"Вы не оставите меня"
|
Название фильма: |
Вы не оставите меня |
|
Страна-производитель: |
Россия |
Английский: |
Вы не оставите меня |
Жанр: |
драма / мелодрама |
Режиссер: |
Алла Сурикова |
В ролях: |
Александр Балуев, Елизавета Боярская, Михаил Боярский, Сергей Никоненко, Мария Кузнецова, Александр Кузнецов, Наталья Селезнева, Николай Фоменко, Татьяна Кравченко, Игорь Скляр, Юрий Кузнецов, Михаил Мишин, Александр Адабашьян, Николай Пастухов, Елена Саф |
Год выпуска: |
2006 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
Действие фильма происходит в 1951 году в крупном провинциальном городе. Молодая жена возвращается с курорта, а вслед за ней приходит "курортная открытка" от человека, с которым она как-то прошлась по берегу, слушая морской прибой под звёздным ночным небом. Открытку получает муж... Он не устраивает сцены ревности и, переживая боль внутри себя, решает написать ему ответ от имени Веры...
Слепок исчезающей эпохи
Игорь САДРЕЕВ
Впервые попробовав себя в жанре мелодрамы, комедиограф Алла Сурикова вряд ли могла предположить, что с такой остротой обнажит нынешнюю пропасть поколений. Зрители постарше называют ее новый фильм "Вы не оставите меня" возвращением к традиции, молодые же смеются над старческой наивностью и коммунальной эротикой.
Среди множества работ Суриковой самой удачной, бесспорно, является "Человек с бульвара Капуцинов", 1987 год. Последняя роль Андрея Миронова. Спустя какие-то пять лет от советского кинематографа останется пленка "Свема", Госфильмофонд и безработные звезды. Молодые режиссеры, окунувшись в дикий капитализм, начнут снимать совсем другое кино, режиссеры советские вмиг станут анахронизмом. Алла Сурикова в 1990-е годы продолжала снимать народные комедии; продолжает и сейчас, в эпоху блокбастеров. Киноленты эти "родом из детства", новому зрителю непонятные.
Действие фильма "Вы не оставите меня", в основе которого лежит книга нашего современника Сергея Ашкенази, происходит в смутном 1951 году. Мастера советского экрана не в первый раз реанимируют это время – вспомнить хотя бы последний фильм Станислава Говорухина "Не хлебом единым", снятый по повести "шестидесятника" Владимира Дудинцева. Молодые режиссеры это время до сих пор обходят стороной. Алла Сурикова снимала фильм в память о родителях, об их молодости, их жизни и любви. Здесь стоит признаться: мы, родившиеся с перестройкой, не знаем, какой была та жизнь. Можно бесконечно долго пулять хронологией событий, припоминать "дело врачей" и прогрессирующую шизофрению вождя. Это факты. Но мы не знаем наверняка, как жили люди, что чувствовали, о чем мечтали, чего боялись и во что верили. Не знаем. И от того кажется эта история наивной и беспомощной, про наивных и беспомощных людей.
Вот молодая жена Вера, актриса провинциального театра, возвращается с югов. Вот пожилой муж, художник того же театра, находит в почтовом ящике последствия курортного романа – открытку юнца, с которым Вера познакомилась на отдыхе. В понимании человека, воспитанного на телевизионном "мыле", попавшуюся жену нужно проучить, как минимум, фееричной сценой ревности, а то и разводом с дележкой жилплощади. А Григорий Евсеич душит руки одеколоном и пишет письмо от имени супруги: "Здравствуйте, Виктор". В чем же тут дело? Квартира оформлена на Веру? Отец-комитетчик угрожает? А Григорий Евсеич, знаете ли, любит Верочку и все готов ей простить. Любит больше жизни, отстучавшей ему 52 года и взрослого сына.
Снимать кино про большую любовь нынче опасно: тут же заподозрят в пафосе или того хуже – обвинят в патриотизме. Владимира Меньшова после "Зависти богов" окрестили чуть ли не эротоманом. Сурикова искренне предупреждает, что посвятила "Вы не оставите меня" своим родителям, которые "влюблялись, смеялись, мечтали, пели песни", а не молодым щенкам эпохи тотального гламура. Нам друг друга не понять. И от того начинаешь возмущаться, когда шестидесятилетняя женщина крупным планом снимает, хотя и застенчиво, маленькую грудь Лизы Боярской и лошадиные слезы Александра Балуева, когда прогулки у моря расплываются в матовой дымке, когда закадровый оркестр трагически "гремит басами". Но вся эта история соткана из мириады незначительных деталей, реплик и героев, наблюдать за которыми – сущее удовольствие.
Шоумен Николай Фоменко в роли гениального скрипача Эммануила Мухина, с растрепанными седыми космами. Михаил Мишин и Александр Адабашьян, талисманы суриковских фильмов, в привычных уже ролях двух алкашей, спорящих за жизнь: в "Московских каникулах" – про Льва Толстого, в "О любви в любую погоду" – про пиар, а теперь – про сталинские льготы. Гениальный актер второго плана Юрий Кузнецов, тот самый Мухомор из "Улиц разбитых фонарей" и Немец из "Брата", в роли актера, который давно свыкся с тем, что всю жизнь играет вождя мирового пролетариата, и опаздывает на взятие Зимнего, увлекшись партией в шахматы. "Зимняя вишня" Елена Сафонова в роли местной Шапокляк, с вечным климаксом и исковерканной судьбой. И еще: трофейный серебристый револьвер, деревянные теннисные ракетки, радиоприемник с бесконечным "товарищ Сталин" в эфире, перешитая из мужниного пиджака юбка, порвавшаяся нитка жемчужных бус, "Литературная газета" и чай в подстаканниках... Незнакомая эпоха складывается из таких вот мелочей, из ностальгии, которой стоит уступить место хотя бы из уважения. Остальное описано в учебниках истории.
Утро. Ру