"День начинается"
Название фильма: | День начинается |
|
|
Страна-производитель: | Франция | ||
Английский: | Jour se leve | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Jour se leve | ||
В ролях: | Жан Габен, Жаклин Лоран, Рене Бержерон, Марсель Перес, Мади Берри, Рене Женен, Жюль Берри, Арлетти, Жак Баумер, Бернар Блие | ||
Год выпуска: | 1939 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
Превосходный пример французского поэтического реализма и, возможно, лучшая из нескольких совместных работ режиссера Марселя Карне и сценариста Жака Превера. Жан Габен в роли Франсуа, потертого жизнью, романтического одиночки, который забаррикадировался в своей квартире после совершения преступления на почве страсти — он убил развратного Валентина (Жюль Берри). Пока полиция окружает его дом в Нормандии, Франсуа вспоминает (в виде ретроспекции) двух женщин, которых он любил — Франсуазу (Жаклин Лоран) и Клару (Арлетти) — и Валентина, мужчину, который причинил горе им обеим. Каждый нюанс постановочных качеств фильма реализован с поразительным опытом, но, вероятно, самое внушительное — это работа художника-декоратора Александра Траунера — угол городской улицы с плакатами рекламы Дюбонне — один из наиболее запоминающихся в истории кино. Скорее поэтичный, чем реалистичный, это больше всего фильм настроения, но, несмотря на оптимизм иронического названия, печаль и отчаяние доминируют. Ирония отражалась и в событиях реальной жизни того времени. Фильм вышел на экраны незадолго до того, как Париж был оккупирован, а граждане, такие, как Франсуа, оказались в безвыходной ситуации. Заметив такое сходство, правительство Виши запретило картину как "деморализующую". В Голливуде был сделан римейк "Долгая ночь" (The Long Night). Снята лента в черно-белом изображении.
Еще: "День начинается" - четвертая совместная работа режиссера Марселя Карне и поэта Жака Превера. Оба создателя фильма сыграли заметную роль в формировании понятия "поэтический реализм" - крайне модного в предвоенной Франции направления, выведшего на экран симпатичного и благородного героя-маргинала (рабочий, дезертир, поэт, мечтатель), преследуемого неумолимой судьбой. Именно в фильмах "поэтического реализма" был сформирован габеновский миф. Привычный сейчас формальный прием вынесения финальной сцены в начало был не понят современниками, что заставило режиссера ввести пояснительный титр.
В 1947-м американец Анатоль Литвак снял голливудский римейк картины под названием "Длинная ночь" (THE LONG NIGHT) с Генри Фонда в главной роли, однако в Америке картина не имела и тени успеха французского оригинала