"Мистификация"
Название фильма: | Мистификация |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Hoax, The | ||
Жанр: | комедия / драма / биографический | ||
Режиссер: | Лассе Хальстрем | ||
В ролях: | Ричард Гир, Альфред Молина, Хоуп Дэвис, Марша Гей Харден, Стэнли Туччи, Жюли Дельпи, Илай Уоллак, Джон Картер, Дэвид Аарон Бэйкер, Питер МакРобби, Джон Бедфорд Ллойд, Джон Ротман, Желько Иванек, Марселин Юго | ||
Год выпуска: | 2006 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Истории из жизни писателя Клиффорда Ирвинга, который убедил всех, в том числе и себя, что ему предначертано написать биографию Говарда Хьюза. Шальная выходка отчаявшегося человека, пытающегося перехитрить весь издательский мир, и, в конечном счете, самого Говарда Хьюза, ведущего затворнический образ жизни.
Хроника лжеца
Текст: Стас Лобастов
"Итоги"
После трогательной истории "Что гложет Гилберта Грэйпа?" /What's Eating Gilbert Grape?/ (1993) шведский режиссер Лассе Хальстрем четырнадцать лет кряду вспахивал благодатную ниву зрительского сострадания. "Шоколад" /Chocolat/ (2000), "Правила виноделов" /Cider House Rules, The/ (1999), "Корабельные новости" /Shipping News, The/ (2001) — все эти фильмы можно считать апофеозом дешевой сентиментальности.
Новый фильм шведа "Мистификация" /Hoax, The/ (2006) — блистательная картина о писателе Клиффорде Ирвинге, убедившем себя и остальных в том, что он — личный биограф Говарда Хьюза. Личность Хьюза — гениального инженера-миллиардера, дамского угодника и одновременно безумца, страдавшего обсессивно-компульсивным неврозом и с середины прошлого века ни разу не появлявшегося на публике, — всегда будоражила умы американцев. Для Ирвинга в исполнении Ричарда Гира (впервые за долгое время звезде достался отличный материал) работа над "подлинной биографией" начиналась как игра. К тому времени реальный Хьюз уже несколько лет затворничал в роскошном пентхаусе Лас-Вегаса и тихо пестовал свою шизофрению. Его связь с внешним миром ограничивалась редкими бессвязными письмами в известные журналы. Так почему бы, подумалось Ирвингу, не состряпать бестселлер века на материале жизни Хьюза? Магнату все равно не хватит решимости опровергнуть факты, описанные в книге. Вместе с жаждущим адреналина мямлей-романистом Сасскиндом (его играет один из любимых исполнителей Хальстрема Альфред Молина) Ирвинг подделывает письма миллиардера, фотографирует секретные документы в Библиотеке Конгресса, подворовывает папочки с информацией о Хьюзе из министерства обороны и заключает контракт с крупнейшим американским издательством. В какой-то момент одержимый желанием прославиться Ирвинг начинает верить в собственную ложь, на полном серьезе травит байки о миллиардере и воображает разговоры с подручными Хьюза. Болезненное состояние, впрочем, не мешает ему отхватить гигантский гонорар.
Большинство отечественных и западных критиков расценивают фильм Хальстрема как хронику лжеца, через вранье обретшего величие (отсидев несколько месяцев в тюрьме, Ирвинг опубликовал книгу по событиям тех лет, ставшую в итоге бестселлером). Однако вся прелесть этой картины, в полной мере обыгрывающей свое название, заключается в том, что в определенный момент Ирвинг, постоянно присутствуя в кадре, парадоксальным образом исчезает. Галлюцинируя в пьяном угаре, он превращается в своего персонажа — великого и ужасного, как Гудвин. Чуть более чем за полтора часа Хальстрем успевает так мало и так одновременно много рассказать нам о самом Хьюзе, ни разу его не показав, что знаменитый байопик Скорсезе "Авиатор" /Aviator, The/ (2004) впору объявлять фальшивкой. Манипулируя людьми, зарабатывая бешеные деньги, управляя Никсоном, занявшим благодаря ему президентское кресло, Хьюз, тем не менее, остается фигурой мистической. Действительно ли он умер в 1976 году или был уже мертв на момент описываемых в фильме событий... А существовал ли вообще? И не мистификация ли сам фильм: вроде бы как история Ирвинга, а на самом деле — Хьюза? Человека, который одним прикосновением мог превратить мусор в золото и заражал безумием каждого, кто пытался хоть немного прояснить детали его биографии.