"Долгое жаркое лето"
Название фильма: | Долгое жаркое лето |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Long Hot Summer, The | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Мартин Ритт | ||
В ролях: | Мартин Ритт Пол Ньюмэн, Джоэнн Вудворд, Энтони Франчоза, Орсон Уэллс, Ли Ремик, Энджела Лэнсбери | ||
Год выпуска: | 1958 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
Замечательный фильм, прекрасно передающий дух прозы Уилльяма Фолкнера, основанный на нескольких его произведениях. Ньюман стал звездой (приз "Канн-58" за лучшую мужскую роль), сыграв чужака, мастера на все руки, взбудоражившего покой в семье патриарха-южанина, привыкшего к бесприкословному повиновению. Он решил задержаться в этом маленьком южном городке и жениться на дочери Уэллса. (М. Иванов)
Замечательный фильм, прекрасно передающий дух прозы Фолкнера, главную роль в котором блистательно исполнил Пол Ньюман (приз "Канн-58" за лучшую мужскую роль), сыграв чужака, мастера на все руки, взбудоражившего покой в семье патриарха-южанина (Орсон Уэллс), привыкшего к беспрекословному повиновению.
Молодой парень Бен Квик (Пол Ньюман) путешествует по южным штатам Америки, где имеет опасную репутацию не только «перекати-поля», но и поджигателя ферм. Когда он вынужден бежать после очередного обвинения в поджоге, судьба забрасывает его в небольшой городок Френчменс Бенд, где он, возможно, задержится: попав в дом самого богатого человека во всей округе, старика Уилла Варнера (Уэллс выглядит по-царски с черными косматыми бровями), энергичный и обаятельный Бен так очаровал старика, что тот не только дал ему работу и поселил в своем огромном доме, но и “отдал ему приказ” жениться на его дочери Кларе (Джоанн Вудворд), пообещав огромное приданое! Появление блистательного Бена вызвало сильную ревность сына Уилла (Э.Франчоза), довольно ленивого, всем занятиям предпочитающего утехи с юной женой (Л. Ремик), и недовольство их образованного соседа, многолетнего ухажера Клары, который не спешит делать ей предложение, а лишь продолжает твердить, что ценит в ней «самодостаточную личность”. Страсти вокруг Бена накаляются; но все же главное поле битвы фильма выясняется сразу: это - перепалки между Беном и Кларой: остроумные, очень эротичные; порой они явно наслаждаются этими стычками, порой их переполняет настоящая злость - так что можно поверить, что эти двое действительно ненавидят друг друга. И, надо сказать, ситуация этому способствует: Бен обижен тем, что его отвергают как недостойного мужлана с плохой репутацией; Клару (она работает местной учительницей, перед сном ее ждет томик стихов Джейн Остин, ей 23 года, - по местным меркам - старая дева, отец постоянно упрекает ее этим, требуя внуков) приводит в ярость факт, что ее “продают” как породистую лошадь за большое приданое. Какую самодостаточную, цельную личность не возмутит такое наглое навязывание ей чужой воли? Даже если к человеку, которого ей навязывают, ее неудержимо, мучительно влечет, и именно что сексуально. Весь свой гнев оскорбленного самолюбия Клара обрушивает на голубоглазого Бена (“он слишком красив, чтобы быть хорошим актером” - объясняли киноакадемики тот факт, что много раз номинировали Ньюмана на Оскар, но не награждали им, - и. конечно, ошибались). “Когда-нибудь вы проснетесь с улыбкой на губах” - кричит Бен Кларе в одной из их перепалок. “Мне этого недостаточно!” - кричит в ответ Клара. Необходимо смещение ситуации, чтобы открыть дорогу чувствам героев... Искры между Беном и Кларой так и летают (ее холодная чопорность выгодно оттеняет его животный магнетизм). Это была первая совместная работа Ньюмана с Вудворд, незадолго до этого ставшей его женой; - потом они сделали еще много фильмов вместе. ("Сексуальность со временем ослабевает, и красота увядает, но быть замужем за человеком, который заставляет тебя смеяться каждый день, ох, теперь это большое удовольствие!" - Джоанн Вудворд, 2007 год.)
Южные штаты США — своеобразное государство в государстве (это признают все жители Нового Света). Здесь своя речь, своя психология, свой склад характера. Под грубой и неприветливой оболочкой надо разглядеть живую душу местных жителей и почувствовать настоящее южное гостеприимство, о котором так много писали американские литераторы, в т.ч. Уильям Фолкнер, по произведениям которого поставлено “Долгое жаркое лето”: отличные работы Ньюмана и Д Вудворд, четко выверенное операторское решение, изобилующие бойкими фразами диалоги и залитые солнцем ландшафты штата Миссисипи. Мартин Ритт всегда славился умением собирать у себя на съемочной площадке отличный актерский коллектив и добиваться от артистов и технического персонала максимально качественных результатов. Ради достижения своей цели он был готов даже идти на крайние меры. Известен случай, когда постановщик выкинул славившегося своей напористостью и неуживчивостью Орсона Уэллса из своей машины посередине болота и предоставил ему возвращаться в отель самостоятельно, после чего титан мирового кино, по слухам, стал как шелковый.