Описание фильма

"Жизнь в розовом цвете"   

Название фильма: Жизнь в розовом цвете
Жизнь в розовом цвете
Страна-производитель: Франция — Великобритания — Чехия
Английский: Mome, La
Жанр: драма / музыкальный / биографический
Режиссер: Оливье Даан
В ролях: Марион Котияр, Сильви Тестю, Паскаль Грегори, Марк Барбе, Эмманюэль Сенье, Жан-Поль Руве, Клотильда Куро, Каролин Сиоль, Катрин Аллегре, Жерар Депардье, Манон Шевалье, Жан-Пьер Мартинс, Полин Бюрле, Уильям Армстронг, Доминик Беттенфельд, Элизабет Коммелин
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Жизнь Эдит Пиаф была похожа на сражение, каждый день ей приходилось бороться за право, жить, петь и любить!

Из трущоб Парижа она поднялась на подмостки Нью-Йоркских концертных залов и завладела сердцами всего мира. Ее друзьями были известнейшие люди того времени — Жан Кокто, Марлен Дитрих, Марсель Сердан. Выросшая в жуткой нищете, Пиаф достигла колоссального успеха. Но, взлетев на необозримую высоту, она не смогла не обломать крылья.

Еще:

Жизнь Эдит Пиаф была похожа на сражение, каждый день ей приходилось бороться за право жить, петь и любить! Из трущоб Парижа она поднялась на подмостки Нью-Йоркских концертных залов и завладела сердцами всего мира. Ее друзьями были известнейшие люди того времени - Жан Кокто, Марлен Дитрих, Марсель Сердан. Выросшая в жуткой нищете, Пиаф достигла колоссального успеха. Но, взлетев на необозримую высоту, она не смогла не обломать крылья…

   «La Mome» - «Воробышек» (оригинальное имя фильма)  проходит по всем остановкам беспутного и величественного пути Пиаф.     Полубезумные родители. Детство в Нормандии, в бабушкином борделе, среди добрых ангелов-проституток. Внезапная слепота, исчезнувшая так же внезапно. Нищая богемно-криминальная юность. Эдит поёт на улице и привлекает внимание антрепренёра-ресторатора Луи Леппле (Депардье). Ошеломительный успех в парижских кабаре, последовавшая за этим мировая слава. Все присущие диве с непростым характером черты: истерики, ранимость, бесконечные попойки. Страстный роман с женатым боксёром Марселем Серданом – главной любовью всей переполненной романами жизни Пиаф – с финальной гибелью возлюбленного в авиакатастрофе. Трагическая последняя треть её пребывания на свете: наркомания, букет хронических болезней, абстинентные обмороки прямо на сцене, вынужденные перерывы в гастролях, отчаяние, отказ изношенного организма работать, смерть в 47 лет. Но наряду с этой печальной картиной – острейшее счастье, которое для Эдит Пиаф почти до конца заключалось в слове «петь».

   Поэтому сильнейший, до слёз трогающий кого угодно, момент фильма - когда Пиаф в последний раз выходит на сцену «Олимпии», чтобы спеть знаменитую «лебединую» песню «Non je ne regrette rien».  32-летняя М.Котийяр блестяще играет и нескладную взбалмошную Эдит в молодости, и деградирующую, скрюченную ревматизмом и зависимостью от морфия Пиаф в последние годы (перед смертью Пиаф в свои 47 выглядит на все 70). Помогают Котийар справиться задачей, конечно, помимо гримёров, ещё и партнёры по фильму. Особого восхищения заслуживает игра прекрасно-уродливой Сильви Тестю (Страх и трепет”) в роли Момон – многолетней лучшей подруги Пиаф, которую дива вытащила с парижского дна.

   Режиссёру О.Даану можно, спору нет, предъявить разные претензии  – тем более, что биография Пиаф была объявлена чуть ли не главным французским кинопроектом года и стоит к тому же приличных для европейского кино денег. За скобками картины остались некоторые, далеко не героические эпизоды из жизни певицы. Например, неоднозначное её поведение во время нацистской оккупации: Пиаф не уехала из коллаборационистского Парижа. Не упомянута единственная дочь: не дожив до 2 лет, рождённый в период тяжёлой нужды, ребёнок умер – возможно, от истощения. Вместе с тем Даан, размывая хронотоп, отлично играя живописными панорамами и крупными планами лиц, не заботясь порой о последовательности и психологической логике, строит, как может, из разрозненных фактов трагический миф. В ход идут красивые условности: звёзды складываются в лик святой Терезы, Эдит встречает в кабаке свою опустившуюся мать, окровавленные шприцы устилают гостиничные ковры.

  Но что бы кто ни говорил, степень любви зрителя  к Эдит Пиаф такова, что все придирки и требования документальной честности оставляешь на два с половиной часа «Жизни в розовом цвете». Выбранная Дааном слегка лакированная форма байопика в голливудском духе – на самом деле, в случае Пиаф оборачивается такой стратегией отстранения. Гораздо рискованней было бы как-то мучительно искать язык, адекватный её жизни – что дрожала между порочной богемной вольницей и фатальной обречённостью «проклятого поэта». Достаточно уже того, что весь фильм за кадром звучит её голос захмелевшей богини: Пиаф поёт про la vie en rose (даря фильму Даана международное прокатное название), про печального легионера, уличных девчонок.

Сказка про воробушка
Роман КУЛАНИН

Зерна Московского кинофестиваля начинают давать плоды — на прошлой неделе была в меру артхаусная «Фэй Грим», теперь вот — «Жизнь в розовом цвете», на следующей выходят «Ангелы возмездия». Но остановимся на «Жизни в розовом цвете», у себя на родине названной куда скромнее — La Mome, то есть — «Малыш». Очень странным кажется ограниченный прокат картины — поскольку, в отличие от своих соседей по ММКФ, фильм Даана является вполне себе программным байопиком, без перебежек в трудные для восприятия жанры — может быть, хронометраж в два с половиной часа тому виною? Но, обо всём подробнее.
В последние несколько лет заморских кинематографистов поразил вирус с неприметным названием «музбайопик» — экранизации жизни замечательных, и не очень, поющих людей. За небольшое время активного существования в этом поджанре выработалась система легко уловимых штампов, отчего кажется, все знаменитости буквально с рождения были настроены на один алгоритм — что, однако, не удерживало киноакадемии с завидной регулярностью осыпать создателей и актёров призами. А теперь эта лихорадка перебралась и в старушку-Европу.
Продолжая сложившуюся традицию, Оливье Даан (здесь еще и сценарист) выстраивает историю жизни Эдит Пиаф по принципу, высказанному самой певицей, жить — значит петь, ломая тем самым хронологию повествования. Бедное голодное детство чередуется с роскошью концертных залов, маленькая девочка, которую играют целых две актрисы, сменяется великолепной Марион Котийяр — проходят Первая Мировая война, Вторая, успех, трагическая любовь с Марселем Серданом — и так до логического конца. Понятно, что уместить полвека в два с половиной часа — задача не из легких, но чрезмерные временные скачки поначалу сильно раздражают — хоть конец и известен заранее — неплохо было бы сохранить некую интригу. Правда, к середине фильма режиссёр, похоже, это понимает сам — и надоедливые титры «где» и «когда» выстраиваются в подобие геометрической фигуры, задевающей основные события жизни Эдит Пиаф.
Все было очень даже прелестно, если бы не та чрезмерная сентиментальность, с которой подано происходящее — впрочем, это вопрос уже, скорее, к биографам, нежели кинематографистам. Чаще всего это не чувствуется, благодаря актёрам, потому что Даан собрал цвет французского кинематографа — судите сами, помимо заглавной Марион Котийяр: Эммануэль Сенье, Паскаль Грегори и вездесущий Жерар Депардье.
Расписывать работу Котийяр можно очень долго, в конечном счёте, всё это сводится к известному тезису «играй одноногую лесбиянку — и получишь награду». До таких крайностей, конечно, не доходит, но превращение грациозной красавицы Марион в, мягко скажем, непривлекательную Эдит Пиаф, никакой другой трактовки не оставляет. Даром, что талант и остроумие певицы создают потрясающий эффект сильной женщины — на деле всё куда сложнее, и Котийяр, за что ей вполне заслуженные призы, удивительным образом передаёт это. Константин Сергеевич бы наверняка одобрил.
Остальные именитости делают то, что делали на протяжении последних 20, а то и 30 лет — разыгрывают первоклассную французскую драму. Паскаль Грегори в роли вечного менеджера Пиаф находится в общей тени, в те же редкие моменты, когда камера выхватывает его образ, он выразительно молчит, хмурится и выдает немногочисленные реплики — психологизм, при его-то актерском мастерстве, обеспечен. Эммануэль Сенье повезло значительно больше — ей выпала роль страдающей французской женщины, которая заботится о малышке Эдит — всё это сводится к слезам, крикам и прочим эмоциональностям, если вы хоть раз видели страдающую французскую женщину в кино, то непременно поймёте, о чём речь. И, чтобы окончательно закрепить статус картины, на сцене появляется Жерар Депардье. Актёр, сыгравший почти две сотни ролей, священный монстр французского кинематографа и так далее — в фильме появляется ровно на 15 минут, чтобы показать Эдит путь к славе, наречь Воробушком и умереть при невыясненных обстоятельствах. Вполне достойное применение актёру масштаба Депардье, иначе бы он перетянул всё одеяло внимания на себя, так всегда случается. К счастью, Даан оказался достаточно прозорливым.
Что не отменяет других его качеств. Предыдущим фильмом Даана были «Багровые реки 2», видимо, там сформировался его маленький пунктик — делать крупные планы подрагивающим хэндикамом. Эффект от этого уничижающий — актёры в драматическом накале, что само по себе производит сильное эмоциональное воздействие, так ещё и дрожащий экран — создаётся впечатление, что сейчас всё бабахнет, но нет — план меняется и появляется глупый вопрос зачем? Поскольку в основе любого байопика лежит драма, которая строится преимущественно на крупных планах, привнесение характерной для экшена ручной камеры, ещё и трясущейся, выглядит немного нелепо, тем более, когда на руках такие актёры. Зато на общих планах Даан дает класс — и делает любимый эффект всех фотографов — расфокус на переднем плане, панорамы же, увы, немногочисленные, получаются просто великолепными, почти новый Ангелопулос.
Говорить о звуковом оформлении «Жизни в розовом цвете», признаться, как-то неловко. Что можно сказать о саундтреке, состоящем из двух десятков песен Эдит Пиаф? Наверное, лишь глупо пошутить, добавив слово «шансон», однако кто знает, что такое настоящий шансон, могут оскорбиться — так что лучше пристойно промолчать, упомянув лишь один незначительный пустяк. Картина, как и пара десятков других, заканчивается Non, je ne regrette rien — песней, без дураков, хорошей, но затасканной донельзя — и то, что она использована в картине про её исполнителя, выглядит довольно слабым утешением.
В какой-то мере, структура картины со всеми её плюсами и минусами отражает жизнь Эдит Пиаф гораздо точнее и более изощрённо, нежели происходящее на экране. Безмерный талант певицы сопоставим с колоссальной актёрской отдачей, бесчисленные же глупости Пиаф с режиссёрскими недоразумениями — и то, и другое неразделимо, как части жизни самой Эдит, и в этом роде «Жизнь в розовом цвете» — конечно, идеальный фильм. После которого хочется немедленно обзавестись пластинками Эдит Пиаф и даже мемуарами, чтобы посмотреть — уже во всеоружии — ещё раз.
До встречи в кино.
С сайта kinokadr.ru

Розового не будет

Журнал "Огонек"
Про Пиаф рассказано уже достаточно: и про трудное детство, и про молодость, грехи которой нужно долго и усердно отмаливать, и про мучительную смерть «старухи», так и не дожившей до 50 лет. Идти на этот фильм, желая узнать что-то новое о великой певице, не стоит; никаких открытий режиссер Оливье Даан не делает и делать, собственно говоря, не собирался. Важно здесь другое: попытка противостоять сладенькому голливудскому жанру «из грязи в князи», шаблонному формату американских байопиков, историй, где главный герой (в роли Пиаф — Марион Котиллард) пробивается через тернии к звездам и обретает свое счастье. «Жизнь в розовом свете» — это, напротив, европейское отношение к славе и успеху: более трагическое, хотя и сдержанное, без нюней и соплей. Пиаф действительно много настрадалась на пути к успеху, но, оказавшись на вершине, продолжала точно так же страдать и жертвовать всем ради других. За славу неизбежно приходится платить — и кто знает, какие там цены…
Оливье Даан применил в своем фильме забавный трюк: в течение картины почти нет дневного света; его заменяют прожектора на сцене множественных кабаре и мюзик-холлов. И только в конце полумраку противопоставят синее-синее небо, куда так стремилась эта певчая птица. Подсознательно в течение всего фильма хочется вырваться из полумрака (фильм снят, к счастью, очень динамично), и ты ерзаешь, ждешь, что вот-вот наконец жизнь примет розовые оттенки («Жизнь в розовом цвете» — так называлась известная песня Пиаф), но все заканчивается лишь мраморной, даже не лицом, а маской изможденной к концу жизни певицы. Розового не будет — словно насмехается над тобой в конце режиссер. У кого угодно, но только не у нее.
Это режиссерское «не дождетесь», возможно, и есть самый главный урок фильма.
Елена Барышева

Фильм сквозь слезы

Утро.ру

Из зала люди выходили с заплаканными лицами, сдавали наушники и, всхлипывая, расходились по домам мимо ошеломленных переводчика, работников кинотеатра и жизнерадостных зрителей, спешивших на другие показы Московского кинофестиваля. Те, кто не побывал на премьере "Жизни в розовом свете", не мог не удивиться этим слезам.
Российскому зрителю не надо объяснять, кто такая Эдит Пиаф, – все знают, что ее звали "Воробышек", что у нее был роман с Ивом Монтаном и что она пела "Нет, я ни о чем не жалею!". Но даже в стране, испытывающей к Франции и французской эстраде почти болезненную любовь, жизнь маленькой француженки, оставленной родителями в борделе, на несколько лет потерявшей зрение, покорившей парижскую сцену и тут же обвиненной в убийстве своего "продюсера", снова ставшей звездой, помогавшей Сопротивлению, потерявшей любовь всей своей жизни, попавшей в зависимость от морфина, избавившейся от нее и умершей от рака в возрасте сорока семи лет, почти не известна.
"Маленьким воробышком", прозвищем, данным Пиаф в начале ее карьеры и ставшим ее именем, называется фильм в оригинале. В качестве международного названия ему дали название еще одной ее песни, более известной англоязычной аудитории – "Жизнь в розовом цвете". В кульминационной сцене Пиаф-Котийяр все-таки ожидаемо запоет: "Нет, я ни о чем не жалею". Режиссер и сценарист Оливье Даан выбрал отдельные моменты из биографии Пиаф, расположив их не в хронологическом, а в ассоциативном порядке, в порядке воспоминания или сна. Он не колеблясь расстается с жизненным правдоподобием ради волнующих изобразительных метафор – да и кому нужно это правдоподобие, если оно мешает видеть жизнь в розовом цвете.
"Фильм о музыке и любви. Трагический, романтический блокбастер. Французский материал, международный интерес" – такое сообщение послал Даан продюсеру Алену Голдману, когда у него впервые появилась идея картины о Пиаф. Даан, которому не пришлась впору роль наемного рассказчика триллера, продолжателя дела Матье Кассовица в "Багровых реках-2", нашел себя в этой биографической и, в глубине, автобиографической истории. "Жизнь в розовом цвете" – не биография в прямом смысле, даже не миф о музыканте и его тернистом пути к мечте, как американские биопики вроде "Рэя" или выходящего вскоре на российский экран "Певца". Это история любого артиста, любого творца, выплескивающего в творчестве все – и счастье, и горе, и бесконечную энергию, и смертельную болезнь.
Залог успеха такого фильма – выбор актера на главную роль. Марион Котийяр не запомнилась зрителям после роли верной подруги главного героя в трех "Такси" подряд, и "Сезар" за роль второго плана в "Долгой помолвке" Жана-Пьера Жене сделал ее известной лишь во Франции. После премьеры "Жизни в розовом цвете" на открытии Берлинского кинофестиваля она не только стала национальной героиней, но и получила мировую известность, а заодно сомнительный титул "французской Анджелины Джоли". Почти два с половиной часа она проживает на экране жизнь Пиаф – от ранней юности до мучительных предсмертных лет, когда певица не то, что не могла петь – почти не могла говорить. Иногда в кадре слышен голос самой Котийяр, но чаще она поет под фонограмму Пиаф, до этого прокрутив множество раз пленки с записью самой певицы, переняв все малейшие ее жесты, манеры, паузы для взятия воздуха.
Котийяр в фильме поддерживает актерская команда мечты: Сильви Тестю ("Страх и трепет") в роли подруги юности Эдит, Эммануэль Сенье в роли проститутки, приютившей ее в детстве, Жерар Депардье в роли владельца клуба, давшего Пиаф ее первый шанс, и ветеран французского кино Катрин Аллегре в роли ее бабушки.
Фильм Даана многое берет от "большого французского стиля", от роскошных картин Рене Клера пятидесятых, красочных экранизаций Андре Юннебеля шестидесятых, глянцевых ретро-постановок Режиса Варнье девяностых. И все же фильм не был погребен под многочисленными декорациями, не убит переподготовкой, как нередко случается с французскими проектами "на экспорт". В нем, как в неправильном, ни на что не похожем голосе Пиаф, осталась легкость и прерывистость дыхания, шероховатость и пробирающая до слез правда живого исполнения. Вызвать у зрителя слезы не так сложно, как думают. Сложнее снять фильм, на котором не стыдно заплакать. Даану, Котийяр и Пиаф это удалось.
Наталья Рябчикова

Сквозь разовые очки

ИД "Коммерсантъ"

Новая кинобиография Эдит Пиаф (La Mome) в нашем прокате называется "Жизнь в розовом цвете". Хотя в ней полно горестей, страданий и ударов судьбы, Андрей Плахов учуял типичный для жанра байопика всепобеждающий исторический оптимизм.
Пиаф шагает по планете. Картина Оливье Даана с Марион Котийяр в бенефисной роли выходит в российский прокат, уже обкатанная на фестивалях (от Берлинского до Московского) и во множестве стран (от Швеции до Сингапура). В некоторых ей дали свое название: "Страстная жизнь Эдит Пиаф", "Ни о чем не жалею", "Парижский воробей". Только во Франции фильм посмотрели 5 млн зрителей, что позволяет расценить эту постановку как национальный проект французской киноиндустрии. Что касается США, где происходит часть действия картины, прокат был ограниченным, а результаты скромными. Но это не помешало американским газетам печатать фотографии исполнительницы главной роли с подписью "Марион Котийяр готовится к штурму 'Оскара'", а ведущему критику Роджеру Иберту сделать сомнительное признание в том, что "Жизнь в розовом цвете" -- один из лучших байопиков, которые он видел в своей жизни.
Если не бросаться в преувеличения, можно сказать, что это солидное костюмное кино, в котором освоен 25-миллионный бюджет, а сюжет рассказан хоть и клочковато, но доступно даже тем, для кого имя Пиаф не звучит легендарно. Ее мать-алкоголичка пела в кабаке и подрабатывала на панели, отец был циркачом, бабка заправляла кухней в борделе. Эдит стала уличной певицей, а когда ее настигла слава, сохранила простонародную резкость и, прямо скажем, сволочной характер. В богеме охотно приняли этого уличного зверька, умевшего издавать неподражаемые звуки. В ее жизнь вошла череда покровителей, поклонников, случайных мужей и любовников, которых она бросала так же легко, как в детстве ее саму. Но однажды она полюбила по-настоящему, ее избранник Марсель Сердан оказался великим боксером, но больше всего на свете любил свою свиноферму. Неизвестно, удалось бы Эдит увести его от жены и свиней, но Сердан разбился на самолете, а Пиаф дожила на морфине до ранней старости и мучительной смерти.
В фильме показаны все эти события, как будто специально сочиненные для грандиозной мелодрамы, а некоторые еще и присочинены, например поход маленькой Эдит к храму святой Терезы, которая возвращает ей утраченное зрение. В качестве спутницы для этого паломничества к девочке пришлось приставить проститутку Титин (Эмманюель Сенье), якобы заменившую героине мать: невинный мелодраматический вымысел. Вообще же, в фильме с трудом помещаются реальные персонажи, сыгравшие заметную роль в жизни Пиаф,-- от ее первого импресарио Луи Лепле, которого играет сам Жерар Депардье, до Марлен Дитрих (которой молва приписывает роман с французской певицей) и Шарля Азнавура в куда более скромном исполнении. Разумнее всех поступили Жан Кокто с Ивом Монтаном, оставшись за кадром: шансов блеснуть у них в этой монодраме особенно не было.
В ней безраздельно царит Марион Котийяр, которая в жизни больше похожа на Анастасию Заворотнюк, зато в фильме -- "вылитая Пиаф". Госпожа Котийяр не напрасно готовится к "Оскару", поскольку там обожают именно такие перевоплощения, когда хорошенькая актриса по пять часов перед каждой съемкой уродует себя с помощью самого беспощадного грима. Как выдающаяся подражательница, она точно копирует пластику и жесты Пиаф, сутулость и неловкость ребенка, капризом судьбы превращенного в диву.
Добиться большего, однако, ей мешает структура фильма, напоминающая мюзикл, где драматические сцены представляют собой, по сути, переходы от одного музыкального номера к другому. Мелькающие без всякого хронологического порядка эпохи (от первой мировой до начала 60-х) не тянут даже на иллюстрации, нет в них и спонтанной образной силы. Бог бы с ним, но феномен Пиаф состоял также из ее странных отношений со временем. Никто толком не знает, как она пережила немецкую оккупацию, и фильм предпочитает обойти этот скользкий момент. Не объясняет он и почему эта простолюдинка выразила экзистенциальную тревогу, охватившую европейскую элиту середины прошлого века, и стала символом единения французского общества.
В фильме нет ощущения того, что Эдит Пиаф (как и умерший в тот же самый день Жан Кокто) завершают растянувшуюся на целый век романтическую эпоху "проклятых поэтов", абсента и кокаина, культа личности и "вечных ценностей". На смену им пришла массовая культура виртуального разового потребления, к которой относится и "Жизнь в розовом цвете". Даже в финальной сцене, где смертельно больная Пиаф поет в зале "Олимпии" знаменитое "Я ни о чем не жалею", трагизм оттесняется на задний план оптимистическим пафосом. О чем жалеть, если образ стал брэндом, голос вышел в тираж, а злосчастная судьба готова предоставить сюжет для новых кинобиографий еще много, много раз.
Андрей Плахов

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#