"Лезвия славы"
Название фильма: | Лезвия славы |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Blades of Glory | ||
Жанр: | комедия | ||
Режиссер: | Джош Гордон, Уилл Спек | ||
В ролях: | Уилл Феррелл, Джон Хидер, Эми Пехлер, Уилл Арнетт, Дженна Фишер, Саша Коэн, Уильям Фихтнер, Дэвид Прессман, Крэйг Т. Нелсон, Романи Малко, Ник Суардсон, Ридж Кэнип, Лучиана Карро, Уильям Дэниэлс, Мэтт Левин, Бен Уилсон | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Два американских конькобежца были дисквалифицированы и навсегда отстранены от участия в одиночных забегах после Олимпийских игр 2002 года. Не желая мириться с таким концом своей спортивной карьеры, они умудряются найти дыру в спортивных законах и вернуться в большой спорт... Конькобежцы стали выступать в паре.
И смех, и грех
Роман КУЛАНИН
Американские комедии, тематически отсылающие к спорту — явление для отечественных зрителей не слишком частое. Если и просачиваются какие-то счастливчики — то оказываются не слишком удобоваримыми — про бейсбол или регби, например — игры, понять прелесть которых, видимо, дано только их создателям. «Лезвия славы» с этой стороны выглядят почти инопланетянами из фильмов Спилберга — непонятно как они здесь появились и что им надо, но поглазеть всё равно необходимо. Вот и глазеем. А между тем, глазеть есть на что — два взрослых мужика строят из себя непонятно кого, так мало того — все их ужимки и прыжки происходят на льду. Комедия о фигурном катании? Почему бы нет.
Сложно сказать, как относятся к фигурному катанию американцы, но в России это — национальный фетиш, мутировавший из зимнего вида спорта в телешоу с привлечением локальных селебрити. Может, это и поможет «Лезвиям славы» собрать приличный бокс-офис, несмотря на добавление к невинному названию “Blades of glory” совсем уж пошлых «Звездунов на льду» — очередной привет от российских кинопрокатчиков. Потому что, кажется, картина является последним из могикан кинематографа, который показывает, а не рассказывает историю средством, которое лучше всего доступно синема — изображением.
Но, и без сюжета никуда не двинешься, а он здесь — поистине глупый. Два фигуриста, которые, конечно, полные противоположности, дисквалифицированы из одиночного фигурного катания в следствие междоусобчика с нанесением не слишком тяжких телесных. Карьеры полетели, перспектив — никаких, а очень хочется ещё раз проверить качество золота в призовых медалях. При весьма странных обстоятельствах находится выход — парное катание, беда в том, что чемпионат на носу, а фигуристок в пару днём с огнём не сыщешь. Конечно, в уставе не сказано, что в паре обязательно должны быть мужчина и женщина. Что происходит дальше, наверное, все уже догадались.
При таком раскладе могло получиться всё что угодно, но вышла, наверное, самая добродушно-смешная комедия последнего времени. Причин этому несколько. Главная, конечно, яркое, нелепо карикатурное, противопоставление главных персонажей — Уилл Феррелл в образе мачо-фигуриста, что само по себе вздорно, сексоголика, одинокого волка и вообще — сильного мужчины в новейшей американской традиции. После роли с потугами на драматическую составляющую в «Персонаже», его Чаз Майкл Майклс просто идеальный плохой-хороший герой, прямиком отсылающий к Билли Бобу Торнтону из «Плохого Санты», со всем присущим Ферреллу пародийным арсеналом. У его антагониста и по совместительству хорошего-ещё-лучше героя Джона Хедера задача сложнее — сентиментальный грязефоб, Джимми МакЭлрой является ведомым в этой паре, что добавляет в этот вертеп травести-элемент.
И здесь видна протоптанная дорожка к шедевру Билли Уайлдера «В джазе только девушки». Очень бы хотелось сопоставить дуэт Феррелл/Хедер с Кёртисом/Леммоном, тем более что и своя Мерилин Монро в картине имеется, но это, кажется, лишнее. Потому что главное — тот легко читаемый гомоэротический подтекст, который обнаруживается при возникновении Феррела и Хедера в кадре, не говоря уже о совместном катании. Многочисленные шутки на эту тему прилагаются. И, как в картине Уайлдера, за ним не кроется никаких бездн — всего лишь мужская дружба, без ехидного словечка «крепкая».
Но даже при таком тематическом разбросе ценность картины видится всё же в другом. В уже упомянутом свойстве — показывать историю, буквально — вести повествование картинками, а не бесконечными диалогами. Может, из-за того, что больше половины фильма умещается на катке, где важны движения, а не слова, может из-за нарочитой имитации спортивной телепередачи со всеми характерными эффектами, но «Лезвия славы» можно смотреть без звука — суть все равно будет передана достаточно точно. Это как фильмы Жака Тати — слова в них не представляют той ценности, какой является визуальная часть картины, и именно она движет собой повествование, вовлекая в него зрителей.
Параллельно обнаруживаются казусы такого подхода — прекрасно видно, что все сцены с фигурным катанием сделаны с помощью наложения двух изображений, на крупных планах это даже режет глаза, хотя понятно, что Феррелл и Хедер никакие не фигуристы. И, учитывая то, что они вытворяют на льду, это вполне оправдывается, тем более авторы это сами прекрасно осознают и в качестве сладкой пилюли подбрасывают сцену с пародией на «Матрицу». Другой эффект, который возникает при просмотре — как будто смотришь не художественный фильм, а телевизионный ситком, выбравший своей жертвой жизнь фигуристов, чему немало способствует клиповый монтаж и якобы остроумные закадровые голоса.
Но, если отбросить глупую добавку «Звездуны на льду», то «Лезвие славы» оказывается слишком неординарным фильмом, чтобы вписать его в жанр спортивных комедий, точнее в те представления, которые большинство из нас о них имеет. Скорее эта история, как каток, где, если не умеешь кататься — выглядит всё банально и плоско. А если наоборот, то повсюду играет “Flash Gordon” в исполнении небезызвестных Queen и тебя охватывает незамутненная ничем радость кинематографа.
До встречи в кино.