"Жена ушла"
Название фильма: | Жена ушла |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Жена ушла | ||
Жанр: | мелодрама | ||
Режиссер: | Динара Асанова | ||
В ролях: | Валерий Приемыхов, Елена Соловей, Митя Савельев, Екатерина Васильева, Александр Демьяненко, Лидия Федосеева-Шукшина, Зиновий Гердт, Мария Виноградова, Алексей Жарков | ||
Год выпуска: | 1979 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
От инженера Клюева без каких-либо видимых причин ушла жена. Размышляя о своей семейной жизни, Клюев постепенно понял, что в случившемся виноват он сам.
"Поступок жены главного героя, прораба на стройке, был по тем временам еще более революционным и странным, нежели стремление ее современницы из «Здравствуй и прощай» наконец-то зажить спокойной и размеренной жизнью с мужчиной, который ее по-настоящему любит и ценит. Кстати, за два года до асановской картины появилась работа мэтра и опытного кинопсихолога Юлия Райзмана, имевшая знаменательное название «Странная женщина». Даже прелести заграничных поездок (что прежде было словно путешествием в рай) не могли заменить отсутствие любви во внешне благополучном браке. А героиня сценариста Виктора Аристова, которому вряд ли самому (в отличие от уже испытанной Динары Асановой) тогда доверили бы постановку фильма на обоюдоострую морально-этическую тему, уходит не из такого уж обеспеченного дома, наоборот, измучившись в ежедневной борьбе за выживание и поддержание семьи на элементарном уровне. Определяющим для понимания истинной сути фильма «Жена ушла» является выбор актрисы Елены Соловей на роль жены — субтильной, душевно незащищенной, взыскующей некой идеальной духовности, романтической максималистки, которая больше не желает мириться с опротивевшей прозой жизни. Хамдамовско-авербаховско-михалковская героиня из 19 или начала 20 века (если вспомнить имена режиссеров, у которых впервые прославилась Соловей), утонченная и изящная особа, сама являющаяся «стилем во плоти», помещается в совершенно чужеродную среду «городских курятников», обезличенных и обытовленных до стандартов соцширпотреба. Она уже не хочет быть как все и принимать за извинение вымученные мужские оправдания, звучащие примерно так: «живем не хуже других» и «если ты так хочешь, я скажу тебе, что по-прежнему люблю, а с другими у меня ничего нет». «Жена ушла» — это как современный (конца 70-х годов) ленинградский вариант петербургской истории в манере «фантастического реализма», описанной за сто лет до этого. Это «Кроткая» советской системы, безжалостный, но лишенный истерики приговор вырождающемуся миру, который прежде всего теряет живую душу, избавляется от ненужной духовности, впадает в мертвенную фазу застоя, а уж потом, более 10 лет спустя, разваливается в один миг. Рискуя быть вульгарным социологом, трудно удержаться от замечания, что распад империи начинается с опустошения, «обезжизневания» пресловутой ячейки общества, отдельной семьи в отдельно взятой квартире." (Сергей Кудрявцев)
Еще:
Психологический анализ вполне рутинного случая. в семье, казалось бы, все хорошо - и с деньгами нет проблем, и ребенок послушный, и дом - полная чаша, а жена (Е.Соловей) вдруг ушла. И не потому, что полюбила другого, а просто - чтобы не чувствовать себя непоправимо несчастной. Не случайно Динара Асанова взяла Приемыхова на роль в этом фильме. Его Клюев - инженер-строитель, мужик крепкий и надежный, деньги в дом носит. Ну заедает немного привычная семейная рутина — да уж как без нее? Надо просто тянуть свою лямку — и будь что будет. Но, принявшись копаться в памяти, Клюев начинает припоминать свои промахи: тут был слишком резок, тут — невнимателен. Вспомнить и осознать такое — признак сильного человека. Это слабак начнет канючить и прикидываться сам перед собой голубчиком. Но Приемыхов на такого не похож... В душе его постоянно ощущается стальной сердечник.
В.Приемыхов: “...это был мой дебют в фильме Динары Асановой "Жена ушла". Хорошая картина, но как-то тихо она прошла. Там должны были играть Высоцкий и Марина Влади, Динара задумывала роли для них. Но возникли очень большие сложности: Высоцкого тогда не особо разрешали снимать, и не всем режиссерам. Еще были проблемы с Мариной Влади, с ее приездами сюда.
- И она, также как и А.Тарковский, снимала своё, авторское кино не придерживаясь в точности написанного сценария. « Динара Асанова однажды с режиссерской категоричностью сказала, как отрезала: сценарий умирает - рождается кино». - Виктория Токарева.
Асанова творила с болью и нежностью, осознавая трагически неразрешимую, роковую суть многих явлений современной действительности, но не отказываясь от последней надежды.Режиссер Екатерина Харламова так рассказывала о ней: «В каждой из своих картин Динара Асанова рассматривала не просто Человека, она пыталась понять, в чем кроются причины его счастья и несчастья, душевной боли и личностного надлома. Она делала это осторожно, тонко и точно. Сегодня, когда культура обращается к теме глубокого проникновения в индивидуальный мир, фильмы Динары Асановой могли бы стать по-новому актуальными».
За 13 лет работы на «Ленфильме» Асанова создала 10 фильмов и телепостановок. И все время спешила, спешила работать. Ей повезло: во-первых, она попала на одну из старейших киностудий страны, во-вторых, она оказалась в окружении очень интересных людей – драматургов, артистов, ставшими ее сподвижниками. Критики как-то сошлись во мнении, что «Ленфильм» в творческом отношении вышел на ведущее место в стране. Ленфильмовские работы последних лет все- таки доказывали, что нам в большей степени, чем другим студиям удалось сохранить верность нравственным и художественным ценностям, - это слова Алексея Германа.
Иван Дыховичный о фильме: - Это картина замечательного режиссера Динары Асановой. У нее не так много картин, поэтому я вам очень не советую пропустить возможность посмотреть кино, снятое очень тонким человеком. . Думаю, что ее картина "Жена ушла", которая была снята в 1979 году, сегодня будет смотреться свежее и интереснее многих гораздо более современных картин.