все это удается?
- Знаешь, вот я иногда сяду и начинаю думать: а что я умею делать? Да ни фига не умею. Вообще ничего…. А потом сразу задумываюсь: да нет, я погорячился…. Что-то же во мне есть (улыбается). На самом деле, главное для человека – иметь цель. А цель – это желание. Лично у меня есть мощное желание понять историю многих образов...
- А как началась твоя актерская карьера?
- Самое запоминающееся событие в моей жизни – то, что я «прошел через улицу» как уличный артист Арбата. Этому я и обязан своим успехом. А было это 6 лет назад, когда сложно было пробиться молодому артисту. Но я знал, что во мне живет талант, нужно только выплеснуть его наружу, а значит, что-то сделать.
- Так тебе пришлось пойти на улицу?
- Совершенно верно. И все вот эти навыки, которыми я сегодня владею, – только благодаря моей уличной жизни артиста. Например, сделать себе харакири и при этом не порезаться или ходить по горячим стеклам…. Все это я собрал в кучу и пришел на Арбат. Потихонечку я научился разводить народ на деньги. И со временем это удалось: к нам стали подходить толпы людей, увлеченно наблюдая за выступлениями. Вот это очень интересная проверка: какой ты актер? Не спит ли в тебе природа? Как тебя по-настоящему будет воспринимать народ? Ты даже не представляешь, какая это для меня была школа.
- Такие шоу, по-твоему, сложнее, чем игра на сцене?
- Знаешь, здесь нельзя сравнивать. Это абсолютно разные вещи. Но скажу одно: там, на Арбате, шел контакт с людьми с глазу на глаз, а не через камеру. Это же здорово, когда твой зритель смотрит на тебя, говорит что-то, и тебе есть что сказать в ответ. То есть ты ему говоришь в лоб, и он тебе. За этим фантастически интересно наблюдать. Там, на Арбате, ставился маленький спектакль, но делалось это с полнейшей самоотдачей.
А сейчас, когда у тебя все в жизни состоялось, ты приходишь на Арбат?
Конечно, это же была моя первая театральная школа. Да и потом, надо же куда-то девать свою энергетику… Знаешь, это так прикольно – видеть, как йог бегает по битым стеклам с огнями в руках и параллельно играет в театре…
- Стало быть, после Арбата ты пришел в театр…
- Не совсем. Я же еще учился во ВГИКе. Кстати, в это время я был на первом курсе, у меня были длиннющие волосы. Это сейчас я лысый (смеется), а тогда…(мечтательно) взяли меня как героя-любовника. С моей шевелюрой можно было только Ромео играть. Но при этом у меня была одна большая проблема – мой голос….
- А что с ним было?
- Ничего особенно, за исключением того, что он был очень высокий и (смеется) женский. Представляешь, я ничего не мог с этим поделать. И педагоги настаивали на том, что со мной нужно срочно что-то решать. И вот отдали меня в консерваторию в Свердловске к господину Чирелли. Есть такой небезызвестный товарищ – фонеатр и логопед. Он написал массу умных книг и многим звездам нашей эстрады поставил голоса. Когда я к нему приехал впервые и он услышал меня, то сразу же сказал: «Вы кого мне привели? Вы с ним работаете?». Но потом он за меня взялся. Стал нажимать на всяческие там кнопочки, которые есть на теле у каждого человека, даже перевернул меня на голову. И говорит: а теперь скажи «А», и я такой: «А-а-а-а-а-а-а-а….». И сам испугался, как будто со мной говорил совершенно другой человек (смеется).
- Ты никогда не жалел о том, что тебя сделали другим человеком?
- Конечно, нет. Я ведь сейчас такой, какой есть, и меня это устраивает. Как сказал один великий человек: «Приятней жить настоящим».
- Что же было дальше?
- Наступила моя первая премьера. Я снялся в спектакле режиссера П.Урсула, по произведению В. Пелевина «Чапаев и пустота». Тогда мало кто знал, что я актер, думали, что бродячий артист с Арбата. Так, я помню, в газете в одной написали: «Помним, ходил йог по горячим стеклам, а тут, бац, в театре играет». Я так хотел сказать в ответ на комментарии в прессе: «Елки-палки, я актер, я столько всего сделал ради этого». Ведь Арбат был началом моей карьеры.
- Тимофей, тебе никогда не говорили, что вы очень похожи с Гошей Куценко?
- Очень часто…. Но можно найти таких похожих людей еще тысячу, потому что они все лысые (смеется).
- Ну, я бы не сказала, что у вас с Гошей только внешнее сходство. Например, манера общения…
- Так ведь он мой старший брат (смеется). Мы так часто даже прикалываемся с Гошей. Когда у него было немного больше свободного времени, мы очень часто общались. Я даже занимался им и сейчас продолжаю как личный тренер. Но здесь есть какое-то свое меркантильное отношение. Не подумай, не в плане денег, а просто хочется свою физику подправить. Но и, конечно же, и Гошке уроки дать, так как артист всегда должен быть в форме. Это наш крест (улыбается). Хорошо бизнесменам, ёксель-моксель. Сидишь себе, выдумал миллион долларов, тебе его перечислили на счет…. И все. Отращивай пузо себе и мудрей. Не случайно же говорят: чем больше живот, тем мудрее человек. Кстати, длинные мочки ушей тоже являются показателем.
- То есть, Гоша многое тебе дал?
- Очень многое. Здесь я имею в виду актерские и человеческие качества. Этот человек мне многое показал и о многом рассказал. Знаешь, это очень помогает в общении с народом, потому что я несколько закрыт от людей. Ни за что не поверю: закрытый человек, а выступал перед публикой на Арбате… Я ждал подобной реакции (улыбается). Дело в том, что Арбат все равно кольцевал людей, несмотря на то, что публика была разная. Другое дело, когда есть друзья рядом: они и помогут тебе, и расслабят, и подтянут, когда надо.
- Расскажи про своего персонажа в спектакле «Чапаев и пустота». Ты там играешь две роли одновременно…
- Это отдельная история. В этом спектакле я играю Просто Марию и Шварценеггера в одном лице. Так было задумано. На эту роль пробовались пять человек, был своего рода кастинг. Причем приходили довольно-таки талантливые ребята. Взяли, конечно же, самого психа, им оказался я (смеется).
- Играть душевно больных очень тяжело…
- Конечно, но сложность еще и в том, что моя роль была единственной, совершенно не прописанной в сценарии. Там был совершенно голый монолог и никакого действия. У меня была жесткая попытка понять, что это за персонаж такой и чем это его так обидели. Он размышляет о мире и великом самопожертвовании…
- А тут еще две роли в одной…
- Точно. Я играю психа, у которого раздвоение ложной личности. И у меня между собой и конфликт, и любовь, и ненависть, и целый клубок отношений, который очень ярко выглядит в общении с партнерами – психами в этой же психушке. Тот монолог, что я читаю, показывает зрителю, как человек себя доводит до такого состояния общения. В принципе, интересны там многие роли. Прежде всего, тем, что всех психов играют невероятно талантливые актеры: Сергей Никоненко, Гоша Куценко, Дима Персин и т.д.
- И как удалось тебе вжиться в роль и прочувствовать психологию душевнобольного человека?
- Я понял очень важную вещь: как душевнобольной человек мечется в жизни. Ведь изначально каждый человек считает себя хорошим, чистым, светлым. А в процессе жизни он приобретает опыт, как положительный, так и отрицательный, и из-за этого страдает, совершая нехорошие поступки.
- Тем не менее, душа остается…
- Конечно, и она хороша изначально и не хочет растерять вот эту хорошесть. Вот в спектакле как раз показана та история, когда у психов сильно болит душа, она обострена в отношении к миру и людям. И через это обострение они пытаются себя вылечить и войти в мир нормальных людей. Знаешь, я зачастую сам не понимаю, что делаю на сцене (улыбается). Это происходит чисто подсознательно. Потом думаешь: «Вот это да… Что ж там на сцене вытворяла Мария?».
- Твоя роль в театре диаметрально противоположна киноперсонажу в «Антикиллере-2»? (Тимофей Байер снялся в 4-х фильмах: «Антикиллер-1», реж. Е.Кончаловский, роль Северного, «Антикиллер-2», реж. Е.Кончаловский, роль Али-кинжала, «Каменская, 7-я жертва», реж. Ю.Мороз, роль ведущего телемоста, «В движении», реж. Ф.Янковский, роль Факира).
- Да, в кино я сыграл чеченца-террориста, головореза. Мой герой – очень непростой человек. Он фанатик, а это намного страшнее, чем просто террорист. Кто такой террорист? Это человек-бизнесмен, человек войны, который за деньги занимается идеологией, войной, взрывами…. Это страшнее. Я сыграл фанатика Али-кинжала. Его история такова: бомба попала в семью, он остался единственным человеком из этой семьи – естественно, он будет мстить власти. В фильме даже есть такая сцена: генерал Адуев – главный злодей – сидит со своими братьями и делит деньги. И говорит: «Это вот тебе на этот теракт, это тебе на другой теракт». Все братья принимают активное участие в дележе, глаза горят. Али-кинжал спит. Ему это неинтересно: ему нравится отрезать головы….
- И в фильме нет ни одного момента, где твой персонаж хоть как-то проявляет человечность?
- Мы даже с Егором Кончаловским шутили по этому поводу. Как я ни приду на съемки – голову отрублю, стреляю из огнемета, то есть делаю все, что касается поражения человеческой плоти. И вот подхожу я к Егору и говорю: «Что-то вот я дерусь все время, такой прямо нечеловечный человек… Может, придумаем хоть что-нибудь почеловечнее, хотя бы в одном эпизоде?» Егор думал-думал, а потом говорит: «Придумаем что-нибудь». А в фильме есть такая сцена: застолье, чеченцы едят баранину. И тут Егор говорит: «О! Слушай, а давай ты своему командиру подаришь голову барана. Это же по-человечески?!». А на востоке баранина считается деликатесом.
- Однако в фильме баранину Али-кинжал так и не дарил…
- Вот именно, поэтому у меня ну совсем жесткий персонаж получился. Даже, я бы сказал, страшный, у которого одна цель – постоянное поражение людей.
- Как в тебе могут ужиться два разных характера: жестокий герой и мягкий человек, которым ты являешься по жизни?
- Именно поэтому люди меня часто не узнают. Ведь в жизни я совсем другой. И мне друзья частенько говорят: «Слушай, тебя неправильно используют. Тебе же нужно совершенно другие роли играть».
- Так в чем же дело? Неужели в твоей лысине?
- Да, я просто лысый. Отсюда и роли, подходящие для моего образа, – бандит, маньяк, убийца…
- Почему же ты решил сменить свой имидж? Отрезать свои длинные волосы, которые тебе сами на подносе приносили роли Ромео в театре?..
- Волосы несут информацию о человеке. Ведь есть космическая антенна, которая принимает информацию о тебе. Волосы – это факт твоего существования. Если есть у человека волосы, значит, он живет…. Если они есть, значит, для чего-то нужны, так как в природе ничего лишнего никогда не бывает. Лично мне в один миг показалось, что плохие у меня антенки (смеется) и что-то меня в них не устраивает. И я понял, что не нужна мне пока эта информация: то ли я к ней не готов, то ли она ко мне.
- В будущем планируешь отрастить волосы?
- Пока не хочется. А что касается кино – я уверен, что даже лысому можно играть не только террористов, но и героев-любовников.Почему мы всегда должны отталкиваться от каких-то стереотипов. Почему если он любит ее, то обязательно должен быть красивым? Или, наоборот, он должен быть суперуродливым. Почему нельзя сделать что-то среднее, то, что зачастую происходит в нашей жизни? И пусть будет так, как есть: не бандит любит ее, а какой-нибудь менеджер. И полюбил он ее в каком-то кинотеатре… И он лысый (смеется).
Пусть у него рожа бандитская, но в душе он – пионер (смеется). Кстати, Гоша Куценко более лысый, чем я. И это меня успокаивает (смеется). Как говорила моя бабушка: «Молодость – это такой недостаток, который с годами проходит». Впрочем, так же, как и лысина.
- Да, сегодня существуют определенные стереотипы, которые многое определяют, к сожалению, в том числе и в кино…
- Причем эти стереотипы очень ярко выражены. Вот я уверен, что если надеть мне хороший парик - сразу же пойдут роли. Сейчас многие актеры стараются за денежкой погнаться, активно поучаствовать в съемках разных сериалов. Лично я не размениваюсь по мелочам. Лучше я сыграю эпизодическую роль в серьезном фильме, но я буду знать, что это моя роль, она мне подходит…. Например, роль-пуля. Это же безумно интересно.
- Ты хочешь сказать, что хороших сериалов не бывает?
- Нет, не будем путать. Я хочу сказать, что сериал – это не кино…. И как бы ты ни хотел засветиться в нем, у тебя не получится сыграть так, как в настоящем кино. В кино человек себя не разменивает, он верен себе…. Здесь, заметь, я не имею в виду ОЧЕНЬ хороший сериал. Например, я никогда не забуду монолог В. Тихонова в «Зале ожидания». Это что-то невероятное. Когда я его услышал впервые, то чуть не расплакался. Я никогда в своей жизни не видел столько боли, накопившейся в человеке, когда его просто «выворачивает» на камеру. После первого просмотра тогда я подумал: «Нет, это уже не мастер….ведь мастер – человек, который хорошо и даже отлично владеет актерскими навыками. Но ЭТО – уже нечто более высокое, что-то запредельное, что не обсуждается…». Вот тут и забываешь о том, что это сериал. Но у нас такое редко делают.
- Ни для кого не секрет, что современное кино, как и любая другая область деятельности, строится по принципу: кто платит, то и музыку заказывает…
- Совершенно верно. Многие режиссеры хотят заработать на фильмах. И здесь уже зависит от актера, от его выбора: играть или нет. Лично я не сдамся, я такой, какой есть…
- Тимофей, расскажи теперь про свое шоу…
- У меня есть свое хобби, своя шоу-программа. Я даже не скажу, что мое. НАШЕ! Мы одна команда и работаем сообща. Идеи не только мои, но и других ребят. Это самое настоящее fire-шоу, на сегодняшний день первое в России. И здесь я могу даже немного похвастаться (улыбается). Когда работаешь с огнями - ни о чем не думаешь, потому что идет мощнейший интерактив, причем не ты его делаешь, а огонь сам его делает. Красивая музыка, красивые танцы, красивые артисты, они выходят, красиво крутят огни, выдувают, исполняют всяческие огненные номера. Причем это не столько хобби, сколько самый настоящий отдых. И мне, и моим коллегам это безумно нравится.
- Надо полагать, здесь очень много возможностей для самовыражения…
- Не то слово…Здесь фантазировать можно что угодно. Я, кстати, и в кино «играл» с огнями в роли факира в фильме «В движении», и в «Антикиллере» я также выдуваю огонь – уговорил Егора (улыбается). Это ведь приятно.
- Твои истории про Арбат настолько интересны… Были ли интересные случаи в твоей уличной актерской жизни?
- О! Там можно насмотреться такого! Теперь до 90 лет не хватит времени все истории рассказать. Но вот одной интересной поделюсь. Я жонглировал палочками, и у меня была еще одна - дополнительная. Я работаю двумя, а третью подкидываю и кручу по-разному. Так вот, я любил устраивать подобного рода марафоны на час. Ставил коробку, чтобы мне туда деньги кидали, и «колдовал» над палочками в свое удовольствие. Один раз проходят мимо меня два тинэйджера, видимо, в состоянии сильного опьянения. Держатся друг за друга. И вот они зависают над процессом подбрасывания палочек. Даже я, много насмотревшись на Арбате, сильно удивился этому. Ребята смотрели в одну точку минут 35. Прямо медитация какая-то. А потом один другому говорит: «Федя, пошли домой, у меня, кажется, галлюцинации» (смеется). Вот такой анекдот из жизни.
- Тимофей, что тебе придает уверенности в том, что ты делаешь в жизни?
- Многие люди действуют по воле своих желаний и страстей и не понимают четко, ради чего они делают что-то в жизни. Мне придает уверенности в моих делах точное осознание того, ЧТО я умею делать, то, что я хочу это делать, что я могу это делать. Этого я и хочу пожелать всем!
Фильмография (актер)
Название фильма | Наша оценка | Описание |