"Голос"
Название фильма: | Голос |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Голос | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Илья Авербах | ||
В ролях: | Наталия Сайко, Леонид Филатов, Георгий Калатозишвили, Елизавета Никищихина, Всеволод Шиловский, Сергей Бехтерев, Татьяна Лаврова, Елена Сафонова, Василий Бочкарев, Петр Шелохонов, Татьяна Панкова, Нина Усатова | ||
Год выпуска: | 1982 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Фильм cнят, идeт пpoцecc oзвyчивaния. Иcпoлнитeльницa глaвнoй poли Юля Mapтынoвa нeизлeчимo бoльнa. Озвyчивaниe уже хотят поручить дpyгoй aктpиce, но сама мысль о том, что ее тело, ее душа будут говорить чужим голосом, для Юли невыносима. Тaйнo пoкинyв бoльницy, она пpoдoлжaeт тpyдитьcя в cтyдии. И вoт paбoтa зaвepшeнa. Aктpиca yшлa из жизни, нo ocтaвилa зpитeлям cвoй последний образ. Фильм дает замечательную картину киношной жизни, очень реалистично показывает процесс создания фильма, дает яркие портреты представителей разных профессий, которые участвуют в этом (Л.Филатов играет режиссера).
Из отзывов: - Последний фильм Авербаха, также как и последний для героинй, которая, не думая о том, что умирает, смертельно боялась, что ее озвучат чужим голосом. Из фильма можно было сделать мелодраму, и он побил бы все рейтинги и кассовые рекорды, достаточно было сделать так (как сказал сам Авербах в одном из интервью), чтобы зритель смог посмеяться, а потом успеть поплакать, но Авербах сознательно ушел от этого, и не дал возможности для зрителя насладиться собственным чувством, и получилось, что в зрителях что-то застряло и заставило задуматься после просмотра. "Голос" - фильм о людях, самозабвенно делающих свое дело до конца и, может быть, до последнего вздоха. Сценарий к фильму "Голос" написала Н.Рязанцева ( "Долгие проводы"К.Муратовой и др.)
Печально и странно, но ушел он вместе со своей эпохой — 70-ми годами. В 80-е проблемы сохранения духовного приоритета интеллигенции выйдут из моды. Начнется очередная эпоха распыления, разжижения — исчезнет былая четкость и внятность. Начнутся новые правила игры. И Авербах сделает свою, пожалуй, самую кризисную картину «Голос», уже почти автопортрет, почти мемуары. Рассказ о киношниках, о смертельно больной героине, которой нужно доиграть свою, может быть, не самую значительную, но чем-то очень важную ей роль до конца. Роль не в жизни — в кино. Духовный закон, присущий интеллигенции прежних его лент, здесь уже окончательно исчезнет. Ибо исчезнут главные его особенности — дистанция по отношению к происходящему и внятность. Что хочет сказать героиня? талантлива ли она? что за люди вокруг нее? просто хроника кино? или что? «8 с половиной»? «все на продажу»? В новом времени Авербах потеряется так же, как потерялась героиня фильма «Голос». Признав свой творческий кризис, в финале жизни он сделает этот автопортрет, поставит точку и уйдет вслед за своей героиней. И это будет удивительный по своей духовной точности и глубине жест выдающегося режиссера и выдающегося интеллигента Ильи Авербаха.
Типичный семидесятник, он был типичным представителем ленинградской интеллигенции. Он и стал ее главным духовным выразителем. Не зря все семидесятые годы он занимал место духовного лидера «Ленфильма» — именно в его творчестве оказались сплетены воедино все энергетические токи и экзистенциальные коды главных направлений ленинградской культуры тех лет. Именно ленинградской, а не московской. Ленинград сохранял дух нравственного стоицизма — старался беречь себя: свои честь и достоинство, свою культуру, свою, годами отточенную, повадку честного бедняка-философа. И, конечно, ленинградская башня из слоновой кости иногда напоминала загерметизированную колбу, порождавшую своих фантомов. В художественной культуре всегда существуют люди, которые являются непререкаемым авторитетом «среди своих». Это совершенно особая каста художников, чьи фильмы (а во многом, и собственная их жизнь) для всех, кто вокруг, оказываются эталоном. Мерилом вкуса, стиля, мастерства. Мерилом нравственности и благородства. Во времена, когда официально насаждалось понятие «быть проще», он ухитрялся быть аристократом. Во всем. В том, как он одевался, в том, как вел себя, какие фильмы снимал. Он, который делал безукоризненно интеллигентное кино (это было абсолютным свойством всех его картин - и «Степени риска», и «Драмы из старинной жизни», и «Монолога», и «Объяснения в любви», и «Чужих писем» и «Фантазий Фарятьева», и «Голоса»). Он, который стал в этой стране последним режиссером, чьим героем в кинематографе был интеллигент в том смысле слова, какой в него вкладывают только в России.
Авербах создал на экране особый мир - мир людей, с которыми хотелось общаться и дружить, которым очень хотелось подражать, и подражать которым было совершенно невозможно, ибо такими как они невозможно было стать, такими можно было только родиться. Они были «мостиком» между эпохами, принадлежа одновременно дню нынешнему и дню минувшему. Пока они были на экране, мы знали, что мы - наследники великой культуры. Эпоха, разумеется, сменилась не в результате ухода этого художника. Но его уход явился своеобразной мистической реакцией на начало безвременья, в котором Авербаху места определенно не было.
Еще:
«Молодая актриса Юлия (Наталья Сайко) тяжело больна. Но, зная это, она убегает из больницы, чтобы успеть озвучить роль в очередной картине. Но ее сердце не выдерживает... И вот Юлин портрет в траурной рамке. Рядом - плачущая подруга актрисы. И именно ей режиссер Сергей поручает озвучить кадры с участием Юлии. А на экране актриса смеется... Итак, снова "кино о кино". Илья Авербах и его оператор Дмитрий Долинин со знанием дела и вместе с тем чуть отстраненно, иронично воссоздают на экране будни киносъемочной группы с их бесконечными неурядицами, конфликтами, сомнениями и поисками. Хорош Леонид Филатов в роли кинорежиссера. Актер не слишком навязчиво дает понять, что при всех своих амбициях Сергей – постановщик не более чем средний, каких немало. И фильм у него, наверное, получится вполне рядовой. Стоило ли тогда актрисе буквально сжигать себя на съемках? Авторы фильма уверены - стоило. Для подлинного актера другого пути нет. В любой роли выложиться до конца. Иначе это не творчество, а ремесло. Все так, однако "Голос" после просмотра оставляет странное чувство незавершенности, несобранности, невыстроенности сюжета. Это сказывается и в невнятности, необязательности иных эпизодов. И в неясности важного момента - о чем же фильм Сергея? Конечно, эту картину можно назвать экспериментальной. Может быть. Но мне лично ближе и понятнее предыдущие картины режиссера - цельные, открыто эмоциональные ("Монолог", "Объяснение в любви", "Фантазии Фарятьева", "Чужие письма").»
Александр Федоров.