"Грязные делишки"
Название фильма: | Грязные делишки |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Dirty Deeds | ||
Жанр: | комедия / детектив | ||
Режиссер: | Дэвид Сизар | ||
В ролях: | Брайан Браун, Тони Коллетт, Джон Гудман, Сэм Нилл, Сэм Уортингтон, Кести Морасси, Уильям МакИннес, Эндрю С. Гилберт, Гарри Уэдделл, Феликс Уильямсон, Билли Браун | ||
Год выпуска: | 2002 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Сидней, 1969 год. Все прекрасно в жизни гангстера Барри Райана. С наплывом американских солдат, приезжающих в Австралию из Вьетнама для поправки здоровья, его преступный бизнес процветает как никогда. Барри "пасет" бордели, подпольные клубы и нелегальные казино, и даже коррумпированный инспектор полиции Рэй не осмеливается "вставлять ему палки в колеса". Опасность приходит совсем с другой, неожиданной стороны. Чикагская мафия отправляет через океан парочку "славных парней" и дает им задание "ощипать" чересчур зарвавшегося "антипода". Зажатый в угол, Барри решает преподать заносчивым янки наглядный урок австралийского гостеприимства...
Далеко от Москвы
Текст: К. Тарханова (с Сайта Филм Ру)
Квадратно-гнездовая криминальная драма "Грязные делишки", пытающаяся местами быть боевиком, а местами — комедией, свидетельствует не только, что глухая провинция не всегда называется Конотоп, а вполне может быть Сиднеем. Еще четче фильм Дэвида Сизара подводит черту под кино XX века. В нем все есть, как у Райкина, но чего-то все время не хватает. XXI века нет, что по ходу просмотра приводит к мысли, а может, его вообще нет?
И ни при чем здесь факт, что действие "Грязных делишек" разворачивается в 1969 году. Это только дало возможность стилизации — шляпки с полями на тетках и дядьках, темные очки типа "стрекоза", нецветные телевизоры. Стилизация в фильме есть, все профессионально. Сюжет "ретро" не менее убедителен. К австралийскому главному рэкетиру, прекрасно чувствующему себя при доме с бассейном, жене, сыне, любовнице, двух подручных и одном придурочном конкуренте, нагрянули две беды — племянник, вернувшийся из Вьетнама, эдакий скупой рыцарь без страха и упрека, и пара нью-йоркских коллег с заданием съесть его бизнес. Мы вам — одноруких бандитов нового поколения, вы нам — хозяйство в лавке. Одного подручного шлепнули, другому нельзя больше верить, племянник спину прикроет, зато уведет любовницу. Рэкетир матюкнулся, в который раз договорился с единственным верным другом — инспектором местной полиции, и разрулил ситуацию по-нашему, по-австралийски. Все в принципе достоверно: тихая кровавая стрельба, сухая бескрайняя пустыня, ржавые форды-пикапы, человеческие отношения.
За отношения отвечает букет шикарных актеров. Рэкетир — Брайан Браун ("Иллюзия убийства", "Поющие в терновнике"), старший нью-йоркский коллега — коэновский Джон Гудман ("Большой Лебовски", "Бартон Финк"), жена — Тони Коллетт ("Свадьба Мюриэл", "Часы"), инспектор — Сэм Нилл ("Мертвый штиль", "Пианино"). Они в принципе плохо играть не умеют, все — звезды масштаба наших "мхатовских стариков", но у Нилла как самого занятого на съемки было только две недели, поэтому выложился особенно сполна. Легкая невозмутимость абсолютно продажного мусора, который ночью, увидев кровавую кашу, устроенную другом Брауном из предателя и конкурента, моментально соображает: "Какая трагедия! За что они двое убили друг друга?!" — это очень даже неплохо.
Вон сколько всего есть. Есть, где улыбнуться и где отвернуться. При этом кино как кино совершенно безнадежно. Нет предмета. Ежу понятно, что либо Браун ситуацию разрулит, либо не разрулит. В одном случае будет подобие комедии, в другом — подобие триллера. Но из сегодняшнего дня еще понятней, что и в 1969 году, когда мужик не в системе, не политик и не магнат — значит, провинциал, мелочь, частный случай. Лишь в своем узеньком мирке он может наивно чувствовать себя главным, но даже "все, собираю вещи, еду в Конотоп" — это тоже старый анекдот, очень старый, больше не работающий. Таких мирных рэкетиров больше нет и не может быть, наивность не прощается даже на старте, даже на необитаемых атоллах Тихого океана, и ничто не спасет "Грязные делишки" от мелкотемья, связанного с отсутствием реального конфликта между обывателем и системой. Не спасает бесстрастие интонации, не спасает философически-поэтическая концовка. Ах, деньги, большие деньги разлетятся по пустыне за спинами уходящих бывших бандюков, решивших любить друг друга и честно готовить пиццу, так как это дело они тоже любят. Ах, любовь скроет нас в шалаше.
Система в тысячу раз хитрее любого шалаша, а также дома с бассейном, жены, любовницы, двух подручных, одного придурочного конкурента, и это сегодня знал бы даже маленький сын, а фильм об этом без понятия. Поэтому, когда ему дают два местных "Оскара" и еще две номинации и рекламируют как "Крестного отца" из страны "Крокодила Данди", как-то неловко за австралийцев. "Крестный отец" все-таки тоже снимался в XX веке и смотрится сегодня лишь классически-ностальгически.